Глава десятая: смысл уступания

РУКОВОДСТВО ПО ДУХОВНОМУ ПРОСВЕТЛЕНИЮ

Экхарт Толле

Перевод с английского Николая Лаврентьева

Москва 2003

Ты здесь для того,

Чтобы осуществить

Божественное назначение

Вселенной – развернуться.

Вот насколько ты важен!

Экхарт Толле

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА

ОТ АМЕРИКАНСКОГО ИЗДАТЕЛЯ

ПРЕДИСЛОВИЕ РАССЕЛЛА Е. ДИКАРЛО

ВВЕДЕНИЕ

ПЕРВОПРИЧИНА ЭТОЙ КНИГИ

ИСТИНА, КОТОРАЯ ВНУТРИ ТЕБЯ

ГЛАВА ПЕРВАЯ: ТЫ – ЭТО НЕ ТВОЙ РАЗУМ

САМОЕ БОЛЬШОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ НА ПУТИ К ПРОСВЕТЛЕНИЮ

ОСВОБОЖДЕНИЕ СЕБЯ ОТ СВОЕГО РАЗУМА

ПРОСВЕТЛЕНИЕ: ВОСХОЖДЕНИЕ НАД МЫШЛЕНИЕМ

ЭМОЦИЯ: РЕАКЦИЯ ТЕЛА НА ТО, ЧЕМ ЗАНЯТ РАЗУМ

ГЛАВА ВТОРАЯ: СОЗНАНИЕ: ПУТЬ ПРОЧЬ ОТ БОЛИ

НЕ СОЗДАВАЙ БОЛЬШЕ БОЛИ В НАСТОЯЩЕМ

БОЛЬ ПРОШЛОГО: РАСТВОРЕНИЕ ТЕЛА-БОЛИ

ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ЭГО С ТЕЛОМ-БОЛИ

ПЕРВОПРИЧИНА СТРАХА

КАК ЭГО ИЩЕТ ЦЕЛОСТНОСТЬ

ГЛАВА ТРЕТЬЯ: УГЛУБЛЯЯСЬ В МОМЕНТ СЕЙЧАС

НЕ ИЩИ СЕБЯ В СВОЕМ РАЗУМЕ

ПОКОНЧИ С ИЛЛЮЗИЕЙ ВРЕМЕНИ

НИЧТО НЕ СУЩЕСТВУЕТ ВНЕ МОМЕНТА СЕЙЧАС

КЛЮЧ К ДУХОВНОЙ МЕРНОСТИ

ОБРЕТАЯ ДОСТУП К СИЛЕ МОМЕНТА СЕЙЧАС

ОТПУСКАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ

БЕЗУМИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ

КОРНИ НЕГАТИВА И СТРАДАНИЯ УХОДЯТ ВО ВРЕМЯ

КАК ОТЫСКАТЬ ЖИЗНЬ ПОД СПУДОМ СВОЕЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

ПРОБЛЕМЫ – ЭТО ИЛЛЮЗИИ РАЗУМА

КВАНТОВЫЙ СКАЧОК В ЭВОЛЮЦИИ СОЗНАНИЯ

РАДОСТЬ ЖИЗНИ

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ: СТРАТЕГИИ РАЗУМА ДЛЯ ИЗБЕГАНИЯ МОМЕНТА СЕЙЧАС

ПОТЕРЯ МОМЕНТА СЕЙЧАС: В ЧЕМ СУТЬ ЭТОГО ЗАБЛУЖДЕНИЯ

ПРОСТАЯ НЕОСОЗНАННОСТЬ И ГЛУБОКАЯ НЕОСОЗНАННОСТЬ

ЧТО ОНИ ИЩУТ?

РАСТВОРЕНИЕ ОБЫЧНОЙ НЕОСОЗНАННОСТИ

ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НЕДОВОЛЬСТВА

ГДЕ БЫ ТЫ НИ БЫЛ, БУДЬ ТАМ ЦЕЛИКОМ

ВНУТРЕННЕЕ НАМЕРЕНИЕ ТВОЕГО ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

ПРОШЛОЕ НЕ СПОСОБНО ВЫЖИТЬ В ТВОЕМ ПРИСУТСТВИИ

ГЛАВА ПЯТАЯ: СОСТОЯНИЕ ПРИСУТСТВИЯ

ЭТО НЕ ТО, ЧТО ТЫ ДУМАЕШЬ

ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ СМЫСЛ "ОЖИДАНИЯ"

КРАСОТА РОЖДАЕТСЯ В СПОКОЙСТВИИ ТВОЕГО ПРИСУТСТВИЯ

ОСОЗНАНИЕ ЧИСТОГО СОЗНАНИЯ

ХРИСТОС: РЕАЛЬНОСТЬ ТВОЕГО БОЖЕСТВЕННОГО ПРИСУТСТВИЯ

ГЛАВА ШЕСТАЯ: ВНУТРЕННЕЕ ТЕЛО

СУЩЕЕ – ЭТО ТВОЕ ГЛУБОЧАЙШЕЕ “Я”

