Boring E. G. A History ofexperimental Psychology. N. Y., H929. P. 120. 19 страница

В общей форме теория Фрейда в этот период своди­лась к пониманию невротических болезней как патоло­гического функционирования «ущемленных аффектов»,. сильных, но задержанных в бессознательной области переживаний. Если с помощью гипноза пациент получит возможность оживить в памяти эти травмирующие era переживания и вновь эмоционально испытает их, может наступить излечение. Решающим моментом в станов­лении оригинальной теории 3. Фрейда был отход от гип­ноза как средства проникновения к ущемленным и за­бытым болезненным переживаниям: во многих и как раз наиболее тяжелых случаях гипноз оставался бес­сильным, встречал «сопротивление», которое не мог пре­одолеть. Фрейд был вынужден искать другие пути к ущемленному аффекту и в конце концов нашел их в тол­ковании сновидений, свободно всплывающих ассоциаций^ малых и больших психопатологических симптомов (про­явлений), чрезмерно повышенной или пониженной чувст­вительности, двигательных расстройств, оговорок, забы­ваний и т. п. Исследование и интерпретацию этого раз­нообразного материала Фрейд назвал психоанализом— новой формой терапии и методом исследования. Ядро психоанализа как нового психологического направления составляет учение о бессознательном.

Научная деятельность Фрейда охватывает несколько-десятилетий. За эти годы его концепция бессознательно­го претерпела существенные изменения. В его учении можно различать, хотя и несколько условно, три перио­да. Первый период (1897—1905), когда психоанализ в^ основном оставался методом лечения неврозов с отдель­ными попытками общих заключений о характере душев­ной жизни. Основные произведения этого периода; «Тол-

267f

кование сновидений» (1900), «Психопатология обыден­ной жизни» (1904), «Остроумие и его отношение к бес­сознательному» (1905), «Три очерка по теории сексуаль­ности» (1905), «Отрывок из одного анализа истерии» (1905 г., первое и законченное изложение психоаналити­ческого метода лечения). Особенное значение имеет ра­бота «Толкование сновидений», в которой излагается первый вариант учения о системе душевной жизни как имеющей глубинное строение. В ней выделяются три уровня — сознательное, предсознательное и бессозна­тельное с цензурой между ними. В этот период психо­анализ начинает приобретать популярность, вокруг Фрейда складывается кружок (1902) из представителей разных профессий (врачи, писатели, художники), жела­ющих изучить психоанализ и применить его в своей практике. Во втором периоде (1906—1918) фрейдизм превращается в общепсихологическое учение о личности и ее развитии. Фрейд формулирует основные принципы своей психологии, описание психических процессов с трех точек зрения — динамической, топической и эконо­мической. В этот период выходят «Анализ фобии одного пятилетнего мальчика» (1909), «Леонардо да Винчи» (1910) и «Тотем и табу» (1912)—работы, в которых Фрейд распространяет психоанализ на область художе­ственного творчества и проблемы человеческой истории, «Положение о двух принципах психической деятельно­сти» (1911). Психоанализ возбуждает интерес во мно­гих странах. В 1909 г. Фрейд по приглашению Холла чи­тал лекции в Кларковском университете (Ворчестер) и этим положил начало распространению психоанализа в Америке («О психоанализе, пять лекций», 1909). Значи­тельным событием в развитии психоанализа в этот пе­риод был отход от 3. Фрейда его первых сотрудников А. Адлера (1911) и К- Юнга (1912), Лучшим и наибо­лее полным изложением психоанализа, как он сложился к началу первой мировой войны, и работой, которая вместе с «Психопатологией обыденной жизни» получила наиболее широкое по сравнению с другими трудами 3. Фрейда распространение, являются его «Лекции по введению в психоанализ» (в 2 т.; в 1932 г. Фрейд при­соединил к ним 3-й т.), которые представляют записи лекций, прочитанных врачам в 1916—1917 гг. В 3-м, по­следнем, периоде концепция 3. Фрейда претерпевает существенные изменения и получает свое философское

завершение. Под влиянием событий первой мировой вой-»ы изменяется учение о влечениях («По ту сторону принципа удовольствия», 1920). Структура личности . представляется теперь в виде учения о трех инстанци- ■' ях — «Я», «Оно», «Идеал-Я» («Я и Оно», 1923). В ряде работ 3. Фрейд распространяет свою теорию на понима­ние культуры и разных сторон общественной жизни: религию — «Будущность одной иллюзии» (1927), антро­пологию, социальную психологию, проблемы цивилиза­ции— «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921), «Моисей и единобожие» (1939) и др. Психоана­лиз становится философской системой и смыкается с другими иррационалистическими течениями буржуазной •философии.

