Г) Перепросмотр однородных событий
На следующем этапе работы вы легко заметите ряд закономерностей. При сочетании некоторых обстоятельств (куда входят места, люди и события) мы испытываем весьма схожие состояния. Здесь надо постараться отвлечь внимание от естественных попыток объединять события в некие ряды по формальным признакам. Однородность не означает, что вы обязательно имеете дело с од-ним и тем же человеком или находитесь в одном и том же месте. Это более широкое понятие. На-пример, вы можете поссориться с другом (учителем, коллегой) точно так же, как вы ссорились с отцом. Можно обидеться на жену по той же причине, по какой вы обижались на свою мать. Важно обратить внимание на то, что является общим для этих разных событий. Важно понять, почему они однородны. Это весьма плодотворное занятие — каждый раз, обнаруживая позабытые совпадения (слова, выражение лица, поступки и пр.) между однородными событиями, вы находите поле энер-гетической напряженности или его внушительный след. Перепросматривая его вновь и вновь, вы в конце концов открываете внутренние механизмы, лежащие в основе эмоциональных движений, и этим ощутимо трансформируете конкретную область тоналя. Успех на таком уровне перепросмот-ра приходит далеко не сразу. Здесь требуется сформированный навык особой внимательности, ко-торый приходит иногда через годы упорной работы.
(д) Перепросмотр чувств и эмоций
Если вам удалось составить список однородных событий, вы готовы к следующему, еще более аб-страктному уровню — вы можете выделить чувственные и эмоциональные переживания сами по себе, независимо от событий и ситуаций.
Ни в коем случае не надо подходить к этому формально. Конечно, совсем не сложно составить список всех известных эмоций и попробовать применить его в качестве списка для перепросмотра. Только из этого вряд ли выйдет что-то путное. Невозможно опираться на слова, если вы хотите вспомнить истинные переживания. Вот почему нужен описываемый здесь порядок: места, люди, однородные события. Вы обретаете опыт, конкретный эмоционально-чувственный материал и, лишь припомнив его, используете слово или специальное обозначение. Теперь ваше тело точно знает, что скрыто за словами «злость» или «обида», «вина» или «стыд». Сосредоточившись на чув-ствах, вы находите забытые события, которые почему-то не попали в список «однородных». Ино-гда они имеют особую ценность, поскольку тщательно вытеснены. Это наша «тень» — она может даже шокировать.
Очевидно, это один из самых глубоких уровней перепросмотра. Он оказывается достижим в изме-ненном состоянии сознания, которое возникает благодаря использованию всех инструментов, опи-санных ниже (дыхание, ограничение сенсориума, наведение транса). Здесь оживает обратная связь между энергетическим состоянием и содержанием воспоминания. Если при более поверхностных состояниях процесс перепросмотра вынуждает смещаться точку сборки, то здесь сам сдвиг точки сборки включает процесс вспоминания.
Любопытно, что длительные погружения в такой тип перепросмотра могут оживить не только под-линную память, но и создать память ложную. Мы можем галлюцинировать, полагая, что открыва-ем ранние и позабытые впечатления. На мой взгляд, разбираться в том, с какими воспоминаниями мы имеем дело при перепросмотре эмоций и чувств, совершенно излишне. Ибо сталкера на самом деле не так уж должны интересовать вопросы подлинности-неподлинности воспоминаний (личной истории). Не следует всерьез полагать, что мы готовим подробный «отчет» для Орла. Занимаясь перепросмотром, мы освобождаемся от самих себя — вот и все. В конечном счете все методы пе-репросмотра (как перечисленные выше списки людей и событий) направлены на фундамент наше-го существа — на новое перепроживание энергетических и эмоциональных состояний, чтобы до-биться снижения фиксации точки сборки. По большому счету, личная история не бывает объек-тивной или субъективной. Когда она представлена в образах тоналя, это всегда галлюцинация —независимо от степени «ложности» воспоминаний. Содержательная память имеет по сути галлю-цинаторное происхождение, реальны только чувства, которые память вызывает. Мы используем реальные события своей жизни, чтобы вспомнить опыт характерных состояний энергообмена. Это ключ к оживлению инертных полей, а не восстановление достоверных фактов тридцатилетней давности. Может, этих фактов и не было никогда. Не стоит чрезмерно доверять нашему богатому на выдумкитоналю.
(e) Перепросмотр близких (родители и возлюбленные) Это последняя тема перепросмотра. Прежде
чем обратиться к ней, нужно трансформировать ряд отношений и добиться стабильной безупреч-
ности. Толтек __________должен хорошо контролировать проявления чувства собственной важности и жало-
сти к себе. Очень важно иметь готовность адекватно встретить изменение в собственном отноше-нии к близким — без разочарований, обид, с пониманием, уважением и любовью. Когда сталкер открывает в поведении самых важных для него людей автоматизмы эгоистического реагирования, он может испытать острое чувство жалости к себе. Из мира одних иллюзий можно перейти в мир других иллюзий. Вас «не любят, а используют», хотят сделать зависимым, поработить, вами мани-пулируют, чтобы добиться маленьких эгоистических выгод. Но и это неправда. Это лишь часть правды, которую вы раньше не желали замечать.
