Этноспихологические особенности украино-американских деловых отношений
За последние годы контакты между украинскими и американскими предпринимателями во всех областях резко расширились и продолжают расширяться. Именно поэтому в мире особое внимание уделяется тому, как ведут переговоры представители нашей страны.
По мнению многих специалистов, украинский стиль значительно отличается, например, от американского, характерные черты которого в нашем понимании — напористость, агрессивность, грубость. И это вызывает у наших участников переговоров недоумение, а иногда и нежелание вести дальнейшие переговоры. Однако дело в том, что американские предприниматели получают образование, ориентированное на напористость, и этот момент надо учитывать.
Другая отличительная сторона украинского стиля состоит в том, что мы обращаем внимание скорее на общие цели и относительно мало уделяем внимание тому, как их можно достичь. В то же время вопрос, как достичь той или иной цели, является ключевым, например, для американских участников переговоров. Такое расхождение в отношении деталей может затягивать выработку совместных договоренностей, а в некоторых случаях вообще тормозить процесс.
Подходя к решению проблем на переговорах, украинские предприниматели предпочитают действовать осторожно, не рисковать. В случае, если существует выбор между более или менее рискованными вариантами решения, наверняка будет выбран второй вариант. Боязнь риска ведет за собой и ограничение инициативы. Поэтому по крайней мере до недавнего времени украинские участники переговоров скорее реагировали на то, что предлагал партнер, чем выдвигали собственные варианты решения.
По мнению американских исследователей, украинские предприниматели понимают компромисс в основном как сближение позиций на основе взаимных уступок, и это вынужденное и временное явление. Отсюда ориентация не на то, чтобы выйти за рамки первоначально заданных позиций, а попытки искать решения именно внутри этих позиций.
Как утверждают западные исследователи, украинская тактика ведения переговоров отличается еще и тем, что наша сторона часто в начале переговоров старается занять прочную позицию, характеризующуюся значительным завышением требований. Затем после длительных дискуссий происходит сближение позиций сторон. При этом уступки нашими предпринимателями рассматриваются как проявление слабости, поэтому делаются весьма неохотно. Часто используются приемы, направленные на получение преимуществ в ходе переговоров.
Особенностью поведения украинских участников переговоров, отмеченной американскими исследователями, является также быстрая смена настроений и установок в отношении партнера: то крайне дружеское расположение, то проявление официальности, исключающее любые личные симпатии.
В последние годы десятки тысяч украинских и американских предпринимателей садились за стол переговоров, но результатом большинства таких встреч было отсутствие реального бизнеса. Данный факт обусловливает необходимость исследования различий в тактике ведения деловых переговоров и бизнеса между украинскими предпринимателями и представителями деловых кругов других стран
Раздел 3 КЛАССИФИКАЦИЯ ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ЗНАЧЕНИЕ РЕЛИГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ОБЩНОСТИ. НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЯХ
Глава 1 ЗНАЧЕНИЕ РЕЛИГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ОБЩНОСТИ
Религия, так же как язык и обычаи, является созданием человеческого общества. Как язык хранит в себе религиозные предания, из которых каждый приобретает собственную религиозность, так из нравов возникает особенно ценимый и почитаемый круг религиозных обычаев и культов. Именно поэтому психология религии может быть определена как часть этнической психологии. Религия способна мобилизовать людей, обращаясь к их преданности ценностям.
Верить означает знать, что то, во что верят, исполнится на самом деле. Каждый человек верит по-своему, несмотря на свои сомнения и свои познания в современной науке. Точные науки не дают нам ясных ответов на наши вопросы о границах Вселенной, о том, почему мы живем и что происходит с нами после физической смерти. Вокруг нас господствуют хаос, суматоха, войны, нищета. В этой ситуации религия вносит порядок в хаос тем, что она вводит Бога как управителя и мыслителя в неразгаданном нами «мировом плане». Он руководит и думает за людей, берет за руку и указывает правильный путь, дает здоровье, утешает и лечит. Однако в мире существует множество религиозных течений, которые, в свою очередь, влияют на психологические особенности этнических общностей. Очевидны различия в психологии таких религиозных течений, как, например, ислам и христианство, что определяет отношения между исповедующими их этническими группами.
Религия воздействует как на сознание, так и на бессознательное масс, изменяя соответствующим образом коллективное бессознательное. Однако не религия формирует этнические общности, наоборот, отдельные этносы создают свою систему верований. Не существует таких религий, которые были бы ложными. Все они отвечают данным условиям человеческого существования. Одновременно с самим созданием религиозного течения этнос применяет религиозный символизм, черпая его из недр своего коллективного бессознательного. Например, австралийцы делали эмблемами своих племен самые простые существа, обитающие вокруг них.