Система психоанализа

Психоанализ рассматривает душевную жизнь с трех точек зрения: динамической, топической (учение о структуре душевной жизни) и экономической. 'С топической точки зрения Фрейд различает три сферы психики — сознательное, предсознательное и бессозна­тельное. Сознательное (Bw) имеет свойство пережива­ния. Предсознательное (Vbw)—это скрытое (латент­ное) бессознательное, потенциально сознательное: мо­жет проникнуть в сознание, т. е. имеет способность сознания. Бессознательное (Ubw) — это вытесненная бессознательная психика, не обладает способностью проникнуть в сознание: это может только представи­тель вытесненной бессознательной психики. Источником предположений о бессознательной психике явились сле­дующие теоретические соображения. Исходя из безус­ловного детерминизма и исключая правомерность фи­зиологических объяснений в психологии, 3. Фрейд рас­сматривал факты, не поддающиеся сознательному кон­тролю и не привлекавшие внимания раньше в психоло­гии (забывчивость, описки, сновидения), как явления, которые имеют причины и поэтому должны получить объяснение. Так и получалось, что психическое должно объясняться из психического, и значит, психическое со­знательное— из психического бессознательного: объек­тивные проявления — сновидения, ошибочные поступки, -описки, забывчивость, имеющие место в нормальной ду­шевной жизни, а также в невротических симптомах у ^больных людей, открываются сознанию, а их причины —

нет. Именно эти проявления являются свидетельством бессознательного. Пути их выявления с помощью анали­за объективных проявлений бессознательного составля­ют методы Фрейда. Основным из них является метод анализа свободно всплывающих ассоциаций. Пациент удобно располагался на софе, Фрейд—сзади, так, что пациент был ему виден, а он сам не попадал в поле зре­ния пациента. Ему предлагалось отдаться ходу свобод­ных ассоциаций, т. е. говорить все, что приходит ему в голову, прекратив всякое сознательное управление хо­дом мыслей, не давать возможности для критики, кото­рая отбрасывает иные ассоциации под предлогом их не­достаточной важности или бессмысленности. Требование искренности со стороны пациента в высказывании своих мыслей является предварительным условием всякого аналитического лечения. Получаемый таким образом материал — Фрейд называл его «рудой для психоанали­за»— подлежал истолкованию, потому что под влиянием сопротивления в нем возникают искажения и вытеснен­ная мысль, которую ищем, маскируется своим замести­телем. Тесно связан с этим метод толкования сновиде­ний. Фрейд различал явное образное содержание сна, его фасад и маскируемый им скрытый* смысл. Он пред­ставляет собой желания, в которых мы не хотим себе признаться, так как они неприемлемы для нас. Выража­ется в символике сновидений. «Я назвал «работой сно­видений» процесс, который совместно с цензурой пере­водит скрытые мысли в явное содержание сновидения и который включает такие процессы, как сгущение и смешение. В снах бессознательное пользуется, особенно для изображения сексуальных комплексов, определен­ной символикой, которая... вполне типична. Отсюда не­обходимость истолкования сновидений. Сновидения есть и у здорового человека. Сновидения создаются также как невротические симптомы: ...они являются компро­миссом между требованиями подавленных импульсов (вытесненных влечений) и сопротивлением цензурирую-щей силы»1. Фрейд придавал чрезвычайную важность толкованию сновидений. «Прежде психоанализ был свя­зан только с патологическими явлениями... но когда он перешел к сновидениям, здесь он уже имел дело с я в-