Безупречное отношение — это, помимо всего, понимание. Отрешиться от озабоченности собой (как ко мне относятся) и увидеть мир глазами близкого человека — это не всегда просто. Ведь дру-гой человек — это неоднозначный конгломерат чувств и отношений, включающий в себя противо-речивые и даже противоположные движения. Если обычный человек гипнотизирует себя словами «любовь», «доброта», «забота», если он живет среди фикций и ярлыков, бессознательно полагая, что окружающие почему-то должны испытывать идеальные чувства к нему, уникальному и непо-вторимому, то безупречный воин принимает несовершенство и даже порочность близких. Важно понять, что он не оправдывает их и не обвиняет, он просто пытается увидеть их такими, каковы они есть. И принять решение. Если вы дорожите другом, возлюбленной, любовью родителей, ни-какой перепросмотр не должен отторгнуть их. Главное — не их отношение к вам, а ваше отноше-ние к ним. Это ваша ответственность. Если в результате перепросмотра вы замечаете за собой на-рочитую черствость по отношению к любимым, значит, вы небезупречны. Вы обижены, уязвлены, жалеете себя и надеваете маску безразличия, которая только кажется вам проявлением безупреч-ности.
Это вовсе не значит, что отношения с близкими людьми никогда не должны меняться. Иногда их нужно изменить. Если их суть целиком «паразитическая», если родители, друзья и любимые ведут себя как «мелкие тираны», от этого груза лучше избавиться. Но сначала необходимо выяснить на-верняка. Мелкий тиран сам потеряет интерес к вашей личности, как только осознает, что больше не может тиранить жертву. Мы очень часто эксплуатируем друг друга энергетически и эмоцио-нально. Однако «тирания» — лишь часть человеческих взаимоотношений, и если после избавления от нее все равно остается чувство, что вы нужны друг другу, — это подлинная близость. К сожале-нию, такая близость встречается реже, чем нам хотелось бы. Потому-то ее и надо сохранить, как дар Силы. Несмотря на то что одиночество — неизбежное состояние нашего бытия, вряд ли стоит его целенаправленно культивировать. Оно может оказаться не «свободой», а обыкновенным бегст-вом.
Использование дыхания (2) — важный аспект в практике перепросмотра. Многократно говори-лось про тесную связь между дыханием и энергообменом. Древнейшие структуры нашего кокона отзываются на дыхательный цикл. Вдыхая, мы поглощаем энергию не только легкими в виде ки-слорода, но и всем энергетическим телом, как это свойственно простейшим организмам. Выдыхая, мы излучаем ее. Уровень осознанности и дисциплинированности внимания влияет на масштаб энергообменных процессов, сопровождающих дыхательный цикл. Но даже в тех случаях, когда мы полностью погружены в мир послепроизвольных реакций, обусловленных нашим тоналем, энерге-тические процессы сопровождают дыхание. Поэтому дыхание — это естественный ключ к управ-лению полево-энергетическим взаимодействием с внешней средой. Использовать дыхание в полной мере мешает поглощенность внутренним диалогом и, соответст-венно, описанием мира. В какой-то степени дыхание аккомпанирует внутреннему диалогу, отража-ет текущее состояние энергообмена в процессе самозабвенного перебирания инвентаризационного списка. Дыхание поверхностно, оно замирает или учащается, прерывается посреди цикла, затем возобновляется — и все это демонстрирует, как наше тело поглощает и излучает энергию в про-цессе интерпретации сенсорных сигналов и реагирования на них. Для того чтобы замедлить или даже остановить внутренний диалог, используется ритмическое ды-хание. Равная длительность вдоха и выдоха, неизменная глубина, поддержание одинакового ритма дыхательных циклов в течение хотя бы получаса (об этом я говорил в предыдущих книгах) имити-рует энергообмен существ, не владеющих внутренними диалогом. Из этого следует, что ритмиче-ское дыхание помогает ослабить фиксацию точки сборки.
Для перепросмотра это крайне важно. Как показал личный опыт, сеанс вспоминания лучше пред-варять ритмическим дыханием, чтобы создать благоприятные условия. Ибо трансформирующее 157 перепроживание невозможно без характерного изменения режима перцепции. Чтобы осуществить правильный перепросмотр удаленного во времени события, надо вернуться в ту позицию воспри-ятия, где событие происходило. А это характерное смещение точки сборки, которое интегрирует поверхностные и углубленные поля внутренних эманации.
Конечно, несгибаемое намерение способно толкнуть точку сборки вглубь кокона даже без помощи дыхания, но ему приходится иногда годами преодолевать темную инерцию энергетического тела. А ритмическое дыхание делает наши структуры более пластичными за счет отключений или за-медлений внутреннего диалога.
Попробуйте проследить, как происходит сам процесс вспоминания. В какой момент внимание вдруг переходит от сцены, которая пребывает на поверхности памяти, к более глубокой и частично (либо полностью) забытой? Как вспоминаемая сцена дополняется деталями? Как возвращается давнее чувство или ощущение? Всякий раз происходит кратковременная остановка внутреннего диалога, миг «безмолвного созерцания», за которым следует озарение темной зоны памяти. Ритмическое дыхание, которое провоцирует эти паузы во внутреннем диалоге и, соответственно, микросдвиги точки сборки, должно быть равномерным и не утомительным. Следует выбрать оп-тимальный ритм и глубину дыхания, которые можно без напряжения поддерживать довольно дол-го. Однако поверхностное дыхание здесь тоже не подходит. Во-первых, оно отражает слабый, раз-реженный характер энергообмена с внешним полем, во-вторых — рефлекторно связано со спокой-ным режимом «ментального комментирования» (которого, разумеется, следует избегать). Таким образом, следует найти ту глубину дыхания, которая, с одной стороны, не будет вызывать чрез-мерного напряжения дыхательных мышц, с другой — будет все же заметно отличаться от привыч-ного, «бессознательного» дыхания.
