Построение пространства реконструкции структуры и актуалгенеза психологического субъекта
5.1. Многомерное шкалирование всего массива переменных
Проводили многомерное шкалирование матриц, включающих (1) весь набор переменных, посредством которых описывается СИЗ, оценива-
стр. 32
ются характеристики предметной и социальной компетенции, а также (2) только переменные, входящие в логическое "ядро" множества (см. табл. 6). Размерность решений в сравниваемых случаях была одинаковой, а конфигурации размещения объектов в пространстве принципиально не отличались друг от друга, поэтому результаты шкалирования представлены подробно для всего массива данных.
Соотношение величин S -стресса для двух-, трех-, четырех- и пятимерных моделей (для полного набора переменных соответственно: .0154, .0062, .0051, .0039; для ядра: .132, .0049, .0028, .0020) позволило принять трехмерное решение как оптимальное в обоих случаях.
Расположение объектов полного набора переменных в пространстве показано на рис. 3, А, Б, В в проекциях на плоскости D1-D2, D1-D3, D2-D3. В расположении всех показателей не выявлено какой-либо преимущественной ориентации - коэффициенты корреляции (Rs) для всех осей не превышали по абсолютной величине .039 при р - .841, df= 29, т.е. общая конфигурация облака достаточно сферична. Переменные, характеризующие СИЗ, показали тесную связь для осей D1 и D2 (Rs = .580, р = .048, df= 12). Для переменных, представляющих оценки предметной и социальной компетенции, такой связи не выявлено (для всех пар осей Rs < .260, р > .297, df= 17). Показатели СИЗ, характеризующие САС и СПС, расположены в пространстве неравномерно. В плоскости D1-D2 показатели САС преимущественно смещены в зону положительных значений осей, а СПС - в зону отрицательных. Их разделенность в пространстве видна также на плоскостях D1-D3 и D2- D3.
Переменные, характеризующие предметную и социальную компетентность, размещены в пространстве пересекающимися группами, объединяющими показатели мотивации (обозначены "М" на рис 3, А, Б, В), социальной компетенции (черные точки), интеллекта (треугольники), когнитивных стилей ("К"). Хотя эти группы занимают довольно ограниченные области пространства, для них не выявляется никакой специфической ориентации по отношению к пространству; ни одна из них не продемонстрировала настолько же определенной связи с осями пространства, как показатели СИЗ.
5.2. Многомерное шкалирование наиболее согласованной и надежной совокупности переменных
На всем множестве переменных, описывающих СИЗ, оценивающих характеристики предметной и социальной компетенции (см. табл. 5), осуществляли процедуру последовательного исключения переменных и определяли подмножество, обладающее наиболее высокой внутренней согласованностью оценок. В результате в состав наиболее надежной и согласованной совокупности вошло 16 переменных: все оценки интеллекта по Амтхауэру (переменные N 1 - 4, табл. 5) и социального интеллекта (переменные N 5 - 8), оценка уровня морального развития (N 11), факторная оценка мотивационного профиля (N 12), факторные оценки характеристик СИЗ (N 20, 23 и 25) и актуализации составляющих СИЗ (N 16 и 17), а также оценки полезависимости-поленезависимости (N 26). Коэффициент ?-Кронбаха для этого набора переменных составил .715 - величину, достигающую нижней "границы приемлемости". Коэффициент согласия оценок был достаточно высоким (W = .85). Средняя оценка консистентности значений по 16 переменным достоверно отличалась от нуля ( R intraclass =. 14; нижняя граница 95%-ного доверительного интервала: .08, верхняя: .21).
Значения S -стресса для двух-, трех-, четырех- и пятимерных моделей составили .0161, .0078, .0061, .0044; это соотношение позволило остановиться на трехмерном решении.
В распределении точек в трехмерном пространстве выделяется плотная группа в окрестнос-
Рис. 2. Дендрограмма кластеризации всего массива переменных. Метод "Between Group Lineage". Вертикальная линия показывает количество выделенных кластеров. Римские цифры - номера кластеров. Обозначения переменных даны в табл. 5.