ЗРИ ДАЛЬШЕ СЛОВ

ОТЫСКАНИЕ СВОЕЙ НЕЗРИМОЙ И НЕРУШИМОЙ РЕАЛЬНОСТИ

СОЕДИНЯЯСЬ С ВНУТРЕННИМ ТЕЛОМ

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЧЕРЕЗ ТЕЛО

ПРОПОВЕДЬ О ТЕЛЕ

ИМЕЙ ГЛУБОКИЕ ВНУТРЕННИЕ КОРНИ

ПРЕЖДЕ, ЧЕМ ВОЙТИ В ТЕЛО, ПРОСТИ

ТВОЯ СВЯЗЬ С НЕПРОЯВЛЕННЫМ

ЗАМЕДЛЕНИЕ ПРОЦЕССА СТАРЕНИЯ

УКРЕПЛЕНИЕ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ

ПОЗВОЛЬ ДЫХАНИЮ ПРИВЕСТИ ТЕБЯ В ТЕЛО

ТВОРЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗУМА

ИСКУССТВО СЛУШАНИЯ

ГЛАВА СЕДЬМАЯ: КАНАЛЫ В НЕПРОЯВЛЕННОЕ

ПОГРУЖАЯСЬ В ТЕЛО

ИСТОЧНИК ЧИ

СОН БЕЗ СНОВИДЕНИЙ

ДРУГИЕ КАНАЛЫ

ТИШИНА

ПРОСТРАНСТВО

ИСТИННАЯ ПРИРОДА ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ

ОСОЗНАННАЯ СМЕРТЬ

ГЛАВА ВОСЬМАЯ: ПРОСВЕТЛЕННЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

ВСТУПАЙ В МОМЕНТ СЕЙЧАС ОТОВСЮДУ, ГДЕ БЫ ТЫ НИ БЫЛ

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ТИПА “ЛЮБОВЬ-НЕНАВИСТЬ”

ПАГУБНАЯ ПРИВЯЗАННОСТЬ И ПОИСК ЦЕЛОСТНОСТИ

ОТ ПРИВЯЗАННОСТИ К ПРОСВЕТЛЕННЫМ ОТНОШЕНИЯМ

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ КАК ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА

ПОЧЕМУ ЖЕНЩИНЫ БЛИЖЕ К ПРОСВЕТЛЕНИЮ

РАСТВОРЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ТЕЛА-БОЛИ ЖЕНЩИН

ОТКАЖИСЬ ОТ ОТНОШЕНИЙ С САМИМ СОБОЙ

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ: ЗА СЧАСТЬЕМ И НЕСЧАСТЬЕМ ЕСТЬ ПОКОЙ

ВЫСШЕЕ БЛАГО ЗА ПРЕДЕЛАМИ ДОБРА И ЗЛА

ЗАВЕРШЕНИЕ ТВОЕЙ ЖИЗНЕННОЙ ДРАМЫ

НЕПОСТОЯНСТВО И ЦИКЛИЧНОСТЬ ЖИЗНИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОТПУСКАНИЕ НЕГАТИВНОСТИ

ПРИРОДА СОЧУВСТВИЯ

К ИНОМУ ПОРЯДКУ РЕАЛЬНОСТИ

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ: СМЫСЛ УСТУПАНИЯ

ПРИНЯТИЕ МОМЕНТА СЕЙЧАС

ОТ ЭНЕРГИИ РАЗУМА К ЭНЕРГИИ ДУХА

УСТУПАНИЕ В ЛИЧНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЗАБОЛЕВАНИЯ В ПРОСВЕТЛЕНИЕ

КОГДА ПРИХОДИТ НЕСЧАСТЬЕ

ТРАНСФОРМАЦИЯ СТРАДАНИЯ В ПОКОЙ

ПУТЬ КРЕСТА

СПОСОБНОСТЬ ВЫБИРАТЬ

Предисловие переводчика

Делай, что должно – и будь что будет!

(Рыцарский девиз)

Теперь, когда работа над переводом книги завершена, когда люди, которым я рассылал рабочие версии отдельных глав и книгу целиком, поделились со мной своими ощущениями, возникла необходимость “объясниться” по поводу применяемой терминологии.

Вот фрагмент из моей переписки, который побудил над этим задуматься:

- Хочу тебя спросить, а почему ты выбрал слово “уступание” для “surrender”, а не “сдача”, как оно обычно трактуется? Для меня “Сдача” звучит глобальнее, бесповоротно, как капитуляция (сопротивлялся – сдался), а в “уступании” есть какой-то отзвук вежливой незавершенности. Я пишу только о своем наблюдении, возможно, оно как раз и показывает мою не-сдачу.

