Boring E. G. A History ofexperimental Psychology. N. Y., H929. P. 120. 25 страница

В когнитивной психологии все формы человеческого ■познания рассматриваются по аналогии с операциями ЭВМ как последовательные блоки сбора и переработки ^информации, фазы или аспекты процесса взаимодействия t:o средой в познании. Был сделан вывод об уровневой -организации познавательной активности по переработке, хранению и использованию информации, включающей фяд блоков. Память, перцептивные процессы, внимание, •мышление и его вербальные и невербальные компонен­ты представлены множеством структурных моделей. Вы--явлены свойства, присущие познавательной активности: -избирательность (определяется опытом познающего субъекта), определяемость средой (предметами физиче­ского мира и социальным опытом, культурой); неполно­та познавательных схем, их постоянная корректировка в •процессе столкновения с действительностью. Однако в

2См. настоящее издание. С. 171.

целом в когнитивной психологии не создана единая тео­рия для объяснения познавательных процессов, основ­ные постулаты, лежащие в основе большинства совре­менных работ, по оценке Найссера, «удивительно мало ютличаются от постулатов интроспективной психологии XIX в., несмотря на отказ от интроспекции как тако­вой»3. Найссер отмечает недостаточную экологическую валидность когнитивной психологии, безразличие к во­просам культуры, отсутствие среди изучаемых феноменов главных характеристик восприятия и памяти как они проявляются в повседневной жизни. Критике подверга­ется редукционизм когнитивной психологии.

Игнорируя проблему субъекта, когнитивная психо­логия вынуждена наряду с когнитивными процессами допустить особое начало, гипотетического участника, но­сителя психической деятельности. Стратегии, допуска­ющие такие подсистемы, известны под названием гомун-хулюса4.

Таковы некоторые методологические трудности и про­тиворечия когнитивной психологии, переживаемые ею на современном этапе. Дальнейшее развитие этого большо­го направления покажет, сумеет ли когнитивная психо­логия преодолеть их и приобрести большую практическую значимость в естественных ситуациях обыденного опыта, подобно тому как это отличало психоанализ и бихевио­ризм и явилось одной из причин их положительного до­минирования в зарубежной, прежде всего американской лсихологии,

В 60-е гг. в связи с -исследованиями мозга оживляет­ся интерес к проблеме сознания и его роли в поведении. В нейрофизиологии лауреат Нобелевской премии Р. Сиэрри рассматривает сознание как активную силу. «Типам контроля, осуществляющимся в мозге на физи­ко-химическом и физиологическом уровнях, предшеству­ют новые формы причинной детерминации, возника­ющей на уровне осознаваемых психических процессов, где детерминирующие свойства включают содержание •субъектив«ого опыта. Таким образом, каузальный кон­троль как бы поднимается с уровней физической и фи­зиологической детерминации на уровни детерминации

3 Найссер У. Познание... С. 29.

4 Марголис Дж. Трудности теорий гомункулюса//Философ.
шауки. 1983. № б. ."'***.:.' . . • .

психической, когнитивной, сознательной или субъектив­ной»5. После первых операций по расщеплению мозга возрастает интерес к проблеме функциональной асим­метрии полушарий головного мозга человека (отметим, что еще в XIX веке обратили внимание на различные функциональные последствия в случаях повреждений ле­вой и правой половины мозга). При этом была осознана недостаточность чисто морфологических данных и необ­ходимость их дополнения, в том числе психологическим анализом. В книге С. Спрингер и Г. Дейча «Левый мозг, правый мозг. Асимметрия мозга» (1983) дается сводка результатов исследований, посвященных проблеме меж-полушарной асимметрии6.

