Периодизация психического развития и этапы жизненного пути личности.
Психологическое развитие личности проходит ряд периодов. Каждый период представляет собой определенную ступень развития личности, оттенок ее жизненного пути. В границах каждого периода выделяются стадии, а в границах каждой стадии – фазы.
Определение периодов, стадий и фаз психического развития человека необходимо для рационального построения системы обучения и воспитания, профессионального самоопределения молодого поколения, полнее использовать трудовой и творческий потенциал взрослого человека на каждом возрастном этапе.
Многие психологи занимались вопросом возрастной периодизации психического развития личности. Известна теории, принадлежащая американскому психологу Э.Эриксону, который придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней. Э.Эриксон выделил и описал восемь жизненных психологических кризисов, по его мнению, неизбежно наступающих у каждого человека:
1. Кризис доверия – недоверия (в течении первого года жизни). Этот кризис связан с удовлетворением ребенком своих физиологических потребностей, вследствие чего развивается его доверие или недоверие к окружащему миру.
2. Автономия в противовес сомнениям и стыду (2-3 года). Кризис связан с первым опытом обучения ребенка, выработки привычки опрятности. Понимание ребенком, систематичность и последовательность в обучении развивает самостоятельность, тогда как наказания и непоследовательность – страх и сомнение.
3. Появление инициативности в противовес чувству вины (от трех до шести лет). Это кризис соответствует дошкольному возрасту, когда происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит и которые ему позволяют осуществить, способствует развитию у него чувства инициативы. Наоборот, переживание повторных неудач приводит к закреплению чувства вины.
4. Трудолюбие в противовес комплексу неполноценности (7-12 лет). Этот кризис происходит в школьном возрасте в зависимости от школьной атмосферы, отношений с одноклассниками и учителями, методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или чувство неполноценности.
5. Личностное самоопределение и противовес индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет) проявляется подростковом возрасте, когда устанавливаются образы поведения. Положительный опыт развивает идентификацию, негативный является причиной путаницы.
6. Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет). Этот кризис характерен для юношеского возраста. Он связан с поиском близости с любимым человеком. Отсутствие опыта может привести к изоляции человека и его замкнутости в себе.
7. Забота о воспитании нового поколения в противовес «погружению в себя» (между 30 и 60 годами). При условии нормального развития этот возраст отличается высокой продуктивностью деятельности, активизацией чувства сохранения рода, уважение к мудрости. Нерешенный кризис обуславливает застой.
8. Удовлетворенность прожитой жизнью в противовес отчаянию (старше 60 лет). Этот кризис приходится на время старения, когда подводятся итоги жизни. На этом этапе личность либо достигает целостности и принимает неизбежное или завершает жизнь с чувством страха перед смертью.
Становление личности в концепции Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. В результате этого он как личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него (по крайней мере в виде заметных следов) в течение всей жизни.
Сами личностные новообразования, по Э.Эриксону, возникают не на пустом месте — их появление на определенной стадии подготовлено всем процессом предшествующего развития личности. Новое в ней может возникнуть и утвердиться, лишь, когда в прошлом уже были созданы соответствующие психологические и поведенческие условия.
Формируясь и развиваясь как личность, человек приобретает не только положительные качества, но и недостатки. Детально представить в единой теории всевозможные варианты индивидуального личностного развития по всевозможным сочетаниям положительных и отрицательных новообразований практически невозможно. Имея в виду эту трудность, Э.Эриксон изобразил в своей концепции только две крайние линии личностного развития: нормальную и аномальную. В чистом виде они в жизни почти не встречаются, но зато вмещают в себя всевозможные промежуточные, варианты личностного развития человека (табл. 1).