То же касается и ритма — он должен отличаться от привычного, но не утомлять. Специальные за-держки после вдоха и выдоха, которые используют в йогической пранаяме, здесь не обязательны. Если они не вызывают у вас затруднений и не привлекают большого объема внимания, то можно следовать классическому ритму 4 — 2 — 4 — 2 (вдох — задержка — выдох — задержка). В любом случае, главный закон дыхания во время перепросмотра — оно не должно мешать самому процес-су вспоминания.
Установка на перепросмотр требует некоторого подготовительного этапа. Чтобы внимание пере-ключилось на созерцание прошлого, а энергетическое тело соответствующим образом перестрои-лось, необходимо создать вполне определенные условия. И ритмическое дыхание исполняет здесь особую роль.
Кроме указанного уже влияния на внутренний диалог, дыхание вынуждает обратиться внутрь — к проприоцептивным ощущениям. Подчеркнутое движение диафрагмы, дыхательных мышц, ребер, ключиц формирует кинестетическую ось, основание которой упирается в нижнюю часть брюшной полости. Если вы дышите ритмично и достаточно глубоко, мышечные напряжения распределяются по туловищу непривычным образом. Возникают зоны релаксации в той части тела, что расположе-на под диафрагмой. А ведь именно здесь плотные энергопотоки в наибольшей степени поддержи-вают фиксированную позицию точки сборки.
Расслабление брюшной полости способствует усилению мышечных блоков в верхней части тела — в плечах, шее, лице. Обратите на это внимание. Для высвобождения перцептивной энергии фон расслабления тела должен быть равномерным. Во время сеанса перепросмотра кажется, что чело-век спит или дремлет. И это естественно, поскольку тело знает лишь один способ погружения точ-ки сборки внутрь кокона — естественный сон.
Тем не менее сознание должно быть сосредоточенным и бдительным. Чтобы выполнить инструк-ции по внешнему расслаблению и внутреннему сосредоточению, может понадобиться от 20 до 40 158 минут. Ритмическое дыхание плавно уводит практика в мир собственной памяти. Ничто не должно вас отвлекать — текущее состояние внешней среды требует одного вида сосредоточения, а вспо-минание — другого. Эти виды практически не сочетаются друг с другом. Погрузившись в себя, вы заметите, что ритмическое дыхание распространяется не только на физи-ческое тело, но и на некоторый объем вокруг него. Иногда эти странные чувства проявляются ярко и неожиданно — например, в момент увлеченного созерцания привлекательной сцены из вашего прошлого. Важно не упустить специфические переживания, которые сопутствуют дыханию, —
«мороз по коже», волны тепла или прохлады, аморфные потоки, которые «вливаются» в тело или «истекают» из него. Все это — предпосылки и предвестники так называемого дыхания энергетиче-ского тела.
Конечно, оно приходит далеко не сразу — иногда спустя месяцы и даже годы практики. Важней-
шее условие возникновения этого феномена — непрерывное ритмическое дыхание при перепро-
смотре любых событий личной истории. Как правило, вспоминая что-то пропитанное сильными
эмоциями, мы бессознательно задерживаем дыхание, меняем его глубину или ритм. Практик дол-
жен противостоять инстинктивным движениям физического тела, и в результате он почувствует
нечто новое — например, при воспоминании гнева, вины или обиды дыхание словно «воспламеня-
ется»; при воспоминании радости, покоя, удовлетворенности — вдыхаемый __________и выдыхаемый воздух
может стать прохладным и легким.
Обостренная чувствительность открывает, что необычные чувства частично возникают не в теле, а поблизости от него, а дыхание растекается по поверхности. Не легкие втягивают воздух, а тело це-ликом. И это не совсем воздух.
Адекватно описать новое чувство практически невозможно. Можно прибегнуть к метафоре и ска-зать, что поверхность вашего тела втягивает в себя «жидкое электричество». По мере развития но-вой сенсорики вы обнаружите: а) поглощение и выделение происходит не в легких и не на поверхности кожи. Эти процессы лежат где-то вне тела, на небольшом расстоянии от него; б) структура поглощения и выделения обусловлена характером вспоминаемого события; в) перцепция «энергетического дыхания» по своему характеру подобна синестезии (смешению сигналов из различных сенсорных систем). Она может сопровождаться не только осязательными ощущениями, но и звоном в ушах, возникновением световых точек и пятен в зрительном поле. Необходимо выследить субъективное расстояние от поверхности кожи, где возникает чувство по-глощения и выделения энергии. Это станет косвенным свидетельством объема невоспринимаемых полей, которые вам удалось вовлечь в целенаправленный энергообмен. Но самое важное — зафиксировать особенности структур «энергетического дыхания». То, что структура энергообмена неразрывно связана с типом эмоционального реагирования, не требует до-казательств. Как и во многих других случаях, возникшие связи очень индивидуальны. Нет нужды составлять описание того, какие зоны энергетического тела реагируют на вспоминания конкретных фактов личной истории. Это может быть полезно только для специфических, вспомогательных ви-дов сталкинга, о которых мы говорить не будем.
