Триадическое правило умолчания

«Предложение есть законченная мысль» — это определение из учебника грамматики наводит на следующее правило умолчания: если в трансляции отсутствуют явные триадические маркеры, то ее модальность — синтетическая.

Тонкости

Таким образом, трансляция, представляющая собой короткое простое предложение типа «подлежащее — сказуемое — прямое дополнение», в отсутствие логического или ситуативно-обусловленного ударения имеет обычно синтетическую модальность. Длинные фразы получают модальность в зависимости от логического ударения или от преобладания в них слов, имеющих синтетическую, качественную или предметную модальности, например:

— Я хочу дикобраза. (син)

— Не знаю, как вы, а (с ударением) я — никуда не поеду! (син)

— А что нам на это скажет уважаемый (с придыханием) Зиновий Каллистратович? (син)

— Высоко ты, Ромуальд, поднялся — высоко... (кач)

— Я в таких городах бывал — Париж! Берлин! Сан-Франциско! Акапулько! (син)

— У меня болит живот (поглаживает себя по животу). (пред)

— Что ты за мои коленки все держишься, Евсевий? У меня и другие части есть — спинка, например, стопочки, лодыжки, шейка, между прочим. (пред)

— (угощая гостя) Чашечку кофе? (пред)

Односложная трансляция имеет качественную или предметную модальность, если основной ее смысл заключен, соответственно, в предъявляемом качестве или объекте. Если же ее смысл символический (например, «да» или «нет»), то она обычно имеет синтетическую модальность. Примеры:

— Ты какого цветы глаза у мужчин любишь?

— Голубые. (кач)

— Я тебе купила янтарную брошку.

— (разочарованно) Янтарную... (син)

— Идем, Порфирий?

— Идем. (син)

— Что ты хочешь на завтрак, Игнатий?

— Творог. (пред)

— Будешь есть на завтрак творог со сметаной.

— (послушно, кивая головой) Творог. (син)

— Ну, и что твой избранник, Прасковья?

— Гусак! (син)

— Как, Панкрат вчера блистал?

— (с восхищением) Король! (син)

Упражнение 4. Определите триадическую модальность ответных реплик в следующих диалогах и пяти элементарных диалогах по своему выбору.

1. — Тебе нравится Ананий?

— (поднимая лицо и руки вверх) Это Бог!

2. — И что ты собираешься надеть на ноги, Агафья?

— Сапожки.

3. — Ты почему со мной не хочешь дружить, Остромир?

— Боюсь...

4. — Задумайся, Иероним!

— Доброму молодцу стать нужна.

5. — Уймись, Ираклий!

— Ну нет!

6. — А грибочков хочешь?

— Грибочков — хочу.

7. — Посторонись, Корнилий!

— Пожалуйста.

8. — Ты мне верна, Конкордия?

— Как серая гусыня своему избраннику, дорогой.

9. — Заходи при случае, Мелания — буду рад.

— Случится — может, зайду.

10. — Ну, теперь пиши — пропало.

— Ой! Совсем пропало?

Ответ. 1. син. 2. пред. 3. кач 4. син. 5. син. 6. син. 7. син. 8. син. 9. кач. 10. кач.

Упражнение 5. Определите триадическую модальность трансляций в следующих диалогах и в пяти элементарных диалогах по своему выбору.

1. — Отвяжись, а?

— Назвался груздем — полезай в кузов, Манефа!

2. — Ой!

— Не ойкай, пожалуйста, а то противно.

3. — Я пошел загорать на крышу.

— На крышу?!

4. — Что, брат, тоскуешь? Не ровно дышишь?

— Да, нечего сказать...

5. — Что это у тебя сегодня глаза такие зеленые, Манефа?

— Что, что... мороженого хочу!

Ответ. 1. кач; син. 2. син; кач. 3. син; пред. 4. кач; син. 5. кач; пред.

Упражнение 6. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору: а) в синтетической модальности, б) в качественной модальности и в) в предметной модальности.

1. — Я что, не совсем тебя удовлетворяю, Варсонофий?

2. — Уж в чем-чем, а грибах я знаю толк.

3. — Ну, далеко ведь на яхте не уплывешь?

4. — Что-то не нравится мне твой вид, Ангелина.

5. — Я скоро ухожу — и не знаю, когда вернусь.

Ответ.

1а). — Да, не совсем. (син)

1б). — Холодна ты очень. (кач)

1в). — Нет, все на месте: ручки, ножки, платьице... декольте. (пред)

2а). — (сомневаясь) Да?

2б). — И ядовитые отличаете?

2в). — И в белых, и в маслятах тоже?

3а). — Смелого пуля боится.

3б). — Можно и далеко — но опасно.

3в). — Из опасностей — только волны, ветер и мели.

4а). — Фу-ты ну-ты рожки гнуты!

4б). — Не нравится — не кушай, а главное — не капризничай!

4в). — Нос или щеки?