Данные свидетельствуют о том, что оба полушария вносят важный вклад в организацию поведения, однако каждое полушарие выполняет определенные специализи­рованные функции. Левому полушарию приписываются логический анализ, словесные способы познания, при­чем входные сигналы обрабатываются последовательным образом, правому — образная синтетическая манера. Пра­вое полушарие отвечает за определенные навыки в обра­щении с пространственными сигналами, за музыкальные способности и обрабатывает информацию одномоментно и целостным способом. Некоторые исследователи при­шли к выводу о том, что, по-видимому, бессознательное Фрейда является функцией правого полушария. Иссле­дуются профессиональные различия в использовании по­лушарий и особенности психических процессов у пред­ставителей различных культур. Эти исследования, одна­ко, пока не дали каких-либо однозначных результатов. Изучается проблема развития асимметрии в процессе онтогенеза. Некоторые авторы утверждают, что в усло­виях западной цивилизации с упором в образованна главным образом на приобретение вербальных навыков* и развитие аналитической мысли обеспечивается разви­тие способностей главным образом левого полушария, в-результате другая половина мозга практически игнори­руется, что приводит к обеднению картины мира в со­знании современных людей западной цивилизации. На основании полученных данных строятся гипотезы, на-

5 Цит. по: Гранина Т. История и задачи гуманистической пси-хологии//Вопр. психологии. 1988. № 4. С. 164.

в См. также: Блум Ф., Лейзерсон Л., Хофстедтер Л. Мозг, ра>-зум, поведение. М„ 1988. С. 173—196.

правленные на объяснение причин, обусловивших асим­метрию, и понимание значения для поведения объедине­ния результатов действий асимметричных компонентов двух полушарий. Необходимо отметить, что зарубежные авторы используют и результаты исследований совет­ских психологов, прежде всего А. Р. Лурии.

Наряду со строго научными фактами и исследовани­ями в этой области много ничем не доказанных утверж­дений, подобных выводу о якобы разных типах мышле­ния людей западных цивилизаций и стран Востока. Спрингер и Дейч называют подобное «дихотоманией».

Другим крупным направлением, которое так же, как я когнитивная психология, возникло как антитеза бихе­виоризму и психоанализу, является гуманистическая психология. Ее основание как самостоятельного на­правления относится к началу 60-х гг. В 1961 г. был ос­нован «Журнал гуманистической психологии» и создана Ассоциация за гуманистическую психологию. В 1964 г. состоялась конференция, положившая начало гуманисти­ческой психологии. Лидирующими фигурами выступают Г. Оллпорт, Г. А. Мюррей, Г. Мэрфи, Ш. Бюлер, К. Роджерс, А. Маслоу, Р. Мэй. Непосредственными предпосылками явились исследования по психологии -личности конца 30-х гг. (Г. Оллпорт, Г. Мюррей), а так­же исследования, развернувшиеся после второй мировой войны (Г. Мэрфи), и психология личностных конструктов Г. Келли, получившая, однако, наибольшее влияние в контексте когнитивной революции в психологии. Воз­никновение гуманистической психологии как третьей силы совпало с появлением контркультуры и хиппи как общественного явления 60-х гг. Контркультура резони­рует с гуманистической психологией в акценте на осу­ществление индивида как центральной ценности, в ут­верждении ценности самораскрытия в соответствии с лозунгом «давайте жить не формально», в ударении на «здесь и теперь», в утверждении бесполезности прошло­го и будущего. Провозглашалась иррациональность как пренебрежение к науке и рациональному решению проб­лем в пользу интуиции, эмпатии и др. Из философских влияний, которые испытала гуманистическая психоло­гия, следует указать прежде всего на экзистенциализм7.

7 Грининг Г., главный редактор «Журнала гуманистической ясихологии», называет экзистенциализм составной частью гумани­стической психологии (Вопр. психологии. 1988. № 4. С. 163).

Особая роль в усвоении европейской философии экзи­стенциализма принадлежит Ролло Мэю, который позна­комил американских психологов с идеями Къеркегора, Хайдеггера. Мэй в 30-е гг. в Европе изучал индивиду­альную психологию Адлера. Его книга «Смысл трево­ги» (The Meaning of Anxiety) представляет психологи­ческую интерпретацию экзистенциалистического учения о тревоге, которая понималась как угроза сущностной для личности ценности, порождается социальными про­тиворечиями.

