Критерии и шкалы оценивания результатов изучения дисциплины

Оценивание производится по 5 бальной шкале:

Отметка «отлично» ставится, если:

знания отличаются глубиной и содержательностью, дается полный исчерпывающий ответ, как на основные вопросы билета, так и на дополнительные;

студент свободно владеет научной терминологией;

ответ студента структурирован, содержит анализ существующих теорий, научных школ, направлений и их авторов по вопросу билета;

логично и доказательно раскрывает проблему, предложенную в билете;

ответ характеризуется глубиной, полнотой и не содержит фактических ошибок;

ответ иллюстрируется примерами, в том числе из собственной практики;

студент демонстрирует умение аргументировано вести диалог и научную дискуссию.

Отметка «хорошо» ставится, если:

• знания имеют достаточный содержательный уровень, однако отличаются слабой структурированностью; содержание билета раскрывается, но имеются неточности при ответе на дополнительные вопросы;

• имеющиеся в ответе несущественные фактические ошибки, студент способен исправить самостоятельно, благодаря наводящему вопросу;

• недостаточно раскрыта проблема по одному из вопросов билета;

• недостаточно логично изложен вопрос;

• студент не может назвать авторов той или иной теории по вопросу билета;

• ответ прозвучал недостаточно уверенно;

• студент не смог продемонстрировать способность к интеграции теоретических знаний и практики.

Отметка «удовлетворительно» ставится, если:

содержание билета раскрыто слабо, знания имеют фрагментарный характер, отличаются поверхностностью и малой содержательностью, имеются неточности при ответе на основные вопросы билета;

программные материал в основном излагается, но допущены фактические ошибки;

студент не может обосновать закономерности и принципы, объяснить факты;

студент не может привести пример для иллюстрации теоретического положения;

у студента отсутствует понимание излагаемого материала, материал слабо структурирован;

у студента отсутствуют представления о межпредметных связях.

Отметка «неудовлетворительно» ставится, если:

• обнаружено незнание или непонимание студентом сущностной части социальной психологии;

• содержание вопросов билета не раскрыто, допускаются существенные фактические ошибки, которые студент не может исправить самостоятельно;

• на большую часть дополнительных вопросов по содержанию экзамена студент затрудняется дать ответ или не дает верных ответов.

6.2.2 Практические задания (в соответствии с таблицей 6.1)

1) типовые задания (вопросы).

Раздел 1.

Задание 1. Основные этапы развития феминистких и гендерных исследований.

Цель: сформировать представление студентов о предмете и цели дисциплины, о понятийно-категориальном аппарате, о гендерных особенностях современного общества.

Вопросы и задания для обсуждения:

1. Охарактеризуйте гендерологию и феминологию как наука и учебную дисциплину.

2. Причины возникновения феминологии как науки. История преподавания феминологии в России и за рубежом.

3. Понятие, объект, предмет и теоретико-методологическая база феминологии.

4. Структура феминологии как учебной дисциплины.

5. Понятие гендерологии, ее объект и предмет.

6. Причины возникновения гендерологии как науки.

Раздел 2.

Задание 2. Вопросы и задания к теме: Введение в феминологию и гендерологию.

1. Какой тип социальной политики в отношении женщин и мужчин как социально-демографических общностей характерен для современной России?
2. Прослеживается ли преемственность в российской государственной политике в отношении женщин на протяжении ХХ и ХХI вв.?
3. Видите ли Вы противоречия в политике в сфере занятости в отношении женщин? Если да, то какие?
4. Ваше мнение, правомерно ли запрещать принимать на работу женщин на профессии с вредными для здоровья условиями труда? Что это, по Вашему мнению, забота о здоровье женщин или дискриминация по признаку пола?

Раздел 3.

Задание 3. Вопросы и задания к теме: Гендерная социализация личности.

Форма проведения занятия: защита рефератов, дискуссия.

Тема дискуссии: Роль семьи и социального на гендерную социализацию ребенка.

Материалы: реферативные сообщения студентов.

Вопросы для обсуждения:

1. Динамика усвоения половой роли в детстве.

2. Гендерные различия в социализации детей разного пола.

3. Психологические механизмы полоролевой социализации: ожидания и подкрепления, осознание половой социальной роли, идентификация.

Раздел 3.

Задание 4. Вопросы и задания к теме:Гендерные аспекты социализации личности.
1. Вспомните, какие гендерные нормы (в поведении, интересах, навыках и умениях) Вы усвоили в детском и подростковом возрасте.
2. Под чьим влиянием сформировались Ваши ценности, сделан выбор профессии, выбрана цель в жизни (матери, отца, сестры, брата, подруги, друга, бабушки, дедушки)? Оцените свой жизненный выбор с позиции гендерного подхода, насколько нейтрально от Вашей гендерной идентичности Вы его сделали?
4. Какие качества Вы бы хотели воспитать у своих будущих детей («мужественные», «женственные», «андрогинные»)? Обоснуйте Вашу точку зрения.

Раздел 3.

Задание 5 (исследовательские проекты) к теме: Исследования гендерных различий.

Цель: изучение методов исследования гендерных различий.

Вариант 1.Исследование гендерной идентичности.

Практические

Цель: Изучение способов исследования особенностей гендерной идентичности личности.

Оснащение:

• Опросные бланки методики «Кто Я?»

• Опросные бланки методики «Я женщина/мужчина» со списком незаконченных предложений.

• Опросник С. Бэм.

Этапы исследования:

1. Заполнение опросников.

