Подходы к изучению развития П
Развитие памяти. Память как высшая психическая функция.
Подходы к изучению развития П
· Культурно-историч. Память как ВПФ
· Теория Жане
· Генетическая классификации (Блонский)
Память –способность изменяться и сохранять следы этих изменений
Память –процесс реконструкции прошлого опыта.
Подходы к изучению развития памяти:
1. Культурно – исторический подход. В рамках культурно-исторического подхода процесс развития рассматривается как переход от непосредственной памяти, присущей животным, к произвольно регулируемым, опосредствованным знаками, специфически человеческим формам памяти.
Л.С. Выготский раскрывает проблематику социальности и опосредствования натуральной памяти, свойственной маленькому ребенку или примитивному человеку, более фундаментально.
Доказывая, что превращение памяти из натуральной в ВПФ начинается тогда, когда человек переходит от использования своей памяти как физиологической способности к господству над ней посредством знаковых систем.
Причем сначала используются уже готовые, имеющиеся в культуре знаки (мать, отправляя сына в магазин, дает ему листочек со списком необходимых покупок).
Потом человек учится сам создавать для себя эффективные мнемические знаковые средства. «Вращивание» знака знаменует собой переход от внешнего развития памяти к внутреннему. При этом меняется и само строение памяти, и то, как человек ею пользуется.
Леонтьев А.Н. уделил внимание проблеме перехода от образной памяти к словесно-логической. Исследование развития высших форм запоминания проводилось А.Н. Леонтьевым с использованием методики двойной стимуляции. Испытуемым предлагается два ряда стимулов. Запоминание одного ряда является прямой задачей (стимулы-объекты), в то время как второй ряд представляет собой так называемые стимулы-средства, с помощью которых и должно осуществляться запоминание. Детям разного возраста и подросткам предлагался список из 15 слов и набор карточек с картинками. Инструкция: «Когда я назову слово, посмотри в карточки, выбери и отложи такую карточку, которая поможет тебе позже припомнить слово». В контрольных сериях эксперимента карточки испытуемым не предоставляли. Результаты проведенного исследования в виде графика зависимости количества верно воспроизведенных слов от способа запоминания (с карточками или без)
График похож на параллелограмм - принцип развития памяти, отраженный на нем, получил название «параллелограмма развития памяти».
Начиная с дошкольного возраста темп развития запоминания с помощью внешних средств (в данном случае карточек) значительно превышает темп непосредственного запоминания, т.е. график, фиксирующий эффективность запоминания с карточками, имеет более крутую форму.
Напротив, начиная со школьного возраста, повышение показателей внешне непосредственного запоминания идет быстрее, чем возрастание внешне опосредствованного. По мысли Леонтьева, за внешним пренебрежением к карточкам (внешним средствам запоминания) на фоне все возрастающей эффективности запоминания стоит скрытый процесс «вращивания» внешнего средства, превращения его во внутреннее, психологическое средство. Принцип «параллелограмма запоминания» представляет собой выражение общего закона, что развитие высших знаковых форм памяти идет по линии превращения внешне опосредствованного запоминания в запоминание внутренне опосредствованное».
В ходе становления памяти как высшей психической функции и в онтогенезе, и в социогенезе память становится, во-первых, опосредствованной различными знаковыми системами (прежде всего речью), во-вторых, произвольной и сознательно регулируемой. Человек перестает подчиняться своей памяти, а начинает управлять ею, организовывать процесс запоминания и воспоминания.
2. Психология поведения. П. Жане.
Этапы развития памяти.
- Поручение. Поручение — это приказ выполнить акт запоминания.
- Воспроизведение некоторого сообщения.
- Описание. Жане относит описание к примитивной памяти
- В повествовании описываются уже не статичные объекты, но события
- Фабуляция была, по Жане, доминантной формой памяти у примитивных народов
- Настоящее состоит из рассказа о действии в процессе совершения этого действия
«Память представляется нам своеобразным действием, изобретенным людьми в ходе их исторического развития, а главное, — действием, совершенно отличным от обычного, автоматического повторения».
Память – акт речи, который называют рассказом, и для построения этого сложного акта требуется развитое сознание. Согласно П. Жане, в социальном взаимодействии людей возникает новый тип феноменов памяти.
Чтобы пояснить свою мысль, Жане приводит в пример племя дикарей, которые посылают часовых на охрану своего лагеря. Часовой значительно удален от лагеря, поэтому в тот момент, когда он видит врагов, первый его порыв — бежать в лес или немедленно вступить в бой, но вместо этого он старается незаметно вернуться в лагерь, чтобы сообщить об опасности. Когда вождь племени поручает часовому сообщить о нападение отсутствующей части воинов, он дает приказ совершить акт памяти. Следовательно, истинно человеческая память оказывается порожденной и преобразованной речью, представляя собой, по словам Жане, «производную форму речи».
3. Уровневый подход. П. П. Блонский предложил генетическую классификацию видов памяти, которая отражает путь развития памяти у ребенка.
Генетически первичной является моторная память, которую можно зафиксировать уже у месячного младенца. Так, младенец, помещенный в позу кормления, начинает причмокивать губами даже в том случае, если на руки его взял мужчина. Наоборот, оказавшись в непосредственной близости от матери в непривычной позе, он не проявляет готовности к приему пищи. Наблюдаем простейшие явления памяти.
Далее появляется аффективная (чувственная) память. Дж. Уотсон сочетал демонстрацию ребенку пушистого белого кролика и резкий звук. В результате ребенок начал реагировать плачем не только на самого кролика, но и на все похожие предметы.
Следующая стадия — возникновение образной памяти, за которой следует высшая форма, свойственная взрослому — словесно-логическая память.