Эксперимент Шенгер-Крестовниковой

В лаборатории И. П. Павлова его сотрудница Н. Р. Шенгер-Крестовникова обучала собаку отличать круг от эллипса, по­степенно изменяя его форму так, чтобы он все больше и больше походил на круг (рис. 5.1). Правильное реше­ние подкреплялось пищей, а неправильное — нет. Когда соотношение осей эллипса до­стигло 8:9, собака стала оши­баться и не смогла научиться различать фигуры даже за три недели, а затем у нее внезапно исчезла способность отли­чать даже вытянутый эллипс и круг. Более того, пропали и все другие условные реф­лексы, которые были вырабо­таны прежде, и «собака, ранее спокойно стоявшая в станке, теперь была постоянно в дви­жении и повизгивала»1. Таким образом, впервые в эксперименте было показано, что неконтроли­руемая ситуация приводит к нарушениям в поведении.

Рис. 5.1. Эксперимент Шенгер-Крестовниковой Различение круга и вытянутого эллипса не представляло трудностей для собаки. При соотношении осей эллипса 9:8 она не могла отличить его от круга. Безуспешные попытки различить фигуры вызвали неконтролируемый стресс, который через три недели проявился в когнитивном дефиците, аффективной нестабильности и моторных нарушениях.

Особенно важно то, что собака не испытывала боли, ее не пугали, она не голодала, т.е. не были использованы биологически вредные для животного стимулы. Единственная причина развившегося расстройства была чисто психологической — невозможность решить задачу

Следует обратить внимание на то, что в результате неконтроли­руемой ситуации произошли изменения во всех трех сферах пси­хики экспериментального объекта. У животного развились:

• когнитивный дефицит (собака утратила ранее выработан­ные навыки);

• моторные нарушения (собака постоянно была в движении);

• расстройства аффекта (собака постоянно повизгивала).

В дальнейшем было неоднократно показано, что неконтроли­руемые воздействия вызывают нарушения всех трех функций — когнитивной, аффективной и моторной.

Эксперимент Шенгер-Крестовниковой особенно ценен тем, что в нем не были исполь­зованы аверсивные стимулы, т. е. такие, которых живот­ное старается избегать. Един­ственным фактором, травмировавшим психику животного, оказа­лась невозможность установить контроль над ситуацией.

Нужно подчеркнуть, что собака не голодала, несмотря на то что выработать условный рефлекс, т. е. решить задачу, она не могла. Хотя пищевое подкрепление во время эксперимента было непол­ным, в виварии животных всегда вечером кормят. Они успевают достаточно проголодаться за ночь, так что на следующее утро у них имеется достаточный уровень пищевой потребности, обе­спечивающий сильную мотивацию. Поэтому нельзя связывать развившиеся нарушения у собаки с истощением вследствие не­доедания.

Поведение животных гораздо сложнее, чем предсказывает те­ория условных рефлексов. Помимо пищевой потребности собака мотивирована и потребностями более высокого порядка, в част­ности потребностью установить закономерность происходящих изменений в окружающей среде. Конечно же, это не значит, что животное имеет потребность в познании. Для него вполне доста­точно установить чисто эмпирическую закономерность появления корма. Невозможность удовлетворить эту потребность (опыт длился несколько недель) и привела в данном случае к возникновению мо­торных, когнитивных и аффективных расстройств.

Этот эксперимент представляет собой важную веху в изучении психологических методов манипуляции поведением. Несмотря на то что неконтролируемый стресс используется многие тысяче­летия для улучшения управляемости человеческих коллективов, именно эксперимент Шенгер-Крестовниковой положил начало количественному изучению последствий психического воздей­ствия, приводящего к депрессивно-подобному расстройству по­ведения, и изучению физиологических механизмов подобных на­рушений.

Наши рекомендации