1 An autobiographical Study Sigmund Freud//The International Psychoanalytical library. N 26. London, 1948. F. 82

лениями нормальной психической жизни, встречающими­ся у каждого здорового человека. Если сны оказались образованными так же, как симптомы, если их объясне­ние требует тех же допущений — вытеснение желаний, замещение и компромиссные образования, выделение сознания и бессознательного в различные психические системы, то ясно, что психоанализ больше не вспомо­гательная наука в области психопатологии; он в боль­шей степени дает основание новой и глубокой науке о психике, которая будет так же приемлема для понима­ния нормы. Его постулаты и открытия оказались при­годны для перенесения в другую область психических явлений, и перед ними открыт путь далеко за их преде­лы в сферы универсального значения»2. Одним из мето­дов был анализ ошибочных действий повседневной жиз­ни. Такие явления, как описки, оговорки, потери вещей и др., не случайны и выражают импульсы и намерения, которые отстранены и должны быть скрыты от созна­ния. С их помощью человек выдает свои тайны. Опять намечается связь психоанализа со здоровой психикой. Симптоматические действия должны быть истолкованы. Исходя из них можно выявить существующие, но скры­тые или подавленные импульсы и намерения. Так, ост­роумие, шутки, каламбуры и остроты представляют собой замаскированные мотивы что-то сказать не прямо, а делая намек. Невротические симптомы рассматрива­лись как искаженный заместитель вытесненного в бес­сознательное желания. Таковы источники проникновения в бессознательное, т. е. способы привести в сознание вытесненный материал.

Всюду в сновидениях, ошибках повседневной жизни, проявляющихся в нормальной душевной жизни, в невро­тических симптомах больных наблюдается столкновение двух тенденций, конфликт противоположно направлен­ных душевных сил: одной нарушающей и другой нару­шенной тенденции, желания. Сила, которая оказывает сопротивление этой второй тенденции, — цензура. Под ее влиянием происходит вытеснение идеи, с которой свя­зано несовместимое желание, в бессознательное, где оно продолжает существовать, но в измененном виде, и пе­реработка этой тенденции, создание замены невозмож­ного удовлетворения путем искажения, образования бо-

AnautobiographicalStudy... P. 85.

лезненного симптома, навязчивого состояния, сублима­ции (переключения на другие пути — в рамках творче­ской, научной и т. п. деятельности) и др. Работа цензу­ры по искажению бессознательных скрытых мыслей в явное содержание включает процессы сгущения, смеще­ния (сдвига), превращения мысли в образ и др. Возни­кает необходимость толкования, которое возможно, по­скольку сохраняется остаток сходства с первоначальной вытесненной идеей.

Каковы те тенденции, против которых выступает цен­зура? Это вопрос о содержании и сущности бессозна­тельного. Скрытые тенденции — это всегда желания, с которыми наше социализированное сознание не может примириться, потому что «...по природе своей они безус­ловно достойны осуждения, одинаково неприличны как в этическом, так и в эстетическом и социальном отноше­нии и относятся к разряду таких явлений, о которых не решаются подумать или думают только с отвращени­ем»3. Бессознательное — это место сосредоточения вле­чений, все вытесненное из сознания как недопустимое по своей природе. В системе бессознательного нет отрица­ния, сомнения, различных степеней достоверности. Ее процессы находятся вне времени, они подчинены прин­ципу наслаждения, для них не имеет значения критерий реальности. В этой системе отсутствует противоречие, она существует в форме представлений, не облекается в речь. Бессознательное называется первичным психи­ческим процессом. Оно—исходный момент душевной жизни: «...остатки той стадии развития, в которой они являлись единственной формой душевных пережива­ний»4. Это истинная психическая реальность. Однако бессознательное «по своей внутренней природе нам столь же неизвестно, как и реальность мира внешнего, и в силу данных сознания является нам столь же несо­вершенным образом, как и внешний мир, в силу данных нам органов чувств»6.

Экономическая точка зрения на деятельность психи­ческого аппарата принимает во внимание количествен-

9 Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. М., 1922. С. 147.

4 Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе.
М., 1923.

5 Цит. по: Нири К. Философская мысль в Австро-Венгрни. М.,
1987. С. 115.

