Медитация -это не концентрация

ОШО Оранжевая книга. Измерение неведомого.

ОШО, известный как Бхагаван Шри Раджниш, — просветленный мастер нашего времени. ОШО означает “океанический, раство­ренный в океане”. Это имя использовалось на Дальнем Востоке со значением “блаженный, тот, кого небо осыпает цветами”.

Эта книга составлена из двух работ ОШО — “Оранжевой кни­ги” и “Измерения неведомого”. Первая — это собрание медитационных техник, вторая — ответы на вопросы учеников.

ОШО

ОРАНЖЕВАЯ КНИГА

Медитационные техники

ВВЕДЕНИЕ

“Оранжевая книга” является сборником медитационных техник, данных Ошо за истекшие годы, объединенных с выдержками и цитатами из книг по его утренним беседам и вечерним даршанам.

Некоторые из техник— Випассана, Надабрахма, Кру­жение — были известны медитирующим многих традиций в течение столетий; другие — Динамическая, Кундалини, Гуришанкар — отражают как мудрость этих традиций, так и открытия современной психологии; они являются уникаль­ными предписаниями Ошо для нужд современного челове­ка. Собранные вместе, они предоставляют нам редкую воз­можность исчерпать все наши усилия, чтобы достичь здесь и сейчас и найти самих себя.

С точки зрения Ошо, как и с точки зрения всех Будд во все времена, только тогда, когда все наши усилия пришли к концу, исчерпаны до конца, и все эти техники стали беспо­лезными, мы действительно становимся медитирующими и можем увидеть, что отдаленное “здесь и сейчас” — есть про­сто здесь, сейчас.

А до того — присоединитесь к танцу! Смейтесь и пойте, бегайте, прыгайте и вопите, сидите и глазейте, живите, любите и молитесь от восхода до темноты с этими прекрасны­ми медитациями. И не позволяйте своей ежедневной рутине быть извинением тому, что вы не прыгаете и не эксперимен­тируете.

Организация по разделам следует времени, предложен­ному Ошо, но эти разделы — только рекомендации, а не застывшие категории. Бесконечно лучше заниматься динами­ческой медитацией вечером, чем вообще ей не заниматься. И, если работа позволяет, вы можете петь и танцевать весь день.

Думайте о медитации, как о приключении, а об “Оран­жевой книге”, как о вашем гиде.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Ошо возможно создал больше техник для осознания людьми их внутренней природы, чем любой другой мастер. Эта книга медитационных техник — небольшая, но важная часть средств используемых им. У Ошо есть необычная способность — обращать события повседневности — жизнь, ра­боту, отношения с другими — в ситуации, в которых мы мо­жем стать более осознанными.

Но техники могут только помочь нам достигнуть опреде­ленного предела. Какие бы методы мастер не использовал, это его живое присутствие, его озарение, его понимание за­ставляет метод работать. Мастер видит, когда метод подхо­дит этому человеку, времени, ситуации. Когда Мастер уми­рает или другие люди пытаются имитировать методы Мас­тера, они становятся пустыми ритуалами, набальзамиро­ванными трупами, только похожими на жизнь.

И дело не только в том, что мастер видит, что метод под­ходит. Много больше. Когда ты встречаешь просветленного Мастера происходит чудо, в нас происходит интуитивное признание того, что этот человек представляет нашу высшую возможность, того, что он есть то, чем мы можем быть. Поэтому мастер играет роль катализатора, чтобы пробу­дить в нас веру в себя, в наше собственное цветение. И этой веры достаточно, чтобы мы встали на Путь.

И фактически Путь не один, хотя цель одна. Каждый из нас уникален и для каждого есть определенный метод, чтобы идти вовнутрь.

Дар Ошо в том, что он работает с полным пониманием сложности человека 20-го века. Он дает нам перспективу с которой мы можем видеть и выбирать из множества мето­дов. У него нет догмы, под которую все подгоняется. Исполь­зуется все, что работает, все, что может повысить нашу осознанность — древние методы йоги, недавние методы те­рапевтов, его собственные уникальные методики.

Ошо покинул тело 19 января 1990 года, но Интернацио­нальная Коммуна Ошо в Индии дает возможность всем людям постичь глубокое видение Ошо человеческой психоло­гии. В Ошо Мультиверсити представлен широкий выбор психологических групп, курсов базирующихся на его уче­нии.

Ошо сказал: “Вся эта жизнь это вызов для роста. Это также подлинная религия и подлинная философия, потому что истинная религия не может быть ничем иным, как ис­тинной психологией. Я называю эту психологию “психоло­гией Будд". Она делает вам великий вызов быть больше чем вы есть. Она дает вам божественную неудовлетворенность. Она разжигает в вас желание идти выше и выше, не выше других, но выше себя”.

ВЕЛИЧАЙШАЯ РАДОСТЬ В ЖИЗНИ,

ЧТО ТАКОЕ МЕДИТАЦИЯ?