Обычно практик легко замечает, что при вспоминании сильной обиды, например, область энерге-тического тела, которая является проекцией области солнечного сплетения (и чуть ниже), как бы наполняется прохладным потоком. Или, скажем, при вспоминании сильного гнева разогреваются и уплотняются потоки, нацеленные на основание шеи. Приведенные примеры — не правила. Каж-дый открывает собственные закономерности. Важно иметь в виду другое — зафиксированные зоны 159 уплотненного либо необычно воспринимаемого энергообмена могут быть использованы для трансформации психики и тела адепта.
Как непосредственно во время перепросмотра, так и в любое иное время практик может использо-вать дисциплинированное внимание, чтобы изменить характер ощущений. При этом можно поль-зоваться уже описанным способом: напряжение заменять расслаблением, холод — теплом, волны «растворять» в безмятежном океане больших эманации.
Это тонкая работа. Вам приходится наблюдать, не возникает ли в процессе практики какое-нибудь новое деструктивное чувство. Например, место злости занимает меланхолия, а место обиды — хо-лодная надменность (что есть скрытая разновидность гнева).
«Дыхание энергетического тела», если уж вы развили его, предоставляет много новой информа-ции. Вы открываете не только массу обычно неосознаваемой кинестетики, но и разнообразную жизнь энергетических полей, потоков и связанных с ними каналов. Не тратьте время на подробное изучение даосских трактатов, не выискивайте соответствия с акупунктурными атласами и полуэзо-терическими справочниками. Много из того, что там написано, верно, но есть колоссальная разни-ца между знанием, полученным из книг, и знанием, обретенным в процессе личного опыта. Пусть вы обнаружите лишь 10 процентов от общего объема известных человечеству каналов, но это бу-дут ВАШИ каналы — вы будете их ощущать и познаете интуитивно их специфику. Ваше знание станет вашей Силой, а не превратится в еще один пункт инвентаризационного списка. В этом —смысл работы.
Непосредственное чувство — будь то канала ЭТ («стержня» или «накопительного»), фронтальной пластины, «просвета», горлового центра и иных самых разных центров — не делает их новыми элементами описания тоналя, а придает им реальность энергетического факта. В предыдущих кни-гах я говорил, что область кокона (тех его структур, что известны десяткам поколений исследова-телей магии и Трансформации) — единственная область толтекского «делания». Если субъектив-ный чувственный опыт подтверждает и дополняет описание древних искателей, то мы можем уве-ренно опираться на него. (Даже здесь, впрочем, не забывая про универсальный принцип толтек-ской гносеологии «верить, не веря».)
Все остальное (каналы даосов, чакры индуистов и т. п.) оставьте начетчикам и специалистам по истории магии, мистики и оккультизма. Уровень личной Силы обнажает те элементы кокона и по-лево-энергетического «скелета» физического тела, что пробуждены вами лично и готовы к исполь-зованию в долгом деле тотальной Трансформации.
«Побочная кинестетика» в сталкинге энергетических состояний при перепросмотре выполняет роль дополнительных ключей или зацепок внимания. Практик находит мышечные блоки и транс-формирует их; он открывает особые ощущения неопределенной природы и вычленяет их собст-венным вниманием, не пытаясь идентифицировать природу впечатлений. На высших этапах (когда перепросмотр близится к завершению — если не тотальному, то содер-жательному) энергетическое тело толтека «воспламеняется» целиком. Его поля настолько активны, что точка сборки по собственной системе принимается сканировать непривычные сенсорно-энергетические массы. Чувствительность достигает того предела, где количество переходит в каче-ство. При наличии развитого умения входить в толтекское сновидение происходит выделение дуб-ля осознания (об этом феномене будет сказано ниже). Вполне возможно, это специфическое пере-живание послужило толчком к причудливой мысли: будто Орел может быть удовлетворен пере-просмотренной жизнью субъекта — он поглотит копию и оставит в покое оригинал. Мы не станем рассуждать, насколько мифология древних магов отражает энергетические законы Реальности. Но формирование принципиально нового отношения между перепросмотренными зо-нами памяти ЭТ и самим осознанием, эпицентр которого сосредоточен в точке сборки, дает осно-160 вание предположить, что связи и обусловленности уходят вместе с определенной формой ЭТ. Ми-фологема «рождения заново» здесь напрашивается, ибо человек, прошедший через перепросмотр, обновляется не только психологически. Обновляется его энергетическое тело. И если это не трансформация, то фундамент трансформации — новое небо, новая земля, новый человек. Последним по порядку (но не по важности) в практике перепросмотра является правило сужения области внешнего сенсориума (3). По правилам, описанным Кастанедой, заниматься этой практи-кой следует в темном и ограниченном пространстве. Разумеется, эти требования относительны. Можно построить ящик по всем правилам толтекской традиции, а можно запереться в комнате или укрыться в пещере. В конечном итоге суть требования заключается в том, что перепросмотр нельзя производить в совершенно открытом месте.
Инструкция имеет как психологический, так и энергетический смысл. Закрытое место создает ил-люзию защищенности и обеспечивает тишину. Сужение сенсориума за счет замкнутого простран-ства вызывает следующие необходимые для перепросмотра эффекты: а) переключение внимания с внешнего на внутреннее за счет ограничения сенсориума. Психологи-чески это связано с ограничением поля внимания на фоне безопасной изоляции от любых мас-штабных процессов снаружи, энергетически — препятствует движению эманации кокона вслед за вниманием и восприятием, способствует уплотнению поверхностных слоев и, следовательно, обеспечивает условия для правильного сосредоточения; б) практик начинает ощущать замкнутое пространство, когда в результате ритмического дыхания усиливается сенситивность энергетического тела. Тело воспринимает «защищенность», что позво-ляет отвлечь внимание от настоящего и погрузиться в прошлое. (Изготовление ящика и сжигание его — всего лишь ритуал. Как и всякий ритуал, он не обязателен в толтекской дисциплине, хотя может усиливать эффект перепросмотра, если практик сосредоточен на намерении «ящика».); в) темнота помогает концентрации. Ее влияние — исключительно психологическое и перцептив-ное.
