Способы выделения сообщений
Сейчас мы поговорим о секретах скрытого гипноза, скрытого влияния в процессе общения. Излишне говорить, что все эти приемы вы можете использовать не только в процессе делового общения, но и в жизни. Бывает, что очень важно акцентировать внимание собеседника на каком-то значимом моменте с целью привлечения его внимания /. Речевые способы.
* Изменение громкости речи (громче-тише).
* Изменение темпа речи (быстрее-медленнее, паузы).
* Изменение интонации (повышающаяся-понижающаяся).
* Сопутствующие речи звуки (хлопок в ладоши, пощелкивание пальцами, постукивание по столу).
* Изменение тембра голоса (жесткий, «металлический», мягкий, «вкрадчивый»).
2. Визуальные способы (жестикуляция, мимика, пантомима)
* Изменение положения тела (наклон, поворот).
* Жестикуляция руками, пальцами рук.
* Характерная последовательность жестов (пантомима).
* Изменение мимики.
3. Кинестетические способы
* Простое прикосновение.
* Поглаживание.
* Похлопывание по плечу, по спине.
* Пожатие руки.
4. Смешанные способы
* Изменение дистанции до собеседника (приближение — удаление, наклон тела к собеседнику — от собеседника).
* Речь, совмещенная с поворотом головы.
* Движения, совмещенные со звуками (демонстративное постукивание пальцами по столу, пощелкивание пальцами при жестикуляции).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теперь, когда вы познакомились с предложенным пособием, ответили на вопросы тестов, вы получили общее представление об особенностях своего стиля межличностного общения, выяснили свои сильные и слабые стороны, попытайтесь их описать, проанализируйте, поищите пути повышения своей коммуникативной культуры. А если найдется время прочесть предложенную литературу, то, может быть, сможете и составить программу совершенствования своих взаимоотношений с окружающими людьми.
Список ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бандурка А.М., Бочарова С.П., Земдянская Е.В. «Психология управления».- Харьков ООО»Фортуна – пресс», 1998. – 464 с.
2. Коноваленко М.Ю. «Управление кадрами. В помощь руководителю /серия «Психологический практикум», Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004-2005г.
3. Немов Р.С. «Психология». – М.: Изд-во «ИНФРА-М», 1994. – 416 с.
4. «Психологические портреты персонала: психология и диагностика» / Под редакцией Ю.П. Платонова. Учебное пособие – СПб, Речь, 2003. – 416 с.
5. Столяренко Л.Д. «Основы психологии». – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. – 412 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тест «Приятно ли с вами общаться?»
' Ответьте «да» или «нет» на утверждения.
1. Мне нравится выказывать кому-нибудь свое расположение.
2. Я больше сосредоточен на приобретении внимания, чем дружбы.
3. Когда я узнаю об успехе моего товарища, у меня ухудшается настроение.
4. Я чувствую, что в отношении к моим друзьям у меня больше прав, чем обязанностей.
5. Чтобы быть удовлетворенным собой, я должен кому-то в чем-то помочь.
6. Мои заботы исчезают, когда я оказываюсь в среде
друзей.
7. Мои друзья мне основательно надоели.
8. Когда я занят делом, присутствие людей меня раздражает.
9. Мне приятно помогать другим, даже если это доставляет мне значительные трудности.
10. Из уважения к другу я могу согласиться с его
мнением, даже если он не прав.
11. В одиночестве я испытываю тревогу и напряженность больше, чем когда нахожусь среди людей.
12. Я считаю, что основной радостью в жизни является общение.
13. Я предпочитаю иметь поменьше друзей, но зато близких.
14. Я люблю бывать среди людей.
15. Я долго переживаю после ссоры с близкими.
16. У меня определенно больше близких друзей, чем у многих других.
17. Я больше доверяю собственной интуиции и воображению в мнении о людях, чем суждениям о них со стороны других.
18. Я придаю большее значение материальному благополучию и престижу, чем радости общения с близкими мне людьми.
19. Я сочувствую людям, у которых нет близких друзей.
20. По отношению ко мне люди были часто неблагодарны.
Ключ:
Вы получаете по одному баллу:
А) за ответы «да» на вопросы 5, 6, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 19;
Б) за ответы «нет» на вопросы 1, 2, 3, 4, 7, 8, 10, 17, 18, 20.
Результат:
До 10 баллов — низкий уровень общительности;
От 11 до 14 баллов — средний;
От 15 до 20 баллов — высокий.