стр. 33
Таблица 6. Сопоставление кластерной структуры множества переменных, характеризующих СИЗ, предметную и социальную компетентность
Переменные | Положение переменных в кластерной структуре и способы классификации | Состав "ядра" кластерной структуры | |||||||
Все переменные совместно | Психологические оценки | Характеристики СИЗ | |||||||
Furthest Neighbor | Within Group Lineage | Between Group Lineage | Furthest Neighbor | *Within Group Lineage | Furthest Neighbor | Within Group Lineage | Between Group Lineage | ||
Imds1 | II | II | II | II | II | II | |||
Imds2 | II | II | II | II | II | II | |||
Imds3 | I | I | I | I | I | I | |||
Imds4 | II | I | II | I | II | ||||
Itnzt | I | I | I | I | I | I | |||
Itnzm | I | I | I | I | I | I | |||
Ifnd | II | I | II | I | II | ||||
Isis_5 | II | II | II | II | II | II | |||
Isis_6 | II | II | II | I | II | ||||
Isis_7 | II | II | II | I | II | ||||
Isis_8 | I | II | II | I | II | ||||
Irot_stn | I | I | II | II | I | ||||
Kolb_11** | II | II | II | II | II | II | |||
Мот_1 | II | II | II | II | II | II | |||
Мот_2 | II | I | II | II | I | ||||
Мот_3 | I | I | I | II | I | ||||
T_real | I | I | I | I | I | I | I | ||
Акт_1 | II | II | II | II | II | II | II | ||
Акт_2 | I | I | I | I | I | I | I | ||
Акт_3 | I | I | I | I | I | I | I | ||
Акт_4 | III | II | III | II | III | II | |||
Diff_l | II | II | II | II | II | II | II | ||
СИЗ_1 | II | II | II | II | II | II | II | ||
СИЗ_2 | II | II | II | II | II | II | II | ||
СИЗ_3 | II | II | II | II | II | II | II | ||
СИЗ_4 | II | II | II | II | II | II | II | ||
СИЗ_5 | I | I | I | I | I | I | I | ||
СИЗ_6 | I | I | I | I | I | I | I | ||
Clust_8 | I | I | II | II | II | II |
Примечание. Во всех случаях в качестве меры расстояния использовали "city- block".
* Кластерная структура для психологических характеристик при внутри- и межгрупповом методах кластеризации не различалась, поэтому приведены результаты только для одного из них.
** Кластер II идентифицировали по положению переменной Kolb_11 (оценки уровня морального развития по Колбергу), а при кластеризации характеристик СИЗ - по сохранению ими соседства в кластере. Жирная линия разделяет психологические оценки и дескрипторы СИЗ.
ти начала координат (рис. 4). В нее вошли оценки интеллекта по Амтхауэру, социального интеллекта, полезависимости-поленезависимости, а также характеристики СИЗ и актуализации ее составляющих. Как и при анализе других наборов переменных, в этом облаке характеристики САС и СПС также расположены раздельно. В общей конфигурации выделяются две пары точек, одна из которых ориентирована вдоль оси D1 - переменные, представляющие оценки морального развития (N 11) и характеристики циклических стратегий (N 25) (см. [8]), а другая - вдоль оси D3 - переменные, описывающие состав актуализированной совокупности базовых компонентов СИЗ (N 16) и
стр. 34
Рис. 3. Расположение точек, представляющих оценки характеристик СИЗ, предметной и социальной компетенции, в трехмерном пространстве (процедура многомерного шкалирования ProxScal). А - проекция облака точек на плоскость D1-D2; Б - на плоскость D1-D3; В - D2-D3. Соответствие номеров точек названиям переменных дано в табл. 5.
Крестиками помечены переменные СИЗ (дифференцированность СИЗ - 29); прямоугольниками обведены характеристики САС (переменные 17, 18, 21, 25), овалами - СПС (16, 19, 20, 22 - 24, 28). Точки - оценки социального интеллекта (7 - 10), локуса контроля (27), уровня морального развития по Колбергу (11); треугольники - оценки интеллекта по Амтхауэру (1 - 4), К - когнитивные стили (5, 6, 26); М - мотивационный профиль личности (12 - 14), t - оценка времени принятия решения в игре (15).
Рис. 4. Расположение точек, представляющих совокупность переменных, отобранных по величине коэффициента ?-Кронбаха, в трехмерном пространстве (процедура многомерного шкалирования ProxScal). D1, D2, D3 - оси пространства. Соответствие номеров точек названиям переменных дано в табл. 5. Обозначения, как на рис. 3.
