Современные научные направления психологии и педагогики и их взаимосвязь

Школы психологии. Чаще всего выделяют пять наиболее значимых направлений (школ) современной психологии. Их возникновение и развитие касалось также изменения в предмете педагогики, хотя в педагогике смена предмета науки не была такой бурной, а сам предмет не отличался разнообразием.

v Психология сознания. У.Джемс об учителе.

Родоначальником первой крупнейшей психологической школы на рубеже 20 века явился американский психолог Уильям Джемс (Джеймс). Джемс определял психологию «как описание и объяснение состояний сознания как таковых». Определяя границы психологии, Джемс утверждал, что психология представляет собой такую научную дисциплину, которая должна основательно и документально изучать все возможные состояния психики, их происхождение и связь с физическими и физиологическими показателями, чтобы приносить пользу образованию, медицине и любой другой человеческой деятельности, которая нуждается в контроле разума. Однако, основное внимание им было направлено на сознание, поэтому возглавляемая им школа определяется как «психология сознания».

Каково же содержание сознания?

Джемс предложил рассматривать сознание как нечто похожее на поток или речку. Мысль непрерывна. Наблюдая за собственными мыслями с помощью метронома (как это делал и В.Вундт в своих исследованиях элементов сознания), Джемс отмечал, что мысли меняются (они дискретны, прерывисты): каждое биение мысли, угасая, передает свое поле и силу другой мысли. Далее он уточнил свою метафору – сознание - скорее много ручейков, потоков, текущих одновременно. Современные исследования сознания показывают, что в содержании, а также в структуре и форме самой мысли все постоянно изменяется.

Джемс отмечал, что прерывность сознания есть, но она не сопровождается личной непрерывностью. Он приводил пример, когда мы просыпаемся утром, то никогда не задаемся вопросом «Кто это проснулся?». Мы не чувствуем необходимости обратиться к зеркалу, чтобы удостовериться, мы ли это. Нам не нужно подтверждения, что мы проснулись с тем же сознанием, с которым легли спать.

У.Джемс имел свое видение процесса обучения, опиравшееся на его общепсихологические постулаты. Он высказывал предположение, что дети от рождения наделены интересом и способностью к учению. Однако, успех обучения во многом, по Джемсу, зависит от учителя. Ученик учится успешно, в первую очередь, потому, что учитель дает правдивую информацию по своему предмету, что он в состоянии понять особенности психики обучающихся и по возможности относится к ним сочувственно, а также постоянно поощряет в учащихся влечение к одному предмету, или к одной идее (поддерживает развитие внимательности и заинтересованности).

Будучи создателем философского направления, названного прагматизмом, Джемс требовал, чтобы содержание излагаемого предмета имело отношение к жизни и интересам учащихся. Достоинством преподавателя считал умения, с помощью которых он, зная что-то сам, может показать учащимся связь между изучаемым предметом и потребностями обучаемого (какой далекой не была бы эта связь). Джемс отвергал наказания в любом их проявлении; считал, что лучше занять обучающегося интересной работой.

v Бихевиоризм. Торндайк и Скиннер об образовании и воспитании.

Бихевиоризм – второе большое направление американской психологии, возникшее на рубеже 19-20 веков. Предметом изучения психологии бихевиористы считали поведение. Отрицая сознание, как предмет научного исследования, пионеры этого направления сводили психику к различным формам поведения, которое понималось как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды (S→R). Родоначальником поведенческой психологии считается Э.Торндайк. Им было описано научение методом проб и ошибок. Торндайк сформулировал в 1898 году «закон эффекта». Из этого закона следовало, что действия, которые не ведут к достижению цели от пробы к пробе, сокращаются и тормозятся; если же предыдущая попытка была эффективна (вела к цели), то новая становится более эффективной. На основе «закона эффекта» строится «кривая научения».