Основатели гуманистической психологии имели целью исправить перекосы бихевиоризма и психоанализа8 в трактовке человека и выбрать более верную — жизнен­ную— психологию, т. е. более полезную для жизни. Ут­верждалось в качестве предмета исследования понима­ние здоровой творческой личности — задача, которую не ставила никакая другая школа. Целью такой лично­сти является не потребность в гомеостазе, как считает психоанализ, а самоосуществление, самоисполнение (Ш. Бюлер), самоактуализация (К- Гольдштейнг А. Маслоу). Как третья ветвь психологии, гуманистиче­ская психология обращается в первую очередь к тем способностям, которые отсутствовали или не присутст­вовали систематически как в бихевиористической, так и в классической психоаналитической теории: любовь, твор­чество, самость, рост, удовлетворение базисных потреб­ностей, самоактуализация, высшие ценности, бытие, ста­новление, спонтанность, игра, юмор, эффективность,. смысл, честность, психологическое здоровье и близкие им понятия. В дальнейшем в центре становятся вопро­сы не теоретического характера, а больше практическо­го применения, прежде всего, в рамках психотерапии, а также проблем образования. Именно благодаря такой практической направленности эта психология приобре­тает влияние и получает широкое распространение-Большая заслуга в таком направлении развития гума­нистической психологии принадлежит К. Роджерсу (1902—1987). К. Роджерс разработал теорию полно­ценно функционирующей творческой личности и соот­ветствующую ей личностно-ориентированную психотера-

8 Анализ этих направлений с позиций гуманистической психо­логии дает Т. Грининг в указанном журнале.

пию, известную под названием «клиент-центрированной? терапии».

Развернувшееся в дальнейшем широкое движение-групповой терапии как интенсивного группового обще­ния в рамках психотерапии и психологической службы для здоровых людей основывалось уже не столько net теории гуманистической психологии, сколько использова­ло различные теоретические подходы, а также «обрыв­ки и куски теорий, сотканных из фантазий лидеров дви­жения за групповую терапию»9. Отсутствие научной тео--рии, а также проникновение в это движение неквалифи­цированных его приверженцев способствовало возникно­вению нежелательных побочных явлений, что дало ос­нование для его оценки Зигмундом Кохом «как постав­щика целой серии хорошо разрекламированных экзи­стенциалистских товаров: аутентичность, свобода, цель­ность, гибкость, общность, любовь, радость. Начинают с такого освобождающего потребления, а заканчивают психическим стриптизом»10.

Гуманистическая психология, особенно в вариантах лучших своих представителей, привлекает своей направ­ленностью на конкретную целостную личность с ее ре­альными проблемами, руссоистской верой в доброту ет собственные силы человека, учетом реальности чувств, ценностей, интенций личности, подчеркиванием уникаль­ности личности. Положительное значение имеет сложив­шийся в гуманистической психологии опыт единства: теории и практики, при котором психотерапия выполня­ет огромную роль в обеспечении базиса для теоретиче­ских построений. Важно также, что эта психология ока­зывает реальную помощь человеку, страдающему от от­чуждения, свойственного жизни людей в условиях бур­жуазной культуры. Вместе с тем используемые ею ме­тоды часто контрастируют с принятыми в науке форма­ми исследования и объяснения; тщательное клиническое обследование (А. Маслоу, Г. Оллпорт), наблюдение и искусство интерпретации внутреннего мира другого че­ловека, биографический метод (Ш. Бюлер) противопо­ставляются экспериментальному методу, статистическим: процедурам, принятым в научной психологии.

9 Иаэм Дж. Психология и психиатрия в США. М., 1984. С. 116,

10 Там же. С. 118.

Сложившаяся к настоящему времени ситуация напоминает вы­двинутое в конце XIX в. В. Дильтеем положение о двух психоло-тиях и проводимое им различение между объяснением и понимани­ем. По мнению К. Роджерса, наличие разных путей познания (а юн различает три пути — объективный, бихевиористского типа и межличностный или феноменологический) отражает специфику пси­хологии, а их сочетание способствует возникновению действительно «научного подхода к поведению.