Полярное положение пар переменных 11, 25, а также 12 и 16 показано штриховыми линиями, их соединяющими. Схема организации пространства представлена сверху справа.
фактор, отображающий стенические потребности роста (N 12). Эти, возможно, ортогональные друг к другу пары переменных занимают также полярные положения на оси D2: они имеют наибольшие веса по всем трем осям пространства.
Таким образом, статистические гипотезы 5 H 1 , 6 H 0 , 7 Н 0 отвергаются.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Все группы оценок, полученных при обследовании испытуемых, находятся в рамках, характерных для данного возраста. Немногочисленные отклонения незначительны по величине. Важно отметить, что результаты, полученные при оценке мотивационного профиля и уровня морального развития, показали приемлемый уровень надежности и согласованности. Распределения переменных не препятствуют их использованию в процедурах многомерного анализа.
Связность всех групп показателей была продемонстрирована уже при расчете парных коэффициентов корреляции. Более веское основание для вывода о сопряженности массива переменных, описывающих СИЗ, актуализацию ее составляющих, характеристики предметной и социальной компетенции, дает достаточно высокая оценка согласованности этого набора переменных по коэффициенту ?-Кронбаха. Следует отметить, что полученная нами значимая корреляционная связь
стр. 35
между оценками интеллекта по Амтхауэру и социального интеллекта не предполагалась Гилфордом, который исходил из представления об ортогональности этих оценок (см. [37]). Однако, судя по современным данным, оценки интеллекта проявляют связь с различными группами индивидуальных психологических характеристик, включая различные показатели социальной компетентности [60, 68].
Кластерный анализ переменных - аспектов описания взаимодействия показал, что в состав выделенных кластеров с незначительными вариациями входят представители всех групп переменных (табл. 6). Даже селекция переменных по степени устойчивости их включения в определенный кластер при применении различных методов кластеризации не нарушает этой тенденции: в состав "ядра" кластеров входят представители всех основных групп. Это позволяет отвергнуть гипотезы о том, что (1) психологические оценки предметной и социальной компетенции индивида как аспекты описания моделей его взаимодействия с миром есть непересекающиеся множества; (2) эти оценки - два одинаковых и два неразличающихся множества.
Кластеризация всего набора переменных, включавшего переменные - аспекты описания взаимодействия и дескрипторы СИЗ и ее актуализации, выделила также два кластера, в которые вошли представители всех групп переменных. Это означает, что они различаются не по соответствию тем или иным методикам, а по другим основаниям. Таким образом, полученные результаты позволяют отвергнуть как неправдоподобные предположения о том, что (1) аспектные описания взаимодействия представляют собой взаимно непересекающиеся множества или (2) неразличающиеся множества.
Сопоставление результатов кластеризации массивов, включающих (1) переменные - аспектные описания взаимодействия, (2) дескрипторы СИЗ и актуализации ее составляющих, и массива, объединяющего (3) и те, и другие переменные, показало, что наиболее устойчиво ведет себя набор переменных, характеризующих СИЗ и актуализацию ее составляющих. Это позволяет предполагать, что переменные именно этой группы составляют структурный центр организации пространства реконструкции субъекта; они описывают СИЗ как подсистему психологического субъекта.
Массив переменных, на основе которых проведено построение пространства реконструкции структуры и актуалгенеза субъекта, неоднороден, так как одни переменные относятся к аспектным описаниям взаимодействия, а другие - к дескрипторам подсистемы субъекта.
Нельзя утверждать, что точки, представляющие переменные, расположены в пространстве равномерно или хаотично: области пространства, занятые переменными, относящимися к определенным группам, с одной стороны, довольно локальны, а с другой - пересекаются. В таком распределении этих показателей, возможно, отражается семантическая неоднородность их групп. Важное различие между переменными - аспектами описания взаимодействия и дескрипторами СИЗ и актуализации ее составляющих состоит в том, что вторая группа переменных занимает протяженную и ориентированную область пространства, образуя облако, главная ось которого не совпадает с осями пространства. Дескрипторы таких составляющих СИЗ, как ассоциативные и пропозициональные семантические сети, тяготеют к противоположным полюсам облака. Эти результаты позволяют высказать предположение о том, что дескрипторы СИЗ и актуализации ее составляющих либо отражают основные свойства пространства реконструкции психологического субъекта, либо их задают.