Все вышеописанные процедуры во время сеанса перепросмотра участвуют в формировании спе-цифического транса. Нам осталось лишь коротко рассмотреть основные методы, непосредственно имеющие отношение к трансу.
Наведение транса (4):
а) формулировка и четкое осознание намерения перепросмотра — постановка цели. Ее следует сформулировать одной фразой. Обычно цель содержит два пункта: 1) ясное и сильное перепрожи-вание всех вспоминаемых ситуаций, 2) изменение отношения к воспоминаниям с точки зрения безупречности (моделирование новой реакции). Это и есть один из методов реимпринтирования, о котором говорилось выше. Помните: наведение транса не должно быть целью, т. к. это немедлен-но вызовет сопротивление. Тональ нельзя брать «в лоб». Он сохраняет свою неизменность и не терпит посягательств на режим восприятия или осознания. Потому используются известные «хит-рости» — например: б) расслабление;
161 в) синхронно с дыханием повторение сцены, фразы, образа, которые являются объектом перепро-смотра; г) БЕЗДУМНОЕ созерцание воспоминания. Оно сопровождается замедлением или кратковремен-ной остановкой внутреннего диалога, что как правило приводит к расширению вспоминаемой «об-ласти». Когда зона вспоминаемого расширяется, вы переключаете внимание на самый сильный сигнал (образ, сцена, ощущение) из появившихся. После чего повторяете тот же прием — бездум-но созерцаете его. Затем во вспоминаемой области возникает еще один сигнал и т. д. — вплоть до перегрузки тоналя. В результате серии «созерцаний» вы можете погрузиться в состояние глубокой остановки внутреннего диалога, сосредоточившись на максимальном объеме информации воспо-минания. Затем переходите к следующей сцене, и так до бесконечности. Знаменитое «покачивание головы» вправо-влево, которому иногда придают особое «энергетиче-ское значение», судя по всему, просто ускоряет вхождение в транс, поскольку создает неопреде-ленность интерпретации сигналов, поступающих от вестибулярного аппарата. Когда движения го-ловы синхронизированы с дыханием, энергетическое тело невольно активизируется в затруднен-ной ситуации восприятия, что облегчает смещение точки сборки. И наконец, следует отметить важную деталь, касающуюся характера воспоминаний. Человек, об-ращаясь к прошлым событиям, склонен не перепроживать их, а моделировать. В академической психологии это называется соответственно диссоциированное воспоминание и ассоциированное воспоминание. В первом виде воспоминания наблюдающее «Я» пребывает за границей сцены (сверху, сбоку) и никак не участвует в ней. На самом деле это не настоящая память, а всего лишь умственное представление о том, что и как происходило с вами. В ассоциированном воспомина-нии вы находитесь внутри переживаемого — то есть там, где были когда-то на самом деле. Тональ всегда с большим трудом переходит от диссоциированного воспоминания к ассоциирован-ному. Проблема все та же. Второй вид памяти — это смещение точки сборки, а мы предпочитаем «разглядывать» свое прошлое формально, не покидая своего сегодняшнего места. Чтобы сдвинуть точку сборки во время перепросмотра, мы провоцируем некое подобие транса. За-помните — пока вы вспоминаете диссоциированно, вы ничего не перепросматриваете. Однако подлинный (ассоциированный) перепросмотр смещает точку сборки все глубже и глубже.
И это вызывает специфические переживания.
Динамика перепросмотра вообще подобна перцептивным феноменам при изменении режима вос-приятия. Она часто бывает «взрывообразной», и в этом смысле почти точно повторяет процесс вхождения в осознанное сновидение или во второе внимание. Месяцы и даже годы вам могут сниться обычные сны, и вдруг происходит взрыв осознания. При перепросмотре мы имеем дело со схожим явлением. Попытки вспомнить что-либо (полноценно, ассоциированно) упираются в жест-кую фиксацию точки сборки, и вы не воспринимаете ничего — память словно мертва, только пус-тота и темнота. Но наступает момент неожиданного прорыва, — и прошлое открывается, как кон-сервная банка. Иногда это случается даже не во время сеанса перепросмотра, а где и когда угодно — несгибаемое намерение на фоне спонтанной остановки внутреннего диалога наконец срабаты-вает. Это и есть начало настоящего толтекского перепросмотра. В книге «Видение нагуаля» (2002) я описал метод «перепросмотра будущей судьбы». Его сущ-ность сводится к систематическому описанию всех возможных в будущем реализаций и неудач, связанных с ними эмоциональных состояний в соответствии с определенным алгоритмом. Описан-ный алгоритм позволяет заранее прочувствовать основные линии своей судьбы и, таким образом, избежать многих ошибок.
