Бланк для предъявления индивидуального спроса

Ф. И. О.  
товар  
цена спрос
   
   
   
   

Примечание. Предлагаемые для продажи товары должны быть от­носительно недорогими: пирожки, мороженое, авторучки и т. п. Для большей определенности понятия «недорогие» надо условно предположить, что каждый из присутствующих студентов располагает одинаковой небольшой суммой денег (100-200 руб.). Это ограничение студенты-покупатели должны учитывать при предъявлении индивидуального спроса. Предполагаемые затраты покупателя на тот или иной товар при любой цене не должны пре­вышать данной суммы.

4. Предложить студентам-продавцам рекламировать свой товар пе­ред аудиторией.

5. Взять у студентов-продавцов значения цен покупки соответству­ющих товаров, соблюдая при этом конфиденциальность.

Примечание. При дальнейшем обсуждении диапазона цены мо­жет случиться, что заявленная цена закупки окажется больше, чем максимальная цена диапазона. В этом случае прибыль про­давца отрицательна при любой цене диапазона, т. е., продавец тер­пит фиаско как предприниматель, поскольку он приобрел товар по слишком высокой цене.

6. Провести дискуссию о возможном диапазоне цены каждого това­ра. Разбить этот диапазон на три равные части, получить 4 воз­можные значения цены (округлить до целых рублей).

Пример. Студенты-покупатели сошлись на том, что цена мороже­ного «Холодок» может находиться в пределах 12-20 руб. Вели­чина диапазона составляет 20 - 12 = 8 руб. Разница между сосед­ними ценами равна 8 : 3 = 2,7 руб. (округленно — 3 руб.). Тогда возможные значения цены будут: 12,15,18 и 21 руб.

7. Выдать всем студентам «бланки» индивидуального спроса.

8. Предложить студентам выбрать один товар и записать четыре значения индивидуального спроса, отвечающие установленным ранее четырем возможным значениям цены. Студент должен ста­раться дать максимально правдивую информацию о спросе, т. е. указать, сколько единиц понравившегося товара он купил бы по каждой цене, если бы вдруг сейчас в аудитории ему стали прода­вать данный товар. При этом необходимо учитывать действие за­кона спроса и ограниченность средств покупателя. Примечание. Продавцу запрещено выбирать свой товар, так как заявленный спрос на него, скорее всего, не будет объективным, поскольку по условию игры продавец заинтересован в максими­зации суммарного спроса на свой товар.

9. Собрать заполненные бланки и разложить их на две (или более — по числу продавцов) пачки.

10. Не рассматривать бланки, в которых нарушен закон спроса.

11. Произвести на доске необходимые расчеты для определения рав­новесной цены первого товара и максимальной прибыли первого продавца, предварительно «рассекретив» цену покупки.

12. Произвести аналогичные расчеты для определения параметров равновесия второго монополиста.

13. Определить монополиста, прибыль которого максимальна. Он является победителем игры.

Пример игры

1. Исходные данные:

* студентов — 6;

* товаров — 2;

* возможных цен — 4.

2. Студент Иван — продавец бубликов. Цена закупки бублика — 2 руб.

3. Студент Лена — продавец дискет. Цена закупки дискеты — 10 руб.

4. Возможные цены бублика: 4, 6,8, 10 руб.

5. Возможные цены дискеты: 8,11, 14, 17 руб.

6. Спрос на бублики предъявили Катя, Лена и Петр. Индивидуаль­ный спрос каждого покупателя и необходимые расчеты представ­лены в табл. 3.3.

Таблица 3.3

Рынок бубликов: расчет равновесной цены

Цена Катя Лена Петр Q TR ТС П
2

* равновесная цена бублика — 6 руб.;

* равновесный объем продаж — 8 бубликов.;

* равновесная прибыль Ивана — 32 руб.

7. Спрос на дискеты предъявили Иван, Надя и Миша. Значения спроса, представленные Мишей, не подчиняются закону спроса: при ценах 8, 11, 14 и 17 руб. они равны соответственно 0, 0, 5 и 0 штук. Поэтому заявка Миши не учитывается.

Индивидуальный спрос Ивана и Нади, а также необходимые рас­четы представлены в табл. 3.4:

* равновесная цена дискеты — 14 руб.;

* равновесный объем продаж — 1 дискета;

* максимальная прибыль Лены — 4 руб.

8. Прибыль у Ивана больше, чем у Лены (32 против 4). Иван — по­бедитель игры.

Таблица 3.4

Рынок дискет: расчет равновесной цены

Цена Иван Надя Q TR ТС П
-10

Часть II

ЧАСТНЫЙ СЕКТОР

__________________________

4. Деловая игра «Создание товарищества»

Цели игры

1. Усвоить понятия «коллективный интерес» и «товарищество».

2. Приобрести элементарные навыки поиска партнеров и создания товарищества.

Понятия

Коллективный интерес — цель, которую человек не может достичь без помощи некоторых других людей, которые также стремятся к дости­жению этой цели.

Товарищество — предприятие, созданное по соглашению двух или большего числа отдельных лиц путем объединения их капитала и пред­принимательских усилий. Товарищи распределяют между собой риск, прибыли и убытки, они отвечают своим имуществом по обязатель­ствам товарищества.