2. Обработка результатов.

3. Обсуждение результатов.

4. Предоставление протоколов результатов исследования.

Вариант 2: Исследование гендерных стереотипов личности.

Цель: формирование личностной гендерной позиции студента через самостоятельную практическую работу по выявлению гендерных стереотипов.

Порядок работы. Занятие проводится в виде семинара, на которых студенты выступают с сообщениями о заранее проведенном исследовании.

Варианты исследования:

1. Исследование гендерых стереотипов у несовершеннолетних.

Методы исследования: ассоциативный эксперимент со словами-стимулами; ассоциативный эксперимент с картинками; работа со сказкой; наблюдение; проективный метод (динамический рисунок); наблюдение.

2. Гендерные стереотипы у подростков.

Методы исследования: тестирование, проективные методики.

3. Гендерные стереотипы в зрелом возрасте, их позитивные и негативные воздействия.

Критерии оценки исследовательского проекта:

Отметка «отлично» ставится, если изложенный в отчете материал:

• отличается глубиной и содержательностью, соответствует заявленной теме;

• четко структурирован, с выделением основных моментов;

• грамотно, с адекватной терминологией, без грамматических ошибок представлен в тексте;

• в полной мере отражает полученные данные;

• адекватно иллюстрирован;

• доклад сделан кратко, четко, с выделением основных данных;

• на вопросы по выполненной работе получены полные исчерпывающие ответы. Отметка «хорошо» ставится, если изложенный в отчете материал:

• характеризуется достаточным содержательным уровнем, но отличается недостаточной структурированностью;

• интерпретация полученных данных не достаточно полная;

• иллюстрирован не полностью или не совсем правильно;

• в тексте есть грамматические ошибки;

• доклад по проекту длинный, не вполне четкий;

• на вопросы по выполненной работе получены полные исчерпывающие ответы только после наводящих вопросов, или не на все дополнительные вопросы.

Отметка «удовлетворительно» ставится, если изложенный в отчете материал:

• не достаточно раскрыт, носит фрагментарный характер, слабо структурирован;

• интерпретация полученных данных не полная;

• иллюстраций нет или они не отражают полученные данные;

• в тексте много грамматических ошибок;

• доклад по проекту не сделан или отличается слабой ориентированностью в излагаемом материале;

• на вопросы по выполненной работе не были получены ответы или они не были правильными.

Отметка «неудовлетворительно» ставится, если:

• работа не выполнена;

• работа выполнена частично, в работе обнаруживается ошибки по содержанию в сущностной части гендерологии;

• иллюстраций нет;

• доклад по проекту не сделан или отличается слабой ориентированностью в излагаемом материале;

• на вопросы по выполненной работе не были получены ответы или они не были правильными.

Раздел 4.

Задание 6. Вопросы и задания к теме:Гендерные отношения в контексте социокультурной организации общества.

1. Есть ли, на Ваш взгляд, принципиальные отличия в образе жизни, ценностных ориентациях женщин и мужчин? Надо ли их устранять?
2. В чем заключаются гендерные различия в здоровье мужчин и женщин?
3. Как Вы понимаете содержание репродуктивных прав женщин и мужчин? Ваше отношение к абортам?
4. С какими специфическими проблемами встречается женщина в профессиональной деятельности, производственном коллективе и как их разрешить?

Раздел 4.

Задание 7. Вопросы и задания к теме: Гендерный анализ межгрупповых отношений.
1. Не считаете ли Вы, что традиционный мужской стиль жизни не соответствует современным социальным условиям, что это слишком большая цена за господствующее положение в обществе? Обоснуйте Вашу точку зрения.
2. Выскажите свое мнение о причинах резкого сокращения продолжительности жизни мужчин.
4. Надо ли изменять роль мужчины в семье и в каком направлении? Какими способами?
5. Назовите сферы общественной жизни, в которых мужчины имеют явные преимущества или, наоборот, ущемляются их права.
7. С какими трудноразрешимыми проблемами встречается современный российский мужчина на производстве?

Раздел 4.

Задание 8. Вопросы и задания к теме: Гендер в сфере межличностных отношений.

1. Какой тип семейных отношений (традиционный, эгалитарный, смешанный) Вы бы выбрали для своей будущей семьи?
2. В чем, на Ваш взгляд, заключается гендерная асимметрия в сфере домашнего труда?
3. Что мешает супругам равномерно распределить семейные обязанности?
4. Ваше мнение о проблеме оплаты домашнего труда.
5. Каковы, на Ваш взгляд, пути повышения роли отца в семье?

6. Справедливо ли закрепление за мужчиной роли «добытчика» в современных условиях? Какими последствиями это оборачивается для самого мужчины?

Раздел 5.

Задание 9. Тема:Гендерные аспекты социальной работы с мужчинами и женщинами.

Ситуационные задачи

Задача 1.

Какой принцип феминистской социальной работы означает, что представители общественных движений за гражданские права, члены женских организаций имеют право голоса и самостоятельного определения своих проблем? Обоснуйте свой ответ.

Задача 2.

Какой принцип феминистской социальной работы означает, что нельзя достигать цели с помощью принудительных, несправедливых, жестоких или патерналистских методов? Обоснуйте свой ответ.

Задача 3.

Какой принцип феминистской социальной работы делает акцент на власти в социальной работе, скорее, как на факторе, необходимом для создания условий деятельности других, нежели как на господстве? Обоснуйте свой ответ.

Наши рекомендации