Жизненные цели и программы
Глобальный взгляд разделяет жизнь на отдельные программы и выделяет соответствующие им цели; при этом человек старается отнести конкретные события своей жизни к той или иной программе (иногда к нескольким сразу) и оценить их роль в ней. При этом сами программы по идее также определенным образом типизируются, каталогизируются, классифицируются или на худой конец просто нумеруются, но в совокупности должны охватывать всю жизнь человека. Если этому человеку задать вопрос: «О чем ты думаешь, когда живешь?» — то он не окажется к нему неподготовленным и быстро ответит: «Во-первых, я получаю от жизни удовольствие; во-вторых, утверждаю себя; в третьих, забочусь о семье и родителях, а в четвертых, отбиваюсь от всего остального». При этом сами жизненные программы человек также делит на части, фазы и т. п. и мысленно разносит по этим частям конкретные события, оценивая попутно их роль в соответствующих программах.
Локальный взгляд выделяет одну из жизненных программ и сосредоточивается на ней, часто упуская ее связь с другими и с жизненным сюжетом в целом (последний при локальном взгляде вообще виден плохо). Более того, в данной жизненной программе локальный взгляд выделяет определенный ее фрагмент и, подробно его рассматривая, делает в редких случаях правильное, а чаще — совершенно необоснованное суждение о данной программе (а то и всей жизни человека). «Я много раз бросал курить — иногда не курил по несколько месяцев — и пришел к выводу: сделать это невозможно. Вообще нельзя идти против себя». Последний вывод может быть совершенно несправедлив — фактически этот человек много раз шел против своих низменных желаний и много раз их побеждал, но локальный архетип навязывает свою логику, и пока он включен, она кажется неопровержимой.
Локальный взгляд очень содержателен, он дает возможность рассмотреть детали программы, ее изменить или скорректировать в зависимости от происходящих событий, но он как бы суживает зрение человека, которому становится очень трудно соотнести часть программы с ней в целом, а ее — с другими своими программами. Так великий Дарвин, несколько десятилетий своей жизни посвятивший исключительно разработке своей ложной эволюционной теории, на склоне лет решил посетить театр — и обнаружил, что действие его совершенно не захватило, чем был очень огорчен, поняв, что важный аспект жизни явно прошел мимо него.
С другой стороны, глядя на жизненные программы в целом, человек обретает перспективу, но теряет в глубине рассмотрения, так что сам для себя нередко делается совершенно банальным, и вопрос: «Чем я отличаюсь от всех остальных?» — становится для него неприятно актуальным. Поэтому глобальный взгляд на жизненные программы многими воспринимается как примитивно упрощающий и нивелирующий, лишающий человека его индивидуальности — что, однако, справедливо лишь на низком уровне проработки глобального архетипа, пока тонкости глобальных характеристик человеку недоступны.
Баланс локального и глобального взглядов на жизненные цели и программы человеку совершенно необходим — однако очень редко достигается, что ведет к большим потерям душевных сил и громадным жизненным зигзагам, о которых человек впоследствии вспоминает с тяжелым чувством, однако исправить прошлое или хотя бы понять его причины он не в силах. Ему обычно не приходит в голову, что, например глобальная негативная оценка актуальной (то есть фактически происходящей) жизненной программы бросает, может быть, слабо ощутимую, но совершенно реальную тень на все без исключения ее проявления, в том числе очевидно позитивные, во многих случаях лишает эту программу удачи и заставляет ее буксовать на месте, лишая сцепления с реальной почвой. Наоборот, глобальная позиция «розовых очков», то есть общее априорно упорно положительное отношение человека к жизненной программе (например, воспитание единственного ребенка в семье) приводит к невозможности адекватно оценить ее конкретные эпизоды, лишая человека необходимой критичности и возможности вовремя почистить эту программу — не только глобально, но и локально, в результате чего она нередко загнивает и отравляет все бытие человека; однако ему не приходит в голову, что все его конкретные (иногда поистине героические!) усилия по ее очищению и коррекции недостаточны и неэффективны вследствие его неправильного общего взгляда на нее.
Грубость крайних глобальных оценок типа «хорошо — плохо» без должного спектра промежуточных суждений иногда интуитивно ощущается человеком, и он старается их избегать; однако не менее вредны крайности и в других глобальных оценках, например, типа «нужно — не нужно»: очень важно понять, в какой степени и в каком ракурсе нужна человеку данная жизненная программа (цель), и здесь нужная тонкость и точность глобальной оценки достигается чаще всего с большим трудом и путем тщательного (локального) анализа ее конкретных подробностей. Если же этот труд не приложен и человек с легкостью выносит приговор типа: «это мне в моей жизни не нужно» — а фактически программа идет, и в чем-то ему безусловно помогает — то шансы на ее адекватное протекание и своевременное завершение падают до нуля. (Читатель с большой пользой для себя подумает об иллюстрирующих примерах.)
Вопросы к читателю. Формулируете ли вы свои жизненные цели так, чтобы суметь изложить их своей бабушке? Оцениваете ли вы ежедневно, насколько сегодня приблизились к достижению вашей цели? Часто ли меняются ваши цели? Акценты в них? Пытаетесь ли вы при перемене работы хоть в каком-то смысле «сохранить стаж»? Соотносите ли вы друг с другом разные сферы своей жизни? Любите ли вы философскую поэтическую лирику? Аналитические программы телевидения?
Жизненные позиции
Жизненные позиции представляют собой квинтэссенцию личной философии человека, его теоретическое кредо и одновременно базис для принимаемых решений — поэтому они чрезвычайно важны, хотя осознаются, как правило, далеко не все и не полностью. Поэтому наблюдения за их модальностью могут пролить свет на существенные подробности этой глубокой области психики, обладающей большой властью над общими контурами судьбы человека. По самому своему жанру жизненные позиции носят общий характер, то есть глобальны; однако форма, в которой они высказываются, может быть различной, в частности, тяготеть к локальному или глобальному архетипам.
Локальный архетип в жизненных позициях проявляется в употреблении частных обстоятельств или высказываний, которым человек лишь интонационно или контекстуально придает общий характер, то есть пользуется ими метафорически. Таковы, например, многие пословицы и поговорки, смысл которых гораздо шире непосредственно высказываемой мысли: «Лучше хромать, чем сиднем сидеть», «Плеть не мука, а вперед наука», «Три жены имел, а от всех беды терпел».
Глобальный архетип в жизненных позициях выразится, наоборот, в прямых обобщениях, словах «вообще», «всегда», «никогда», «как правило» и т. п. «Я никогда не знакомлюсь с незнакомыми мужчинами»; «Я всегда уступаю дорогу идиотам»; «Разумный только свистнет, а кто догадлив, смыслит» — в этих высказываниях, если они по уровню эмоционального напора и внутренней убежденности авторов претендуют на роль жизненных позиций, отчетливо ощущается глобальный архетип, поскольку уровень обобщения задан самой словесной формулой.
Вопросы к читателю. Как вам удобнее формулировать свои жизненные позиции — в локальной или глобальной модальности? Какие неудобства чувствуете вы при использовании иной модальности, чем та, которая вам свойственна? Какая модальность для жизненной позиции кажется вам более убедительной для себя и для других? Какие модальности в определении своих жизненных позиций вы наблюдаете у окружающих? Меняются ли они или остаются неизменными?