Нарушения при психических заболеваниях

Ощущение

Ощущение – это отражение свойства реальности, возникающей в результате воздействия их на органы чувств и воздействия на ЦНС.

В зависимости от видов раздражителей ощущения делятся на:

1)проприоцептивные (в мышцах); 2)интероцептивные (внутренние органы); 3)экстероцептивные (поверхность тела);4)cпецифические (ощущение времени).

В зависимости от стимулов раздражителей:

1)зрительные; 2)слуховые; 3)вкусовые;4)обонятельные;5)осязательные (тактильные).

Ощущения поддаются тренировке. Глубокое дыхание способствует улучшению ощущений.

Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами. К таким свойствам относятся: качество, интенсивность, длительность:

КАЧЕСТВО Каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности, отличающие его от других видов. Например, слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью, а зрительные - цветовым тоном, насыщенностью, светлотой.

ИНТЕНСИВНОСТЬ Определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ Определяется функциональным состоянием органов чувств, временем действия раздражителя, его интенсивностью.

Восприятие

Восприятие – это форма психического отражения предметов или явлений в целом, а не отдельных их свойств, как при ощущениях. Это не сумма ощущений, а новая ступень познания.

Классификация восприятия:

Основные свойства восприятия:

1)Предметность;2)Способность отражать объекты реального мира в форме отдельных предметов;3)Выделение фигуры объекта или предмета из фона; 4)Структурность или обобщенность – это соотношение каждого образа к некому фону, некому классу; 5)Константность – это независимость образа от физических условий. Например, ежик в тумане; 6)Осмысленность – это способность воспрития сознательно воспринимать предмет, то есть мысленно назвать его, отнести к определенной группе, классу, назвать определенным словом. Например, БОМЖ. 7)Апперцепция. В восприятии всегда сказывается личность человека, эта зависимость от нашей психической жизни называется апперцепцией. Здесь важен опыт, прошлая практика; 8)Активность;9)Избирательность. То, что к делу не относится.

Память

Память – это совокупность, общность информации, приобретенной мозгом и управляющей поведением.

Виды памяти:

По характеру психической активности:

1)двигательная (сохранение или воспроизведение различных движений); 2)эмоциональная.Характерна для актеров. 3) образная.Способность представлять предметы) 4)словесно-логическая

По характеру целей деятельности

произвольные - (автоматическая)

от цели запоминания: надо, не надо

от приема заучивания: 1)механическое, дословные, много времени и сил, результат низкий; 2)логический пересказ, пересказ своими словами; 3)образные приемы: перевод информации в графики, картинки; 4) зрительная, слуховая, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная5) мнемотехнические приемы.

непроизвольные

По продолжительности сохранения материала

долговременная (длительное сохранение информации)

с сознательным доступом, открыто, по своей воле;

закрытая (не имеет доступа);

кратковременная (около 20 с., относительно может контролироваться, любая информация попадает сюда, может, как бы забыться полностью, можно достать почти все методом гипноза, через стресс);

Оперативная;

промежуточная (накапливает информацию в течение дня, а после ночного сна забывается).

Процессы и механизмы памяти:

Запоминание – это процесс запечатления и последующего сохранения информации;

Сохранение – это процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Зависит от глубины понимания. Важна осмысленность;

Установка;

Забывание. Неравномерно. После механического запоминания происходит быстрее, поэтому повторение не откладывать.

Реминисценция. Отсроченное на 2-3 дня лучше, чем сразу после заучивания. Повторение должно быть разнообразным: сам и с кем-то.

Воспроизведение и узнавание. Это процессы восстановления прежде воспринятого. Оно бывает:

1.непроизвольное. Без цели вспомнить.

2.произвольное. Целенаправленное желание вспомнить.

1)узнавание;2)припоминание;3)эйдетизм. Зрительная память, сохраняющая яркий образ со всеми деталями.

Забывание. Это естественный процесс и бороться с ним бессмысленно. Забывается в первую очередь то, что не применяется, то к чему нет интереса, что несущественно. Детали забываются скорее. Забывание бывает:

1)полное. Материал даже не узнается; 2)частичное. Узнается не весь материал, то, что узнается, содержит ошибки; 3)длительное. Оно полное или частичное. При этом человек не может припомнить;4)усредненное. Происходит за время меньше часа, чтобы забыть механически выученный материал.

Против забывания: повторение, осмысление.

Мышление

Мышление – это обобщенное и опосредованное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях.

Мышление — высший этап обработки информации человеком или животным, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира, процесс отражения в мозге окружающего реального мира.

Виды мышления:

Наглядно-действенное мышление Наглядно-образное мышление
Понятийное мышление Интуитивное мышление
Теоретическое мышление Групповое мышление
Визуальное мышление Количественное мышление
Абстрактное мышление Конкретное мышление
Речевое мышление Эмоциональное мышление
Логическое мышление Творческое мышление
Алгоритмическое мышление Альтернативное мышление
Практическое мышление  

Нарушения при психических заболеваниях

1. Ускорение мышления («скачка идей»)

Условно за единицу времени образуется больше ассоциаций, чем в норме, и при этом страдает их качество. Быстро сменяющие друг друга образы, представления, суждения, умозаключения крайне поверхностны. Обилие лёгкости новых ассоциаций, спонтанно возникающих от любого раздражителя.

Инертность мышления

Проявления: заторможенность, бедность ассоциаций. Общая цель мыслительного процесса сохраняется, но переключение на новые цели крайне затруднительно.

Наши рекомендации