ную сторону, подход к душевной жизни с точки зрения траты энергии. Психоанализ предполагает, что влечения заряжены определенным количеством энергии, которая создает напряжение в организме, сопровождаемое не­удовольствием, страданием. Под влиянием биологиче­ской тенденции к снижению возбуждения организм стре­мится освободиться от страдания, снизить напряжение (различными путями — путем освобождения от идущих извне раздражений, удовлетворения идущих изнутри),. чтобы добиться снижения тонуса возбуждения и испы­тать чувство удовольствия. Таким образом, течение ду­шевных процессов автоматически регулируется принци­пом удовольствия — страдания (принцип удовольствия)* причем страдание соотносится с ростом напряжения,. возбуждения, а удовольствие — с его спадом. Задача ду­шевного аппарата с экономической точки зрения заклю­чается в том, чтобы справиться с действующим в душев­ном аппарате количеством возбуждения и не допустить его до полного застоя.

В описании структуры душевной жизни как состоя­щей из сознания и двух систем бессознательного — пред-сознательного и собственно бессознательного и цензурой между ними —необходимо внести изменения, если при­менить динамическую точку зрения. Если в описатель­ном смысле существует двоякое бессознательное, то в динамическом — только одно: то, что вытеснено и не мо­жет быть сознательным. В дальнейшем эта топография душевного аппарата была преобразована. В окончатель­ном варианте психическая сфера разделялась на три об­разования: «Я», «Сверх-Я», «Оно». Индивидуум пред­ставляется как бессознательное «Оно», которое поверх­ностно охвачено «Я». Здесь собираются все влечения. Понимание Фрейдом влечений менялось. В окончатель­ном варианте психоанализа различаются: сексуальные влечения — подчиняются принципу удовольствия; ин­стинкт самосохранения-влечения «Я»— подчиняется принципу реальности. Те и другие объединяются в груп­пу влечений к жизни (эрос). Другим влечением являет­ся влечение к смерти, к разрушению. «Оно» — это об­ласть бессознательного, играет самую важную роль в структуре личности. «Оно» — движущая сила поведения: источник энергии, мощное мотивационное начало. «Я» — это поверхностный слой душевного аппарата. Называет­ся сознанием. Соизмеряет деятельность «Оно» с принци-

алом реальности. «Сверх-Я» направлено против «Оно», языражает систему требований «Я». Имеет «двойное ли-гцо»: включает систему идеалов (идеальное «Я») и за­преты. Это критическая инстанция, посредник между «Оно» и «Я». В целом совокупность моральных, этиче­ских тенденций Фрейд называет «Сверх-Я», идеалом и -совестью. «Сверх-Я» является представителем мораль­ного ограничения и стремления к совершенству. Это надзиратель, критик, продолжает в личности ту функ­цию, которую выполнял родитель и воспитатель в пер­вом периоде жизни индивида. Эта часть в структуре -личности относится к бессознательному.

Точка зрения взаимных связей этих состояний стала •ясна в процессе исследования источников невротических •состояний. Корни их прослеживались до глубокого дет­ства. В результате вырисовывалась общая линия разви­тия психики человека. По Фрейду, ребенок рождается наполненным влечениями. Он — чисто органическое су­щество. При удовлетворении они доставляют ему на­слаждение. Эти недифференцированные желания орга­нического удовольствия, наслаждения Фрейд называл •сексуальным влечением, в основе которого лежит энер-тия либидо. Развитие организма происходит под влия­нием влечений и проходит ряд стадий: от аутоэротизма до ранней генитальной стадии (конец 1-го года жизни). Затем первоначальный эрос испытывает организацию в двух направлениях: во-первых, происходит подчинение тосподству генитальной зоны и возникновение собствен­но полового влечения; во-вторых, выбор объекта состав­ляет другую сторону превращения либидо. Это второе направление имеет исключительное значение. Сначала лицо, на которое направлены влечения, ребенок находит среди близких. Маленький мальчик сосредоточивает свои -сексуальные желания на матери, он враждебен отцу. У девочки обратная установка — нежность к отцу и враж­дебность к матери. Фрейд развивает теорию обязатель­ной конфликтной ситуации, связанной с двойственно­стью желаний ребенка к отцу и к матери как объектам любви. Конфликт заканчивается образованием комплек­сов— Эдипа у мальчика и Электры у девочки (до 4— 5 лет). В результате вытеснения этих комплексов обра­зуются внутренние идеалы и запреты — «Сверх-Я», {«Сверх-Я» имеет также теснейшую связь с филогенети­ческим достоянием: в нем — осадок развития человече-

ского рода, табу, сохранившиеся со времен первобытно­го общества и зафиксированные наследственно).

