Теоретические и методические основы 4 страница

1) развивать основную тему очерка, а не исправлять мелкие недо­
статки;

2) использовать резкий контраст (человеку проще сыграть роли,
кардинально отличные от привычных);

3) побуждать к постепенному движению, а не созданию какого-
либо нового состояния (целью метода является не изменение
личности, а побуждение к активному пересмотру собственной
системы ценностей);

4) учитывать актуальность роли (роль не должна противоречить
реальным событиям, которые могут произойти в жизни клиен­
та, она не должна быть оторвана от действительности);

5) принимать во внимание социальное окружение клиента (роль
должна углублять и облегчать межличностные отношения кли­
ента);

6) использовать защитные маски (клиенту, несмотря на то что он
должен играть роль, не следует полностью идентифицировать­
ся с ней, важно осознавать, что он все-таки исполняет нечто
извне заданное).

Последний пункт довольно важен, поскольку делает акцент на решающем значении в достижении изменений сознания, а не под­сознательных механизмов и самовнушения.

Многомерный анализ оценочных решеток

Как мы уже указывали, использование многомерного анализа оце­ночных решеток (факторного, кластерного) не является обязатель-

ным для тренера. Однако если есть такая возможность, ее можно очень эффективно использовать.

К примеру, для каждого участника можно построить факторную модель системы его личностных конструктов и на ее основе уже даль­ше готовить очерк самохарактеристики и очерк фиксированной роли. Кроме того, можно получить такую же факторную модель после за­вершения Программы и сравнить картину до и после участия в Про-


0,0
0,4

1,0

0,6

0.2

-0,2

-1,0

-0,6

-0,8


ДО УЧАСТИЯ В ПРОГРАММЕ
  УМЕНИ АК ЧЦЕВАТЬ "ЕРСТВО ВЕСЕЛОСТЬ    
          КНТЕРЕСНОСТЬ      
/* ЭНЕРГИЧНОСТЬ    
      ТВ ЖИЭ НЕ РАДОСТНОСТЬ СДЕРЖАННОСТЬ ХОЭЯЯСТВЕКНОСТЬи111ИНИЗ Ы1"Г, Г, OTnSTCTBEHHOCTb КОЛЛЕКТИВ ВЕРНОСТЬ СЕРЬЕЗНОСТЬ    
УПРЯМОСТЬ \   СООЕРАЭ1   >
  РАСХОВАНН1 СТЬ
    ЗД ;тенчивость      
       
         
    МУДРОСТ            
         
0.Й
1.2

-0,4

Factor 1

ПОСЛЕ УЧАСТИЯ В ПРОГРАММЕ


теоретические и методические основы 4 страница - student2.ru

-1.0

1,0

1,2


Рис. 7. Факторное поле конструктов до и после участия в Программе

грамме. Это будет очень полезно для тренера (он убедится, что его работа не прошла впустую), для участника Программы (он увидит, что действительно изменился) и для заказчика Программы (ознако­мившись с аналитическим отчетом, он поймет, что не выбросил день­ги на ветер).

Для проведения многомерного анализа мы рекомендуем обратить­ся либо к специалистам, которые могут помочь в проведении тренин­га, либо к справочной литературе: сайт компании StatSoft (http:// www.statsoft.ru); Боровиков В. STATISTICA: искусство анализа дан­ных на компьютере (с CD-ROM). СПб.; Питер, 2003; Боровиков В. Популярное введение в программу Statistica. СПб.: Питер, Компью­терПресс, 2000.

Для демонстрации возможностей факторного анализа мы приве­дем пример из нашего тренинга. Это факторное поле конструктов одного из участников до и после участия в Программе (рис. 7).

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ

Вступительное слово

Мы изменяемся на протяжении всей жизни. Изменяются наши взгляды на мир, мы приобретаем новые знания и умения, сталкива­емся со многими людьми, которые по-разному влияют на нас. Одна­ко эти изменения могут быть спонтанными (случайными), а могут быть запланированы нами с определенной целью. Тренинг представ­ляет собой один из способов достичь сознательных целенаправлен­ных изменений в себе. Сегодня мы с вами начинаем тренинг внут­ренней мотивации, цель которого— изменение доминирующей мотивации на глубинном уровне ценностей.