Но у этого метода есть побочный эффект, способствующий перепросмотру прошлых событий и состояний. Если его применить в полном соответствии со всеми описанными выше рекомендация-ми, мы получаем еще одну лазейку для произвольного внимания. Дело в том, что моделируя воз-можные в будущем переживания, мы так или иначе вовлекаем в работу тот опыт, которым мы уже обладаем. Иными словами, воображая будущее, мы так или иначе опираемся на прошлое, и это может привести к неожиданным открытиям. Далеко не всегда память подчиняется прямому обра-щению к ней, и тут на помощь приходит воображение. Будучи условностью (поскольку мы пыта-емся пережить то, чего в личной истории еще не было), оно не встречает такого сопротивления. Образно говоря, мы можем неожиданно для себя проникнуть в какое-то воспоминание с черного хода. По законам психологической ассоциации и энергетической связи моделирование чувства приводит к пробуждению забытых сцен и событий, имеющих отношение к этому чувству. Услови-ем успеха здесь, как и во время традиционного перепросмотра, является состояние транса. Стоит обратить внимание еще на один момент. Его можно назвать «временем перепросмотра». Де-ло в том, что намерение текущего сталкинга и намерение перепросмотра плохо сочетаются друг с другом. Поскольку на практике мало кто имеет возможность полностью исчезать из мира на два месяца в году, чтобы перепросмотр стал единственным содержанием жизни, мы должны уметь пе-реключаться — текущий сталкинг и перепросмотр иногда чередуются ежедневно. Намерение перепросмотра постоянно уносит наше внимание в прошлое, возрождает однотипные ситуации и связанные с ними чувства, а намерение текущего сталкинга состоит в выслеживании данного момента, в расширении области произвольного внимания, как было описано в предыду-щей главе. Я не советую сочетать эти вещи. Во-первых, такая «погоня за двумя зайцами» снижает эффективность и перепросмотра, и текущего сталкинга. Пытаясь немедленно, в ситуации реагиро-вания, вспомнить подобные ситуации прошлого опыта, вы уходите от выслеживания реакции «здесь» и «сейчас». При этом вы все равно не способны произвести качественный перепросмотр, потому что он требует всего вашего внимания, а в ситуации реагирования и коммуникации с окру-жающими часть внимания должна оставаться «снаружи». Во-вторых, вы смешиваете опыт и фор-мируете вредную привычку — во время действия и общения вы рассеянны, потому что бессозна-тельно путаете текущий сталкинг с перепросмотром, во время перепросмотра вы то и дело возвра-щаетесь в «настоящее», потому что успели выработать установку на сканирование текущей ситуа-ции.
Перепросмотр — это процедура, которая требует полного погружения и отвлечения от происходя-щего в данный момент. Если вы непроизвольно погружаетесь в воспоминание, когда заняты теку-щим сталкингом, лучше остановите себя. Искусство контроля заключено именно в разделении со-стояний. Только так можно добиться высокой эффективности. Иначе вы окажетесь в курьезной си-туации — нельзя же, в самом деле, постоянно убегать и прятаться в темном месте, чтобы срочно перепросмотреть возникшую эмоцию. Метаться между текущим сталкингом и перепросмотром —неправильно, и от этого мало пользы. Оставьте для процедуры конкретное время, когда вас никто не потревожит. Ведь только настройка энергетического тела на глубокий перепросмотр может за-нимать до получаса. Качественный текущий сталкинг поможет качественному перепросмотру, и наоборот. Но надо работать над ними раздельно. Здесь интеграция заключается в высокой интен-сивности осознания, а она возникает благодаря совершенствованию внимания. Поскольку перепросмотр способен почти полностью переформировать наши поведенческие про-граммы, его влияние на судьбу и внешние обстоятельства бывает поистине колоссальным. Вкратце воздействие перепросмотра сводится к таким моментам: а) изменяется референтная среда и круг регулярного общения; б) изменяются способы разрешения проблем и кризисных ситуаций;
163 в) «мелкие тираны» перестают оказывать неблагоприятное психологическое (психоэнергетиче-ское) воздействие либо исчезают из окружения; г) прекращаются повторяющиеся ситуации, вызванные фрагментами поведенческих программ, со-держащими ошибки или обеспечивающими замкнутость описания; д) повышается общий энергетический тонус за счет прекращения неактуального возбуждения по-лей кокона (то, что дон Хуан называет «возвращением светящихся нитей»). Об эффектах сталкинга и перепросмотра, выходящих за рамки стандартного описания (синхронис-гичности, влияния, перцептивные иллюзии) мы поговорим отдельно.
Стирание личной истории
К своей личной истории мы обращаемся с двумя целями: а) чтобы поддержать свою адаптивность, б) чтобы поддержать непрерывность своего образа себя для других. И это приходится делать куда чаще, чем кажется. Любая стандартная реакция на ситуацию есть продолжение или проекция пре-дыдущей личной истории индивида.
Липкая паутина социальной сети порабощает нас несколькими способами одновременно. Во-первых, личная история обусловливает диапазон реагирования: какие реакции и в какой степени сдерживать, как их модифицировать и т. п. Во-вторых, личная история «окрашивает» реагирование идеями, ценностями, мотивами, чем детерминирует стратегию (сценарий) реагирования. Личная история — это пролог той пьесы жизни, которую мы наблюдаем ежедневно. Это место, значение и потенциал роли в принятом контексте (мета-роль). Ученый, как правило, не поджидает противника в подворотне с кастетом. Бандит не ведет дискуссий с жертвой нападения. Ситуации такого рода обыгрываются в комедиях, — они тем и смешны, что поведение героя не соответствует его образу, т. е. роли и стоящей за ней личной истории.