Первое, что нужно знать, это — что такое медитация. Все остальное последует. Я не мо­гу вам сказать, что вы должны заниматься медитацией, я могу лишь объяснить вам, что это. Если вы меня понимаете, вы будете в ме­дитации, и нет никакого "должны". Если вы меня не понимаете, вы не будете в медитации.

Медитация — это состояние “не-ума”. Медитация — это состояние чистого сознания без содержания. Обычно наше сознание слишком переполнено чепухой, совсем как зерка­ло, покрытое пылью. Ум — постоянная толчея — движутся мысли, движутся желания, движутся воспоминания, дви­жутся амбиции — это постоянная толчея! День приходит, день уходит. Даже когда вы спите, ум функционирует, он грезит. Это по-прежнему думание, это по-прежнему волне­ния и печали. Он готовится к следующему дню, продолжа­ется подспудное приготовление.

Такое состояние— не медитация. Как раз противопо­ложное и есть медитация. Когда нет толчеи, и думание прекратилось, ни одна мысль не движется, ни одно желание не удерживается, вы полностью молчаливы — такое молчание и есть медитация. И в этом молчании известна истина, больше никогда. Медитация — это состояние не-ума.

И вы не сможете найти медитацию с помощью ума, так как ум будет вечно находить самого себя. Вы сможете най­ти медитацию, только отставляя ум в сторону, оставаясь холодными, индифферентными, неотождествленными с умом, видя, как ум проходит мимо, но не отождествляясь с ним, не думая, что я есть он.

Медитация — это осознание того, что я не есть ум. Когда это осознание идет глубже и глубже, мало-помалу появляются мгновения— мгновения тишины, мгновения чистого пространства, мгновения прозрачности, мгновения, когда ничто в вас не удерживается, и все постоянно. В эти мгнове­ния безмолвия вы узнаете, кто вы такие, и вы узнаете тайну бытия этой жизни, этого существования.

Приходит день, день великого блаженства, когда меди­тация становится вашим естественным состоянием.

Ум—это нечто неестественное, он никогда не станет ва­шим естественным состоянием. Но медитация — это естест­венное состояние, которое мы утратили. Это — утраченный рай, но рай можно возвратить. Посмотрите в детские глаза, посмотрите — и вы увидите удивительное огромное молча­ние, невинность. Каждый ребенок приходит с медитатив­ным состоянием, но он должен быть наставлен на пути об­щества — его нужно научить, как думать, как вычислять, как размышлять, как спорить; его нужно научить словам, языку, понятиям. И мало-помалу он теряет контакт со своей невинностью. Он становится испорченным, загрязнен­ным обществом. Он становится эффективным механизмом, он больше не человек.

Все, что нужно — это снова вернуть это пространство. Вы его уже знали, так что, когда вы в первый раз узнаете медитацию, вы будете удивлены — так как в вас возникает вели­кое чувство, будто вы знали ее раньше. И это чувство прав­диво: вы ев уже знали. Вы забыли. Алмаз потерялся в горах мусора, но если вы сможете их раздвинуть, вы вновь найде­те этот алмаз — он ваш.

В действительности, его нельзя потерять, о нем можно лишь забыть. Мы рождены медитаторами, а потом мы изучаем пути ума. Но наша истинная природа остается спря­танной где-то глубоко внутри, подобно подземному течению. Однажды, немного покопав, вы найдете, что источник по-прежнему изливается — источник чистой воды; и величайшая радость в жизни — найти его.

МЕДИТАЦИЯ -ЭТО НЕ КОНЦЕНТРАЦИЯ

Медитация — это не концентрация. Если есть концент­рация, то есть тот, кто концентрируется, и есть объект, на котором концентрируются. Есть двойственность. В медита­ции никого нет внутри и никого — снаружи. Это — не концентрация. Нет никакого разделения между “в” и “вне”. “В” перетекает во “вне”, “вне” перетекает в “в”. Демаркационной линии, границы больше не существует, “в” есть “вне”, “вне” есть “в”; это недвойственное сознание.

Концентрация — это двойственное сознание: поэтому концентрация создает усталость; поэтому когда вы концентрируетесь, вы чувствуете истощение, вы не сможете кон­центрироваться все 24 часа в сутки, вам понадобится время для отдыха. Концентрация никогда не сможет стать вашим естеством. Медитация вас не утомляет, она вас не изнуряет. Медитация может стать 24-часовой день за днем, год за го­дом. Она может стать вечностью. Это саморасслабление.