Я не имею ничего против “сдачи”. Для многих именно “сдача” и работает. Однако для меня “сдача” имеет еще и такие оттенки как вынужденность, насильственность, причем совершенно не важно, откуда она исходит, – навязана снаружи или культивируется изнутри. Сдача издает запах сожаления, потери лица, выглядит как вялая походка и опущенный взгляд, отсутствие радости и легкости, что-то вроде моральной смерти, то есть для меня она за версту отдает сопротивлением. Это как на войне сдача города - если бы нас не выбили, то мы бы его не сдали. То есть мы не хотели, но нас выбили.

Меня такая "сдача" не вдохновляет. Она ведет к тихой внутренней озлобленности. Вызывает желание реванша, мести. Этакое бесконечное "Ну, погоди!" Если и говорить о “сдаче”, то только о полной, настолько глубокой и очищающей, как огонь, в котором сгорает всё, о чем еще можно было бы пожалеть.

С другой стороны, Уступание – это результат осознания, осознанного принятия, искреннего прощения, как знак обретения внутренней силы. Уступание - это примирение. Полное отсутствие сопротивления как следствие осознания. Уступание - это сила, идущая изнутри. Уступание - это единство, соединенность. Уступание – это спокойствие.

Сдача - разобщенность и отчаяние. Но это вполне может быть этапом на пути к Уступанию.

Но через сдачу или через осознание, под давлением внешней непреодолимой силы, или же через внутреннюю работу – всё, так или иначе, приходит к спокойствию, радости и миру. Хотя одной жизни на это может и не хватить. И суть не в том, чтобы выбрать правильное слово, а в том, каким смыслом его наполнить.

А что касается бесповоротности, то это скорее об Уступании. О “сдаче” я так бы не сказал.

Лет двадцать назад, когда моей настольной книгой была “Путь карате”, я удивлялся, читая фразу: “Схватить – значит потерять. Поддаться, уступить – значит победить”. Моему западному, мужскому, прямолинейному уму это представлялось полным бредом и вызывало сильное сопротивление. И еще в той книге было написано, что когда научишься уступать, и будешь практиковать это в повседневной жизни, тогда и обретешь доступ к настоящей силе.

А разве мой крепкий кулак, молниеносная реакция и тренированное тело – это не настоящая сила?

И как-то раз в тесноте переполенного вагона метро, когда я размышлял на эту тему, мне на плечи навалился здоровенный подвыпивший мужик и чуть не уложил меня на сидящих пассажиров. Я уперся в поручень, сдерживая его натиск, и с удовольствием почувствовал, как заработали, как напряглись мои мышцы. Но мужик был большой, и продолжаться так долго не могло …

“Поддаться, уступить… - пронеслось в голове, - …Что з-за б-бред…!”

Через мгновение я расслабил мышцы и ушел вправо. Мужик повалился на сидящих, судорожно ловя поручень. Я выпрямился в освободившемся от мужика пространстве, с любопытством наблюдая за тем, как нелегко ему теперь приходится.

- Хм, “поддаться…, хм, уступить…” - вот оно как сработало! Я ведь вроде бы ничего и не сделал. Просто уступил. Вот именно что “не сделал”. И только спустя много лет до меня стало доходить, что не-деланием можно “сделать” гораздо больше. Что сопротивляться тому, что есть, значит утрачивать легкость и гибкость. Привязанность к тому, чему сопротивляешься лишает подвижности.

Лао Цзы сказал: “Мягкое побеждает твердое, слабое торжествует над сильным”.

В чем же истинная сила?

В сущности, все слова, которые читатель встретит в книге, ему знакомы и он их много раз слышал и произносил сам. Осталось договориться о том, какой смысл мы им придадим. Вот отрывок из одного рассказа:

- Почему ты говоришь Ум и Разум? Разве это не одно и то же?

- Разум – это Раз-Ум – один, отдельный ум. Разум – это часть Ума, осознающая себя отдельно от Целого для того, чтобы Целое могло познавать Себя как Целое. Разум - это зеркало Ума.

Ум – это абсолютная категория. Разум – относительная. Разум – это то, чем обладаешь ты. …

Так что, слово “mind” я перевожу как “разум”. Ибо в книге речь идет о моем и Твоем разуме, а не об Уме, который мне представляется вездесущим, всепроникающим и не имеющим размерности полем, стянутым в бесконечно малую точку.

Ум и разум – это как Воздух вообще, который окутывает Землю и тот воздух, которым я дышу. Где бы я ни был, – доступ к этому “Воздуху” всегда есть. Он всегда тот же, и всегда новый. Каждый новый вдох – это новый воздух, который я беру, каждый выдох – это то, что я даю. Иногда говорят: “Расскажи, чем дышишь?”

Взгляните на город, на землю, на отношения между людьми: - ведь это мы сами так “надышали”! Не стоит ли проветрить? Не пора ли распахнуть окно и освежиться? Не пора ли позаботиться о том, что мы “вдыхаем”, а главное – быть ответственными в отношении того, что “выдыхаем”?