На наших занятиях мы с вами не только детально познакомимся с понятиями потребностей, мотивов и ценностей, но и проведем глу­бокое изучение вашей собственной жизни и попробуем изменить ее вне границ этой аудитории. Предупреждаю, что работа будет труд­ная, сложная, но чрезвычайно интересная.

Сегодняшнее наше занятие мы посвятим знакомству, углублению знания о себе и об участниках группы, формулированию целей рабо­ты нашей группы и научимся доверять друг другу, так как нам это потребуется не только на занятиях, но и в жизни.

Приветствие

Давайте сейчас поприветствуем друг друга. Предлагаю перед на­чалом каждого занятия тренинга приветствовать друг друга пожати­ем рук. Однако это будет не простое рукопожатие. Пусть каждый из участников группы подойдет по очереди ко всем остальным, скрес­тит свои руки, возьмет в них сложенные накрест руки партнера и во время рукопожатия скажет ему что-то очень приятное (комплимент, пожелания и т. п.).

Давайте это станет нашим ритуалом на открытие каждого занятия.

Правила поведения в группе (Фопель К., 2000)

Поскольку мы проводим наши занятия в форме тренинга, то преж­де, чем мы начнем, давайте познакомимся с основными правилами поведения в группе.

1.Я говорю «я», а не «мы» или «все».Когда я говорю «мы», то не
несу ответственности за свои слова, а кроме того, делаю их поверх­
ностными и менее ценными.

2.Я не использую общие фразы и штампы.Чем больше я говорю
отвлеченно и не конкретно, тем менее эффективными становятся мои
слова. Общие фразы являются формой защиты. Вместо фразы «Все
мужчины эгоисты» следует сказать «Андрей, ты ведешь себя слиш­
ком эгоистично».

3.Я говорю о том, что мешает мне принимать участие в работе груп­
пы.Если в какой-то ситуации я внутренне не готов принимать учас­
тие в выполнении задач, но не говорю этого, то тем самым лишь ме­
шаю себе продуктивно работать. Я должен самсказать, что мне
мешает: «Я не могу сейчас сосредоточиться на нашей теме, так как
мне тяжело отвлечься от своих проблем».

4.Я не говорю о других в третьем лице (он, она), а обращаюсь непо­
средственно к ним.Если в присутствия человека о нем говорят в тре­
тьем лице, у него возникает чувство, что его не замечают или не уважают.

5.Я избегаю закулисных разговоров.Закулисные разговоры приво­
дят к снижению группового единства, а в конце концов, и взаимного
доверия участников группы. Поэтому я ни с кем не перешептываюсь.
Если это делают другие, я спрашиваю их, готовы ли они вынести свои
закулисные разговоры на групповое обсуждение.

6.Я всегда могу сказать «нет».Человек лишь тогда ощущает в себе
силы попробовать новые способы поведения, когда имеет возмож­
ность сам решать, что он может делать и очем говорить.

7.Все, что я здесь говорю и слышу, не выносится за границы группы.
Каждому участнику группы легче и проще открыться, если он уве­
рен, что потом никто никому постороннему об этом не расскажет.

8.Я стараюсь придерживаться принципа «здесь и теперь».Если че­
ловек сосредоточен на своих прошлых или будущих проблемах, он
не может сконцентрироваться на том, что происходит в группе. Вме­
сто того чтобы обсуждать свои планы или говорить о прошлом, я го­
ворю о том, что происходит со мной именно сейчас в группе.

Знакомство (Бачков И. В., 1999)

Упражнение можно проводить, даже если все участники давно знакомы. Поскольку мы не все знаем друг друга, давайте познакомимся. Я предлагаю встать в круг и взяться за руки. Каждый поочередно дела­ет шаг в центр и говорит свое имя в той форме, в которой оно ему больше всего нравится. После этого по моему сигналу мы все делаем шаг вперед и вместе повторяем это имя.

Имя многое может рассказать о человеке, однако намного больше о нем могут сообщить другие люди. Поэтому продолжим наше зна­комство.

Давайте снова встанем в круг. Пусть одна половина круга будет под номером 1, а вторая половина — под номером 2. Посмотрите на центр. Каждый из нас должен пройти через центр этого круга как можно больше раз. Начали.

