Методические указания по самостоятельной работе магистров

Чаще всего самостоятельная работа студентов расценивается как вспомогательная часть вузовского преподавания. Есть предметы, к ним с полным основанием относится «методология психологии», степень усвоения которых впрямую зависит от овладения формами самостоятельной работы студентов.

Методологию такой науки как психология нельзя пересказать. Ее можно «присвоить», выработать методологические позиции, развить методологическую рефлексивность, методологическую чувствительность только через самостоятельные формы обучения.

Формы самостоятельного изучения методологических основ психологии могут быть разнообразными: аннотирование и конспектирование литературы; составление рефератов, написание докладов; разработка когнитивных карт; графическое представление какого-то объема научной информации; методологический анализ какой-то теории или практической технологии; составление теоретического обзора с его последующей методологической обработкой.

Аннотирование литературы. Аннотация (лат. annotation – «примечание, пометка») – краткое изложение содержания книги, статьи и т.п., часто с их критической оценкой. Перечисление основных вопросов, рассматриваемых автором в той или иной работе. Особо следует выделять вопросы, имеющие прямое отношение к обсуждаемой на семинаре теме.

Тезирование текста. Тезис (гр. thesis) – положение, утверждение, которое автор намерен доказать, защищать или опровергать. Тезис – это положение, истинность которого должна быть доказана. Тезисы – это кратко сформулированные основные положения доклада, лекции, сообщения и т.п. Тезисное изложение предполагает систематичность расположения материала по пунктам и сжатость.

Конспектирование литературы. Конспект (лат. conspectus – «обзор») – краткое письменное изложение какого-либо сочинения. Конспективный – вкратце излагающий содержание. Полнота конспекта достигается, как правило, за счет фиксации основных, наиболее важных положений публикации, и за счет воспроизведения логики авторского изложения текста. Культура конспектирования включает обязательное выражение своего отношения к содержанию научного текста, четко разводить свои позиции и позиции автора. При конспектировании важно определиться, что вы ищите в изучаемой работе. С какой целью будут в дальнейшем использованы материалы конспектируемого текста. От этого будет зависеть форма конспекта, его структура и содержание.

Аналитический обзор представляет, чаще всего, анализ и сопоставление работ по одной какой-то тематике. Его цель – выявление данных, подтверждающих или опровергающих какое-то научное направление, отдельное теоретическое или эмпирическое положение. Аналитические обзоры могут быть разных видов. Например, обзор в виде изложения истории проблемы, с целью выяснения того, что нового внесли те или иные авторы в определенные исторические периоды. Могут быть обзоры в виде анализа современного состояния разработки проблемы. То есть работы авторов группируются по признаку общности либо теоретических оснований, либо общности методических подходов, либо общности изучения возрастных, социальных и других групп испытуемых по какому-то параметру психологических реальностей. При написании аналитических обзоров нельзя ограничиваться только сравнением выводов, авторских обобщений. Необходимо указывать и на конкретные факты экспериментальных исследований, на основе которых сделаны те или иные обобщения. Как правило, аналитические обзоры должны завершаться выводами о степени разработки обсуждаемой проблемы и о перспективах ее дальнейшего изучения, открывающихся с помощью анализированных работ.

Критический анализ представляет собой более глубокое изучение противостоящих точек зрения по какой-то проблеме. Критика – это метод установления возможности, происхождения, действительности, закономерности и границ человеческого познания. Становление методологии психологии было бы невозможно без критики. Одна их значимых функций методологии – «катализация» основана на критике. Развитие методологической чувствительности у студентов предполагает развитие не только их умений критического анализа, способностей критического разума, но и особой культуры критики научных материалов, позиций авторов, в том числе и самокритики своих научных исследований. Главная его цель – выявить существо спорных положений. Для этого потребуется внимательно проанализировать каждую позицию исследования, выявить какие факты и (или) теоретические положения послужили основой для того или иного взгляда на проблему.

Учебно-исследовательская работа. Овладение методологией психологии не может быть без этого вида самостоятельной работы студентов, поскольку методология – это не только принципы, способы, но и методы научного познания. Поэтому в ходе занятий студенты включаются не только в иллюстративную психодиагностику, но и проводят самостоятельно некоторые исследования. Например, по изучению своей индивидуальности, особенностям когнитивной сферы, установкам, ценностным ориентациям и др. Материалы этой работы представляются в «портфолио достижений». У студентов старших курсов уже есть достаточный и теоретический и практический опыт научно-исследовательской ности в курсах «Экспериментальная психология», «Психодиагностика» и др. Поэтому основная цель включения самостоятельной исследовательской работы студентов в нашем курсе – систематизация методологических принципов построения любого научного исследования и анализа экспериментального материала.

Семинар– (лат. seminarium – «школа, рассадник») форма учебных занятий небольшими группами в высшей школе, научном кружке по какому-либо специальному предмету, теме или проблеме. А поскольку одной из функцией методологии является функция «катализации» (гр. katalysis – «разрушение, распад»), то семинарские занятия и дискуссии на них – это основная форма, более значимая, чем другие формы обучения и более применима, необходима в освоении студентами содержания курса «Методологические проблемы психологии». Основной путь присвоения методологического знания студентам возможен только через семинарские занятия с их диспутами и дискуссиями. Не случайно методология отечественной психологии десятилетиями вырабатывалась в методологических семинарах. Исторический факт разработки методологии психологии на подобного рода методологических семинарах подтверждает мысль о том, что методологическое знание не может возникнуть вне коллективного обсуждения и без привлечения обширнейшего информационного ресурса изучения предмета этого обсуждения.

Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам (темам) учебной дисциплины и имеют целью углубленное изучение учебных вопросов, привитие обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа учебной информации, формировании и развитие у них научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументировано излагать и отстаивать свое мнение.

Подготовка обучающихся к семинару осуществляется в соответствии с заданием, которое разрабатывается и доводится студентам до проведения первых занятий по теме семинара. По результатам изучения каждой темы студенты должны представить конспект лекций, конспекты самостоятельного изучения учебно-методической литературы или конспекты научных монографий.

Наши рекомендации