Слово “experience” обычно переводится как “опыт”. И почти всегда игнорируется такое его значение как “ощущение”. В книге “Сила Момента Сейчас” речь идет о настоящем моменте, в котором нет прошлого и в котором “ощущения” еще не стали “опытом”. “Опыт” – это о прошлом. В настояшем есть только “ощущения”, которые мы “испытываем” или “переживаем”, что тоже может считаться полноправным вариантом перевода слова “to experience”.

Автор говорит о том, чтобы чувствовать, ощущать Жизнь Сейчас. Любая вещь, которая в данный момент находится в нашем поле зрения, ценна не сама по себе, а как источник ощущений – идет ли речь о чашке чая, автомобиле или книге. Все, что есть – это момент Сейчас. Все, что есть у каждого из нас – это ощущения в этот момент. Поэтому слово “experience” я чаще перевожу как “ощущение”.

Слово “conscious” обычно переводится как “сознательный” или “сознающий”. Какое из этих значений больше подходит для передачи контекста книги, предметом внимания которой является состояние? Ни то, ни другое. На мой взгляд, оба создают оттенок действия или имеют отношение к процессу, а состояние лучше характеризуется словом “осознанный”. Поскольку автор приглашает читателя научиться входить и пребывать в состоянии осознанного Бытия или Присутствия, то там, где речь идет о состоянии, Вы встретите слово “осознанный”.

Слово “Сущее” даже не является словарным вариантом перевода слова “Being”, которое обычно означает:

1. бытие, существование, жизнь;

2. существо, человек;

3. существо, суть,

однако именно “Сущее” менее других привязано к какой-либо формализации, идентификации или образу. Оно не указывает ни на что конкретное, особенно если речь идет о вневременном Бытии, вездесущем Боге, вечной Единой Жизни, всепроникающем Непроявленном, трансцендентной Реальности, Нагвале. Оно не имеет ничего общего с тем, что можно было бы представить, вообразить, ибо разум отказывается перешагивать эту грань. Только Ты можешь это сделать, потому что Сущее есть место твоего Бытия.

И еще, стилистически установившемуся в русскоязычных изданиях обращению к читателю на “вы”, безусловно, есть оправдание - это уважительно и вежливо. Однако в литературе, посвященной личностному росту и духовному развитию, которое никак не получается кому-либо перепоручить, и нужно заниматься, прежде всего, самому, такое обращение оставляет изобретательному разуму лазейку, позволяющую избегать некомфортных аспектов роста. Ведь “вы” – это как бы и не ко мне лично. То есть когда мне выгодно – ко мне. А когда нет?

А вот из-под “ты” не вывернешься.

Дело в том, что даже если в Предисловии к изданию на английском языке, в котором “you“ – это и “вы” и “ты”, автор предупреждает читателя о том, что обращается лично к нему, то при чтении русского перевода, в котором то и дело мелькает местоимение “вы”, это как-то постепенно забывается и “размазывается”. И тут активизируется подсознательный механизм, который как бы говорит: “Вот когда все станут осознанными, здоровыми, успешными … – поставь сюда любое слово – тогда и я к ним присоединюсь”. Никакой ответственности. Касается, вроде бы, всех, но никого лично. И личностный рост отдыхает. А зачем напрягаться!

В моем переводе всё как в оригинале. Он не приглажен: где нежно – там нежно, где остро - там остро, где энергично - там энергично, где "ты" - там "ты" - не выскользнешь.

В любом случае, вопрос: “читать или не читать?” - перед нами не стоит. Эта книга вообще не для того, чтобы читать глазами. Глаза, конечно, участвуют в процессе, и даже иногда наполняются слезами, или закрываются, чтобы дать побыть в ощущениях.

Я эту книгу не прочитал. Я ее прожил.

Для меня она стала одной из важнейших в моей жизни.

Хочешь знать - почему?

Тогда делай, что должно - и будь что будет!

Николай Лаврентьев

Москва 2003

ОТ АМЕРИКАНСКОГО ИЗДАТЕЛЯ

МАРК ЭЛЛИН

Автор книг “Visionary Business” и “A Visionary Life”

Возможно, лишь раз в десятилентие или даже раз в поколение появляется книга, подобная “Силе Момента Сейчас”. Это больше, чем книга; она наполнена жизненной энергией, и держа ее в своих руках вы, вероятно, чувствуете это. В ней есть сила, способная вызвать у читателей чувства и изменить их жизнь к лучшему.

Первое издание книги “Сила Момента Сейчас” вышло в Канаде, и канадская издательница Конни Келлоу рассказала мне, что слышала вторящие друг другу истории о том, что как только люди углублялись в книгу, то в их жизни начинали происходить позитивные перемены и даже чудеса. “Читатели звонят”, - сказала она, - “И многие из них рассказывают мне о чудесных исцелениях, трансформации и растущей радости, которую они переживают, потому что приняли эту книгу”.