После подавления сексуального влечения наступает латентный период. Он продолжается до пубертатного* возраста. С 13—14 лет начинается фаза дальнейшего' развития сексуального влечения. Это период оконча­тельного выбора объекта. Ребенок берет за образец от­ца и мать и переносит влечение на другой объект. Это — благополучное развитие либидо. Для неблагополучного-развития характерны фиксации (задержки) на опреде­ленной стадии, регрессии (возвращения на пройденную стадию). Эти извращения были названы инфантилизм

мом.

В результате развития в онтогенезе, с накоплением жизненного опыта складывается «Я», формируются ин­станции «Сверх-Я» и вытесненного «Оно». Развитая,. правильно сформированная личность представляет со­бой систему первичных влечений, нашедшую пути их удовлетворения: частично прямые, но главным образом. окольные, через сублимацию. Вся человеческая деятель­ность, культура и общество рассматриваются как сред­ство удовлетворения и символического выражения неко­его внутреннего желания, влечения. Соотношение между сферами в структуре личности рассматривалось как ди­намическое их столкновение и борьба по типу конфлик­та между сознательным и бессознательным, а человек выступал их продуктом. Сознательное «Я», считавшееся раньше истинным средоточием индивида, становится лишь глашатаем бессознательного, причем довольна плохо информированным, поскольку оно ничего не знает об истинном содержании бессознательного, донося све­дения лишь о том, что пропускает цензура. Сознатель­ное— не суть психики, а лишь такое ее качество, кото^ рое «может присоединяться или не присоединяться к другим ее качествам»6. В то же время задача заключа­ется в том, чтобы перевести бессознательный материал человеческой психики в область сознания. «Там, где бы­ло Оно, должно быть Я». Механизмы взаимодействия между различными инстанциями в личности находят свой аналог в социальных и культурных процессах в об­ществе. «...События человеческой истории, взаимодейст­вие между человеком и природой, культурным развити-

Хрестоматия по истории психологии... С. 184.

-ем и отказом от первобытного опыта... — не более чем отражение динамических конфликтов между Я, Оно и Сверх-Я» которые психоанализ изучает в индивиде, те же самые процессы, повторенные в более широком мас­штабе» 7. Все социальные институты объяснялись как результат развития сугубо внутренних тенденций в са­мом человеке. Причем Фрейд прибегал к неоправданно широким аналогиям. Антагонизм между индивидом и обществом, наблюдаемый им в буржуазной культуре, он считал неотъемлемой частью развития культуры на все времена, поскольку подходил к человеку и трактовке причин возникновения неврозов с натуралистических позиций.

Учение 3. Фрейда с момента его возникновения и до настоящего времени вызывает неослабевающий интерес, но получает при этом неоднозначную оценку, В «Автоби­ографии» Фрейд с уверенностью утверждал: «Уже не может быть сомнений в том, что психоанализ будет про­должать существовать, он доказывает свою способность выступать и развиваться и как отрасль знания, и как терапевтическая методика»8. Интерес к психоанализу объясняется реальностью его центральной проблемы — бессознательного, исследуемой к тому же не в лабора­тории, а в конкретных жизненных ситуациях. Причиной живучести концепции 3. Фрейда является также поддер­жка, которую она встречает в господствующей идеоло­гии. Об этом очень точно писал исследователь творчест­ва 3. Фрейда Карл Э. Шорске: «Фрейд создал такой образ человека, который для либеральных слоев мог олужить чуть ли не утешением, ведь значимость полити­ческой сферы, социального крушения Фрейд снизил до минимума. Поскольку свое собственное политическое прошлое и настоящее низвел он, по сравнению с прио­ритетом и первичностью конфликта между отцом и сы­ном, просто до сопровождающего явления, Фрейд ода­рил своих сотоварищей — либералов такой безысторич­ной теорией человека, которая делала для них сносным сошедший с их орбиты ставший неуправляемым полити­ческий мир»9.

