Особенности развития личности.

В 6-ть лет начинается период склада черт характера личности, формируется новый тип поведения, который определяется представлениями детей о поведении взрослых. Идет развитие мотивов поведения и поступков. На ряду, с личностными мотивами появляются коллективистские мотивы. Ребенок может понять «хочу» и «надо». На этой основе идет нравственное развитие, усвоение норм и правил, принятых в обществе. Развивается рефлексия, способность оценивать себя. При самооценке ребенок ориентируется на оценку его взрослым, поэтому важно помнить, что нельзя завышать или занижать оценку взрослым ребенка. Самооценка не всегда бывает адекватной, чаще всего она завышена. Развивается эмоциональная сфера ребенка, он уже способен сопереживать другим, но не всегда может понять переживания другого человека. Новое появляется и во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Большое место в них занимает авторитет, но в тоже время возрастает самостоятельность ребенка.

В этом возрасте ребенок достаточно хорошо ориентируется в окружающем мире, знает элементарные правила поведения в общественных местах и на улице. Кроме этого свободно оперирует знаниями при переносе на себя, что является общим показателем понятливости и самостоятельности ребенка.

Итак:развитие личности ребенка идет непосредственно под влиянием взрослых, которые являются образцом подражания и идентификации ребенка.

ТЕМА 17: «Психологическая готовность к школьному обучению»

Тип урока:по дидактической цели-знакомство с новым учебным материалом.

Цель: построение знаний о психологической готовности детей к школьному обучению.

Задачи:

1. Познакомить студентов с психологическими категориями готовности детей к обучению в школе.

2. Развивать умения анализировать, отбирать, систематизировать информацию.

3. Воспитывать навыки работы в группе, умение принимать коллективное решение.

Оборудование:приложенияк учебному занятию; видеофильм «Усатый нянь».

Литература: Л.Д. Столяренко. Основы психологии, Дубровина И.В. [и др.] Психология.

Основные методические приемы организации самостоятельной деятельности студентов: кластер, чтение с пометками «ИНСЕРТ», социо-ролевая методика РАФТ (по технологии РКМЧП).

Структура урока:

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

- Всем, добрый день! Уважаемые студены, мы продолжаем знакомиться с психологическими особенностями человека в разные возрастные периоды его жизни.

СТАДИЯ ВЫЗОВА:

- Прежде чем начать урок я предлагаю Вам просмотреть сюжет из художественного фильма «Усатый нянь».

(Просмотр видеосюжета из художественного фильма «Усатый нянь»).

- Какой возрастной период жизни человека показан в данном сюжете?

(Ответы студентов).

- Что, на Ваш взгляд, должен знать взрослый, работающий с детьми дошкольного возраста?

(Ответы студентов).

- Мы знаем, что к концу дошкольного возраста у ребенка формируются лишь отдельные элементы учебной деятельности, но для того чтобы ребенок пошел учиться в школу, что, на Ваш взгляд, необходимо знать взрослому: родителю, воспитателю, учителю начальных классов? На какой вопрос они должны знать ответ?

(Ответы студентов).

- Именно, психологическая готовность к обучению в школе, и будет сегодня темой нашего учебного занятия.

- Посмотрите на доску. Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя следующие компоненты: интеллектуальная готовность; личностная готовность и социально-психологическая готовность. Давайте попытаемся определить, что включают в себя перечисленные компоненты.

- Интеллектуальная готовность – Ваши варианты.

(Ответы студентов записываются в кластер на доске).

- Кто согласен с ответом № 1? (отмечается на доске ( … +).

- Кто не согласен с ответом под № 1? (отмечается на доске ( … -).

- Кто сомневается в правильности данного ответа? (отмечается на доске (…?)

- Личностная готовность – Ваши варианты.

(Ответы студентов записываются в кластер).

- Кто согласен с ответом № 1? (отмечается на доске ( … +).

- Кто не согласен с ответом под № 1? (отмечается на доске ( … -).

- Кто сомневается в правильности данного ответа? (отмечается на доске (…?)

- Социально-психологическая готовность – Ваши варианты.

(Ответы студентов записываются в кластер).