А теперь каждый номер 2 должен схватить кого-то из команды 1!

Итак, мы разбились на пары. Пусть каждая пара отойдет подаль­ше от других и удобно разместится. Можете сесть. Каждому участни­ку дается 2 минуты, на протяжении которых вы молча смотрите друг на друга. Не обязательно сохранять контакт глаза в глаза, можете де­тально рассмотреть вашего партнера. Время пошло.

Теперь вам дается по 5 минут на каждого. Расскажите своему парт­неру о себе все, что только захотите (конечно, только правду). Парт­нер может задавать вопросы, и вы должны либо на них честно отве­тить, либо объяснить, почему не можете дать ответ. По прошествии 5 минут поменяйтесь ролями.

Давайте снова сядем в круг. Пусть каждый расскажет группе о сво­ем партнере, однако не от своего, а от его имени. То есть вы будете говорить не «Анна — человек очень воспитанный», а «Меня зовут Анна. Я очень воспитанный человек».

Обсуждение, Какие у вас впечатления? Узнали ли вы что-то новое о себе? А о других? Что вы ощущали, когда говорили от вашего име­ни? А когда вы говорили от лица партнера?

Высказывания ожиданий

Итак, мы с вами познакомились. Теперь запишите в своих альбо­мах, с какой целью вы сюда пришли и что вы ожидаете от занятий в этой группе. Сформулируйте свои цели и ожидания максимально четко.

Вообразите себе, что перед вами в любом месте аудитории стоит наиболее решительный человек в мире. Вообразили? Теперь станьте на это место и сообщите свои цели остальным участникам группы.

Обсуждение. Что вы ощущали, когда говорили о своей цели?

Анализ жизни (Фопель К., 2000)

Мы можем много чему научиться у природы. Именно в природе мы наблюдаем постоянные циклические изменения. Все растения и животные проходят через эти изменения. Зима дарит всем покой. Весной жизнь снова просыпается. Летом она полностью расцветает, Осень разрешает собирать урожай, а потом начинается новый цикл рождения и смерти.

Если мы хотим собрать урожай, то постоянство изменений долж­но нас успокаивать. Если же мы привязываемся лишь к мечтаниям о цветении, то этот круг будет нас лишь огорчать. Мы можем достичь зрелости и собрать урожай только тогда, когда поймем и примем,что все идет, исчезает или изменяется, тем самым создавая предпосылки для возникновения чего-то нового.

Пусть эта мысль станет нам отправной точкой для раздумий. Возьмите альбомы и составьте список того, что в вашей жизни отми­рает, становится более слабым, теряет значимость, отходит на второй план. Возможно, заканчивается дружба или работа. Или постепенно становятся иными внутренняя позиция, жизненная философия, по­литические взгляды... Сосредоточьтесь на том, что изменяется, но еще не исчезло до конца.

А теперь составьте еще один список — перечень того, что нахо­дится в стадии развития, того, что еще не стало полноценной частью вашей жизни. Это может быть то, что вот-вот появляется, становит­ся все более важной частью вашей жизни. Возможно, это новая друж­ба, новый интерес, какое-то желание. Пишите по возможности кон­кретнее.

Выберите теперь из второго списка тот пункт, который вам в особен­ности интересен и важен. Напишите к нему небольшое объяснение:

• Какова предыстория появления?

• Что помогает становлению?

• Что мешает?

• Может ли это стать важной жизненной целью?

• Какой будет ваша жизнь, если это будет развиваться дальше?

Обсуждение. Что показалось вам интересным или неожиданным? Изменился ли ваш взгляд на то, что происходит в вашей жизни?

Психогимнастика

Здесь можно предложить любое простое упражнение.

Сила моих желаний (Фопель К., 2000)

Сейчас мы с вами попробуем посмотреть на свои желания и про­верить их силу.

Устройтесь поудобнее. Несколько раз глубоко вдохните и выдох­ните.

Вообразите, что вы идете по узкой тропинке через лес. Посмотри­те вокруг себя. Что это за лес? Светлый или темный? Что вы слы­шите?