Логотерапия

Одним из влиятельных направлений -современной зарубежной психологии является логотера-*шя австрийского психолога В. Франкла (р. 1905). В. Франкл является основателем «Третьей Венской школы психотерапии» (первая — психоанализ 3. Фрей­да, вторая — индивидуальная психология А. Адлера). Логотерапия отличается от психоанализа и индивиду­альной психологии в трактовке базисных мотивов чело-.веческого поведения. «Согласно логотерапии, борьба за «смысл жизни является основной движущей силой чело­века. Поэтому я говорю о «стремлении к смыслу» в ^противовес принципу удовольствия (иначе «стремлению к удовольствию»), на котором сконцентрирован фрей­довский психоанализ, а также в противовес «стремле­нию к власти», выделяемому адлеровской психологи­ей»11.

В. Франкл — представитель того поколения, которое дало науке много ярких имен. Он учился у Фрейда и Ад­лера, беседовал с М. Хайдеггером, лично знаком с К- Лоренцом. Его личная судьба сплелась с наиболее трагичными событиями, связанными с разгулом фашиз­ма, а то, как он пережил все, что выпало на его долю, вызывает глубокое уважение. Три года, проведенные в гитлеровских лагерях смерти Освенцима, Дахау и Те-резиенштадта, не смломили его духа. Именно здесь он укрепился в мысли о том, что не от условий, а прежде всего от самого человека зависит, как он будет себя вести.

По Франклу, для человека необходимо обнаружить ■смысл — логос — своего существования, ибо именно по­иск смысла является признаком подлинно человеческого

11 Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия//Психология -личности. Тексты. М., 1982. Здесь Франкл дает меткую критику «лабых сторон психоанализа, гуманистической психологии и других психологических концепций личности.

бытия. Отсутствие или потеря смысла создает экзистен-циальныи вакуум: человек теряет содержание своего» существования, он испытывает скуку, предается поро­ку или испытывает тяжелые переживания, подобные-кризису пожилых людей. Источником экзистенциального-вакуума, согласно Франклу, является современный со­циальный мир, критика которого во многом созвучна;-размышлениям Э. Фромма.

Смысл имеет конкретное содержание, он индивидуа­лен и составляет сущность существования примени­тельно к каждому человеку. «Постановку вопроса о-смысле жизни когда он задан вообще, можно сравнить-с вопросом, поставленным перед чемпионом по шахма­там: «Скажите, учитель, какой самый хороший ход в-мире?» Просто не существует такой вещи, как наилуч­ший или просто хороший ход в отрыве от конкретной иг­ровой ситуации, в отрыве от конкретной личности про­тивника. То же самое справедливо и в отношении чело­веческого существования. Мы не должны искать абс­трактного смысла жизни»12. Обретение смысла делает человека ответственным за свою жизнь.

В то же время смысл нельзя найти внутри себя — в^ своем теле или в душе, но только обращаясь к окружа­ющему миру. Человеческое существование поэтому не­есть самоактуализация, как считает Маслоу, но есть са-мотрансценденция, т. е. выход в другое, в отличие от соматических и психических детерминант существова­ния, духовное его измерение, которое и есть смысл. Смысл достигается, во-первых,-путем совершения дея-тельности^жиэшг-человека — это творчество в широком -стШслё этого слова, как выполнение каких-то задач, работа, какое-то дело, может быть, подвиг. Во-вторых,. человек находит смысл в заботе о других людях, в люб­ви к людям. Чем больше человек забывает себя, тем* больше он становится человеком, самим собой. В-треть­их, человек обретает смысл путем выработки четких по­зиций в отношении к различным жизненным ситуациям.. Например, В. Франкл вспоминает: «...когда меня забра­ли в концентрационный лагерь Освенцима, моя руко­пись, уже готовая к публикации, была конфискована. Конечно же, только глубокое стремление написать эту рукопись заново помогло мне выдержать зверства ла-

« Франкл В. Поиск... С. 123.

ПО*

герной жизни. Например, когда я заболел тифом, то, лежа на нарах, я записывал на маленьких листочках много разных заметок, важных при переделке рукопи­си, как будто я уже дожил до освобождения. Я уверен, что эта переработка потерянной рукописи в темных ба­раках концентрационного лагеря Баварии помогла мне преодолеть опасный коллапс» 13.

