Главное в профилактике вредных привычек
Теперь широко известно, что чем раньше произошло приобщение к наркотику или алкоголю, тем быстрее формируется зависимость, тем тяжелее течение болезни и серьезнее последствия ее негативного воздействия. Поэтому все больше говорят, что «предрасположение к зависимости кроется в отдельных «слабых звеньях» личности. В этом случае непреодолимое влечение к психоактивному веществу выполняет задачу компенсации, защищая уязвимые места личности. Естественно, что такая компенсация является не просто самообманом, но и страшным вредом для организма, при котором «психоактивное вещество выступает несовершенным, чреватым пагубными последствиями, регулятором психического состояния».
«Слабыми звеньями» личности являются:
—стойкие нарушения саморегуляции и самоконтроля, трудности регуляции собственного поведения и прогнозирования последствий собственных действий;
—проблемы самооценки (неустойчивая, зависимая от сиюминутного положения, неаргументированная и поляризованная самооценка, формирование которой восходит к самым ранним этапам развития личности);
—недостаток самоуважения;
—снижение мотивации достижений;
—низкая способность к рефлексии и заботе о себе;
—незрелость и нарушения эмоционально-волевой сферы;
—неполноценная психосексуальная организация;
—агрессивность и нетерпимость;
—склонность к регрессивному поведению;
—отсутствие стремления быть в обществе других людей, неспособность к межличностному общению;
—подчиненность среде;
—неадекватное восприятие социальной поддержки;
—слабые адаптационные способности;
Специалисты NIDA (National Institute on Drug Abuse) рассматривают следующие факторы защиты от возникновения патологической зависимости:
Семейныефакторы:
—крепкие семейные узы
—активная роль родителей в жизни детей; понимание проблем и личных забот детей;
—ясные правила, стандарты внутри семьи, постоянные обязанности (система поощрений эффективней системы наказаний).
Факторы защиты, проявляющиеся в образовательном учреждении:
—повышение общего качества обучения, усиление связи учащихся с учебным заведением;
—успешное участие в общественных мероприятиях;
—поощрение, вознаграждение за хорошее поведение, успехи в учебе, мероприятиях;
—негативное отношение к употреблению ПАВ, понимание последствий употребления;
—неодобрительное отношение к употреблению ПАВ своими друзьями, знакомыми, сверстниками.
В среде сверстников могут проявляться такие факторы, как:
- позитивные отношения со сверстниками;
- негативное отношение к употреблению ПАВ в группе значимых сверстников;
Защитные факторы, связанные с местом жительства:
—усиление общественных антинаркотических норм;
—ужесточение законов о рекламе ПАВ в СМИ;
—создание безнаркотических зон вокруг образовательного учреждения, во дворах.
20 способов сказать «нет»
Я больше в этом не нуждаюсь.
Не похоже, чтобы мне от этого стало сегодня хорошо.
Я не в настроении, поэтому не хочу сегодня это пробовать.
Не сегодня (не сейчас).
Нет, я не хочу неприятностей. Рыбке тоже червяка дают бесплатно.
Сейчас не могу, моя мать нюхает меня, когда я прихожу домой.
Мои родители меня убьют.
8. Когда – нибудь в другой раз.
Если тренер узнает, он заставит меня бежать 20 кругов.
Нет, спасибо, у меня и так хватает неприятностей с родителями.
Вот ты смеешься, а меня не выпускают из дома, даже если от меня пахнет дымом, после того, как я постоял рядом с курящими людьми.
Я и без этого себя прекрасно чувствую.
Нет, ты знаешь, у меня на это аллергия.
Нет, я за рулем.
Ты знаешь, у меня своей дури хватает.
Нет, я уже пробовал, и мне не понравилось.
Когда мне понадобится - я дам тебе знать
Как-то мне еще пожить хочется.
Нет, моя девушка (парень) порвет со мной, если узнает.