Религия оправдывает себя потому, что она в глазах масс оправдывает и превозносит общество. Таким образом, религия укрепляет этнос, являясь дополнительным связующим звеном группы. Именно посредством нее этническая группа передает составляющим ее индивидам часть своей индивидуальности. ОднакоС. Московичи, например, справедливо утверждает, что «ни одна религия не может быть любовью, не являясь ненавистью».* Действительно, как утверждаетРаймон Арон, «сущностью религии будет внушение людям фанатичной преданности отдельным группам и закрепление преданности каждого на сообществе, а тем самым, враждебности к другим».** Для того чтобы поверить в реальность группы и ее целей, необходимо предварительно поверить в силу ее иллюзии, эмблемы или символа, которые ее представляют. Этническая группа, не соблюдающая этих правил, уклоняющаяся от них, ослабляется, распыляется, теряет влияние на своих членов. Примером этому могут служить страны исламского мира, которые сохранили свою индивидуальность на протяжении многих веков именно благодаря сильной религиозности их членов. Ислам для них — основа централизации, законности и стабильности. Феномен этнической устойчивости исламских стран состоит в том, что, определяя главной фигурой пророка Мухаммеда, они стабилизируют административную систему. Кто бы ни стал имамом или главой государства, народ его поддержит, ибо так соизволил Аллах. Одновременно с этим религия устанавливает моральные нормы, облегчающие управление в пределах этноса.
* Московичи С. Машина, творящая богов. — М., 1998. — С. 74.
** Цит. по: Московичи С. Машина, творящая богов. — С. 74.
Однако с точки зрения этнической психологии религия является отражением знаний о той или иной группе. Этнос, создающий религиозное течение, отражает в нем свою психологию. Так, по мнениюК.Г. Юнга, Бог совпадает с комплексом представлений, объединившим в себе наибольшую сумму психической энергии. Следовательно, содержание религиозного течения в этносе отражает его психический склад.
По положению религии в обществе можно судить о происходящих в нем процессах. Так,Э. Дюркгейм пишет: «Поскольку боги являются всего лишь коллективными персонифицированными идеалами, то всякое ослабление веры свидетельствует о том, что сам идеал ослабляется; а он не может ослабляться иначе, как если оказывается пораженной сама социальная жизнеспособность. Одним словом, народы неизбежно умирают, когда умирают боги, если боги являются ничем иным, как народами, мыслимыми символически».*
* Durkheim E. Textes — Paris, 1899. — Т.2. — Р. 30.
Таким образом, для превращения религии индивида в функцию этноса у него необходимо отнять все прочие зависимости и обусловленности. Религия дает этносу необходимый запас прочности против многообразного воздействия извне. Вероисповедание становится исповеданием определенных коллективных убеждений. Церковь, по утверждениюК.Г. Юнга, «ничуть не меньше подчеркивает идеал общности, а там, где церковь слаба, как в протестантизме, там болезненно ощущаемая утрата связей между людьми компенсируется надеждой и верой в «чувство общности».*
* Юнг К..Г. Аналитическая психология. — М., 1995. — С. 126.
Как отмечаетГ. Лебон в своей книге «Психология толп», «благодаря верованиям, люди каждой эпохи окружены сетью традиций, мнений, привычек, от ига которых они не в состоянии избавиться и которые обусловливают их взаимное сходство Эти верования управляют людьми так же, как и вытекающие из них обычаи, руководящие всеми малейшими актами нашего существования настолько, что даже самый независимый ум не может совершенно освободиться от их власти».* В подтверждение этомуГ. Лебон, сравнивая влияние на массы Тиберия, Чингисхана, Наполеона и Моисея, Будды, Магомета, приходит к выводу о том, что «заговор может свергнуть тирана, но что он может сделать против какого-нибудь прочно установившегося верования».**
* Ле Бон Г. Психология толп. — М., 1998. — С. 212.
** Там же.
Общеизвестно, что все основные религии — буддизм, христианство, ислам — вызывали массовые обращения среди целых рас, которые формально сразу их принимали. Однако при более внимательном рассмотрении видно, что принятие новой религии заключалось лишь в изменении названия старой. Изменения верований при переходе от одного народа к другому могут быть и столь значительными, что вновь принятая религия не имеет ничего общего с религией, название которой она сохраняет. Так, например, китайский буддизм настолько сильно отличается от буддизма Индии, что вначале долгое время рассматривался учеными как самостоятельная религия. Другим примером может послужить ислам, который, несмотря на простоту монотеизма, имеет резкие отличия в Саудовской Аравии, Индии и ОАЭ. Однако наиболее ярким примером может явиться Алжир Он заключает в себе два абсолютно различных народа: арабов и берберов. Оба данных народа исповедуют ислам, но от ислама первых до исламизма последних очень далеко. Полигамия Корана у берберов превратилась в моногамию, а сама религия представляет собой соединение ислама с язычеством, берущим свои истоки со времен Карфагена.