Теория

В игре используется формула расстояния между двумя точками плос­кости, которая представляет собой одну из форм записи известной те­оремы Пифагора: квадрат расстояния между точками (12; 24) и (15; 28) равен:

(12-15)2 + (24-28)2 = 25.

Следовательно, расстояние между этими точками равно 5.

Правила игры

1. Каждый студент выступает в роли владельца молочной фермы.

Всего — 11 фермеров.

2. Для того чтобы производимое на ферме молоко не скисало в жаркую погоду, необходимо, чтобы она находилась вблизи мо­локозавода. Максимально допустимое расстояние от фермы до молокозавода равно 5 км. Если расстояние будет больше, фер­мер разорится.

3. При определении местоположения объектов в качестве ориентира используется мельница. Местоположение каждой фермы задается двумя числами: удалением на восток от мельницы и удалением на север от нее. Иными словами, месторасположение фермы задается обычными декартовыми координатами, причем мельница находит­ся в начале координат. На рис. 4.1 изображена ферма с координата­ми (5 км; 2 км).

Бланк для предъявления индивидуального спроса - student2.ru

Рис. 4.1. Определение местоположения фермы

4. Студентам произвольно раздаются карточки (купчие) с указани­ем номера фермы и ее координат. Все координаты — целые числа.

5. Каждый фермер располагает суммой 1 млн руб. для строитель­ства молокозавода, однако молокозавод стоит 4 млн руб. Поэтому для постройки молокозавода фермерам необходимо объединять­ся в товарищества.

6. Поскольку все фермы могут выделить на строительство 11 млн руб., то всего можно образовать два товарищества, т. е. можно постро­ить два молокозавода.

7. В товариществе может быть только четыре члена: производствен­ных мощностей молокозавода не хватает для обработки молока от пяти ферм. В то же время трем фермерам не хватит средств для постройки завода.

8. В товарищество нельзя принимать фермера, ферма которого рас­положена дальше 5 км до планируемого молокозавода. Если такой фермер все же принят (или, другими словами, неудобное для него местоположение завода утверждено товариществом), он ра­зорится, а вместе с ним разорятся все его товарищи.

9. Товарищество регистрируется только в том случае, если все его члены приходят к единому решению о месте постройки молоко­завода. Его координаты должны быть целыми числами.

10. Задача каждого фермера — добиться того, чтобы молокозавод на­ходился от фермы на минимальном расстоянии. Достигнутая в результате этого экономия на транспортных расходах и времени позволит получать дополнительную прибыль.

11. Для регистрации товарищества преподавателю надо сдать:

* список членов товарищества с указанием расстояния от каж­дой фермы до планируемого молокозавода, а также сами коор­динаты завода;

* карточки (купчие) всех членов товарищества.

12. Расстояние студенты определяют либо с помощью линейки и бу­маги в клетку, либо с помощью формулы (см. раздел «Теория»). Предпочтительней первый вариант — он более нагляден и прост.

13. Победит в игре фермер, чья ферма будет расположена на мини­мальном расстоянии от молокозавода. Он «разбогатеет».

14. Баллы присуждаются по следующим правилам:

* пять баллов. Ферма находятся на минимальном расстоянии от молокозавода;

* четыре балла. Ферма находится на минимальном расстоянии от молокозавода среди членов товарищества (но не среди всех фермеров);

* три балла. Фермер является членом какого-либо товарище­ства, причем расстояние от его фермы до молокозавода не яв­ляется минимальным в его товариществе (рядовой член това­рищества);

* два балла. Фермеру не удалось стать членом какого-либо това­рищества. Его молоко скисло, и он разорился. Таких фермеров не менее трех;

* один балл. Фермер подал заявление о вступлении в товарище­ство, но расстояние от его фермы до планируемого молокоза­вода больше 5 км. Он разорился, как и его три несостоявшихся товарища (они получают по 2 балла).

Подготовка игры

1. Установить координаты ферм так, чтобы у фермеров были при­близительно равные возможности. Этого можно добиться, если разместить все фермы на окружности. Приблизительная схема размещения ферм представлена на рис. 4.2.

2. Координаты ферм представлены в табл. 4.1.

Бланк для предъявления индивидуального спроса - student2.ru

Рис. 4.2.Схема расположения ферм

Таблица 4.1.

Координаты молочных ферм

Ферма X Y Ферма X Y
2 3 8
7      

3. Заготовить 11 карточек с номером фермы и ее координатами.

4. Заготовить два бланка заявки на регистрацию товарищества. В бланке предусмотреть место для внесения координат молоко­завода, а также начертить таблицу с четырьмя столбцами:

* порядковый номер фермы (от 1 до 4);

* номер фермы на карточке (купчей);

* фамилия студента-фермера;

* расстояние от фермы до молокозавода.

5. Заготовить таблицу (табл. 4.2), с помощью которой преподава­тель может быстро проверить указанные в заявках расстояния и выявить победителя. В таблице надо указать: » все точки, в которых теоретически может располагаться завод;

Таблица 4.2

Наши рекомендации