ГЛАВА 5. Руководитель и служебный коллектив

Статья 15. Морально-психологический климат в коллективе

1. Руководитель и сотрудники обязаны поддерживать благоприят­ный морально-психологический климат в служебном коллективе, вы­ражающийся в позитивном эмоционально-нравственном состоянии, высоком моральном духе сотрудников, их отношении к нравственным ценностям и степени мотивационной готовности к выполнению опера­тивно-служебных задач.

2. Благоприятный морально-психологический климат в служебном коллективе характеризуется:

• правильным пониманием сотрудниками целей деятельности ор­ганов внутренних дел и своего подразделения;

• способностью и готовностью совместными усилиями добиваться выполнения поставленных задач;

• степенью комфортности работы, социального самочувствия кол­лектива;

• уровнем развития взаимоотношений, основанных на честности и принципиальности в сочетании с товарищеской взаимопомощью и уважением;

• позитивными служебными традициями, сплачивающими коллектив.

3. В целях поддержания благоприятного морально-психологичес­
кого климата в коллективе к сотруднику следует:

• способствовать установлению в коллективе деловых, товарище­ских взаимоотношений;

• поддерживать обстановку взаимной требовательности и нетерпи­мости к нарушениям служебной дисциплины и законности;

• соблюдать субординацию, быть исполнительным, беспрекословно выполнять приказы и распоряжения, проявляя разумную инициа­тиву, точно и в срок докладывать руководству об их исполнении;

• обладать морально-психологической устойчивостью, выдержан­ностью, быть ответственным за свои поступки и слова;

Этика сотрудников правоохранительных органов



• оказывать всемерное содействие руководству в мобилизации лич­ного состава подразделения на выполнение оперативно-служебных задач;

• принимать активное участие в работе общественных формирова­ний сотрудников, критично и справедливо оценивая проступки сослуживцев.

4. Для сотрудника недопустимы действия, способные причинить вред морально-психологическому климату в коллективе, включая:

• обсуждение приказов, решений и действий старших начальни­ков, реализуемых в пределах их полномочий;

• распространение слухов, сплетен и другой непроверенной ин­формации сомнительного характера;

• предвзятое и необъективное отношение к коллегам;

• заискивание перед начальниками;

• претензии на особое отношение к себе и незаслуженные приви­легии;

• обещания, выполнение которых находится под сомнением;

• проявления лести, лицемерия, назойливости, лжи и лукавства;

• преувеличение своей значимости и профессиональных возмож­ностей.

Статья 16. Профессионально-этические требования к руководителю

1. Руководитель органа внутренних дел должен:

• быть примером неукоснительного соблюдения принципов и норм Кодекса;

• помнить о традициях, чести и долге российского офицерства, но­сителем и продолжателем которых он является;

• считать своей главной привилегией личную ответственность за безусловное выполнение оперативно-служебных задач, обучение и воспитание подчиненных.

2. Статус должности, занимаемой руководителем, должен подкреп­ляться его личным авторитетом.

3. Подлинный авторитет руководителя создается его безупречной репутацией, профессиональной компетентностью, служебным опытом, требовательностью и принципиальностью в сочетании с гуманным и уважительным отношением к подчиненным.

4. Культура профессионального поведения руководителя определя­ется степенью развития его интеллекта, широтой эрудиции, обширно­стью интересов, уровнем образованности и воспитанности.

5. Позитивный моральный облик руководителя основывается на профессионально-нравственных качествах: честности, порядочности, самокритичности, требовательности, доброжелательности, обязательно­сти, ответственности, принципиальности, справедливости.