Полученные результаты дают основания отвергнуть как неправдоподобное предположение о том, что пространство реконструкции психологического субъекта организовано в соответствии с аспектными описаниями взаимодействия.
Особый интерес представляют результаты многомерного шкалирования специально отобранного множества переменных, обладающего достаточно высоким уровнем внутренней согласованности (по коэффициенту ?-Кронбаха) (см. рис. 4). Во-первых, это множество, как вся совокупность переменных, содержит представителей всех групп показателей. Во-вторых, расположение рассматриваемых переменных в пространстве достаточно структурировано. Границы области, занятой точками, определяют две пары переменных.
Можно предположить, что взаимное расположение этих пар переменных проявляет некоторые свойства пространства (рис. 4). Во-первых, оппозицию по оси D2 глобальных, симультанных свойств доменной организации как составляющей САС и мотивации (переменные N 12 и 16), с одной стороны, и интенциональных характеристик моральных суждений и стратегий как составляющих СПС, которые связаны с направленным изменением ситуаций, - с другой (переменные N 11 и 25). Во-вторых, представляется важным общее свойство этих переменных - отношение к развитию субъекта. Таковы - моральное развитие, продолжающееся на всем протяжении жизненного пути (переменная N 11); фактор, отображающий стенические потребности роста (N 12); циклические стратегии (N 25) и доменная организация (N 16) - наиболее длительно развивающи-
стр. 36
еся составляющие СИЗ, "насыщающиеся" только у взрослых (более подробно см. [33, рис. 7]).
Таким образом, для реконструкции пространства субъекта следует использовать переменные (а следовательно, и методические процедуры), которые в явной форме характеризуют этапы его становления. Компонентами такого описания могут быть модели взаимодействия, фиксирующие этапы развития субъекта. Возможно, что в качестве описания структуры психологического субъекта выступит серия пространств или "дерево" пространств, характеризующих различные альтернативы эпигенеза субъекта.
Полученная в работе сопряженность между переменными, характеризующими предметную и социальную компетентность, соответствует представлению о том, что они как аспекты описания целостного психологического развивающего социально- предметного взаимодействия не могут не быть взаимосвязанными. Сопряженность этих групп переменных с дескрипторами СИЗ и процессов ее актуализации позволяет предположить, что их связывают отношения структуры, обладающей статусом существования и являющейся подсистемой психологического субъекта и ее свойств. В пользу этого предположения говорит то, что набор дескрипторов СИЗ представляет собой логическое ядро структуры пространства реконструкции психологического субъекта, а само пространство структурировано в соответствии с дескрипторами СИЗ, а не с аспектными описаниями взаимодействия. В этой связи следует подчеркнуть, что ранее было показано соответствие структурных составляющих СИЗ совокупностям специализированных нейронов [8].
Приведенные результаты обосновывают возможность упорядочения эмпирически многоаспектных описаний взаимодействия, данных в терминах различных индивидуально-психологических характеристик, на основе отношения к структурным составляющим психологического субъекта и их актуализации.
Оси пространства реконструкции структуры и актуалгенеза психологического субъекта через оценки "стенических потребностей роста" и морального развития показали сопряженность с векторами развития. В этом проявляется потребность индивида в самореализации и самоактуализации, что характеризует развитые формы активности как свойства структурной организации психологического субъекта. Интерпретация одной из осей пространства реконструкции как "оси морального развития" согласуется с основными направлениями становления субъекта, личности, индивидуальности. Так, в моральном развитии центральная роль принадлежит формированию ответственности [14] - одному из важных качеств субъекта согласно С. Л. Рубинштейну [3, с. 225-226]. Ответственность за собственные поступки и действия других выделяется как основная личностная черта тех людей, которые предпочитают конструктивно преобразующие стратегии совладания [13]. Э. А. Голубевой отмечено особое положение фактора G Кеттела, в интерпретацию которого входят ответственность, обязательность, стойкость моральных принципов: это единственный фактор, сохраняющий соотношение с ЭЭГ- индикаторами типологических свойств для всех возрастных групп [24], что также может указывать на его связь с вектором развития индивидуальности. Представляется принципиальным, что одна из осей пространства реконструкции отображает свойства структуры, соизмеримые именно с этими качествами субъекта.
