Сущность покупательского спроса и его эластичность

Анализ сезонных колебаний продаж

Под сезонными колебаниями понимаются устойчивые внутригодовые колебания уровней показателей.Для определения сезонных колебаний составляют статистические ряды внутригодовой динамики квартальных продаж за ряд прошлых лет. При определении сезонных колебаний используют индексы колебаний. В общем случае они определяются как отношение фактических значений показателя к его среднеквартальным значениям за год.

Для прогнозирования используются средние арифметические индексы колебаний за отчетные годы и прогноз годовых продаж.Определение сезонных колебаний по квартальным данным выполняется

следующим образом:

1. Для каждого отчетного года определяется среднеквартальное значение продаж:

СКП(j)=ГП(j)/4

где СКП(j)– среднеквартальный уровень продаж за j-год;ГП(j) – годовой объем продаж;

j – номер года.

2. Определяются индексы квартальных колебаний для каждого квартала и года:

ИК(i,j)=КП(i,j)/СКП(j)

где ИК(i,j) – индекс квартальных колебаний;КП(i,j) – продажи за квартал;i – номер квартала (i = 1,2,3,4);j – номер года.

3. Определяются средние индексы сезонных колебаний за отчетные годы:

СИК(i)=Cумма (ИК(i,j))/Т

где Т – количество лет в отчетном периоде;i – номер квартала;j – номер года.

4. Определяется прогноз годовых и среднеквартальных продаж на будущий год:

ГП(Т+1)=ИР*ГП(Т),

СКП(Т+1)=ГП(Т+1)/4

где ГП(Т+1) – прогноз годовых продаж на Т+1-й год;ИР – прогноз индекса роста годовых продаж, в долях единиц;СКП(Т+1) – прогноз среднеквартальных продаж;Т+1 –прогнозный год.

5. Определяется прогноз квартальных продаж:

КП(i,T+1)= СИК(i)*СКП(Т+1), (1.9)

где Т+1 – прогнозный год.

При решении этой задачи заполняется таблица

Таблица :Квартальные колебания продаж по годам отчетного и прогнозного периода

Этот прогноз используется для планирования объемов производства и товарных запасов на предприятиях.

Месячные колебания продаж в каждом квартале могут анализироваться и прогнозироваться аналогичным методом. Индексы месячных колебаний продаж определяется как отношение фактических продаж к среднемесячным продажам

за квартал.

Сущность покупательского спроса и его эластичность

Покупательский спрос выступает в качестве важнейшего элемента рынка, так как в его основе лежат потребности людей. Отсутствие потребностей определяет отсутствие не только спроса, но и предложения, т.е. отсутствие рыночных отношений вообще.

Спросом называется общий объем продаж товара или услуги, который будет куплен по конкретной цене за определенный период.Спрос выражается в денежной форме и определяется потребителем, согласным купить товар или услугу но по определенной цене.Эластичность спроса

Способность спроса и предложения адаптироваться к изменившимся рыночным условиям называется эластичностью. Эластичность - важнейшая характеристика спроса, показывающая зависимость изменения величины спроса от изменения различных факторов (цены, дохода и др.). Это показатель степени чувствительности, реакции потребителей к изменениям цены товара.

Понятие эластичности связано со спросом на товары в зависимости от их цены. Мерой такого измерения служит коэффициент эластичности спроса EDР . Эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на 1%.

Сущность покупательского спроса и его эластичность - student2.ru

В зависимостиот влияния цены различают:

спрос эластичныи имеет тенденцию к изменению при изменении цены на товар или дохода населения (спрос на автомобили, электробытовые товары и т.д.);

спрос неэластичный имеет тенденцию оставаться неизменным вне зависимости от изменения доходов населения и цены на товар (спрос на товары, обеспечивающие жизнедеятельность человека — товары потребительской корзины).

Эти основные формы спроса в отдельности или в совокупности формируют конъюнктуру рынка.

Конъюнктура рынка- соотношение спроса и предложения на рынке товаров и услуг. Следует учитывать социально-психологические аспекты прояатсния спроса и в соответствии с этим принимать окончательное решение о закупке и формах реализации товара.

Закон спроса гласит: при прочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении изменяется в обратной зависимости от цены. Закон спроса не действует в трех случаях:

при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен;

для некоторых редких и дорогостоящих товаров, которые покупаются как средство вложения денег;

при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары

Наши рекомендации