Нарушения при психических заболеваниях
Ощущение
Ощущение – это отражение свойства реальности, возникающей в результате воздействия их на органы чувств и воздействия на ЦНС.
В зависимости от видов раздражителей ощущения делятся на:
1)проприоцептивные (в мышцах); 2)интероцептивные (внутренние органы); 3)экстероцептивные (поверхность тела);4)cпецифические (ощущение времени).
В зависимости от стимулов раздражителей:
1)зрительные; 2)слуховые; 3)вкусовые;4)обонятельные;5)осязательные (тактильные).
Ощущения поддаются тренировке. Глубокое дыхание способствует улучшению ощущений.
Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами. К таким свойствам относятся: качество, интенсивность, длительность:
КАЧЕСТВО Каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности, отличающие его от других видов. Например, слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью, а зрительные - цветовым тоном, насыщенностью, светлотой.
ИНТЕНСИВНОСТЬ Определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ Определяется функциональным состоянием органов чувств, временем действия раздражителя, его интенсивностью.
Восприятие
Восприятие – это форма психического отражения предметов или явлений в целом, а не отдельных их свойств, как при ощущениях. Это не сумма ощущений, а новая ступень познания.
Классификация восприятия:
Основные свойства восприятия:
1)Предметность;2)Способность отражать объекты реального мира в форме отдельных предметов;3)Выделение фигуры объекта или предмета из фона; 4)Структурность или обобщенность – это соотношение каждого образа к некому фону, некому классу; 5)Константность – это независимость образа от физических условий. Например, ежик в тумане; 6)Осмысленность – это способность воспрития сознательно воспринимать предмет, то есть мысленно назвать его, отнести к определенной группе, классу, назвать определенным словом. Например, БОМЖ. 7)Апперцепция. В восприятии всегда сказывается личность человека, эта зависимость от нашей психической жизни называется апперцепцией. Здесь важен опыт, прошлая практика; 8)Активность;9)Избирательность. То, что к делу не относится.
Память
Память – это совокупность, общность информации, приобретенной мозгом и управляющей поведением.
Виды памяти:
По характеру психической активности:
1)двигательная (сохранение или воспроизведение различных движений); 2)эмоциональная.Характерна для актеров. 3) образная.Способность представлять предметы) 4)словесно-логическая
По характеру целей деятельности
произвольные - (автоматическая)
от цели запоминания: надо, не надо
от приема заучивания: 1)механическое, дословные, много времени и сил, результат низкий; 2)логический пересказ, пересказ своими словами; 3)образные приемы: перевод информации в графики, картинки; 4) зрительная, слуховая, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная5) мнемотехнические приемы.
непроизвольные
По продолжительности сохранения материала
долговременная (длительное сохранение информации)
с сознательным доступом, открыто, по своей воле;
закрытая (не имеет доступа);
кратковременная (около 20 с., относительно может контролироваться, любая информация попадает сюда, может, как бы забыться полностью, можно достать почти все методом гипноза, через стресс);
Оперативная;
промежуточная (накапливает информацию в течение дня, а после ночного сна забывается).
Процессы и механизмы памяти:
Запоминание – это процесс запечатления и последующего сохранения информации;
Сохранение – это процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Зависит от глубины понимания. Важна осмысленность;
Установка;
Забывание. Неравномерно. После механического запоминания происходит быстрее, поэтому повторение не откладывать.
Реминисценция. Отсроченное на 2-3 дня лучше, чем сразу после заучивания. Повторение должно быть разнообразным: сам и с кем-то.
Воспроизведение и узнавание. Это процессы восстановления прежде воспринятого. Оно бывает:
1.непроизвольное. Без цели вспомнить.
2.произвольное. Целенаправленное желание вспомнить.
1)узнавание;2)припоминание;3)эйдетизм. Зрительная память, сохраняющая яркий образ со всеми деталями.
Забывание. Это естественный процесс и бороться с ним бессмысленно. Забывается в первую очередь то, что не применяется, то к чему нет интереса, что несущественно. Детали забываются скорее. Забывание бывает:
1)полное. Материал даже не узнается; 2)частичное. Узнается не весь материал, то, что узнается, содержит ошибки; 3)длительное. Оно полное или частичное. При этом человек не может припомнить;4)усредненное. Происходит за время меньше часа, чтобы забыть механически выученный материал.
Против забывания: повторение, осмысление.
Мышление
Мышление – это обобщенное и опосредованное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях.
Мышление — высший этап обработки информации человеком или животным, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира, процесс отражения в мозге окружающего реального мира.
Виды мышления:
Наглядно-действенное мышление | Наглядно-образное мышление |
Понятийное мышление | Интуитивное мышление |
Теоретическое мышление | Групповое мышление |
Визуальное мышление | Количественное мышление |
Абстрактное мышление | Конкретное мышление |
Речевое мышление | Эмоциональное мышление |
Логическое мышление | Творческое мышление |
Алгоритмическое мышление | Альтернативное мышление |
Практическое мышление |
Нарушения при психических заболеваниях
1. Ускорение мышления («скачка идей»)
Условно за единицу времени образуется больше ассоциаций, чем в норме, и при этом страдает их качество. Быстро сменяющие друг друга образы, представления, суждения, умозаключения крайне поверхностны. Обилие лёгкости новых ассоциаций, спонтанно возникающих от любого раздражителя.
Инертность мышления
Проявления: заторможенность, бедность ассоциаций. Общая цель мыслительного процесса сохраняется, но переключение на новые цели крайне затруднительно.