Неоднозначность оценок теории Фрейда проистекает из одностороннего решения, которое получает в ней про-

7 An autobiographical... P. 134.

• Ibid. P. 135.

• Цнт. по; Нири К* Философская мысль.- С. 114—115.

<>лема бессознательного. Как основной требовал ответа «опрос: насколько научно обоснованы психологическая теория бессознательного, утверждения о детской сексу­альности и широкое толкование понятия сексуальности, представления о важности сексуальной жизни и детских переживаний для этиологии неврозов. В качестве одного из критериев выдвигалась терапевтическая эффектив­ность психоанализа. Однако сам по себе факт излечимо­сти еще не подтверждает правильности теоретического толкования бессознательных процессов, поскольку на­ступает в зависимости от ряда причин. Так психоанализ лишается этого критерия истинности своих построений, а других нет. В системе психоанализа допускается боль­шая произвольность в толковании символичного смысла проявлений бессознательного — снов и др., истинность которых невозможно проверить. Вместо строгой дедук­ции используются аналогии, метафоры. Все это противо­речит объективности и научности, обязательным для на­учной теории.

В психоанализе происходит биологизация и натура­лизация психики человека. Сущность человека составля--ет темное Оно. Человек рассматривается как природное существо, наполненное влечениями. Влечения лежат в основе поведения человека, неврозы также объясняются из влечений. Духовный мир рассматривается как форма сублимированного либидо. Одновременно общественные явления психологизируются. Фрейд заменил реальные движущие силы исторического процесса и войн идеей природной склонности человека к агрессии и деструк­ции. Именно противоречия, научно не обоснованные ут­верждения, граничащие с вымыслом, встретили критику даже приверженцев Фрейда — Юнга, Адлера, Хорни, Фромма, выступивших с модификациями учения о бес­сознательном в психоанализе.

Индивидуальная психология Д. Адлера

После окончания Венского универси­тета А. Адлер (1870—1937) начал свою практику вна­чале в качестве глазного врача, но скоро основным на­правлением его работы становится психиатрия. Встре­тившись с большими трудностями в лечении неврозов, Адлер обратил внимание на новый подход Фрейда, в ча-

277!

стности высоко оценил его «Толкование сновидений». Эту книгу он считал величайшим вкладом в понимание природы человека. Она подверглась резким нападкам, особенно утверждения о сексуальной этиологии невро­зов. Адлер выступил в печати в защиту Фрейда. Фрейд обратил внимание на это выступление и предложил Ад­леру вступить в психоаналитический кружок (1902). Од­нако скоро между ними начались глубокие теоретиче­ские разногласия, главным из которых было отрицание Адлером сексуальной этиологии неврозов и других фе­номенов. Конфликт завершился разрывом, отходом от Фрейда (1911) и образованием собственной концепции. По Адлеру, не сексуальные влечения, а чувство непол­ноценности и необходимость компенсировать дефект за­нимают центральное место в личности и выступают фак­торами развития каждого человека. Чувство неполно­ценности вызывается как органическими — морфологиче*-скими и функциональными недостатками органов, ано­малиями органов, их функций и др., так и субъективны­ми факторами — ощущением природной слабости, труд­ностей в социальных отношениях и др. Чувство непол­ноценности — нормальное чувство, оно — не пассивное состояние, но является стимулом психического развития индивида. Он стремится преодолеть неполноценность: чем сильнее чувство неполноценности, тем сильнее стре­мление к его преодолению в форме стремления к пре­восходству, к власти над окружающей средой. Таким образом, чувство неполноценности уравновешивается стремлением к совершенству, даже к превосходству. Вместе они приводят к образованию бессознательных механизмов компенсации и сверхкомпенсации дефекта.