Книга подвела меня к осознанию того, что каждый момент моей жизни – это чудо. И это абсолютная правда, причем даже неважно, понимаю я это или нет. И “Сила Момента Сейчас” снова и снова показывает мне, как можно придти к этому пониманию.

С самой первой страницы этого сочинения становится ясно, что Экхарт Толле – это современный нам мастер. Он не исповедует никакой определенной религии, не придерживается никакой доктрины и не следут ни за каким гуру; его учение вобрало в себя сердце и суть всех традиций, и не противоречит ни одной из них – ни Христианству, ни Индуизму, ни Буддизму, ни Исламу, ни туземным обычаям, ни чему-либо еще. Он умеет делать то, что делали великие мастера: простым и понятным языком разъяснять нам то, что путь, истина и свет находятся внутри нас самих.

Экхарт Толле начинает с короткого вступления, рассказывая нам свою историю ранней депрессии и отчаяния, кульминацией которых стало ужасное и страшное ощущение во время одного ночного пробуждения через некоторое время после своего двадцатидевятилетия. В течение следующих двадцати лет он размышлял об этих переживаниях, медитировал и углубил свое понимание.

За последние десять лет он стал учителем мирового класса, великой душой, несущей великое послание, которому учил Христос, которому учил Будда: состояние просветления достижимо, здесь и сейчас. Можно жить свободным от страдания, чувства тревоги и неврозов. Для этого нам нужно придти к пониманию того, что мы сами причиняем себе боль; к пониманию того, что причиной наших проблем является наш собственный рассудок, а вовсе не какие-то другие люди или “внешний мир”. Это - наш собственный разум с его почти не прекращающимся потоком мыслей, размышлениями о прошлом, беспокойством о будущем. Мы совершаем большую ошибку, отождествляя себя со своим разумом и думая, что это и есть именно то, кто мы есть – тогда как на самом деле мы намного больше.

Экхарт Толле снова и снова показывает, как нам соединиться с тем, что он называет нашим Сущим:

Сущее – это вечная Единая Жизнь, всегда существующая вне пределов мириад своих форм, которые могут появляться и исчезать, рождаться и умирать. Однако Сущее, как самая сокровенная, невидимая и незыблемая суть, присутствует не только за пределами, но и глубоко и внутри каждой формы. Это означает, что прямо сейчас она доступна тебе как твоё собственное глубочайшее “Я”, как твоя истинная природа. Только не пытайся постичь ее своим разумом. Не пытайся понять ее. Ты сможешь познать ее лишь тогда, когда твой разум успокоится. Когда ты находишься в состоянии присутствия, когда твое внимание полностью сосредоточено и в высшей степени сфокусировано на моменте Сейчас – тогда ты можешь почувствовать Сущее, но не можешь постичь Его ментально. Возвращение к осознаванию Сущего и пребывание в состоянии “ощущения-осознавания” - вот что такое просветление.

Книгу “Сила Момента Сейчас” едва ли можно читать в один присест – она требует того, чтобы ты время от времени откладывал ее в сторонку и размышлял над словами, прикидывая и примеряя их к своему собственному жизненному опыту. Она является совершенным руководством, полным курсом по медитации и реализации. Это книга, к которой стоит возвращаться опять и опять – и всякий раз, когда берешь ее в руки, достигаешь новой глубины и находишь новый смысл. Это книга, которую многие люди, включая меня, будут изучать всю свою жизнь.

Число читателей, увлеченных книгой “Сила Момента Сейчас”, растет. Она уже названа шедевром; но как бы ее ни называли, и что бы о ней ни писали, эта книга имеет силу, способную изменять жизнь, силу, пробуждающую нас, чтобы постичь, кто мы есть.

Марк Эллин

Новато, Калифорния, США

Август 1999 г.

ПРЕДИСЛОВИЕ

РАССЕЛЛ Е. ДИКАРЛО

Автор книги “К видению нового мира”

Охваченные лазурным небом, оранжево-желтые лучи заходящего солнца могут, в некоторый определенный момент, подарить нам мгновение такой удивительной и ошеломляющей красоты, что мы не в силах отвести от нее взгляд. Великолепие этого момента настолько ослепляет, что навязчивая трескотня рассудка дает паузу, делая разум неспособным унести нас прочь от того, что есть здесь-и-сейчас. В этом чудесном свечении кажется, что перед нами открывается дверь в иную, всегда присутствующую, однако весьма редко ощущаемую, реальность.

Абрахам Маслоу назвал это явление “пиковыми ощущениями”, поскольку они представляют собой возвышенные моменты жизни, когда мы радостно обнаруживаем себя вброшенными за пределы ограничений мирского и обыденного. Он мог бы также назвать их “мимолетными” ощущениями. В процессе такого раскрытия, мы можем мельком, на мгновение скользнуть в вечное царство самого Сущего. И хотя бы на миг, на короткое время, мы возвращаемся домой, к своему Истинному Я.