Таблица 1. Стадии развития личности по Э.Эриксону
Стадия развития | Нормальная линия развития | Аномальная линия развития |
1. Раннее младенчество (от рождения до 1 года) 2. Позднее младенчество (от 1 года до 3 лет) 3. Раннее детство (около 3— 5 лет) | Доверие к людям. Взаимная любовь, привязанность, взаимное признание родителей и ребенка, удовлетворение потребностей детей в общении и других жизненно важных потребностей. Самостоятельность, уверенность в себе. Ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, отдельного, но еще зависимого от родителей человека. Любознательность и активность. Живое воображение и заинтересованное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в поло-ролевое поведение. | Недоверие к людям как результат плохого обращения матери с ребенком, игнорирование, пренебрежение им, лишение любви. Слишком раннее или резкое отлучение ребенка от груди, его эмоциональная изоляция. Сомнения в себе и гипертрофированное чувство стыда. Ребенок ощущает свою неприспособленность, сомневается в своих способностях, испытывает лишения, недостатки в развитии элементарных двигательных навыков, например хождения. У него слабо развита речь, имеется сильное желание скрыть от окружающих людей свою ущербность. Пассивность и безразличие к людям. Вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к другим детям, подавленность и уклончивость, отсутствие Признаков полоролевого поведения. |
4. Среднее детство (от 5 до 11 лет) | Трудолюбие. Выраженное чувство долга и стремление к достижениям успехов. Развитие познавательных и коммуникативных умений и навыков. Постановка перед собой и решение реальных задач. Нацеленность игры и фантазии на лучшие перспективы. Активное усвоение инструментальных и предметных действий, ориентированность на задачу. | Чувство собственной неполноценности. Слаборазвитые трудовые навыки. Избегание сложных заданий, ситуаций соревнования с другими людьми. Острое чувство собственной неполноценности, обреченности на то, чтобы всю жизнь оставаться посредственностью. Ощущение временного «затишья перед бурей», или периодом половой зрелости. Конформность, рабское поведение. Чувство тщетности прилагаемых усилий при решении разных задач. |
5. Половое созревание, под-ростничество и юность (от 11 до 20 лет) | Жизненное самоопределение. Развитие временной перспективы — планов на будущее. Самоопределение в вопросах: каким быть? и кем быть? Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. Учение. Четкая половая поляризация в формах межличностного поведения. Становление мировоззрения. Взятие на себя лидерства в группах сверстников и подчинение им при необходимости. | Путаница ролей. Смещение и смешение временных перспектив: появление мыслей не только о будущем и настоящем, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознании, сильно выраженное стремление разобраться в самом себе в ущерб развитию отношения с внешним миром и людьми. Поло-ролевая фиксация. Потеря трудовой активности. Смешение форм полоролевого поведения, ролей в лидировании. Путаница в моральных и мировоззренческих установках. |
6. Ранняя взрослость (от 20 до 45 лет) | Близость к людям. Стремление к контактам с людьми, желание к способность посвятить себя людям. Рождение и воспитание детей. Любовь и работа. Удовлетворенность личной жизнью. | Изоляция от людей. Избегание людей, особенно близких, интимных отношений с ними. Трудности характера, неразборчивые отношения и непредсказуемое поведение. Непризнание, изоляция, первые симптомы отклонений в психике, душевных расстройств, возникающих под влиянием якобы существующих и действующих в мире угрожающих сил. |
7. Средняя взрослость (от 40—45 до 60 лет) 8. Поздняя взрослость (свыше 60 лет) | Творчество. Продуктивная и творческая работа над собой и с другими людьми. Зрелая, полноценная и разнообразная жизнь. Удовлетворенность семейными отношениями и чувство гордости за своих детей. Обучение и воспитание нового поколения. Полнота жизни. Постоянные раздумья о прошлом, его спокойная, взвешенная оценка. Принятие прожитой жизни такой, какая она есть. Ощущение полноты и полезности прожитой жизни. Способность примириться с неизбежным. Понимание того, что смерть не страшна. | Застой. Эгоизм и эгоцентризм. Непродуктивность в работе. Ранняя инвалидность. Всепрощение себя и исключительная забота о самом себе. Отчаяние. Ощущение того, что жизнь прожита зря, что времени осталось слишком мало, что оно бежит слишком быстро. Осознание бессмысленности своего существования, потеря веры в себя и в других людей. Желание прожить жизнь заново, стремление получить от нее больше, чем было получено. Ощущение отсутствия в мире порядка, наличия в нем недоброго неразумного начала. Боязнь приближающейся смерти. |
Обобщая результаты исследований многих психологов – Л.И.Божовича, К.Бернара, Ш.Бюлера, Л.С.Выготского, И.С.Кона, А.Косановского, Г.С.Костюка, Б.Д.Эльконина, украинского психолога В.Ф.Моргуна вместе с Н.Ю.Ткачевой предложили целостную схему периоизации развития личности на протяжении всей ее жизни.