В чем заключена гипнотическая сила личной истории? В том, что она вырабатывает в нас автома-тизм подтверждения. Мы бесконечно подтверждаем ожидания окружающих —даже оставшись в полном одиночестве.
Дон Хуан, если верить сообщениям Кастанеды, предложил ученику «мистификаторский» способ стирания личной истории. Он заключался в том, чтобы поменьше докладывать окружающим о своих реальных делах, одновременно рассказывая отвлекающие истории, в которых нет достовер-ной информации о вашей жизни.
Этот метод представляется достаточно экзотичным и не всегда применимым. Перепросмотр и сталкинг могут избавить нас от главного шаблона, который формирует личную историю для дру-гих. Эти техники позволяют выследить и трансформировать автоматизм подтверждения. Ведь для прогресса на дон-хуановском пути важно не то, что знают о вас окружающие (хотя и здесь лучше избегать чужого внимания по мере возможности). Важнее всего — что думаете вы сами по поводу чужих мыслей о вас. В тот момент, когда вы вообще перестанете об этом думать и подтверждать чужие мнения, прогнозы, оценки и ярлыки, начнется подлинное стирание личной истории.
Исчезновение автоматизма подтверждения удалит из поля актуальных переживаний сам «образ себя для других». И в самом деле — как можно думать о себе что-то определенное, если вы осоз-нали себя как Человека Неведомого, Человека-Тайну?
Никто не может знать о сталкере ничего абсолютно достоверного. Сама природа дисциплины исключает такую возможность.
Тональное описание человека адекватно функционирует лишь в том случае, когда его внутреннее содержание соответствует означенному в инвентаризационном списке локусу социальной модели. Сталкеровская игра, его «маскировка», как бы ни была она совершенна, формирует своеобразный «туман», образует дистанцию между формой и содержанием. Отсюда — иррациональная неуве-ренность окружающих, их неспособность безоговорочно поместить вас в социально-перцептивный контекст.
Вспомните, насколько неполным кажется образ дона Хуана в книгах Кастанеды при всей его вы-пуклости и реальности. Еще более отстраненным выглядит Хенаро — и вовсе не потому, что мы не знаем, где он вырос, кто его родители, и т. д. и т. п. У них нет «места» в стандартном описании мира. Ведь они даже не шаманы, ибо шаманы вызывают духов, пляшут под барабанный бой, от них ждут предсказаний и магических действий.
Вот эта позиция неопределенности и недоумения есть следствие стирания личной истории. При-думав себе новое имя, уничтожив документы и уехав в места, где не встретишь давних знакомых, — от личной истории не избавишься.
Перепросмотрите свой автоматизм подтверждения — это хорошая практика. Не пытайтесь имити-ровать вызывающее, чудаковатое поведение. Лучше станьте «белым пятном», которое не вызывает никаких реакций у окружающего народонаселения. Вас будут звать по имени, помнить, когда и где вы родились, но по сути ничего не изменится. Вы просто перестанете существовать как семантиче-ский объект в системе координат чужого тоналя. И это увеличит ваш шанс прийти к свободе. Допустим, вы в описании окружающих существуете как «раздражительная и самоуверенная лич-ность». Таким образом вас привыкли воспринимать далеко не первый год. Иными словами, вы —не столько имя и должность, сколько совокупность психологических характеристик, у которых есть своя личная история. Каждую из этих характеристик сталкер способен выследить и перепро-смотреть. Автоматизм становится осознанностью — и характер реагирования изменяется. Стоило вам осознать свою раздражительность, и ее характер изменился. Таким же образом могут изме-няться любые ваши качества. Эти изменения непредсказуемы, потому что зависят не от ситуации, а от силы осознания, приложенной сталкером к себе произвольным образом. Непредсказуемость, не-связанность алгоритмом обстоятельств и ситуативным контекстом делает сталкера «белым пят-ном» в мире окружающих. Очевидно, это и есть «стирание личной истории». Заключительный этап практики сталкинга и перепросмотра — потеря человеческой формы. Ко-нечно, это интеграция внешних и внутренних условий. С одной стороны, толтек остается без лич-ной истории, с другой — он лишается собственных, самых интимных автоматизмов. Я не стану описывать это явление, поскольку оно требует личного опыта. Мне еще не довелось стать «бес-форменным воином», так что все рассуждения на этот счет будут пустыми догадками. Одно лишь можно утверждать наверняка. По мере приближения этого знаменательного события, фиксация точки сборки снижается радикальным образом. Погружение в сновидение и второе вни-мание не вызывает ни малейших затруднений. И здесь — в сновидении — навык сталкинга демон-стрирует себя во всю мощь.
Характер сновидения (восприятие второго внимания) меняется. Оно становится упорядоченным и целенаправленным. Влияние сталкинга во время смещения точки сборки в сновидении усиливается в следующем порядке.
Поначалу большинство сновидцев уходит в те зоны, которые их чем-то привлекают («любимые места»). Это уровень бессознательности (1).
Далее, непрерывно практикуя сталкинг наяву и в сновидении, вы начинаете двигаться в изменен-ных режимах восприятия по-разному. Частично вы уже контролируете себя, частично — вас вле-кут рефлексы, импринты, страхи, ожидания и проч. Это уровень частичной осознанности (2). Следующий этап — интеграция основных паттернов произвольного внимания, взятых из бодрст-вования, но при наличии того же давления бессознательного, что и наяву. Это уровень осознания интеграции (3).