Формирование таких составляющих СИЗ, как домены и стратегии, возможно только при взаимодействии с предметной областью - в рамках диады партнер-конкурент в игре. Принимая во внимание все ограничения в рассмотрении диады как социальной общности, эти составляющие СИЗ можно рассматривать как компоненты коллективного субъекта. В пользу данного предположения говорит их принадлежность к тем же осям пространства реконструкции психологического субъекта, что и "стенические потребности роста" и моральное развитие, которые, по определению, не могут сформироваться вне социальной общности. Таким образом, СИЗ может быть рассмотрена как актуальный индивидуальный субъект и как подсистема коллективного субъекта, сформированного в исследовательской ситуации. Для верификации этого предположения необходимо провести сопоставление характеристик СИЗ, формирующихся у партнеров-конкурентов в диаде.
Если принять положение о том, что структура психологического субъекта каждого конкретного индивида представляет собой взаимное перекрытие актуальных индивидуальных субъектов, которые, в свою очередь, являются подсистемами коллективных субъектов, то такой подход, учитывающий единое решение социопсихофизиологической проблемы, позволит преодолеть в исследовании дихотомию социального-индивидуального. При этом предлагаемое решение является более общим, чем при введении понятия "социальная идентичность личности", которое предполагает и персональный, и социальный уровни анализа (см. [16]). Дихотомия социального- индивидуального не может быть устранена, какая бы тесная, надежно и многократно показанная связь между психологическими характеристиками индивидуального и социального поведения конкретного индивида ни существовала. Ее снятие оказывается возможным только потому, что в основе этих феноменов лежат одни и те же структуры - системы моделей взаимодействия индивида как
стр. 37
члена множества социальных общностей с предметными областями.
ВЫВОДЫ
1. Показана сопряженность между переменными, которые характеризуют предметную и социальную компетенцию индивида. Эти переменные принадлежат к двум пересекающимся множествам.
2. Установлена сопряженность между тремя группами переменных, которые характеризуют предметную и социальную компетенцию индивида, и дескрипторами СИЗ и актуализации ее составляющих. Переменные каждой из групп входят в два множества, на которые разделяется весь массив переменных. Переменные - аспекты описания взаимодействия показывают менее устойчивую принадлежность к этим множествам, чем дескрипторы СИЗ и актуализации ее составляющих. Выделена совокупность переменных, в которую входят показатели всех групп, характеризующаяся внутренней согласованностью и надежностью.
3. Для построения пространства реконструкции психологического субъекта достаточно трех измерений. В этом пространстве не выделяется специфических областей для описания предметной или социальной компетенции индивида как аспектов описания взаимодействия. Оно неоднородно по отношению к дескрипторам СИЗ и ее актуализации.
4. Предполагается, что пространство структуры и актуалгенеза психологического субъекта может быть структурировано в соответствии с этапами его становления.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абульханова К. А. Рубинштейн С. Л. - ретроспектива и перспектива // Проблема субъекта в психологической науке. М.: Академический проект, 2000. С. 13 - 26.
2. Абульханова К. А. Рубинштейновская категория субъекта и ее различные методологические значения // Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А. В. Брушлинского и М. И. Воловиковой. М.: Per Se, 2002. С. 34 - 50.
3. Абульханова-Славская К. А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна. М.: Наука, 1989.
4. Аверкин А. Н., Гаазе-Рапопорт М. Г., Поспелов Д. А. Толковый словарь по искусственному интеллекту. М.: Радио и связь, 1992.
5. Александров И. О., Максимова Н. Е. Психология как наука // Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под общей ред. В. Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2003. С. 12 - 27.
6. Александров И. О., Максимова Н. Е. Научение // Психология XXI века / Под ред. В. Н. Дружинина. М.: Per Se, 2003. С. 238 - 267.
7. Александров И. О., Максимова Н. Е. Закономерности формирования нового компонента структуры индивидуального знания // Психол. журн. 2003. Т. 24. N 6. С. 55 - 76.
8. Александров И. О., Максимова Н. Е., Горкин А. Г., Шевченко Д. Г. и др. Комплексное исследование структуры индивидуального знания // Психол. журн. 1999. Т. 20. N 1. С. 49 - 69.
