Регистрация самостимулирующего поведения
Во многих случаях невозможно оценить самостимулирующее поведение в рамках частотности, поскольку самостимулирующее поведение обычно носит длительный характер, не имея конкретного начала и конца. Другими словами, мы не можем с готовностью использовать регистрацию событий, как в случае с саморазрушительным поведением, но возможно нам необходимо будет применить процедуру последовательного выбора. При последовательном выборе вы делите определенный временной интервал (например, 10-минутный период наблюдения) на более короткие промежутки (например, 15-секундные периоды). Эти 15-секундные интервалы делятся на период наблюдения (скажем, 10 секунд) и период регистрации (скажем, 5 секунд). То есть вы наблюдаете за ребенком в течение 10 секунд, затем вы регистрируете, то, что он сделал в течение 5 секунд, затем снова за ним наблюдаете в течение 10 секунд, регистрируете его поведение в течение 5 секунд и т.д. Таким образом, у вас будет четыре возможности за 1 минуту зарегистрировать поведение или 40 возможностей, если вы наблюдаете за ребенком в течение 10 минут. Таблица выборочных данных дана в таблице 4-2.
Если вы ставите галочку в колонке «да», когда он демонстрирует самостимулирующее поведение, вы можете зарегистрировать силу его самостимулирующего поведения, просто суммировав эти галочки в рамках 10-минутного интервала. Вы можете получить данные за день, неделю или месяц. Вы можете так же использовать таблицу, описанную ранее, когда мы обсуждали регистрацию саморазрушительного поведения (см. Таблицу 4-1).
Одним из простых и недорогих «способов» такого наблюдения является диктовка временных интервалов на магнитофон и воспроизводство записи на протяжении наблюдения через наушник. Запись гласит в начальный период «наблюдение за первой линией поведения», 10 секунд, «регистрация», 15 секунд, «наблюдение за второй линией поведения», 25 секунд, «регистрация» и т.д. Это упростит регистрацию, и вам не придется постоянно смотреть на секундомер.
Таблица 4-2. Таблица регистрации самостимулирующего поведения
Имя ребенка__________________
Дата___________ Время регистрации____________
Вид поведения________________________________
Линия | Минута | Секунды | Да | Нет |
1. | 0-10 | |||
2. | 15-25 | |||
3. | 30-40 | |||
4. | 45-55 | |||
5. | 60-10 | |||
6. | 15-25 | |||
7. | 30-40 | |||
8. | 45-55 | |||
9. | 60-10 | |||
10. | 15-25 | |||
11. | 30-40 | |||
12. | 45-55 | |||
13. | 60-10 | |||
14. | 15-25 | |||
15. | 30-40 | |||
16. | 45-55 | |||
17. | 60-10 | |||
18. | 15-25 | |||
19. | 30-40 | |||
20. | 45-55 |
К началу
Длительность регистрации
Некоторые разновидности поведения, например, вспышки раздражения, лучше регистрировать в рамках их длительности. Длительность этого типа поведения, а не частотность, является важнейшим фактором. Ребенок может проявлять вспышки раздражения один или два раза в день, но вспышка раздражения может длиться часами. В этом случае вам необходимо в любой день зарегистрировать проявление вспышек раздражения и их длительность. Вы можете использовать секундомер для упрощения регистрации. Таблица выборочных данных представлена в Таблице 4-3. Вам необходимо перенести эти данные на график, чтобы лучше понимать, что происходит. Отметьте дни на горизонтальной линии (оси абсцисс) и укажите процентное количество времени (минуты, потраченные на вспышки раздражения за общее время наблюдения) на вертикальной линии (оси ординат).