6. Требования профессиональной этики обязывают руководителя:

• соблюдать права и свободы сотрудника как человека и гражданина;

• относиться к сотруднику как к личности, признавая его право иметь собственные профессиональные суждения;

• проявлять высокую требовательность, принципиальность в соче­тании с уважением личного достоинства;

• устанавливать справедливую, равномерную служебную нагрузку на личный состав;

• помогать сотрудникам словом и делом, оказывать морально-пси­хологическую помощь и поддержку, вникать в запросы и нужды;

• использовать в полной мере психолого-педагогические подходы и методы в воспитательной работе с личным составом;

• информировать личный состав о складывающейся морально-психологической обстановке в подразделении;

• регулировать взаимоотношения в служебном коллективе на основе принципов и норм профессиональной этики;

• пресекать интриги, слухи, сплетни, проявления нечестности, под­лости, лицемерия в служебном коллективе;

• рассматривать без промедления факты нарушения норм и прин­ципов профессиональной этики и принимать по ним объектив­ные решения;

• принимать беспристрастные, справедливые и объективные реше­ния по социально-бытовым проблемам и вопросам поощрения личного состава;

• организовывать выработку и реализацию комплекса мер по про­филактике конфликтов;

• обращаться к подчиненным, называя их по специальному зва­нию и фамилии или только по специальному званию, добавляя в последнем случае перед специальным званием слово «товарищ», либо по имени и отчеству и только на «вы»;

• контролировать соблюдение сотрудниками этикетных норм в оформлении и содержании служебных помещений;

• оставаться скромным в потребностях и запросах как на службе, так и в быту.

7. В случае, если подчиненный оказался в трудной жизненной ситуа­ции, его начальник призван оказать всемерную помощь и поддержку.

8. Руководитель не имеет морального права:

• перекладывать свою ответственность на подчиненных;

• использовать служебное положение руководителя в личных инте­ресах;

• проявлять формализм, чванство, высокомерие, грубость, приме­нять рукоприкладство по отношению к подчиненным;

• создавать условия для наушничества и доносительства в коллективе;

Этика сотрудников правоохранительных органов



• обсуждать с подчиненными действия вышестоящих начальников;

• занимать деньги у подчиненных сотрудников, принимать подарки, используя их зависимое служебное положение.

Статья 17. Неформальные отношения в служебном коллективе

1. Неформальными являются личные отношения между сотрудни­ками вне рамок служебной субординации.

2. Личные отношения не должны являться основанием для продви­жения сотрудника по службе, его поощрения или наказания, решения кадровых, социальных вопросов.

3. Коллеги по службе должны уважительно и внимательно отно­ситься к работающим в коллективе сотрудникам-женщинам, которые в свою очередь не должны злоупотреблять своими преимуществами.

4. К грубым нарушениям профессионально-этических принци­пов и норм в сфере неформальных отношений между сотрудниками
относятся:

• использование дружеских или родственных связей между началь­ником и подчиненным в целях решения служебных вопросов в личных корыстных интересах;

• установление отношений круговой поруки и протекционизма на национальной основе и по признаку землячества;

• дискриминация сотрудников по половому (гендерному) призна­ку, вследствие которой предпочтение необоснованно отдается одному полу перед другим;

• сексуальные домогательства, принуждение к интимной связи, особенно выражающиеся в агрессивном, оскорбительном поведе­нии, унижающем достоинство женщины или мужчины, и сопро­вождающиеся физическим насилием, психологическим давлением, шантажом, угрозами;

• демонстрация приверженности моральным антиценностям, та­ким как культ денег, власти, силы; цинизм, пошлость, разврат.

5. Руководителю в целях предупреждения негативного влияния
неформальных отношений на обстановку в служебном коллективе
необходимо:

• контролировать соблюдение сотрудниками профессионально-эти­ческих ограничений и запретов, в равной мере распространяемых как на мужчин, так и на женщин, состоящих на службе в органах внутренних дел;

• обеспечивать деятельность сотрудников в строгом соответствии с их должностным предназначением;

• исключить панибратство и фамильярность в общении с подчи­ненными, препятствовать влиянию неформальных отношений на принимаемые служебные решения.

Наши рекомендации