5а). — Чао! (машет рукой, прощаясь)

5б). — Но ведь еще совсем рано!

5в). — Домой собралась? Или на концерт?

Упражнение 7. Определите триадические модальности, использованные героями в следующей сценке.

Аграфена и Клавдий

Комната Аграфены. На этажерке — клетка со столетним попугаем Клавдием.

Аграфена. Орешки-то есть у тебя еще, Клавдий?

Клавдий. Запас карман не тянет.

Аграфена. Точно, дорогой, умный ты у меня — страсть!

Клавдий. (грустно) Хочешь жить — умей вертеться, Клавдия.

Аграфена. (согласно кивает) Только бока подставляй. Ребра, позвонки... поясницу.

Клавдий. С чем ляжешь — с тем и встанешь.

Аграфена. А с утра как ноет — больно!.. Не разогнешься иной раз до обеда — но потом легче, легче...

Клавдий. (мрачно) Первый шаг человека есть шаг к смерти.

Аграфена. Ну, не пугай меня, не пугай, тем более на ночь глядя.

Клавдий. (мрачно) Чучело ты гороховое, Клавдия.

Аграфена. (соглашаясь) Есть такое дело... нескладная я... неудачливая.

Клавдий. Удача — дар Божий.

Аграфена. (после паузы) Пыль надо с комода стереть... и с пианино.

Клавдий. Пыль — плоть времени.

Аграфена. Ну не пугай, и так страшно жить — особенно когда о чем подумаешь... таком...

Клавдий. Мыслить — удел философов.

Аграфена. Да, лучше я ужином займусь... яишенку сготовлю, салатик, чаю с вареньем...

Клавдий. (задумчиво) Ты — перепелка.

Аграфена. (обиженно) Слава Богу, что не попугаиха — тебе бы в жены не подошла. Точно не подошла бы.

Клавдий. Гусь свинье не товарищ.

Аграфена. Ну не сердись, Клавдий, не сердись, я знаю, что тебе не ровня, извини.

Клавдий. Бог правду видит, да не скоро скажет.

Аграфена. Орешков-то еще подсыпать... (вкрадчиво) подсыпать еще?

Клавдий. (снисходительно) Давай.

Конец

Упражнение 8. Перепишите последнюю сценку, оставив реплики Клавдия неизменными, но переведя предметные реплики Аграфены в качественные, а качественные — в предметные.

Упражнение 9. Сочините по две сценки на следующие темы и на две темы по своему выбору. Действующие лица должны придерживаться указанных триадических модальностей.

1. Холостяк Виктор советуется со своим диваном, стоит ли ему жениться на старой знакомой Кларисе.

а) Виктор — кач, диван — син

б) Виктор — пред, диван — кач.

2. Молодожены Вольдемар и Анастасия поздно вечером. Вольдемар хочет досмотреть футбол, Анастасия пытается его отвлечь более интересными планами.

а) Вольдемар — кач, Анастасия — син.

б) Вольдемар — пред, Анастасия — кач.

Упражнение 10. Модифицируйте следующие трансляции так, чтобы они приобрели: а) синтетическую, б) качественную и в) предметную модальность.

1. — Я к тебе еще не привыкла, Порфирий.

2. — Что же из того, что я провинциальна — зато жива и непосредственна!

3. — Еще мне нужен тортик, бутылка сухого вина и сигары.

4. — Ах!

5. — Я окончательно ухожу из вашей фирмы, Викентий Гермогенович!

Упражнение 11. Придумайте а) синтетическую, б) качественную и в) предметную реплику для каждой из следующих ситуаций, а также для пяти ситуаций по вашему выбору.

1. Признание большой вины перед куклой.

2. Тост за именинника-долгожителя.

3. Признание интимное подруге.

4. Жалоба на учительницу маме.

5. Похвальба перед друзьями папой, возвратившимся из заграницы.

Упражнение 12. Придумайте для следующих ситуаций и пяти ситуаций по вашему выбору диалоги из двух реплик в модальностях:

а) син — син

б) син — кач

в) син — пред

г) кач — син

д) кач — кач

е) кач — пред

ж) пред — син

з) пред — кач

и) пред — пред.

1. Сочувствие другу, неожиданно оказавшемуся в больнице летом.

2. Попытка запугать подругу не робкого десятка.

3. Замечание домашнему животному, не регулирующему свои эмоции.

4. Уверенность в способности подчиненного справиться с возложенным на него поручением.

5. Похвала кукле, вежливой и послушной.

Упражнение 13. Сочините небольшие рассказы на каждую из следующих тем и на две темы по своему выбору в трех модальностях: синтетической, качественной и предметной.

1. Рассказ о неудачной сдаче экзамена по ботанике.

2. Рассказ подруге о похождениях своего мужа.

3. Рассказ пятиклассника своим родителям о причинах возвращения домой в драном и грязном виде.

Наши рекомендации