Формирование открытого внушения

Клиент, застигнутый звуковой пустотой врасплох, “заполнит” ее своими собственными решениями:

“Я не знаю, найдет ли... часть вас самих что-то, что позволит... осуществить... изменение”.

Придание фразе другого смысла

(пауза вводит некоторую неопределенность)

Бессознательное пациента будет вынуждено устранить одну из частей этой неопределенности:

“... Иногда бывает очень полезно... ничего не делать... или наоборот...”

Пауза позволяет нам выделить необходимое мобилизующее слово:

“В ходе этого сеанса вы обучаетесь... на многих уровнях”.

Часто паузу делают после контекстуального внушения, например:

“Я не знаю, станет ли ваше дыхание более спокойным... вскоре или сейчас”. Слово “спокойным” произносится с легким поворотом головы, что делает его контекстуальным внушением.

Упражнение 48

Используйте паузу в ваших дружеских или семейных беседах. Понаблюдайте, какой эффект она производит на собеседника.

Молчание

 
  Формирование открытого внушения - student2.ru

Отличающееся от паузы большей продолжительностью, молчание основано на том же принципе.

В отличие от паузы, клиента следует предупредить, когда будет решено использовать молчание. И употреблять его следует без колебания, так как молчание позволяет пациенту освободить свое воображение без помех со стороны терапевта.

Пациенты говорят, что молчание оператора было для них приятным моментом сеанса.

Имеет смысл ненавязчиво обозначить свое присутствие, чтобы клиент не чувствовал себя покинутым (например, с помощью одобрительных “угу”).

Эрнест Л. Росси показал нам мобилизующее влияние молчания. Использованное после мобилизующего слова, оно становится для пациента очень мощным источником переструктурирования.

Иногда молчание может длиться долго.

Упражнение 49

Выполняйте упражнение, похожее на предыдущее: используйте молчание в ваших семейных и дружеских беседах. Пронаблюдайте за его воздействием на собеседника.

Формирование открытого внушения - student2.ru

Основное в терапевтической фазе

Терапевтическая фаза базируется на использовании открытых и метафорических внушений.

Ролью невербального не следует пренебрегать.

Использование каталепсии и левитации не является бесполезным...

Паузы и тишина не являются излишними...

Не следует преуменьшать роль выбора слов...

Что касается отрицания... и литоты... то их не запрещено остерегаться!

После того, как мы поговорим о предварительной подготовке, вводных указаниях, об окончании и продолжении, а также о необходимых предосторожностях... у нас не останется больше ничего, чему мы могли бы вас научить!

РАМКИ

И ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ

Наши рекомендации