Таким образом, определенная этническая группа перенимает религию только в том объеме, который совпадает с ее психологией. Со временем религия принимает все новые и новые очертания, видоизменяясь вместе с характером этноса. Именно это обусловливает различия течений в пределах одной религии.
Глава 2 ВОЗМОЖНОСТЬ ИДЕНТИФИКАЦИИ ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ ПО КЛАССИФИКАЦИИ К.Г. ЮНГА
Анализируя этническую общность, необходимо осуществлять целостный подход к этому элементу как к единой биологической структуре. Рассматривая каждого отдельного члена данной группы, невозможно прийти к какому-либо однозначному выводу. Это происходит потому, что анализ особенностей отдельного человека требует личностного подхода к нему, с учетом всех изменений в его жизни, психике, с определением его жизненных мотивов. Однако в связи с этим утрачивается какая-либо общность его психики с психикой других членов данной группы. Действительно, психика всех людей индивидуальна и проводить четкое разделение между психикой представителей одной этнической общности и других этносов невозможно. Одновременно с этим очевидно, что такие различия объективно существуют. Причина этого явления состоит в том, что внутри каждой этнической общности существуют определенные правила ее функционирования и жизнедеятельности, проявляющиеся в морали, культуре, обычаях. Они, в свою очередь, формируют специфические особенности, отмечаемые представителями других этносов, имеющих отличные от данных «правила».
Данное утверждение можно доказать при помощи анализа психической структуры, например, украинской диаспоры. Анализ показывает, что большинство этнических украинцев, проживающих длительное время за рубежом, практически целиком утратили психологические особенности, присущие их предкам, и приобрели новые качества психики, характерные для коренного населения страны проживания. При этом этническое большинство не замечает существенного различия между своими психологическими особенностями и особенностями диаспоры. Это происходит в силу потери связи с автохтонной украинской культурой и обществом и проявлением в инородной среде индивидуальных особенностей психики.
Таким образом, в однородной этнической среде проявляются индивидуальные психологические особенности ее членов, в то время как в мультиэтническом обществе более заметны этнические особенности психики отдельных индивидов. Данные особенности отмечаются членами противоположного этноса, то есть для представителя этноса «А» будут заметны различия в его психологии и психологии представителей этноса «Б», однако он практически никогда произвольно не выделит особенности психики представителя своего этноса («А»). При этом психологи отмечают интересное явление: когда индивид оценивает представителя другой этнической общности, то невольно старается обратить внимание только на отрицательные качества. Подобный подход ошибочен, если речь идет об объективном рассмотрении предмета исследования: начинает превалировать предубеждение, являющееся, в сущности, срабатыванием механизма психологической защиты — проекции. Наиболее правильным в данном случае представляется подход к проблеме, исходя из метода перенесения своей личной оценки на позицию представителя той нации, которая характеризуется.
Этнические особенности психики различных народов необходимо рассматривать как результат функционирования совокупности культуры, обычаев, религии и морали данного этноса. Применение типологии личностиК.Г. Юнга к этническим общностям, таким образом, описывает психические особенности этноса с точки зрения психологической оценки его культуры, обычаев, религии и морали. Поэтому мы можем определить психологический тип отдельного этноса, исходя из характеристики продуктов его функционирования. Рассмотрев некоторые этнические общности, мы пришли к выводу о том, что все они могут быть отождествлены с тем или иным психологическим типом концепцииК.Г. Юнга.
Данная концепция представляет собой не что иное, как отражение информационной модели сознательного и подсознательного уровня человека. Однако и общество обладает сознательным и бессознательным (коллективное бессознательное) уровнем психики. Так как эти уровни формируются из совокупности подобных психических конструкций каждого отдельного члена группы, то справедливым будет и утверждение относительно отождествления каждого отдельного этноса с психологическим типом. При этом сохраняются вся структурная модель этого типа: сознание типа — сознание всех членов этноса, которое формирует, например, общественное мнение; бессознательное типа — коллективное бессознательное этнической группы, в которое входят, например, архетипы.
Проанализировав отдельно каждую из вышеперечисленных этнических групп, приходим к следующей психологической классификации этнических общностей:
Таблица 1