9. Александров Ю. И. Введение в системную психофизиологию // Психология XXI века / Под ред. В. Н. Дружинина. М.: Per Se, 2003. С. 39 - 85.
10. Александров Ю. И., Греченко Т. Н., Гаврилов В. В. и др. Закономерности формирования и реализации индивидуального опыта // ЖВНД. 1997. Вып. 2. С. 243 - 260.
11. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001.
12. Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональной системы. Избранные труды. М.: Наука, 1978.
13. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. журн. 1994. Т. 15. N 1.С. 3 - 18.
14. Анцыферова Л. И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека. (По материалам исследований Л. Колберга и его школы) // Психол. журн. 1999. Т. 20. N 3. С. 5 - 17.
15. Анцыферова Л. И. Психологическое содержание феномена "субъект" и границы субъектно-деятельностного подхода // Проблема субъекта в психологической науке. М.: Академический проект, 2000. С. 27 - 42.
16. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М.: Аспект Пресс, 2001.
17. Брушлинский А. В. Психология субъекта. Программа учебного курса. М.: Институт психологии РАН, 1998.
18. Брушлинский А. В. Деятельностный подход и психологическая наука // Вопросы философии. 2001. N 2. С. 89 - 95.
19. Брушлинский А. В. О критериях субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А. В. Брушлинского и М. И. Воловиковой. М.: Per Se, 2002. С. 9 - 33.
20. Брушлинский А. В. О деятельности субъекта и его критериях // Субъект, познание, деятельность / Под ред. В. С. Степина и др. М.: Канон + ОИ "Реабилитация", 2002. С. 351 - 376.
21. Брушлинский А. В. Психология субъекта и его деятельности // Психология XXI века / Под ред. В. Н. Дружинина. М.: Per Se, 2003. С. 441 - 459.
22. Воронцов Н. Н. Развитие эволюционных идей в биологии. М., 1999.
23. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988.
стр. 38
24. Голубева Э. А. Способности, личность, индивидуальность: взгляд и раздумья психофизиолога. Дубна: Феникс, 2003.
25. Горюнова Н. Б., Дружинин В. Н. Операциональные дескрипторы ресурсной модели общего интеллекта // Психол. журн. 2000. Т. 20. N 4. С. 57 - 64.
26. Донцов А. И., Дубовская Е. М., Улановская И. М. Критерии анализа совместной деятельности // Вопросы психологии. 1998. N 2. С. 61 - 70.
27. Донцов А. И., Стефаненко Т. Г. Социальные стереотипы: вчера, сегодня, завтра // Социальная психология в современном мире / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М.: Аспект Пресс, 2001. С. 76 - 94.
28. Журавлев АЛ. Психология коллективного субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А. В. Брушлинского и М. И. Воловиковой. М.: Per Se, 2002. С. 51 - 80.
29. Знаков В. В. Субъект-объектный и субъект-субъектные типы понимания высказываний в межличностном общении // Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А. В. Брушлинского и М. И. Воловиковой. М.: Per Se, 2002. С. 144 - 160.
30. Знаков В. В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия // Психол. журн. 2003. Т. 24. N 2. С. 93 - 103.
31. Кудрявцев В. Т. Идея субъекта - основание единства отечественного психологического знания // Вопросы психологии. 1999. N 1. С. 123 - 125.
32. Максимова Н. Е., Александров И. О., Тихомирова И. В. и др. Соотношение грамматики и семантики высказываний со структурой индивидуального знания (к проблеме рационального-интуитивного) // Психол. журн. 1998. Т. 19. N 3. С. 63 - 83.
33. Максимова Н. Е., Александров И. О., Тихомирова И. В., Филиппова Е. В. Типология интуитивного-рационального и формирование структуры индивидуального знания // Психол. журн. 2001. Т. 22. N 1.С. 43 - 60.
34. Математический энциклопедический словарь / Гл.ред. Ю. В. Прохоров. М.: Большая российская энциклопедия, 1995. С. 160.
35. Мель Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблемы образа Я в ситуации социального перелома // Вопросы психологии. 1995. N 5. С. 61 - 68.
36. Мильман В. Э. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М.: МГУ, 1990. С. 21 - 43.
37. Михайлова (Алешина) Е. С. Методика исследования социального интеллекта. Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена. Руководство по использованию. Санкт- Петербург: ГП "Иматон", 1996.