В соответствии с этими представлениями Франкл разработал психотерапию — логотерапию, отличающую­ся от других форм психотерапии. «Логотерапия счита­ет своей задачей помочь пациенту в поиске смысла сво-•ей жизни. В, той мере, в которой логотерапия позволяет ■ему обрести скрытый смысл своего существования, она является аналитическим процессом. В этом отношении логотерапия сходна с психоанализом. Однако в своей попытке сделать нечто осознанным логотерапия не ог­раничивается задачей сделать явным для сознания бес­сознательные явления. Логотерапия расходится с пси­хоанализом в том, что она рассматривает человека кар такое существо, чья основная миссия состоит в реализа­ции смысла и в актуализации ценностей, а не в простом удовлетворении влечений и инстинктов» и.

Логотерапия применяется не только к больным лю­дям, но и за пределами клиники к здоровым людям как профилактическое средство. Она адресуется к любому человеку, чтобы убедить его в том, что в любой ситуа­ции жизнь имеет смысл, и помочь ему мобилизовать ■свои" ресурсы, уберечь его от отчаяния, помочь найти в ■себе силы, чтобы сдпр~отнвддаься_о_пасным импульсам к самоубийству, алкоголизму, наркомании 1г~дрт^^шхо]ше •не могут быть решением жизненных проблем. Логотера-' лия имеет свои процедуры — логотерапевтические тех­ники, а также методики, направленные на диагностику экзистенциального вакуума.

Значительность проблем, составляющих теорию и практику логотерапии В. Франкла, его обращение к со­знанию человека в целях обретения смысла жизни, борьба за который является основной движущей силой человека, подчеркивание духовной природы смысла че­ловеческой жизни, гуманизм в понимании человека, в отношении к каждому человеку как уникальному в сво-

13 Франкл В. Поиск... С. 12!.

14 Там же.

ей неповторимости в противоположность многочислен­ным распространенным в зарубежной психологии меха­нистическим и биологизаторским взглядам на человече­скую душу и соответствующим психотерапевтическим техникам определяют особое место этого направления в современной зарубежной психологической науке. Вклю­чение этих проблем в психологию важно и пока редко. В советской психологии, пожалуй, только С. Л. Рубин­штейн в своей работе «Человек и мир» обращается к во­просам специфики человеческого способа существова­ния, решая их с позиций марксистской философии.

В 60-е гг. в зарубежной психологии широко развер­нулись исследования по психогенетике человека. В цен­тре находится вопрос о соотношении генетических фак­торов и условий внешней среды в формировании психи­ки человека. Психогенетика опирается на достижения генетики, а также другие смежные области знания, обоб­щая результаты исследований по этологии, биологии, наук о культуре. Психогенетика обнаруживает тесную связь с социобиологией, направлением в западной нау­ке, возникшем в 70-х гг., в котором разрабатываются «опросы филогенетических предпосылок психики и пове­дения человека (Ч. Ламсден, Э. Уилсон).

Наиболее разработанной областью психогенетики -является интеллект, хотя исследуются также восприя­тие, психомоторика, способности (генеалогическим мето­дом, путем установления корреляций между родителями и детьми), темперамент и личность с целью выявления генетической обусловленности их составляющих. С целью исследования наследственного фактора оценивается ин­теллектуальный уровень у родственников. Наиболее по­пулярны тестовые исследования близнецов, обогащенные новым методическим приемом: методом сравнения одно­яйцевых и двуяйцевых близнецов и др. На основе по­лученных результатов делаются выводы, к которым в общем виде пришел еще в 1869 г. Ф. Гальтон, первый исследователь вопроса о роли наследственности и сре­ды в формировании таланта. Это выводы о преимущест­венной детерминации интеллекта генетическими факто­рами, хотя, как указывает X. фон Браккен (ФРГ), при этом обнаружено и значительное влияние внешней сре­ды— обучения в школе, условий в семье, физического здоровья и др. Так, по мнению американского психоло­га А. Дженсена, интеллект обусловлен генетически и на