Торндайком при моделировании поведения были выявлены и другие закономерности научения: закон упражнения, предполагающий пропорциональную зависимость реакции на ситуацию с частотой повторения связи со стимулом и ее силой; закон готовности, который гласит, что упражнения меняют, усиливают готовность организма к проведению нервных импульсов; закон ассоциативного сдвига – если при одновременном действии раздражителей одни из них вызывает реакцию, то и другие приобретают способность вызывать ту же реакцию.

На основе своих экспериментальных исследований Торндайк предложил новую систему обучения в школе того времени. Он трактовал все стороны психики учащегося как реакции его поведения на известные стимулы; сводил весь воспитательный процесс к видоизменению прирожденных и выработке приобретаемых в процессе накопления опыта реакций. Воспитание адресуется от учителя к учащемуся, оставаясь при этом глубоко индивидуальным. Их отношения подобны дуэту, но ведущая партия отдана учителю. Он остается высшей инстанцией, источником света и поучения.

Теоретическим лидером и одним из основоположников бихевиоризма, как самостоятельного направления в психологии, является Дж.Уотсон. Им был введен термин «бихевиоризм», определены основные понятия и задачи. Психология, с бихевиористической точки зрения, есть чисто объективная, экспериментальная область естественной науки. Дж.Уотсон считал, «с точки зрения бихевиориста подлинным предметом психологии [человека] является поведение человека от рождения до смерти». Основной целью психологии должно быть описание, предсказание и управление поведением, а ее девизом – формула связи единиц поведения: «стимул → реакция» (S→R).

Последовательно и непримиримо защищал постулаты ортодоксального бихевиоризма Б.В.Скиннер, но его больше интересовал процесс, который следует за реакцией. Он назвал его «оперантным обусловливанием». «Оперантное обусловливание, - писал Скиннер, - это не дергание за ниточки, чтобы человек танцевал, это определенное устройство мира, в котором человек будет делать нечто, что повлияет на мир, а это, в свою очередь, повлияет на самого человека».

Оперантное обусловливание, по Скиннеру, лежит в основе обучения. Поощряя или наказывая, можно сформировать определенный стереотип поведения не только у животных, но и у человека. Подкрепление может быть позитивным или негативным.
И те, и другие стимулы формируют и регулируют поведение. Поэтому «все поведение можно расценивать, как обусловленное сочетание позитивных и негативных стимулов». У людей это более завуалировано, но суть остается та же. Деньги и пища – основные позитивные подкрепления. Боль, страх, голод – основные негативные подкрепления. У человека мощным стимулом подкрепления является еще слово. Поэтому к базовым подкреплениям добавляются, как позитивные, власть и слава, так и негативные – страх и унижение. Работы Скиннера заложили психологические и методологические основы современного программированного обучения (см. подробнее тему «Образование и самообразование»). Идя вслед за Торндайком, он оставляет роль первой скрипки в обучении учителю (правда, при программированном обучении им становится отдаленный от обучающегося составитель программы обучения).

v Когнитивная психология и обучение.

Предметом когнитивной психологии являются познавательные процессы. Представители этого направления убеждены, что когнитивные процессы действуют не случайным образом, а организованным и систематизированным путем. Поэтому часто человеческая мысль рассматривается подобной компьютеру, а человек представляется как информационный процессор, который поглощает информацию из внешнего мира, кодирует и интерпретирует ее, хранит и восстанавливает.