Кто-то мог бы вздохнуть: “Ах, как это здорово … если бы я только мог остаться здесь. Как же мне поселиться там навсегда?”

В течение прошедших десяти лет я был привержен отыскать такой путь. За время моего поиска я имел честь вступать в диалог с некоторыми из самых отважных, воодушевленных и обладающих даром видения сути “пионеров парадигмы” нашего времени: в области медицины, науки, психологии, бизнеса, религии и духовности, а также в сфере человеческого потенциала. Эта отличная от других группа индивидуумов в один голос говорит о том, что сейчас человечество в своем эволюционном развитии переживает квантовый скачок. Эта перемена сопровождается сдвигом точек зрения во всем мире, то есть – изменениями той базовой картины “природы вещей”, которую мы несем в себе. Мир стремится ответить на два фундаментальных вопроса: “Кто мы?” и “Какова природа Вселенной, в которой мы живем?” Наши ответы на эти вопросы диктуют нам качество и характер наших личных отношений в семье, с друзьями, с работодателями и подчиненными. Рассматриваемые в большом масштабе, они определяют то, какими являются эти сообщества.

Должно быть, будет небольшим сюрпризом то, что точка зрения, на которой основано мировое мнение, превращает в вопросы многое из того, чего Западное обществопридерживается как истин:

Миф № 1. Человечество достигло вершины своего развития.

Изалин, соучредитель Майкла Мэрфи, опираясь на результаты сравнительного изучения религий, медицинскую науку, антропологию и спорт, сделал провокационное заявление о существовании более продвинутых стадий человеческого развития. Когда человек достигает этих, продвинутых уровней духовной зрелости, то его экстраординарные способности начинают пышно расцветать – любовь, жизнеспособность, личные качества, осознавание физического тела, интуиция, восприятие, способы общения и воля.

Первый шаг: признать, что они существуют. Большинство людей не признают. Только после этого, с осознанным намерением, может быть использована методика.

Миф № 2. Мы полностью отделены друг от друга, от природы и от Космоса.

Миф о том, что они “не-такие-как-я”, порождает войны, насилие над планетой, и все формы и проявления человеческой несправедливости. Кто, находясь в здравом уме, стал бы причинять вред другому человеку, если бы воспринимал его, как часть самого себя? Стэн Гроф в своих исследованиях необычных состояний сознания, подытоживает это, говоря: “По результатам последних исследований, психика и сознание каждого из нас являются составными частями “Всего-Что-Есть”, потому что нет абсолютных границ между телом/эго и всем, что существует”.

Медицина Эры-3 доктора Досси, в которой мысли, отношение, и исцеляющее намерение одного человека, может оказывать влияние на психологию другого (в противоположность Эре-2, в которой преобладает медицина разума-тела) очень хорошо подтверждается результатами научных исследований исцеляющей силы молитвы. Сейчас, согласно известным физическим принципам, и принятому в мире мнению традиционной науки этого происходить не может. Однако свидетельства перевешивают в пользу того, что это возможно.

Миф № 3.Физический мир – это всё, что есть.

Ограниченная материалистическими представлениями, традиционная наука полагает, что ничто из того, что не может быть измерено, проверено в лаборатории или осязаемо при помощи пяти чувств или их технологических продолжений, просто-напросто не существует. Это “не реально”. Как следствие этого: вся реальность сократилась до размеров физической реальности. Духовные, или то, что я назвал бы - нефизические мерности реальности, вообще не рассматриваются.

Это расходится с “исконной философией”, философский консенсус которой охватывает эпохи, религии, традиции и культуры, описывающие различные, но непрерывные мерности реальности, эволюция которых рассматривается в направлении от наиболее плотного и менее осознанного – что мы назвали бы “материей” – к менее плотному и наиболее осознанному, что мы назвали бы духовным.

Довольно интересно, что эта расширенная, многомерная модель реальности предложена квантовыми теоретиками, такими как Джек Скарфетти, который описывает сверхлюминальное перемещение. Другие мерности реальности используются для объяснения перемещения, происходящего быстрее скорости света – основного скоростного предела. Или рассматривается работа легендарного физика Дэвида Бома с его объяснимой (физической) и необъяснимой (не-физической) многомерной моделью реальности.

Это не является чистой теорией – проведенный в 1982 году во Франции Аспектный Эксперимент, продемонстрировал, что две однажды соединенные квантовые частицы, будучи разделенными и разнесенными на огромное расстояние, оставались каким-то образом связанными между собой. Если изменялась одна частица, то другая тоже менялась, причем мгновенно. Ученые не знают механизма того, как может происходить такое перемещение, скорость которого превышает скорость света, хотя некоторые теоретики полагают, что такая связь осуществляется через врата в высшие мерности.

Это настолько противоположно тому, о чем могли бы подумать те, кто остается верным традиционной парадигме, , что те влиятельные, передовые люди, с которыми я говорил, полагают, что мы еще не достигли вершины человеческого развития, и что мы скорее соединены со всем, что в жизни есть, чем отделены от всего этого, а также, что полный спектр сознания охватывает как физическую реальность, так и множество не-физических мерностей реальности.