38. Олдендерфер Р. К., Блэшфилд Р. К. Кластерный анализ // Факторный, дискриминантный и кластерный анализ / Под ред. И. С. Енюкова. М.: Финансы и статистика, 1989. С. 139 - 214.
39. Осипов Г. С. Приобретение знаний интеллектуальными системами. М.: Наука, 1997.
40. Панов Е. Н. Поведение животных и этологическая структура популяций. М.: Наука, 1983.
41. Панов Е. Н. Бегство от одиночества. Индивидуальное и коллективное в природе и в человеческом обществе. М.: Лазурь, 2001.
42. Пантилеев С. Р., Сталин В. В. Методы измерения локуса контроля // Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева., В. В. Столина М.: МГУ, 1987. С. 278 - 285.
43. Пономарев Я. А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.
44. Пономарев Я. А. Методологическое введение в психологию. М.: Наука, 1983.
45. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: 2001.
46. Пригожий И. Конец определенности. Ижевск, 2001.
47. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983.
48. Ребеко Т. А. Память // Когнитивная психология / Под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова. М.: Per Se, 2002. С. 79 - 114.
49. Ребеко Т. А. Ментальная репрезентация // Когнитивная психология / Под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова. М.: Per Se, 2002. С. 115 - 144.
50. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994.
51. Руководство к применению теста структуры интеллекта Рудольфа Амтхауэра. Обнинск: Принтер, 1993 (перевод и адаптация К. М. Гуревича, М. К. Акимовой, Е. М. Борисовой, В. Т. Козловой, Г. П. Логиновой).
52. Русалов В. М., Наумова Е. Р. О связях общих способностей с интеллектуальными шкалами темперамента // Психол. журн. 1999. Т. 20. N 1. С. 70 - 77.
53. Сергиенко Е. А. Становление субъекта: неоконченная дискуссия // Психол. журн. 2003. Т. 24. N 2. С.114 - 120.
54. Скотникова И. Г. Зрительное различение и рефлективность-импульсивность // Психол. журн. 1999. Т. 20. N 4. С. 82 - 89.
55. Смит М. Б. Гуманистическая психология // Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини и А. Ауэрбаха. М.: Питер, 2003. С. 156 - 159.
56. Сорвин К. В., Сусоколов А. А. Система социологических понятий в кратком изложении. М.: Русская панорама, 2002.
57. Тихомандрицкая О. А. Социальные изменения и изменение социальных установок // Социальная психология в современном мире / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М.: Аспект Пресс, 2001. С. 148 - 161.
58. Ушаков Д. В. Психология одаренности и проблема субъекта // Проблема субъекта в психологической науке. М.: Академический проект, 2000. С. 212 - 227.
59. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М.: Томск, 1997.
60. Холодная М. А. Интеллект // Когнитивная психология / Под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова. М.: Per Se, 2002. С. 241 - 282.
стр. 39
61. Холодная М. А. Когнитивные стили // Когнитивная психология / Под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова. М.: Per Se, 2002. С. 242 - 312.
62. Швырков В. Б. Системно-эволюционный подход к изучению мозга, поведения, психики и сознания // Психол. журн. 1988. Т. 9. N 4. С. 132 - 148.
63. Швырков В. Б. Введение в объективную психологию. М.: Институт психологии РАН, 1995.
64. Шоу М. Ответственность и поведение // Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсики и А. Ауэрбаха. М.: Питер, 2003. С. 519 - 520.
65. Эбелинг В., Энгель А., Файстель Р. Физика процессов эволюции. Синергетический подход. М.: Эдиториал УРСС, 2001.
66. Helkama K. The development of the attribution of responsibility. A critical survey of empirical research and theoretical outline. Helsinki: University of Helsinki, 1979.
67. Kagan J. Reflection-impulsivity: the generality of dynamics of conceptual tempo // J. of abnorm. psychol. 1966. V. 71. P. 17 - 24.
68. Neisser U., Boodoo G., Bouchard Th. Jr. et al. Intelligence: knowns and unknowns // American psychologist. 1996. V. 51, N2. P. 77 - 101.
69. Reber A.S. Dictionary of psychology. L.: Penguin books, 1995.
70. Witkin H.A., Dyk R.B., Faterson H.F. et al. Psychological differentiation. Potomak, 1974.