Интегративное функционирование(integrative functioning) - см. Процесс

интеграции(integration process)

Интуиция(intuition)

Я использую этот термин, как правило, по отношению к знанию, которое скорее ощущается, чем известно, бессознательное вместо сознательного. Однако, наша интуиция настолько хороша, насколько хороша наша прони­цательность. Чем более точно наше восприятие, тем больше мы можем до­верять своей интуиции.

Компасная стрелка,или - Полюс притяжения(compass point)

Термин для обозначения человека, которьй благодаря привязанности явля­ется для ребёнка ориентиром, от которого ребёнок перенимает информацию о системе ценностей и моделях поведения. Каждый ребёнок нуждается в по­добном взрослом.

Конкурирующая привязанность(attachment affair)

Если оставить в стороне сексуальный оттенок значения, то эта аналогия бу­дет применима и к отношениям со сверстниками. Суть конкурирующей при­вязанности в браке состоит в том, что внешняя привязанность конкурирует с привязанностью и близостью к супругу, либо ослабляет их. Привязанность к сверстникам идет в ущерб развитию ребенка, если она отдаляет его от ро­дителей.

Конкурирующая привязанность(competing attachment) - см. Несовме­стимость привязанностей(attachment incompatability)

Глоссарий

Мозг привязанности(attachment brain)

Термин, которым обозначают те части мозга и нервной системы, которые отвечают за привязанность. Он относится не какой-то одной части мозга, а скорее к определенной функции мозга, в которой задействованы несколько зон мозга. Многие живые существа способны к формированию привязан­ности благодаря устройству своего мозга, но только люди могут осознавать этот процесс.

Несовместимость привязанностей(attachfflent incompatibility)

Привязанности являются несовместимыми, если ребенок не может одновре­менно чувствовать контакт и близость с обеми привязанностями. Несовме­стимость является следствием того, что, например, от родителей ребенок по­лучает один набор сигналов о том, каким быть и что делать, а от сверстников - другой, совершенно отличный. Чем менее совместимы функционирующие привязанности, тем более вероятно их разделение на два противоположных лагеря.

Неуравновешенный(untempered) - см. также Уравновешенность(temper)

Неуравновешенный - значит несдержанный, несбалансированный или од­нобокий. Неуравновешенность означает отсутствие внутреннего диалога, конфликт или разногласие в сознании. Когда человек переживает и прояв­ляет несдержанность, конфликтность, это является первичным признаком эмоциональной и социальной незрелости. Неуравновешенный человек не испытывает сбалансированных чувств.

Обучаемость(teachability)

Быть обучаемым значит быть восприимчивым к обучению и иметь стрем­ление к познанию. Обучаемость рассматривает психологические и эмоци­ональные аспекты, а так же взаимоотношения, как факторы, влияющие на обучение. Обучаемость совсем не то же, что интеллект, ребенок может быть очень смышленым, но абсолютно необучаемым, и наоборот.

Ориентационная пустота(orienting void, orientation void)

Так как дети ориентируются на тех, к кому они привязаны, они чувствуют себя потерянными и дезориентированными, когда теряют чувство привя-

занности. Отсутствие сигналов-подсказок невыносимо для детей и чаще всего вынуждает ребёнка искать новую привязанность к чему-либо или кому-либо. В нашей культуре эта новая привязанность чаще всего бывает к ровесникам.

Ориентироваться / ориентация(orient / orienting / orientation)

Ориентироваться - это значит определять свое местоположение. Для челове­ка это означает не только понять, где он находится, но и кто он есть и что он из себя представляет. Это также включает в себя понимание окружающей дей­ствительности. Значительная часть ориентации состоит в том, чтобы пони­мать сигналы-подсказки о том, как быть и что делать, о том, что важно и о том, что ожидается. Поскольку дети еще не способны ориентироваться самостоя­тельно, их ориентирами служат те, к кому они привязаны. Дети, привязанные к ровесникам, получают информацию о том, как себя вести, как себя оцени­вать и каким ценностям следовать не от взрослых, а от своих ровесников.

Отождествление(identification)

Форма привязанности, в которой индивид не делает различия между собой и человеком или вещью, к которым он привязан. Например, быть привязанным к роли или образу значит отождествлять себя с этой ролью или этим образом.

Побег от уязвимости(flight from vulnerability) - см. Защищенный от уяз­вимости(defended against vulnerability)

Подростковый возраст(adolescence)

Я использую термин «подростковый возраст», чтобы обозначить переход от детства к взрослой жизни. Обычно он включает период от начала полового со­зревания до принятия ролей, исполняемых в обществе взрослым человеком.

Привязанность(attachment)

В научной терминологии привязанностью называют влечение или стремле­ние к приобретению и сохранению близости. В самом широком понимании, человеческая привязанность включает стремление к близости любого рода: физической, эмоциональной и психологической.

Глоссарий Привязанность-перевертыш(backing into attachments)

Процесс возникновения симпатии или связи с кем-то путем дистанциро­вания или отчуждения от других. Например, двое детей становятся ближе, когда оскорбляют или унижают третьего.

Принцип немедленного реагирования(immediacy principle)

Один из принципов теории обучения, который гласит о том, что если мы хо­тим добиться изменения в поведении, мы должны корректировать его в тот же момент. Этот принцип был выведен из наблюдений за крысами и голубями.

Пробел привязанности(attachment void)

Отсутствие чувства контакта и близости с теми, к кому человек должен ис­пытывать привязанность.

Противление(counterwill)

Термин обозначает человеческий инстинкт противодействовать давлению и принуждению. Этот инстинкт призван охранять привязанность, поскольку удерживает детей от влияния тех, к кому ребенок не привязан. Противление, когда оно не усилено привязанностью к ровесникам или другими фактора­ми, также служит развитию, так как отсекая волю других, создаёт простран­ство для формирования собственной воли ребенка.

Процесс интеграции(integration process)

Процесс интеграции (от лат. integratio - соединение, восстановление) пред­ставляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы. В нашей книге мы испо.тьзуем этот термин для обозна­чения процесса развития, в котором различные .элементы личности объе­диняются, создавая новое целое. Например, агрессивные эмоции могут со­единяться с такими чувствами, которые будут их ограничивать, например, с сочувствием или опасением. Подобное смешивание приводит к объективно­му восприятию, уравновешенности, эмоциональной и социальной зрелости. Суть интеграции в социальной сфере - это смешивание без слияния, или общность без потери обособленности. Для этого необходима предваритель­ная дифференциация в достаточном количестве.

Процесс становления(emergent process)

Жизенный процесс отделения / дифференциации, целью которого является жизнеспособность ребенка как отдельного существа. Он характеризуется энер­гией дерзновения, которая стихийно возникает в ребёнке. Особенно это замет­но в младших дошкольниках. Этот процесс - спонтанный, но не обязательно неизбежный: он зависит от того, насколько реализуется потребность ребенка в привязанности. В результате процесса становления в ребёнке появляются такие желанные черты, как чувство ответственности за себя и перед другими, любопытство, интерес к миру за пределами привязанности, осознание границ, уважение к другим, осознание себя индивидуальностью и личностью.

Психологическая близость(psychological intimacy)

Ощущение контакта и близости, которое происходит бт чувства, что тебя слышат, видят, понимают.

Наши рекомендации