По сути дела это новое мировое видение включает видение себя и других, как и всего в жизни не только глазами нашего маленького земного я, рожденного и живущего во времени, но скорее глазами души, глазами нашего Сущего, нашего Истинного Я. Один за другим люди переходят на эту более высокую орбиту.

С книгой, “Сила Момента Сейчас”, Экхарт Толле по праву занимает место в этой особой группе учителей мирового класса. Его послание таково: Проблема человечества коренится глубоко в его разуме. Или скорее, в нашем отождествлении себя со своим разумом.

Дрейф нашего сознания, склонность следовать по пути наименьшего сопротивления, неполная пробужденность в отношении настоящего момента - создают пустоту. Разум, ограниченный рамками времени, и предназначенный для того, чтобы с пользой служить нам, компенсирует это, провозглашая себя хозяином положения. Подобно бабочке, перелетающей с цветка на цветок, разум вовлекает нас в прошлые переживания и ощущения, или в им самим созданные “телесериалы”, заранее предсказывая то, что будет. Очень редко мы обнаруживаем себя на океанской глубине “здесь” и “сейчас”. Ибо именно здесь – в моменте Сейчас – мы обнаруживаем свое Истинное “Я”, находящееся вне физического тела, за пределами сменяющихся эмоций и трескотни рассудка.

Великолепие, венчающее человеческое развитие, покоится не в нашей способности рассуждать и думать, хотя именно это отличает нас от животных. Интеллект, как и инстинкт – это лишь этап на пути. Наше первоначальное предназначение - соединиться со своей неотъемлемой Сутью и выражать эту экстраординарную, божественную реальность в обычном физическом мире, момент за моментом. Просто такое сказать, и все же редки те, кто достиг этих высших уровней человеческого развития.

К счастью, есть руководства и учителя, способные помогать нам на этом пути. Как учитель и наставник, Экхарт являет свою огромную силу не своей способностью приводить нас в восторг, будучи знатоком развлекательных историй, делая абстрактное конкретным или давая полезную технику. Скорее всего, его магия заключена в его собственном личном опыте, в опыте одного из тех, кто познал. Как результат, за его словами стоит сила, какую можно отыскать только у самых знаменитых и прославленных духовных учителей. Живя в глубинах этой Великой Реальности, Экхарт расчищает энергетическую тропу для других, чтобы они могли присоединиться к нему.

А что, если другие это сделают? Мир, каким мы его знаем, обязательно изменится к лучшему. Среди обломков исчезающего страха, втянутых воронкой водоворота самой Жизни, ценности будут меняться. Родится новая цивилизация.

“Где же доказательства существования этой Великой Реальности?” – спросите вы. Я предлагаю лишь аналогию: масса ученых может собраться вместе и привести вам все научные доказательства того, что бананы – горькие. Но все, что вам потребуется сделать, это однажды попробовать один из них на вкус, чтобы понять, что у бананов совершенно другой вкус. В конце концов, доказательства лежат не в интеллектуальных спорах, а в том, чтобы каким-то образом быть в соприкосновении со священным, пребывающим внутри и снаружи.

Экхарт Толле мастерски открывает нас для этой возможности.

Расселл Е. ДиКарло

Автор книги “К видению нового мира:

Беседы у последней кромки”

Эри, Пенсильвания, США

Январь 1998 года

ВВЕДЕНИЕ

ПЕРВОПРИЧИНА ЭТОЙ КНИГИ

Мне не очень нужно обращаться к прошлому и я довольно редко думаю о нем, тем не менее я хотел бы коротко рассказать вам о том, как я стал духовным учителем, и о том, как появилась эта книга.

Вплоть до моего тридцатилетия я жил в состоянии почти не покидавшего меня чувства беспокойства и тревоги, перемежавшегося периодами суицидальной депрессии. Сейчас я воспринимаю это, как если бы я говорил о своей прошлой или даже вообще не о своей жизни.

Однажды ранним утром вскоре после моего двадцатидевятилетия я проснулся с чувством жуткого, абсолютного страха. Со мной и раньше такое случалось: я бывало и раньше просыпался с подобным чувством, но на этот раз оно было сильным как никогда. Ночная тишь, расплывчатые очертания мебели в темной комнате, далекий шум проходящего поезда – всё казалось каким-то чужим, враждебным, и настолько лишенным смысла, что пробуждало во мне глубокое отвращение к миру. И самым отвратительным из всего этого был факт моего собственного существования. Какой был смысл продолжать свою жизнь с грузом такого страдания? Зачем надо вести эту непрерывную борьбу? Я чувствовал, что глубокое, страстное желание к избавлению, стремление к несуществованию, теперь становится гораздо сильнее, чем инстинктивное желание жить.

- Я больше не в силах жить сам с собой.