- Кто согласен с ответом № 1? (отмечается на доске ( … +).

- Кто не согласен с ответом под № 1? (отмечается на доске ( … -).

- Кто сомневается в правильности данного ответа? (отмечается на доске(… ?)

(Ответы студентов записываются в кластер).

СТАДИЯ СОДЕРЖАНИЯ:

-Для того чтобы уточнить Ваши представления о психологической готовности детей к школьному обучению Вам предлагается поработать с текстом, используя чтение с пометками. Возьмите текст, который дан в приложении 1 и 2, читая текст на полях проставьте следующие знаки:

«+» - это для меня новое;

«-» - думал иначе;

«V» - уже знал;

«?» - есть вопросы.

Запишите в своей тетради изученный Вами учебный материл в таблицу, образец которой дан на доске. Затем обсудите сделанные записи в группе. Если у Вас возникли вопросы, мы все вместе будем искать на них ответы.

(Работают сначала самостоятельно, затем идет обсуждение в группах).

- Слушаем возникшие вопросы.

(Студенты задают возникшие у них вопросы после изучающего чтения. Слушаем ответы на них, если они есть у других студентов, либо педагог дает ответы сам).

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ:

- Мы выслушали вопросы и получили на них ответы Ваших одногруппников, а сейчас каждый в своей тетради составит новый кластер, но уже используя все те знания, которые получил на уроке. Пример составления кластера дан в приложении 3.

(Самостоятельное составление кластера).

- Обсудите в группах новый кластер и озвучьте, что у Вас получилось.

(Индивидуальные ответы студентов).

- У кого остались вопросы, на которые мы сегодня не нашли ответы?

(Если есть вопросы, студенты их задают, а педагог записывает на доске).

- Кто из Вас желает самостоятельно найти ответ на первый вопрос? (и.т.д.)

- В заключение нашего урока я предлагаю Вам составить небольшую презентацию. Тема Вашей презентации – это тема нашего урока «Психологическая готовность к школьному обучению». Ваша задача выбрать роль (от чьего имени Вы будите обращаться); определить форму обращения (реклама, частушка, заявление, стихотворение, докладная записка и т.д.) и составить в группах презентацию. Не забудьте, что форма презентации очень важна, если это частушка, то поем, если стихотворение – читаем, если реклама - рекламируем.

(Работа в группах по составлению презентации).

- Кто желает озвучить свою презентацию?

(Студенты выступают с презентацией).

-Всем спасибо за активную работу и на следующем уроке мы заслушаем Ваши ответы на вопросы, которые остались без ответов.

От того, как ребенок подготовлен к школьному обучению, будет зависеть успешность его адаптации вхождения в режим школьной жизни, его учебные успехи и психологическое самочувствие.

Кроме физической готовности необходима и общая психологическая готовность к обучению в школе. Составными компонентами психологической готовности являются: личностная, социально-психологическая, интеллектуальная и эмоционально-волевая.

Личностная и социально-психологическая готовность к школе включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции школьника. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности.

Интеллектуальная готовность заключается в приобретении определенного кругозора, запасе конкретных знаний, понимании общих закономерностей, лежащих в основе научных знаний.

Волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учеба, режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением и умственной деятельностью.

На практике готовность ребенка к школьному обучению оценивается уровнем развития у него таких умственных показателей, как память, внимание, общий интеллект, развитие навыков счета и конструктивного мышления, способности к анализу и синтезу, развитие мелкой моторики.

При определении готовности к школьному обучению чаще всего используются следующие методики:

· Тест Керна – Йерасека, который является достаточно информативным и определяет уровень общего умственного и физического развития ребенка, которые характеризуют его готовность к школьному обучению.

· Тест Векслера (шкала II) «Общая понятливость», который способствует определению, как ребенок оперирует запасом знаний об окружающем мире и берет ответственность на себя.

· Психологическая беседа, в процессе которой обнаруживается социально-психологическая зрелость ребенка.

Т.о.: при поступлении ребенка в школу необходимо провести психодиагностическое исследование с целью выявления уровня готовности ребенка к школьному обучению.

Приложение 1

Наши рекомендации