Последний уровень — когда бессознательное в сновидении становится доступным трансформации в той же степени, в какой оно доступно при использовании психологических и медитативных тех-ник наяву. Этот уровень можно назвать работой с целостным осознанием (4). Полноценное влияние сталкинга на сновидение и второе внимание начинается на уровне (3) и пол-ностью раскрывается на уровне (4).
Выслеживание реакций и автоматизмов, их остановка и трансформация даже в том случае, когда вам доступен практически весь объем произвольного внимания, — работа нелегкая. «Поймать» самого себя в состоянии транса — это почти подвиг. «Поймать» себя в сновидении — высокое ис-кусство, которому учатся годами и десятилетиями. Но текущий сталкинг дает шанс добиться этого. Последовательное и регулярное применение сталкинга и перепросмотра разительным образом ме-няют самоощущение практика. Подробнее об этих интересных явлениях мы будем говорить в сле-дующей главе, здесь же необходимо отметить вот что.
В периоды интенсивного перепросмотра (2—4 часа в день) его последствия переживаются практи-чески непрерывно. Всякая перцепция и реагирование изменяют свой характер, что вызывает спе-цифическое чувство в течение всего периода. Прежде всего заметным становится удаление пер-цептивного центра от внешних сигналов. Оно не имеет ничего общего с самопогружением или рас-сеянностью. Восприятие остается ярким и четким. Ощущение удаленности возникает из-за посто-янного присутствия паузы между самим восприятием и реакцией на него. Иногда оно напоминает люцидный сон или даже череду стабильных «видений». Окружающий мир «касается» воспринима-теля словно бы в иных областях энергетического тела — он ярко и сильно демонстрирует себя, но отчужден. Энергообмен усиливается, но не в тех каналах, которыми мы привыкли пользоваться в базовом режиме восприятия.
Это связано не только со смещением точки сборки, но и с перераспределением внимания. Поля внутренних эманации, возбужденные перепросмотром, довольно долго сохраняют повышенную активность и невольно привлекают к себе. Это любопытный феномен: обращение к прошлому вы-зывает странную кинестетику и аморфные проприоцептивные переживания. Это что-то вроде «онемения», прохладной волны или медленной вибрации в области затылка и задней проекции горлового центра. Это характерное замирание в груди, которое может образовывать область новой чувствительности за солнечным сплетением.
Перечисленные зоны энергетического тела связаны с нашим переживанием временного потока —они реагируют на возбуждение прошлых «следов» и прошлых состояний нашего кокона.
Фактически это означает, что ЭТ полагает актуальной областью более широкий отрезок субъек-тивного времени, чем обычно. Ну а поскольку для кокона прошлое и будущее равнозначны (ибо в Реальности не существуют), то следствием такого перераспределения внимания становится обост-ренная чувствительность, направленная на Время как таковое. Это начальная предпосылка того странного состояния, которое дон Хуан называл «поворотом сталкера». Интегрируя прошлое и на-стоящее во время перепросмотра, мы обнажаем изначальную условность времени и этим открыва-ем дорогу широкой восприимчивости вне темпоральной оси «прошлое — настоящее — будущее», которую усердно строит и поддерживает человеческий тональ. Второй эффект — более общего характера. Это диссоциация мышечных напряжений, кинестетики и эмоциональных переживаний. Он возникает в результате текущего сталкинга, а также при неде-лании и ОВД. Перепросмотр лишь усиливает его в максимальной степени. Телесные и мышечные реакции явно отделяются от внутренних состояний. Тело вздрагивает, по нему могут пробегать мурашки, волны специфического озноба, напоминающие электрические разряды. Это происходит в ответ на разнообразные внешние стимулы, которые раньше вызывали прежде всего эмоции —страх, обиду, злость, жалость и т. д. Сталкер начинает ясно воспринимать все эти процессы как движения энергии (транслируемые кинестетически), а не как эмоции. Это полезное наблюдение. Оно открывает новую область опыта, не абстрактно, а вполне чувственно показывая толтеку под-линную природу того, что раньше казалось ему фактами психологии. На первых порах энергия кажется неуправляемой. Собственно говоря, ничего не изменилось. Если до начала практики неуправляемыми были эмоции, то теперь — потоки и импульсы сил. Ради-кально изменилось только отношение к эмоциям и их понимание, но и это немало. Наконец-то в области ясной перцепции оказался предмет трансформации, а не символ из сотворенного тоналем описания. Изменив локализацию энергии, направление импульса, мы можем усилить тело, в то время как раньше лишь ослабляли его. Самый простой способ — направить энергию от периферии кокона в сторону «стержня», а также из областей высокой плотности (туловище) в сторону более разреженных (голова и ноги).
Тонкости управления энергопотоками открываются постепенно и всегда очень индивидуальны. Здесь играет роль и место, и характер, и интенсивность кинестетических трансляций. Методы мо-гут быть бесконечно разнообразны, так что это — область эксперимента. Можно превращать «электрический разряд» в «ощущение волны», дрожь — в тепло и т. п. Непроизвольные позы и мышечные блоки также можно использовать для того, чтобы изменить течение энергии. Высшим достижением в области энергетического «делания» становится целенаправленный выброс потока из пупочной области для осуществления воздействий и влияний на внешнюю среду. То, что дон Хуан называл «обретением воли», — следствие искусного сталкинга. Так второе кольцо Силы объединяется с первым. И здесь начинается магия.