Это направление в психологии в настоящее время ближе всего к традиционному пониманию термина «наука». Отмечается, что, естественно, процессы, которые когнитивные психологи изучают, не являются непосредственно наблюдаемыми. Нельзя «влезть» в голову человека и наблюдать за тем, как протекают, например, процессы памяти. Однако, когнитивные психологи подчеркивают, что проникновение в познавательные процессы возможно благодаря выведению умозаключений из поведения индивида, при условии, что такие выводы подкрепляются объективными, эмпирическими данными. Поэтому ими часто используется экспериментальный метод, в котором придается особое значение объективности, контролю и воспроизводимости. Кроме того, когнитивные психологии пытаются изучить прямо не наблюдаемые психические процессы с помощью гипотетических (вероятностных) моделей, часто с использованием компьютера. Модель может затем быть проверена экспериментально или другими способами и, в свете полученных в исследовании данных, может быть уточнена или заменена новой моделью. Моделирование оказалось ценным и плодотворным способом получения новой информации в когнитивной психологии.

v Психоанализ. А.Адлер и воспитание личности.

Это направление связано с именем Зигмунда Фрейда, создателя метода лечения неврозов и теории, объясняющей роль бессознательногов жизни человека и развитии общества. В настоящее время психоанализ представляет собой разветвленное, неоднородное психологическое направление, достаточно часто описываемое как психодинамическое. В психоанализе реальностью признается психическое, имеющее свою собственную природу и подчиняющееся особым закономерностям, далеко не всегда имеющим аналог в физическом мире. Отличается бессознательное и от процессов сферы сознания. Таким образом, предметом психологического исследования, с точки зрения психоаналитика, являются содержательные характеристики бессознательного психического. В противовес Джемсу, Фрейд считал, что сознание не столь значимо для душевной жизни человека. Лишь «Я» относится к сфере сознания, связывает внутренний душевный мир человека и внешнюю реальность.

Психоаналитическое направление в большей степени повлияло на педагогику воспитания (в узком смысле этого слова), чем на разработку вопросов дидактики (теории обучения). Самые большие заимствования характерны для идей Альфреда Адлера. Его разработки, касающиеся творческой энергии личности, возможности компенсации неполноценности (особенно органической), формирования способности к сотрудничеству и др. активно используются учителями при формировании личности ребенка (см. подробнее тему «Жизненный стиль и становление личности»). Он считал, что самое важное для индивидуума - это развитие у него чувства включенности в некое более крупное социальное целое в качестве неотъемлемой части. Человеку предоставлен большой выбор различных вариантов жизни. Главная движущая сила личности – стремление к совершенству или к превосходству. Это утверждение перекликается с положениями одного из самых молодых направлений психологии – гуманистическим.

v Гуманистическое направление психологии. А.Маслоу о современном понимании образования.

В течение многих лет в психологии доминировали две большие школы. Первая школа – это школа психоаналитиков с их акцентом на инстинктивном, иррациональном в людях, влияющем на суть бессознательного; вторая - бихевиористов, которые рассматривали людей как механические существа, контролируемые воздействиями окружающей среды.

К средине двадцатого столетия, появляется третья школа. Она предлагает свой взгляд на человеческое существо как на свободное и полностью индивидуальное, с потенциалом для роста и самоактуализации. Это направление получило название гуманистического. Два лидера представляют гуманистический подход – это Карл Роджерс (1902-1987) и Абрахам Маслоу (1908-1970).

Его основными принципами являются:

· психология могла бы заниматься субъективным, осознаваемым опытом индивида; это часто обозначается как феноменологическая точка зрения;

· придается особое значение уникальности каждого человеческого существа и свободе людей в выборе их собственной судьбы;

· человечество рассматривается как стремящееся к достижению своего потенциала – достижению максимального личностного роста без индивидуальных ограничений: гуманистический взгляд оптимистичен;

· наибольшая значимость психологии могла бы заключаться в помощи людям максимально раскрыть их потенциал психологического роста;

· использование научных методов не соответствует изучению человеческих существ.

Контрольные вопросы к теме №1

1. Дайте определение категорий «психология», «педагогика».

2. В чем состоят различия между научной и житейской психологией?

3. Что является предметом психологии и педагогики?

4. Дайте характеристику основным направлениям в исследовании психики человека.

5. Объясните сущность взаимосвязи психологии и педагогики как наук.

ТЕМА 2. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ

Наши рекомендации