1. Фаза новорожденности (до 2 месяцев). В этот период создаются предусловия становления личности. В момент рождения происходит первый кризис, связанный с резким изменением ситуации развития, с переходом от биологического типа развития к социальному. Этот резкий переход от внутриутробного периода существования к послеродового целесообразно смягчать. Есть данные, что адекватное преодоление этого кризиса продлевает жизнь человека в 1,5 раза.
Критерием завершения этой фазы является образование связи «ребенок – взрослый», когда появляется положительная эмоциональная реакция ребенка («комплекс оживления») на взрослого человека. В этот период возникают условные рефлексы на отдельные раздражители, слуховая и зрительная сосредоточенность.
2. Стадия младенчества (1-й год жизни) на этом этапе психического развития ребенка ведущей является потребность в общении, а ведущей деятельностью – общение. По своей форме общение младенца является непосредственно эмоциональным. Суть такого общения – обмен эмоциями между ребенком и взрослым. На этой основе у младенца в процессе собственной детальности и общения со взрослым формируется определенное психическое новообразование, что является предисловием развития личности, сознания. Это целостное образования опосредствует его поведение и ответ на действие внешней среды, централизует психическую жизнь и субъективно переживается как эмоциональное самоощущение.
3. Раннее детство (до 3-х лет). Во внешнем плане оно проявляется как резкий рост независимости ребенка от взрослого. Ребенок овладевает ходьбой и предметными действиями, становится более активным. Взрослые должны своевременно перестроить свое отношение к ребенку, предоставлять ему больше свободы и самостоятельности.
Центральная линия психического развития в это время определяется предметной манипулятивной деятельностью, в русле которой интенсивно формируются другие виды деятельности - познавательная, общение, труд в форме самообслуживания и др.
На стадии от двух до трех лет возникает новообразование, связанное с первичным осознанием собственной «самости», осознанием себя отдельным человеком, деятелем.
4. Дошкольное детство (от 3-х до 7 лет). Основная потребность этого периода принимать участие в жизни и деятельности взрослых. Однако эта потребность не может полностью реализоваться из-за недостаточности физических сил, знаний, умений, навыков. Не имея возможности удовлетворить «взрослых желаний», ребенок старается стать взрослым в воображении. Ориентируясь на взрослого как на образец, подражая ему, ребенок берет на себя роль взрослого, он действует как взрослый человек, но в форме действий с предметами – заменителями, то есть с игрушками, во время сюжетно-ролевой игры.
В дошкольном воздасте впервые рождается личность. Этот момент связан, по мнению А.Н.Леонтьева, прежде всего с формированием такого психического новообразования, как механизм соподчинения мотивов, когда общественные мотивы впервые подчиняют себе индивидуальные мотивы поведения ребенка.
5. Младшее школьное детство (от 7 до 12 лет). Главной потребностью этого возрастного периода является преображение определенного общественного статуса, реализация общественно значимой деятельности, которой является систематическая учебная деятельность в школе.
Учебная деятельность как ведущая опосредует всю систему взаимоотношений ребенка с взрослыми. Центральным моментом в этом процессе является осознание своего нового места в системе общественных отношений. Взрослые должны способствовать таким психическим новообразованиям у ребенка, как осознание себя субъектом познания через принятие роли ученика.
6. Подростковый возраст (от 12 до 14 лет). В этот период завершается детство, начинается переход к взрослости. Для переходного периода характерно несоответствие между новыми потребностями «полуребенка полувзрослого человека» и застарелым отношением к ним окружающих. В это время возникает кризис, который проявляется в резком противопоставлении себя взрослым, внутренней дисгармонии, стремлением к самостоятельности.
В подростковом возрасте общение становится ведущей деятельностью, заменяя в этом плане учебную деятельность.