С чувством неполноценности связана постановка жизненной цели, которая ведет весь поток душевной ак­тивности в определенном направлении. Цель вырабаты­вается индивидуально и задает ту целостную индивиду­альную личностную структуру, которую Адлер называет «стилем жизни». Эти важнейшие образования складыва­ются к 4—5 годам. «Стиль жизни» — продукт творчест­ва индивида и отражает его уникальность, неповтори­мость. В психологии Адлера понятие «стиль жизни»1 приравнивается к личности, к «Я». Формирование стиля* жизни во многом зависит от семейной ситуации и в пер­вую очередь от матери, которая прежде всего вводит ребенка в мир. Индивидуум не может рассматриваться

внеобщества. Человеческое бытие социально, человек не является изолированным существом, действующим независимо от социального окружения, в котором жи­вет. Только посредством социального общения индивид становится частью общества, участником этого великого разделения труда. Социальное чувство или социальный интерес выражает связи между людьми в человеческом обществе. Оно развивается в трех основных жизненных сферах: в профессиональной деятельности, в социальных контактах с другими людьми, в любви и браке. Лич­ность, не обладающая способностью к кооперации, не может решить этих трех важнейших для каждого чело­века проблем и получает в своем развитии отклоняюще­еся от нормы невротическое направление, а также мо­жет развиваться по пути преступного поведения или превращения в трудного ребенка. Нормальная личность с хорошо развитым социальным интересом хорошо ком­пенсирована. Невротическая личность характеризуется увеличивающимся чувством неполноценности, неразви­тым социальным интересом и преувеличенной активной целью к достижению превосходства.

Существуют три группы условий, способствующих появлению чувства неполноценности в раннем детстве. Во-первых, наличие физических недостатков, восприни­маемых как жизненные препятствия. Однако преодоле­ние этих недостатков возможно. Для этого необходимо изменить отношение к дефекту, а также овладеть опре­деленными приемами, необходимыми для работы (здесь приводятся примеры из истории о музыкантах с плохим слухом, художниках с плохим зрением и т. п.). Во-вто­рых, неправильное воспитание, продуктом которого яв­ляются изнеженные дети, у которых не возникает чув­ство собственной ценности, и они встречаются с боль­шими трудностями в установлении взаимопонимания с другими людьми. В-третьих, неправильное воспитание и как его результат бессердечные дети, у которых в си­лу враждебного отношения к другим людям также за­трудняется процесс кооперации в обществе. Эти ошибки в воспитании порождают у ребенка сильное чувство не­полноценности. С точки зрения Адлера, воспитание в детях упорства и самостоятельности, терпения, отсутст­вие бессмысленного принуждения, унижения, насмешек, наказаний способствует укреплению у человека веры в свои силы.

Согласно Адлеру, дефект сам по себе не предопреде­ляет фатально дальнейшую судьбу ребенка и может быть компенсирован в процессе воспитания. Это утверж­дение сохраняет свою значимость и сегодня. В то же время еще Л. С. Выготский указал на абстрактность те­ории Адлера, по существу снимающей разницу между воспитанием аномального, например глухого, и нормаль­ного ребенка и поставил задачу разработки путей и средств воспитания аномальных детей"10. Личность вы­ступает у Адлера фикцией, жизненные силы наращива­ют свою мощь сами по себе, они стоят как бы за лич­ностью. Подчеркивание Адлером роли общества в раз­витии личности явилось основанием для квалификации его в зарубежной психологии как родоначальника соци­ального направления в развитии психоанализа. Он со­хранил глубокую связь с психоанализом, в частности, принял положение о врожденных бессознательных при­чинах и движущих силах поведения (хотя и понимал их иначе); сохранил тезис о решающей роли раннего детст­ва для всей последующей жизни человека, не проводил качественных различий между болезнью и нормой и др„

Аналитическая психология /С. Юнга

К- Юнг (1875—1961) после окончания медицинского факультета Базельского университета ра­ботал как психиатр в психиатрической клинике Цюрих­ского университета Burgholz (1900—1909) под руковод­ством Э. Блейлера. В этот период в зимнем семестре 1902—1903 гг. работает в Париже под руководством П. Жане. Здесь экспериментировал со словесными ас­социациями с целью выявления бессознательных ком­плексов, ядро которых составляют эмоционально окра­шенные содержания. Заинтересовался «Толкованием сновидений» Фрейда, начал применять принципы психо­анализа в своей практике, но использовал при этом свой метод контролируемых ассоциаций. Этот метод — одна из модификаций ассоциативного эксперимента. С 1906 г.

Наши рекомендации