Психология творческого мышления и коммуникативной компетентности на основе системогенетического подхода (руководитель д.пс.н., проф. М.М. Кашапов).

ПЕРВОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

ПЯТАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«СИСТЕМОГЕНЕЗ УЧЕБНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Ярославль

Ноября 2011 г.

Цель конференции: обобщение исследований в рамках теории системогенеза учебной и профессиональной деятельности, выполненных в научной школе академика РАО В.Д. Шадрикова; определение перспектив дальнейшего развития школы на основе консолидации усилий ученых разных направлений российской науки в исследовании личностного и профессионального развития.

Направления работы конференции:

1. Методология и история системогенетического подхода (руководители: ак. РАО, д.пс.н., проф. В.Д. Шадриков, чл.-корр. РАО, д.пс.н., проф. А.В. Карпов; д.пс.н., проф. В.А. Мазилов).

Рассматриваются актуальные проблемы системного и системогенетического подхода, методологического анализа психологических исследований, проблемы системогенетического подхода к исследованию интегративных свойств личности, вопросы изучения системных качеств, интегральных психических качеств, интегральных качеств личности, интегральных способностей личности, метакогнитивных процессов, метарегулятивных процессов, рефлексии; обсуждаются вопросы возникновения системогенетической концепции в отечественной психологии, ее оформления в самостоятельную психологическую теорию, развития и современного состояния теории системогенеза деятельности.

2. Системогенетический подход к профессиональному становлению и реализации личности: конструктивные и деструктивные тенденции профессионального становления и реализации личности (руководитель: д.пс.н., проф. Ю.П. Поваренков).

Обсуждаются проблемы становления и реализации субъекта труда в процессе профессионального развития, механизмы и факторы профессионального становления человека, кризисы профессионального развития, проблемы периодизации профессионального становления человека, профессионального самоопределения личности.

Анализируются методологические проблемы, теоретические и эмпирические исследования профессиональных деструкций - профессиональных деформаций, психического выгорания и т.п. Рассматриваются факторы, влияющие на их появление, динамика формирования и специфика проявления в различных видах профессиональной деятельности, воздействие на подструктуры личности и параметры деятельности и жизнедеятельности человека, методы диагностики и коррекции.

3. Психология учебной деятельности и готовности к обучению (руководитель д.пс.н., проф.
Н.В. Нижегородцева).

Рассматриваются вопросы специфики учебной деятельности в современной системе образования (дошкольное, школьное образование), психологической готовности к обучению (на разных уровнях образования), психологической структуры учебной деятельности, формирования учебной деятельности в разных образовательных программах; анализируется специфика учебной деятельности и готовность к обучению детей с проблемами развития, психологическими особенностями усвоения содержания образования на разных уровнях образовательного процесса; обсуждаются вопросы разработки системы психологического сопровождения учебной деятельности на разных уровнях образования, методов развития, диагностики и коррекции учебно-важных качеств, учебной деятельности, готовности к обучению, диагностики и формирования конфликтологической компетентности учащихся и педагогов, формирования эффективных стратегий совладающего (копинг) поведения субъектов образовательного процесса.

Психология творческого мышления и коммуникативной компетентности на основе системогенетического подхода (руководитель д.пс.н., проф. М.М. Кашапов).

Рассматриваются проблемы психологии профессионального мышления работников системы образования, психологические проблемы адаптации студентов к условиям обучения в ВУЗе, специфика современных инновационных технологий в вузовском образовании, вопросы профессиональной, дидактической, коммуникативной компетентности преподавателя ВУЗа и педагога школы; обсуждаются вопросы психологических основ проблемно-ориентированного обучения в ВУЗе, компетентностного подхода к формированию бакалавра, специалиста и магистра, проблемы формирования творческого профессионального мышления специалистов, психологические основы профильного обучения старшеклассников, проблемы психологии творчества, актуальные вопросы формирования конфликтологической и конфликтной компетентности.

5. Психологическое консультирование в учебной и профессиональной деятельности: системогенетическое направление (руководитель: д.пс.н., проф. Г.А. Суворова).

Обсуждаются теоретико-методологические проблемы психологического анализа деятельности психолога-консультанта с позиций системогенетического подхода в психологии; рассматриваются конкретные вопросы консультативной работы психолога по проблемам развития, обучения, воспитания, личностного и профессионального самоопределения в различных организационных структурах.

6. Системогенетический подход к целеобразованию (руководитель: д.пс.н., проф. Н.П. Ансимова).

Обсуждаются общие характеристики феномена цели, сущностные характеристики цели, соотношение цели и результата, цели и мотива, свойства цели деятельности, функции и структура цели; анализируются общие закономерности и возрастные особенности целеобразования; анализируются проблемы принятия цели личностью, восприятия и понимания в учебной деятельности, рефлексии в целеполагании.

7. Во время проведения конференции планируется проведение вечерних лекций и мастер-классов ведущими учеными и представителями системогенетического направления в психологии.

Наши рекомендации