Это упражнение учит игроков соглашаться с инициативой других членов группы. Каждый участник должен быть собранным и готовым к действию
-15 минут -
Подготовка---------------------------------------------- —----------------
Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно встать в круг.
1. Ознакомьте участников с целями игры. Объясните, что это типичная командная игра, успех которой зависит от того, насколько игроки смогут сосредоточиться, настроиться на других, поддержать чужую инициативу и проявить собственную активность. Вы можете отметить, что это упражнение часто используется при обучении драматических актеров, которым для успешной работы необходимо скооперироваться в команду.
2. Назначьте кого-нибудь из участников игроком № 1. Дайте следующие инструкции: «Чтобы начать игру, игрок № 1 перебрасывает кому-нибудь воображаемый мяч. Так как настоящего мяча у нас нет, игрок № 1 должен представить, о каком мяче идет речь. Вес, размер, форма и материал мяча подскажут, как его нужно кидать и ловить. Игрок № 1 должен назвать имя того, кому будет кидать мяч, и сказать, о каком мяче идет речь». Например: игрок № 1 встречается глазами с игроком № 2, произносит его имя и говорит перед броском: «Футбольный мяч» или «Шарик для пинг-понга».
3. Второй игрок ловит мяч так, как если бы он был настоящий, и готовится бросать (передавать) сам. Он должен изменить вид предмета. Может быть, у второго игрока появится желание покатить игроку №3 шар для боулинга или же бросить легкий надувной шарик.
4. Когда игроки бросают или ловят мяч, они должны задействовать все свое тело. Вид мяча определяет, как мы движемся, действуем и реагируем. Дайте возможность группе поиграть примерно 5 минут.
5. После игры обсудите следующие вопросы:
• Как идет в группе совместная работа?
• Все ли участники были задействованы в этой игре?
• Было ли трудно принимать воображаемый мяч за действительный?
• Не чувствовали ли вы себя глупо во время игры?
• Чей «язык тела» был особенно отчетлив и поэтому помогал играть?
• Все ли игроки старались одинаково?
• Обращали ли вы внимание на разный уровень спортивной подготовки членов группы?
• Как можно улучшить совместную работу?
Варианты J
Можно «перебрасывать» не только мяч, но и звук. Такая игра будет особенно интересна для руководителей, учителей, терапевтов — словом, для людей, профессия которых обязывает умело пользоваться голосом и его возможностями. Участники становятся в круг. Игрок № 1 «бросает» игроку № 2 какой-нибудь звук, например «мягкое 0». Игрок № 2 принимает звук (повторяет его), а затем обращается к игроку №3 и отправляет ему совсем другой звук. Также можно «посылать» звуки, издаваемые животными, технические шумы и т. д.
Танец рук
Это очень красивое упражнение на невербальную коммуникацию и совместное творчество - 20 минут -
1. Каждый игрок выбирает себе партнера, с которым хотел бы лучше познакомиться, и встает на расстоянии вытянутой руки от него.
2. Партнеры закрывают глаза и опускают голову на грудь. Руки и кисти расслаблены и опущены по бокам. Потом оба открывают глаза, и каждый смотрит на пол между собой и партнером.
3. Скажите примерно следующее: «Представь себе, что ты — марионетка. К твоей правой руке прикреплен шнур. Пусть шнур приподнимет твою руку так, чтобы она покачивалась между тобой и партнером где-то на высоте плеч». Игроки выполняют действие.
4. «Теперь представь себе, что твоя правая рука — дракон, Пусть он покружит в пространстве между тобой и партнером. При этом его движения согласованы с движениями второго дракона». Игроки выполняют действие в течение 10 секунд.
5. «А теперь представь себе, что твоя правая рука — птица, наслаждающаяся свободой и радостно скользящая по воздуху. Представь себе, что обе птицы в пространстве между вами летают, планируют, парят, выписывают круги, не касаясь друг друга». Игроки выполняют действие в течение 10 секунд.
6. «Позволь твоей левой руке тоже вступить в этот полет. Руки не должны соприкасаться. Удерживай в поле зрения и свои руки, и руки партнера, и пусть у каждой будет свой собственный ритм. Ведущей руки нет. Однако движения должны быть по возможности согласованными. Каждая рука может «проявить инициативу», но и должна быть готова отреагировать на «предложения» других рук. Попытайтесь дать рукам возможность «танцевать» совершенно естественно, при этом движения должны все время меняться». Действие выполняется в течение 3-4минут. После этого игроки опускают руки вдоль тела.
7.Теперь партнеры протягивают друг к другу руки — кончики пальцев вверх, ладони вперед — совсем медленно, пока они слегка не соприкоснутся. Скажите игрокам: «Посмотрите партнеру в глаза и поблагодарите его молча — только руками и глазами — за этот танец. Затем опустите руки, потянитесь немного и встряхните ноги».
8. У партнеров есть 5 минут на то, чтобы обсудить следующие вопросы:
• Что было пережито во время игры?
• Менялись ли ощущения в ходе игры?
• Выполнение каких заданий давалось легко?
• Что было трудно?
• Можно ли одним словом охарактеризовать то, что происходило между вами?
• Был ли танец рук спонтанным, вымученным, неровным, гармоничным?
• Хорошо ли удавалось соответствовать партнеру?
• Как я оцениваю собственное умение чувствовать другого человека и способность к эмпатии в общении?
Замечания
Эту игру можно проводить на разных стадиях работы с группой. Она особенно полезна для партнеров, которые:
• чувствуют отчужденность;
• в будущем должны сотрудничать;
• находятся в скрытом конфликте.
Секреты