80% является врожденным. При этом под интеллектом понимается некоторая единая характеристика, не изме­няющаяся в течение всей жизни и лишь в малой степе­ни (на 20%) подвергающаяся влиянию внешней среды. Дженсен утверждает о существовании «генов интеллек­та», о «врожденных нервных структурах мозга», специ­фических для интеллекта, которые передаются по на­следству. Этот вывод приобретает реакционный поли­тический смысл и становится научной базой расизма. В своей книге «Психология и психиатрия в США» аме­риканский марксист Джозеф Наэм называет главу, по­священную Дженсену, «Научный расизм Дженсена». Приведенные выше используемые Дженсеном понятия не имеют никаких оснований в генетике. В генетике, как утверждает Н. П. Дубинин, «не удалось выявить специ­фический компонент в виде «генов интеллектуальности»,. которые прямо детерминировали бы умственные способ­ности, передаваемые по наследству»15. Они являются результатом крайне биологизаторской позиции в трак­товке психических функций человека, препятствующей их действительно научному пониманию.

Основой безосновательных в научном отношении и реакционных в политическом смысле выводов, подоб­ных тем, к которым пришел Дженсен, является недоста­точное развитие как генетики, на которую опирается психогенетика, так и разделов психологии, связанных с проблемой интеллекта и методами его изучения. В этих условиях необходима особенная осторожность в интер­претации и использовании соответствующих понятий и фактов. Фактический материал, накопленный, как совет­ской, так и зарубежной наукой —биологией, генетикой,. психологией, позволяет постепенно раскрывать биологи­ческие предпосылки сознательной деятельности челове­ка в виде генетической программы — генофонда, который обеспечивает универсальную готовность новорожденно­го к вхождению в общественно-практическую деятель­ность. Дальнейшее развитие психогенетики будет спо­собствовать как углублению естественнонаучных осноэ учения о природе индивидуальных психологических осо­бенностей человека, разрешению фундаментальной проб­лемы соотношения биологического и социального в че­ловеке, так и научно обоснованной постановке самих

« Дубинин Н. П. Что такое человек? М., 1983. С. 220.

исследовательских задач. Так, руководствуясь фактами генетики, по-видимому, неправомерно искать генетиче­ские задатки, например, гениальности и доказывать на­следуемость интеллекта, искать гены альтруизма или гуманизма, так же как исследовать генетические раз­личия рас по уровню интеллекта просто потому, что та­ковые не существуют.

Проблема психического развития — в онтогенезе и качественного изменения сознания в ходе исторического развития — традиционная тема в психологии с момента ее выделения в самостоятельную науку. Выдающийся вклад в исследование проблемы психического развития внес Ж. Пиаже. Его учение о развитии познавательной деятельности ребенка — восприятия и мышления — спра­ведливо оценивается как «одно из самых значительных, если не самое значительное явление современной зару­бежной психологии» 16. Это учение вылилось в создание Женевской школы генетической психологии, которая разработала проблему происхождения интеллекта и ум­ственного развития ребенка.

С целью изучения этого процесса Пиаже разработал иовый метод психологического исследования — метод клинической беседы. Он создал особый тип задач, кото­рые вызывают характерные ответы детей, а эти ответы обнаруживают явление, раскрывающее центральные от­личительные особенности мышления дошкольника. Все это так закономерно и значительно, что в признание за­слуг Ж. Пиаже мы предлагаем называть эти задачи -«задачами Пиаже», получаемые характерные ответы — «ответами по Пиаже», а выступающие в них явления — «феноменами Пиаже»17. Полученные эксперименталь­ные результаты и факты наблюдений представили об­щую картину развития детского мышления. Пиаже рас­сматривает развитие познавательной деятельности ре­бенка в контексте общих законов развития органической жизни. Познание рассматривается как важнейшее про­явление жизни, взаимодействие организма со средой, направленное на приспособление — адаптацию — к сре­де. Адаптация состоит из равновесия процессов ассими­ляции и аккомодации. Ассимиляция — это процесс вклю­чения нового объекта, новой проблемной ситуации в

Послесловие к кн.: Джон Флейвелл. Генетическая психоло­гия Жана Пиаже. М., 1967. С. 596. . 17 Там же. С. 601.