Вдруг тропа поворачивает и выводит вас к старому дому. Вам ста­новится интересно, и вы заходите в него. Вы видите перед собой раз­ные стеллажи, ящики, стаканы. Этот дом оказался старым магази­ном. Причем волшебным.

Я — продавец. Милости прошу! Здесь вы можете получить все, что только захотите от жизни. Но есть правило: за выполнение любого желания вы должны будете от чего-то отказаться или что-то отдать.

Тот, кто хочет воспользоваться услугами магазина, может подойти ко мне и сказать, что он желает приобрести. Я задам лишь один во­прос: «Что ты отдашь за это?» Он должен будет решить, готов ли он совершить обмен, и если да, то чем именно он готов заплатить. Боль­ше я ничего говорить не буду. Спустя некоторое время ко мне может подойти кто-то еще.

Теперь, если кто-то хочет, может сам попробовать себя в роли хо­зяина магазина.

Обсуждение. Поделитесь своими ощущениями и переживаниями.

Дух группы (Фопель К., 2000)

Как вам известно, у каждой семьи, в каждом доме есть свой Дух. Духи бывают разные — злые и добрые.

Вообразите, что на стуле посреди группы сидит Дух нашей груп­пы — Дух, который будет сопровождать нас на всех наших занятиях. Как он выглядит? На что он похож? Как он себя ведет?

Представьте его себе как можно полнее.

Теперь пусть тот, кто желает, сядет на стул Духа, примет его позу и от его имени поговорит с нами: расскажет о себе, как он нас видит сейчас и какими он хочет видеть нас в будущем.

Психогимнастика

Здесь можно предложить любое простое упражнение.

Запрещенные желания

Вы уже немного анализировали свою жизнь и даже подвергли ис­пытанию силу своих желаний. Однако наверняка высказали не все свои желания. Существует особый класс желаний, о которых мы не говорим никому, — это запрещенные желания.

Сейчас у вас появится шанс понять для себя, что с ними делать. Вообразите, что в конце аудитории на стуле находится ваше запре­щенное желание. Подойдите к нему и сделайте с ним все, что захоти­те. Не бойтесь. Мы поддержим вас, если вы испытаете затруднения.

Обсуждение. Что вы ощущали, когда были один на один со своим желанием?

Мудрец из храма (Бачков И. В., 1999)



Вот и подошел к концу наш рабочий день. Он был труден для нас, мы немного устали, но и много нового узнали как о себе, так и о дру­гих. Однако большую часть этой информации вы сейчас не осознае­те, поскольку ее было слишком много, а потому она вся ушла в под­сознание.

Поэтому давайте попробуем ее оттуда поднять на поверхность, Расслабьтесь. Сядьте удобно, чтобы не хотелось изменить позу. За­кройте глаза. Сейчас я буду предлагать вам видеоряд. Однако не ста­райтесь прикладывать усилия, для того чтобы следовать за мной. Про­сто наблюдайте за тем, что видите и ощущаете. Не надо тянуть траву из земли — придет весна, и она сама вырастет. Если кто-то ничего не увидит, просто отдыхайте.

Вообразите, что стоите на лужайке в старом лесу. Густая трава под­нимается к коленям, и лепестки цветов касаются ваших ног. Вокруг деревья, в их листве шелестит теплый ветерок. Солнечные лучи со­здают причудливую мозаику света и тени. До вас доносятся пение птиц, стрекотание кузнечиков, потрескивание ветвей. Вы ощущаете приятный аромат трав и цветов. Кудрявые тучки и синее небо пред­вещают отличную погоду.

Вы пересекаете лужайку и углубляетесь у лес. Под вашими ногами узкая тропинка. Она едва заметна в траве. Видно, по ней нечасто хо­дят. Вы не торопясь прогуливаетесь по лесу и неожиданно видите сквозь кроны деревьев крышу дома необыкновенной архитектуры. Вы направляетесь к этому дому. Деревья отступают. Это храм. Он стоит далеко от суеты городов и уличной толкотни, от погони за призрач­ным счастьем. Этот храм — место тишины и покоя, место для разду­мий и самопознания. Несколько широких ступенек ведут к дубовой

двери. Солнечные лучи играют на позолоте узоров, которые украша­ют дверь. Вы поднимаетесь по ступенькам и открываете дверь. Она поддается легко и бесшумно. Внутри храма — полусумрак и прият- ная прохлада. Все звуки остаются снаружи. На стенах — старинные росписи. Всюду полки, на которых великое множество книг, стран­ных фолиантов, свитков. Напротив двери, через которую вы вошли, — большой дубовый стол, за которым сидит Мудрец в белоснежной одежде. Его добрые и умные глаза направлены на вас. Прямо перед

- ним в подсвечнике горит свеча.