Концентрация — это действие. Медитация — это состоя­ние не- воли, состояние не- деяния. Это расслабление. Нуж­но просто погрузиться в собственную бытие, и оно — идентично БЫТИЮ. В концентрации ум действует исходя из заключений; вы что-то делаете. Концентрация исходит из прошлого. В медитации нет никаких заключений вне ей самой. Вы не делаете ничего особенного, вы просто есть. В ней нет никакого прошлого, она не заражена прошлым. В ней нет никакого будущего, она чиста от будущего. Это то, что Лао Цзы называл вэй-ву-вэй, деяние через недеяние. Это то, о чем говорили мастера дзен “Сидеть в молчании, ничего не делать, весна приходит и трава растет сама по се­бе“. Помните, “сама по себе” — ничего не делается. Вы не та­щите траву наверх, весна приходит и трава растет сама по себе. Это состояние — когда вы позволяете жизни идти сво­им чередом, когда вы не хотите ее направлять, когда вы ни­как не хотите ее контролировать, когда вы не манипулируе­те, когда вы не навязываете ей никакой дисциплины — это состояние чистой недисциплинированной спонтанности и есть медитация.

Медитация — в настоящем, в чистом настоящем. Меди­тация — это непосредственность. Вы не можете медитировать, вы можете быть в медитации. Вы не можете быть в концентрации, но вы можете концентрироваться. Концентрация — это человеческое, медитация — божественное.

ВЫБОР МЕДИТАЦИИ

С самого начала найдите то, что подходит вам.

Медитация не должна быть усилием. Если она насильна, она обречена с самого начала. Насильное никогда не сделает вас естественным. Нет нужды создавать конфликт без необходимости. Это нужно понять, так как у ума есть естественная способность медитировать, если вы предостав­ляете объекты, подходящие ему.

Если вы ориентированы на тело, есть пути достижения Бога через тело, так как тело тоже принадлежит Богу. Ес­ли вы чувствуете, что ориентированы на сердце, тогда мо­литва. Если вы чувствуете, что ориентированы на разум, тогда медитация.

Но мои медитации другие. Я попытался разработать ме­тоды, которые могут быть использованы всеми тремя типами. В них используется многое от тела, многое от сердца и многое от разума. Все три соединены вместе и работают с разными людьми по-разному.

Тело-сердце-ум — все мои медитации идут таким путем. Они начинаются с тела, идут через сердце, достигают ума, а потом выходят за их пределы.

Всегда помните — то, чем вы наслаждаетесь, может ид­ти вглубь вас, и только то, чем вы наслаждаетесь, может идти вглубь. Наслаждение этим означает просто, что это вам подходит. Его ритм совпадает с вами; между вами и методом есть тонкая гармония. Раз вы наслаждаетесь мето­дом — не жадничайте, входите в него настолько, насколько сможете. Вы можете это делать раз или, если возможно, дважды в день. Чем больше вы это делаете, тем больше вы будете этим наслаждаться. Отбросьте метод только тогда, когда радость исчезла, тогда его работа закончена. Ищите другой метод. Ни один метод не сможет вас довести до само­го конца. Во время путешествия вы должны будете пересесть на другой поезд много раз. Определенный метод при­ведет вас к определенному состоянию. За его пределами он уже бесполезен, он уже отработан.

Так что нужно помнить о двух вещах, когда вы наслаж­даетесь методом, уйдите в него глубоко, насколько это воз­можно, но никогда не становитесь зависимым от него, так как однажды вам придется его отбросить. Если вы становитесь слишком зависимым от него, тогда он подобен наркоти­ку; вы его не сможете оставить. Вы им уже не наслаждаетесь — он вам ничего не дает — он стал привычкой. Тогда его можно продолжать, но это подобно движению по кругу; выйти за пределы круга невозможно.

Пусть критерием будет радость. Если радость есть, про­должайте, до последней капли радости — продолжайте. Ее нужно выпить полностью. Ничего не должно оставаться, ни одной капли. А потом будьте способны отбросить это. Избе­рите какой-нибудь другой метод, который вновь принесет радость. Человек должен измениться много раз. У разных людей по-разному, но очень редко один метод подходит для всего пути.

Нет нужды заниматься множеством медитаций, потому что можно начать делать смущающие и противоречивые вещи, и тогда появляется боль.

Выберите две медитации и придерживайтесь их. В дей­ствительности мне бы хотелось, чтобы вы выбрали одну, это было бы лучше всего. Лучше повторять ту, которая вам под­ходит, много раз. Тогда она пойдет глубже и глубже. Вы пробуете множество вещей — сегодня то, завтра это. Вы изо­бретаете и свое, так что можете создать множество разоча­рований. В книге Тантры —112 медитаций. Вы можете сой­ти с ума. Вы уже безумны!

Медитация— это не шутка. Иногда она может быть опасна. Вы играете с тонким, очень тонким механизмом ума. Иногда нечто маленькое, чего вы не сознавали, может стать опасным. Так что никогда не пробуйте изобретать и не создавайте самодельные медитации. Выберите две и попро­буйте делать их в течение нескольких недель.

Когда я говорю "медитируйте”, я знаю, что с помощью медитации не достигается ничего, но через медитацию вы, достигаете точки, в которой становится возможным отсутствие медитации.

Наши рекомендации