уже существующие у него схемы действия. Аккомода­ция— это изменение таких схем в соответствии с требо­ваниями, предъявляемыми новыми задачами. Единство этих процессов приводит к установлению равновесия между ними и в отношениях организма со средой, на­рушение которого каждый раз — в силу биологического закона стремления системы к равновесию — вызывает тенденцию к восстановлению равновесия. Критикуя тео­рию мышления, в частности, необихевиористскую, за то,. что они «пренебрегают внутренними регуляциями в поль­зу только приобретенных ассоциаций», Пиаже подчерки­вает, что объект воздействует не сам по себе: у субъекта существуют умственные структуры, которые вместе с действиями субъекта и последующей интериоризацией действий в интеллектуальные операции являются важ­ным условием интеллектуального развития. Интеллек­туальное развитие рассматривалось как ряд качествен­ных стадий, понимание которых менялось в ходе разви­тия концепции. В 20-х гг. Ж. Пиаже рассматривал развитие как переход от аутистического — к эгоцентри­ческому— и от него к социализированному мышлению. Центральным моментом в этот период явилось описание эгоцентризма детской мысли. В последующем интеллек­туальное развитие рассматривалось как смена господ­ствующих умственных структур. Пиаже выделял три фундаментальные структуры интеллекта: сенсомоторные координации, конкретные и формальные операции и на-ходящиеся в зависимости от этих структур стадии интел­лектуального развития ребенка: стадию сенсомоторного интеллекта, на которой ребенок действует с материаль­ными объектами (от рождения до 2 лет); стадию кон­кретных операций — когда системы действий выполня­ются в уме, но с опорой на конкретный материал (от 7 до 11—12 лет); последнюю стадию — стадию фор­мальных операций. С образованием формальных опера­ций достигается наивысший уровень развития мышления (от 11—12 лет до 13—14 лет). Порядок стадий соответ­ствует определенным возрастам. Он неизменен, но воз­раст может варьировать в зависимости от условий жиз­ни ребенка. В соответствии с представлением обобяза-тельности стадий решается проблема обучения и умствен­ного развития. Обучение оказывается следующим за развитием. Развитие имеет свою собственную логику, внутренние законы и ведет за собой обучение.

Фундаментальная концепция Ж. Пиаже на протя­жении всех лет ее развития была предметом изучения « критического анализа советских психологов, которые «выступали как «за», так и «против» Пиаже: «за» фак­ты и «против» их интерпретации. Однако с какой бы -позиции Пиаже ни критиковали, его идеи продолжают сохранять фундаментальное значение для психологии вообще и для детской психологии в особенности. Глуби­на и цельность его учения всегда будут помогать нам совершенствовать свои исследования для понимания за­конов психического развития ребенка» 18.

Проблема развития психики человека, его сознания в процессе человеческой истории после французской со­циологической школы получила фундаментальную раз­работку в концепции современного французского антро­полога, основателя структурной антропологии, социоло­га и философа К. Леви-Стросса (р. 1908 г.). Он изуча­ет структуру общественного сознания традиционных об­ществ (индейские племена), их мифы, структуры род­ства и др. Рассматривая мифы самым характерным про­дуктом примитивной духовной культуры, мифологиче­ское коллективное фантазирование адекватно отражает «анатомию ума». Мифологии посвящен ряд фундамен­тальных работ К. Леви-Стросса. Он является творцом структурной типологии мифов.

Анализируя тексты мифов, опираясь на метод струк­турной лингвистики, в частности используя работы Р. Якобсона, он пришел к выводу, что по своим интел­лектуальным операциям архаическое мышление не от­личается от современного: логика мифического мышле­ния является столь же взыскательной, как логика со­временного мышления. Ядро мифа составляют образные компоненты. Миф наполнен образами богов, героев, лю­дей, явлений природы. В качестве основной единицы анализа ментальных структур он выдвигает двоичную -(бинарную) оппозицию. Центральной оппозицией явля­ется различение природы и культуры, которое в раз­личных мифологических представлениях получает ши­рокое содержательное наполнение (рациональное и чув­ственное, человеческое и животное, мужское и женское,

-сырое и вареное).

18 Обухова Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М., 1.981. С. 189. .

Наши рекомендации