Эта мысль настойчиво повторялась в моем рассудке. И вдруг, совершенно внезапно я сообразил, насколько необычной и оригинальной была эта мысль.

- Я один, или меня двое? Если я не в силах жить сам с собой, то тогда меня должно быть двое: “Я” и тот самый “сам”, с которым я не могу больше жить. А что если только один из нас настоящий? - подумал я.

Я был так потрясен этой странной догадкой, что мой разум как бы застыл. Я продолжал оставаться в полном сознании, однако при этом у меня не было ни одной даже крошечной мысли. Потом я почувствовал, будто втягиваюсь во что-то наподобие энергетической воронки. В начале движение было медленным, потом оно постепенно ускорилось. Меня охватил ужасный страх и тело начало трясти. Я слышал слова “не сопротивляйся”, будто бы исходившие из моей груди. Я чувствовал, что меня засасывает в пустоту. Было такое ощущение, что эта пустота находится скорее внутри меня, чем снаружи. Внезапно страх исчез, и я ощутил себя в этой пустоте. Больше я ничего не помню. Я не помню, что было дальше.

Я проснулся от пения птицы за окном. Никогда раньше я не слышал такого звука. Мои глаза оставались закрытыми, но воображение рисовало образ драгоценного бриллианта. Да, конечно, если бриллиант может издавать такой звук, значит, он и должен быть таким. Я открыл глаза. Сквозь занавеси просачивался первый свет утренней зари. У меня по-прежнему не было никаких мыслей и я чувствовал, я точно знал, что существует нечто такое, что мне еще надлежит познать, нечто бесконечно большее, чем мы себе представляем. Этим мягким свечением, струившимся сквозь занавеси, была сама любовь. На глаза навернулись слезы. Я встал и походил по комнате. Я узнал ее, однако теперь я понимал, что никогда прежде не видел эту комнату в истинном свете. Все было свежим и нетронутым, будто только появилось на свет. Я брал в руки вещи, карандаш, пустую бутылку, удивляясь их красоте и наполенности жизнью.

В тот день я бродил по городу совершенно пораженный чудом земной жизни, будто я сам только что народился на свет.

Следующие пять месяцев я прожил в состоянии глубокого покоя и непрерывного блаженства. Потом интенсивность этого состояния немного ослабла, или, может быть, просто мне так казалось, ибо это состояние стало для меня естественным. Я по-прежнему сохранял способность действовать в этом мире, хотя и понимал - что бы я ни сделал, это, скорее всего, ничего не прибавит к тому, что у меня уже есть.

Разумеется, я понимал, что со мной произошло что-то чрезвычайно важное, глубокое и значительное, но совершенно не представлял себе, что именно. Так продолжалось в течение еще нескольких лет, пока из духовных писаний и от духовных учителей я не узнал, что со мной случилось именно то, к чему все они стремились. Я догадывался, что сильнейший прессинг страдания, пережитого в ту ночь, должен был подтолкнуть мое сознание к тому, чтобы оно оторвалось от своего отождествления с несчастным и безмерно напуганным “мной”, кто, в конечном итоге, является не чем иным, как созданной разумом фикцией. Должно быть, этот отрыв был столь полным, что это ложное, страдающее “я” тотчас сжалось, как бывает, когда из надувной игрушки вытаскивают пробку. То, что теперь оставалось, было моей истинной, вечной сущностью Я есть, сознанием в чистом виде, каким оно и было до своего отождествления с формой. Позже, оставаясь в полном сознании, я научился входить в это внутреннее царство безвременья и бессмертия, которое поначалу ощутил и воспринял как пустоту. Я пребывал в состоянии такого неописуемого блаженства и святости, что даже первоначальное ощущение, которое я только что описал, меркнет в сравнении с ним. Когда на физическом плане я ненадолго остался ни с чем, то у меня появилось время. У меня не было связей, работы, дома, никакой социально обусловленной индивидуальности. Почти два года я провел на скамейках парка, переживая состояние ослепительно яркой и глубокой радости.

Но даже самые прекрасные ощущения приходили и уходили. Однако, возможно, самым фундаментальным из всех остальных ощущений, было остававшееся под этим чувство покоя, которое с тех пор уже никогда меня не покидало. Порой оно бывает очень сильным, почти осязаемым, чем-то таким, что можно почувствовать. Временами как будто где-то на заднем плане звучит далекая мелодия.

Спустя некоторое время ко мне мог кто-нибудь случайно подойти и сказать:

- Я тоже хочу то, что у тебя есть. Можешь ли ты дать мне это, или показать, как к этому придти?

И я отвечал.

- Это у тебя уже есть. Просто ты пока не чувствуешь, потому что твой разум создает слишком много шума.

Спустя еще какое-то время этот ответ стал более развернутым и превратился в книгу, которую ты сейчас держишь в своих руках.

Но еще до того, как я узнал об этом, я снова обрел внешнюю идентификацию. Я стал духовным учителем.

Наши рекомендации