К началу
Надежность регистрации
При проведении регистрации важно удостовериться, что двое людей согласны с результатами наблюдения, т.е. в надежности результатов регистрации. Вы можете проверить надежность регистрации наблюдателя, привлекая второго наблюдателя для самостоятельной регистрации одного и того же поведения одновременно с первым. Данные, полученные от первого наблюдателя, сравниваются затем с данными второго наблюдателя. В идеале второй наблюдатель делает выборочную проверку данных первого наблюдателя с целью проверки согласованности и надежности. То есть второй наблюдатель не присутствует все время, а проверяет 10-20% времени. Результаты наблюдений считаются ненадежными, если наблюдатели расходятся во мнениях настолько, что можно сделать два совершенно различных вывода на основе данных. В общем, будет достигнута большая степень согласованности при регистрации саморазрушительного поведения и меньшая степень при регистрации самостимулирующего поведения. При сильных разногласиях постарайтесь определить поведения более конкретно и не учитывайте неоднозначные проявления. В случае возникновения сомнений, не учитывайте.
Процесс регистрации стал относительно сложным и представляет собой довольно сложную область изучения. Холл (1972) является автором полезной брошюры о способе регистрации поведения. Вы можете проконсультироваться с экспертом поведенческих оценок из Департамента Психологии.
Таблица 4-3. Длительность регистрации – таблица выборочных данных
Имя ребенка________________
Вид поведения______________
Дата | Время начала | Длительность | Комментарии |
4 января | 9:10 | 15 минут | |
4 января | 9:10 | 15 минут | |
5 января | 8:00 | 20 минут |
Рекомендуемая литература указана на стр. 41 оригинала.
К началу
Раздел II
Подготовка к обучению
В разделе II представлена программа «подготовки к обучению». В главах 5 и 6 описана поэтапная методика обучения правильному сидению и концентрации внимания. После обучения подготовительному поведению, необходимо устранить мешающее поведение, чтобы ребенок был готов к обучению. В Главе 7 представлена полезная информация о том, как помочь детям преодолеть вспышки раздражения и сократить иное разрушительное поведение. (Вам может показаться, что Глава 7 повторяет Главы 1 и 2. Мы признаем это повторение, но посчитали его необходимым в попытке достичь эффективного управления разрушительным поведением.)
Когда вы начинаете практическое обучение, лучше всего начать с чего-нибудь простого, ради вас и вашего ребенка. Мы решили начать с простейшего задания, научить ребенка садиться на стул, когда вы даете ему указание «Сесть» (Глава 5). Это простое задание является отличной практикой, т.к. включает в себя все элементы обучающей ситуации: указания, подсказки, определение правильных реакций, поощрения и наказания.
Мы обычно начинаем нашу обучающую программу с того, что ребенок и «учитель» находятся в центре комнаты, а родители и члены «обучающей команды» вокруг них наблюдают за указаниями. После проведения начальной стадии («учитель» научил ребенка садиться по команде), все присутствующие взрослые получают возможность применить на практике обучение поведению. Хотя у родителей будет небольшое преимущество над членами команды, у которых не было опыта обучения людей с отклонениями в развитии, никто не должен чувствовать себя неловко при изучении обучающей методики. При практическом обучении все взрослые должны вести обучение одинаковым образом. Важно сохранять единообразие указаний. Далее по программе вы сможете позволить себе быть более «гибкими» и разнообразными, и вашему ребенку это будет необходимо, чтобы лучше подготовиться к внешнему миру. Но в начале лучше для всех взрослых, ведущих обучение, использовать согласованные и единообразные обучающие методы.
Вы можете захотеть потренировать два или три указания («Сядь», «не шевели руками», «посмотри на меня») в течение первого сеанса. Однако, не учите слишком многому на начальном этапе; лучше научиться контролировать основы («Сядь», «Посмотри на меня») прежде, чем продолжать. Некоторые дети могут начать адекватно реагировать на эти команды меньше, чем через час (или такие основные команды могут быть пропущены в целом); другим понадобится месяц или больше времени для того, чтобы научиться. Другие дети будут противиться вашим усилиям научить их. В общем, ваш ребенок «определит», когда и как начать указания.
К началу