Изучить характерологические особенности носителей интернет-культуры, определяющие их отношение к агрессии;

Проанализировать особенности реагирования на ситуацию с негарантированным успехом и фрустрацию;

Оценить склонность к физической агрессии в реальном поведении;

Исследовать отношения носителей интернет-культуры к легитимным формам насилия в определенных сферах общественной жизни.

Предполагается, что носители интернет-культуры характеризуются низким уровнем физической агрессии в реальном поведении. Кроме того, специфика интернет-среды привлекает лиц с определенными чертами характера, определяющими низкую вероятность агрессивных проявлений даже в ситуации фрустрации.

МЕТОДИКА

Участники исследования. Сетевые ресурсы в интернет-деятельности могут выступать в качестве условий, в которых разворачивается исходно несетевая активность, служить сознательно выбранной целью, на достижение которой направлены усилия субъекта или побуждать и направлять активность пользователя, не имеющую воплощения вне Интернета. В зависимости от того, чем для пользователя является Интернет - условием, целью или мотивом, - его сетевая активность будет обладать, соответственно, статусом операции, действия или деятельности. Способы включения Интернета в структуру деятельности определяет позицию субъекта, типы которой обозначены нами как "пользователь" и "профессионал" [6].

Группа "пользователей" в нашем исследовании была представлена мужчинами (12 чел.) и женщинами (13 чел.) в возрасте 20 - 22 лет, которые проводят большую часть своего свободного времени в Интернете (более 150 ч/мес). В группу "профессионалов" вошли молодые люди (15 мужчин, 12 женщин) в возрасте 21 - 30 лет, профессиональная деятельность которых непосредственно связана с Интернетом. Это создатели сайтов, веб-дизайнеры, веб-мастера, и т.п.

Контрольная группа включала в себя юношей и девушек в возрасте 19 - 25 лет, которые проводили в Интернете менее 80 ч/мес. В состав группы вошли студенты технических и гуманитарных вузов, педагоги, журналисты, сотрудники коммерческих организаций. Численность группы варьировала от 34 до 166 человек.

Процедура исследования. Исследуемые заполняли бланковые опросники, располагаясь по одному за отдельным столом в специально отведенной для этого аудитории, где одновременно находилось от 11 до 35 человек.

3 Термин введен нами в [11]; ср. "netizen" - неологизм, образованный в результате соединения слов citizen и net, который предлагается понимать как "гражданин сети Интернет" [6].

Стр. 66

Методики. Исследование агрессии у носителей интернет-культуры проводилось в двух направлениях. Во-первых, изучались особенности характера и эмоциональной сферы, влияющие на возникновение агрессивных тенденций в поведении, а, во-вторых, напрямую - с помощью адаптированных и модифицированных авторами в предыдущих работах [10] методик - исследовалась структура личностной агрессивности носителей инернет-культуры и их представления о допустимости агрессии в различных сферах жизни.

В рамках первого направления исследований были использованы опросник черт характера Русалова-Маноловой [9], методика фрустрационного реагирования Розенцвейга [7], методика изучения готовности к поиску Венгера-Ротенберга [2]. Последняя методика основана на представлении о поведении человека в затруднительных обстоятельствах. Когда ни один из вариантов поведения не гарантирует успеха, человек может, в соответствии с концепцией поисковой активности [1, 2], опираться в своем поведении на 1) активный поиск, 2) сложившиеся стереотипы, 3) хаотический перебор вариантов, 4) пассивное ожидание помощи или самопроизвольного изменения ситуации.

С точки зрения феномена обученной беспомощности Селигмана [8] конструктивным способом поведения в задачах с негарантированным успехом является поисковая активность, а любое иное поведение приводит к снижению стрессоустойчивости и повышению риска дистресса. Методика Венгера-Ротенберга [2] направлена на диагностику привычного способа реагирования на ситуации с негарантированным успехом и позволяет оценить готовность индивида к поисковой активности.

Второе направление исследований было представлено двумя адаптированными и модифицированными ранее методиками [10]. Первая из них, модифицированный вариант методики Басса-Перри, представляет собой опросник построенный по принципу самоотчета, в котором исследуемому предлагается оценить по пятибалльной шкале Лайкерт-типа склонность к враждебным мыслям и таким способам реагирования, как гнев и физическая агрессия.

Другая методика позволяет оценить уровень индивидуально легитимизируемой в обществе агрессии. Авторский вариант базируется на методике PLAQ, созданной коллективом американских авторов [17]. Испытуемому предлагается оценить по семибалльной шкале Лайкерт-типа свое отношение к санкционированным в определенных сферах общественной жизни проявлениям агрессии. Шкалы методики: "Политика" - поддержка силовых решений в области политики и взаимоотношений государства с гражданином, "Воспитание" - одобрение агрессивных мер в воспитании детей, "Спорт" - интерес к силовым видам спорта и одобрение силовых приемов, "Традиция" - принятие традиционно мускулинных представлений в области межличностных отношений, "Личный опыт" - интерес к видам деятельности, связанным с агрессией (охота, восточные единоборства, уголовная субкультура и др.), "СМИ" - одобрение свободного освещения насилия и агрессии в СМИ.

Статистическая обработка данных. Сравнительный анализ групп осуществлялся с применением критерия U Манна-Уитни. Достоверность различий была принята на 5% уровне значимости (р < < 0.05). В исследовании был использован статистический пакет STATISTICA 6.0.

Наши рекомендации