Тест «Умение слушать»
Как вы обычно (чаще всего) слушаете собеседника? Ответьте, пожалуйста, «да» или «нет».
1. Обычно я быстро понимаю, что мне хотят сказать, и дальше слушать уже неинтересно.
2. Я терпеливо жду, когда мой собеседник закончит рассказ.
3. Мое внимание полностью сосредоточено на рассказе.
4. Я стараюсь понять, что собеседник при этом хочет скрыть от меня и почему.
5. Я перебиваю собеседника, чтобы уточнить детали и интересующие меня факты.
6. Если тема мне неинтересна, я стараюсь перевести разговор в другое русло.
7. Я невольно отмечаю ошибки в речи и поведении говорящего.
8. Не каждый человек заслуживает моего внимания.
9. Я стараюсь из каждой беседы извлечь максимум информации.
10. Я могу спокойно выслушать до конца мнение, с которым категорически не согласен.
11. Когда мне понятна суть рассказа, я начинаю обдумывать то, что я скажу в свою очередь.
12. Мне трудно слушать до конца длинные и подробные объяснения.
13. Я стараюсь запомнить важную информацию и необходимые подробности.
14. Чаще всего я слушаю из вежливости.
15. Я ставлю себя на место говорящего, чтобы понять его чувства и намерения.
16. Услышав противоположную точку зрения, я обязательно высказываю свою.
17. В разговоре я чаще говорю собеседнику «да» (выражая понимание), чем «нет».
18. Обычно я прямо отвечаю на вопросы, стараясь не уклоняться от ответа.
19. Люди охотно беседуют со мной.
20. Выслушав собеседника, я обязательно выскажу свое мнение.
21. Я избегаю вступать в разговор с незнакомым человеком, даже если он стремится к этому.
22. Большую часть времени я смотрю в глаза рассказчику.
23. Я всегда помню, что у моего собеседника могут быть разные взгляды на одни и те же проблемы.
24. Большую часть времени я делаю вид, что слушаю, а сам думаю о своих проблемах и заботах.
25. Обычно решение проблемы приходит мне в голову гораздо раньше, чем собеседник закончит говорить.
26. Я всегда помню, что я и мой собеседник можем по-разному понимать смысл одних и тех же слов.
27. Я поправляю ошибки в речи собеседника (ударения, термины, вульгаризмы).
28. Я не буду слушать человека, которого не уважаю или считаю глупым, некомпетентным, слишком молодым.
29. Обычно я получаю удовольствие от общения с людьми, даже малознакомыми.
30. Обычно я больше слушаю других, чем говорю сам
Ключ:
Вы получаете по 1 баллу за ответ «да» на вопросы: 2, 3, 4, 9, 10, 13, 15, 17, 18, 19, 22, 23, 26, 29, 30. Также вы получаете по 1 баллу за ответы «нет» на вопросы: 1, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 14, 16, 20, 21, 24, 25, 27, 28. Подсчитайте сумму баллов.
Подведем итоги:
25-30 баллов: Вы просто идеальный слушатель, за что пользуетесь заслуженной любовью и уважением окружающих. Вы до тонкостей постигли это сложное искусство, и у вас есть чему поучиться. Надеемся, вы объективно и честно оценили свое умение слушать.
20-24 балла: Вы — хороший слушатель, но допускаете отдельные ошибки (сравните свои ответы с оценками ключа). Желаем успехов в овладении этим искусством.
15-19 баллов: Вероятно, вы считаете себя хорошим слушателем, но вас можно отнести скорее к числу посредственных. Вы допускаете довольно много ошибок, которые раздражают других людей и мешают вам овладеть искусством слушания.
10-14 баллов: Вас следует отнести к людям, плохо умеющим слушать. Кое-что вы делаете правильно, и это позволяет вам не быть в полном одиночестве. Но гораздо больше вы делаете неправильно, и это отталкивает ваших собеседников.
Меньше 9 баллов: Вы не умеете слушать других людей. Советуем внимательно проанализировать свои ошибки, сверяя свои ответы с оценками ключа. Неумение слушать лишает вас величайшего удовольствия в жизни, мешает сделать карьеру и может привести к одиночеству. Не лучше ли измениться?
В деловой жизни очень важно уметь не только слушать, но и слышать то, что вам говорят другие. Неумение понять суть того, что вам говорят, обычно чревато неточным выполнением работы и необходимостью ее переделывать. Отсюда авралы, раздражение, внутренняя усталость и пр.