Питание и проблемы подростка
Наиболее сложны причины отказов от еды в подростковом возрасте. Если родители младших детей вовремя перестраивают свое поведение, то, как правило, реакции отказов быстро проходят. Другое дело — отказ от еды у подростков. Однажды возникнув, укрепившись, реакция отказа быстро превращается в устойчивую, и для ее устранения уже требуется серьезная перестройка внутрилич-ностных черт подростка, его отношения к родителям. Большие изменения должны произойти и в способах воспитания детей. Родителям придется обратить особое внимание на своего ребенка. Отказы от еды у подростков возникают условно говоря, на «подготовленной почве», когда родители не чувствуют, какие сложнейшие процессы происходят в душевном мире их подрастающих детей.
Во многих исследованиях специально изучался вопрос о психологических механизмах, предшествующих возникновению устойчивого отказа от еды в подростковом возрасте. Отметим, что наиболее часто подобная реакция возникает у девочек. Иногда родители, сами того не ведая, вызывают у детей переживания, способствующие формированию подобных реакций, иногда недостаточно внимательно относятся к переживаниям детей, связанным с общением со сверстниками, учителями, и вовремя не оказывают помощь своим детям.
В подростковом возрасте у всех детей повышается значимость общения со сверстниками и возрастает влияние оценок коллектива друзей. В этот период у девочек формируется некий «идеальный образ», в котором предусматриваются как отличные успехи в учебе, определенный стиль поведения, так и своеобразное представление о внешности, которое формулируется совершенно определенно. Тонкая, стройная фигура, общая утонченность, воздушная хрупкость, гибкость, изящество.
Часто формированию такого образа содействовали сами родители. В семьях постоянно велись разговоры о благородстве «внешней утонченности» и «вульгарности полноты». Мама, обладая подтянутой, спортивной фигурой, могла невзначай бросить начавшей полнеть, слегка округляться дочери: «Боже мой, как ты располнела» или «Какое у тебя жирное тело». В некоторых семьях обсуждалось состояние здоровья действительно располневших родственников, при этом высказывались опасения, как бы такая же участь не постигла и детей. К этому присоединяется и собственный опыт подростков. Многим девочкам необходимо следить за своим весом по рекомендации спортивных тренеров, учителей физкультуры. И хотя требования старших не предполагали каких-то сверхмер, У детей сформировалась особая деятельность по контролю за своим весом. Главными в этой деятельности стали
отказ от еды, организация потери веса путем специаль-
ных процедур, изнуряющие здоровье занятия физичес-
кой зарядкой. 4
Длительный отказ от еды, контроль за сохранением
малого веса постепенно вызывают сложные перестройки
в организме подростка, появляются сопутствующие за-
болевания желудочно-кишечной и эндокринной систем
организма. |
Проведенные в самое последнее время психологи-ческие исследования и наблюдения позволили выяснить, что при подростковых отказах от еды прослеживается специфичность отношений между ребенком и матерью. Оказалось, что стиль отношений девочки с матерью как бы задерживается, не развивается по мере взросления дочери. Девочки смотрят на своих матерей так, как это бывает у малышей. Мама — центр мира, воплощение всех достоинств, высший суд. Ее слова, мысли, поступки,; чувства приобретают повышенную, преувеличенную силу, Такое отношение девочки к матери проявляется от-крыто, демонстративно, но внимательный психологичес-кий анализ может заметить за этим «фасадом» тщательно подавляемые неуважение, чувства недовольства, раздра-жения, пренебрежения. Девочки как бы боятся своих не-гативных чувств и потому преувеличивают и формируют-проявление, как им кажется, позволительных эмоций. Этот очень сложный узел внутренних проблем формирующейся!] личности подростка. А возникают такие сложности в ре-зультате ошибок в общении родителей со своими детьми. J Рядом с такой внутренне противоречивой девочкой чаще| всего неординарная, волевая, талантливая мама. Но в ее характере наряду с несомненными достоинствами легко увидеть некоторое высокомерие, самолюбование, деспо- тизм, привычку навязывать свое мнение и считать его единственно правильным. Нормативный характер отно-шений с детьми значительно превышает долю нежного,
глубокого взаимопонимания, ласки, непосредственного участия. Эмоциональные проблемы дочери — проявление своеобразной борьбы за любовь матери, за возмещение недоданного чувства. В результате в своем общении с матерью девочка переходит на более низкий возрастной уровень, и, как следствие, возникают проблемы еды, которые способны быстро вызывать внимание матери, обращают ее активность, все чувства к дочери.
Итак, трудности питания детей, казалось бы, такие далекие от психологии, на самом деле нередко представляют собой проблему взаимоотношения детей и родителей, проблему родительской любви. Если родители с постоянным вниманием относятся к внутреннему миру и переживаниям своих детей, если не подавляют достоинства ребенка и не заставляют его выискивать особые пути для восполнения дефицита родительской любви, если не внушают иллюзорные, оторванные от жизни и реальных возможностей детей идеалы — проблем с питанием как маленьких, так и взрослых детей не возникает.
Не бойся, здесь никого нет!
Детский организм по природе своей более хрупок, его естественные защитные орудия слабы, поэтому родителям надо уметь пускать в ход все, что может укрепить и улучшить защиту.
Е. А. Аркин