Подойдите ближе к Мудрецу, который знает все тайные тайны мира, события прошлого и будущего. Вы можете спросить его о том, что вас волнует, и возможно, вы получите ответ, который так долго искали... Мудрец указывает вам на свечку. Вглядитесь в это живое пламя, в его волшебную середину. Смотрите на него... Внутри пламе­ни появляется сначала размытый, а теперь все более четкий образ... Переведите взгляд на мудреца.

Время посещения храма заканчивается. Поблагодарите мудреца

зато, что он встретился с вами...

Вы выходите из храма и прикрываете за собой дверь. Здесь, снару­жи, как и раньше, солнечный день. Вы спускаетесь по ступенькам и снова выходите на лесную тропинку, по которой возвращаетесь к по-

лянке, где началось ваше путешествие. Вы останавливаетесь, в по-

следний раз осматриваете взглядом пейзаж вокруг... и снова перено-

ситесь сюда, в эту комнату...

Обсуждение. Кто хочет поделиться увиденным?

Прощание

Прощаться мы тоже будем с помощью определенного ритуала.

Давайте образуем тесный круг. Положим руки на плечи друг другу.

Закроем на минуту глаза и мысленно передадим друг другу все воз-

можные положительные эмоции, чувства и пожелания.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Приветствие

Давайте поприветствуем друг друга с помощью нашего традици­онного ритуала.

Недосказанные слова

Вчера у нас был первый день работы. Он был довольно сложный, Мы многое сказали друг другу, однако за вечер, ночь и утро многое изменилось — возможно, вы по-новому оценили то, что происходи­ло на предыдущем занятии, у вас появились какие-то новые мысли. Пусть каждый расскажет, о чем он думал вчера, какие сны ему сни­лись, что он хотел сказать, но не сказал.

Вступительное слово

Цель любого тренинга — изменение. Целью нашего тренинга бу­дут изменения в вашей внутренней мотивации. Однако это глобаль­ная цель. Для того чтобы знать, как к ней двигаться, нам следует ознакомиться с некоторыми положениями теории внутренней моти­вации. Это и будет главной задачей сегодняшнего занятия.

Ощущения потока М. Чикзентмихали (Хекхаузен X., 1986)

У каждого из вас были в жизни моменты, когда вы делали то, что вам очень нравится, от чего вы получали удовлетворение. Давайте попробуем исследовать, что вы ощущали в те моменты. Для этого возьмите свои рабочие альбомы. Вспомните один-два таких случая.

Попробуйте мысленно перенестись в то время. Проживите это событие так, будто вы сейчас находитесь в нем.

А теперь запишите напротив этого события те чувства, которые у вас тогда возникали. Описывайте их так, как они приходят вам на ум, особо не задумываясь.

Теперь я буду записывать на доске те чувства, которые вы мне по­очередно станете называть.

Для чего мы это делали? Исследователь Михал Чикзентмихали проводил аналогичные исследования с одаренными людьми (спортс­менами, учеными, художниками) и установил, что для внутренне мотивированной деятельности характерен определенный комплекс чувств, названный им «поток» (the flow):

• ощущение полной (умственной и физической) включенности в
деятельность;

• полная концентрация внимания, мыслей, чувств наделе;

• ясное осознание цели деятельности;

• четкое осознание того, насколько удачно выполняется работа;

• отсутствие тревоги по поводу возможной неудачи, ошибки;

• ощущение субъективной остановки времени;

• потеря обычного ощущения четкого осознания себя и своего
окружения.

Мы можем сравнить оба этих списка. Как видим, они очень похо­жи между собой. Те состояния, о которых вы вспоминали, и были собственно состояниями внутренней мотивации.

Наши рекомендации