Упражнение 38. КОНКРЕТИЗАЦИЯ ОБОБЩЕНИЙ

Материалы Не требуются.
Время Упражнение – 5-7 мин. на каждого участника.
Инструкция "Сейчас каждый получит по карточке с написанной на ней фразой, представляющей собой чрезмерное обобщение. Прочитайте эти фразы, выберите, к кому из членов группы они могли бы быть адресованы. Итак, один из вас произносит провоцирующую фразу, партнер же, к которому она будет адресована, пытается "напустить туману" и конкретизировать обобщения".
Обсуждение "Какие чувства вы испытывали, когда к вам была обращена просьба о конкретизации? Что мешает перейти к конкретизации обобщений?"
Комментарии Иногда в группе завязываются целые диалоги, направленные на конкретизацию обобщенных оценок и обвинений. Препятствовать этому не следует, нужно лишь следить за порядком и за тем, чтобы не звучала новая критика и обвинения. Хотя, конечно, можно и этот материал использовать для конкретизации и пересказа.
Страховка Провоцирующие фразы:
  • Ты ничего в наслаждении не понимаешь. Не дорос еще.
  • Ты постоянно болтаешь ерунду.
  • Ты только глупостями одними можешь заниматься.
  • С тобой абсолютно невозможно иметь дела.
  • У тебя одни бабы на уме.
  • Тебе на всех начхать.
  • Ты ни разу в жизни для другого ничего не сделал.
  • Ничего у нас с тобой не выйдет.
  • Никогда больше не буду с тобой связываться.
  • Ты хотя бы понимаешь, что ты здесь натворил?
  • Ты что, нас всех перессорить хочешь?

Упражнение 39. ХОРОШЕЕ В ПЛОХОМ

Материалы Не требуются.
Время Упражнение – 10-15 мин. на каждого участника.
Инструкция "Вспомните о неприятном событии, которое произошло с вами в прошлом или которого можно ожидать в будущем. Подумайте, что в этом событии может быть хорошего, и расскажите нам об этом. Я попрошу членов группы помогать друг другу в поисках позитива. Предлагайте, пожалуйста, любые приходящие в голову варианты".
Обсуждение "Существуют ли ситуации, при которых невозможно найти позитивное в нежелательных событиях? Что мешает обращать внимание на позитивное?"
Комментарии Если участники группы начинают критиковать или оспаривать найденный "позитив", то тренеру необходимо решительно вмешаться. Суть приема не в том, чтобы критиковать позитив, а в том, чтобы набрать как можно больше позитива. Нереалистичный или ложный позитив отпадет сам собой. Тренерам нужно также помогать участникам рассказать о позитивном во всех подробностях и при возможности представить его максимально образно – во всех деталях.
Домашнее задание Если в вашем присутствии кто-либо будет рассказывать о негативных событиях, то попробуйте сами найти в них позитивное и расскажите об этом позитиве партнеру по разговору. Конечно, партнер будет сопротивляться и оспаривать ваши слова. Будьте настойчивы и скажите, что вы все же остаетесь при своем мнении.

Упражнение 40. ПОИСК НАИЛУЧШЕЙ АЛЬТЕРНАТИВЫ

Материалы Не требуются
Время Упражнение 10-15 мин. на каждого участника.
Инструкция "Можете ли вы назвать событие, которое может случиться в ближайшем будущем и которого бы вы не хотели? Не стоит думать о трагических событиях, выберем просто неприятное. Расскажите, пожалуйста, о ваших опасениях группе и предложите 4-5 наилучших альтернатив неприятным чувствам, которые могут быть связаны с этим событием. Членов группы я попрошу помогать друг другу в поиске наилучших альтернатив".
Обсуждение "Что вы чувствовали, обдумывая наилучшие альтернативы?"
Комментарии Если участники, несмотря на инструкцию, говорят о трагических вещах, то останавливать их не нужно. Со всей серьезностью, вовлекая в работу группу, нужно обсудить имеющиеся наилучшие альтернативы.

Наши рекомендации