Как правильно составить резюме

Абельмас Н. В.

А14 Тесты при приеме на работу. Как успешно пройти собеседование (+CD). — СПб.: Питер, 2008. —160 с: ил. — (Серия «Кадровый вопрос»).

ISBN978-5-91180-730-6

Ознакомившись с предложенными в книге рекомендациями, вы узнаете, как подготовиться к собеседованию, как правильно себя вести во время него, а также получи­те представления о тестах, которые менеджеры по персоналу используют при приеме на работу.

Прочитав данную книгу, любой человек сможет достойно пройти все испытания и обойти конкурентов при трудоустройстве. Книга предоставляет уникальную возмож­ность познакомиться «с кухней» кадровиков, поупражняться в прохождении тестов, уви­деть себя глазами работодателя, чтобы в конце концов получить желаемую должность, а заодно осознать собственные недостатки и попытаться избавиться от них: ведь любой более или менее заметный изъян личности становится помехой не только при соискатель­стве на желаемую должность, но и во всех сферах жизни в целом.

Предложенное издание станет незаменимым помощником для всех, кто занят поиском работы или не исключает возможности сменить имеющуюся. Книга будет полез­ной также для менеджеров по персоналу.

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN978-5-91180-730-6 © ООО «Питер Пресс», 2008

ООО «Питер Пресс», 198206, Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, д. 73, лит. А29.

Налоговая льгота - общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2; 95 3005 - литература учебная.

Подписано в печать 01.04.08. Формат 60x90/16. Усл. печ. л. 10. Тираж 4000 экз. Зак. № 294.

Отпечатано с готовых диапозитивов в ГП ПО «Псковская областная типография» 180004, г. Псков, ул. Ротная, 34

Содержание

Введение......................................................................................................................... 4

Глава 1. Без этого до тестирования можно и не дойти.............................. 7

Как правильно составить резюме ........................................................... ,........... .8

Как вести себя на собеседовании....................................................................... 12

Вопросы, которые вам могут задать на собеседовании...,.;,...................... 15

Глава 2. На чем основываются тесты,

насколько они объективны и можно ли их обмануть............................ 23

Тестирование — еще один этап собеседования............................................. 24

Пять основных типов профессий..... ...„................ '...,........................................... 26

Как получить хорошие результаты тестирования....................... ;... ....;:...... 32

Важность психологического настроя................................................ ,............ 34

Чудесная сила воображения................................................................................ 36

Аффирмации как способ в корне изменить нашу жизнь.............................. 39

Позитивный настрой — основа успеха............................................... ,,.......... 41

Вы помогаете, а не надоедаете........................................................................... 42

Можно ли обмануть тесты?................................................................................. 43

Тесты, которые обмануть сложнее всего......................................................... 49

Глава 3. Психологические опросники и тесты.......................................... 54

Психологические личностные опросники....................................................... 55

Проективные, графические и графологические тесты................................ 100

Социально-психологические опросники и определение способностей 127

Глава 4. Интеллектуальные тесты................................................................ 136

Каким должен быть ваш IQ................................................................................ 137

Тест структуры интеллекта Амтхауэра....................................................... .'. 144

Заключение............................................................................................................. 159

Литература............................................................................................................. 160



Введение

Наверное, нет такого человека, которому хотя бы раз в жизни не приходилось заниматься поисками работы. Кто-то решал эту проблему очень быстро, а кто-то прошел через множество изнурительных собеседований и разочаровывающих отказов. В современном мире процесс поиска работы стал напоминать настоящую охоту на рынке труда, и, чтобы победить, надо стать настоящим профессионалом в этой области. А у профи, как известно, всегда есть секретное оружие. Для вас им станет эта книга.

Начинать, разумеется, следует с подбора вакансий. Затем необхо-димо грамотно составить резюме, и только после этого вы можете с уверенностью о себе заявить.

По большому счету, резюме — это визитная карточка соискателя. Согласитесь, что если в обществе встречают по одежке, то в компании -именно по резюме. Оно формирует первое представление о вашем опыте в данной сфере, а еще об аккуратности и серьезности. Поэтому к его написанию следует отнестись очень внимательно, поскольку цель лю-бого резюме — привести к личной встрече с работодателем.

Итак, цель достигнута — вы приглашены на собеседование. Не лиш-ним будет знать, что оно, как правило, проводится по сценарию, предва-рительно разработанному менеджером по персоналу. Цель — получить информацию о вашей личности и деловых качествах, на основании которой вам будет выставлена определенная оценка. Для получения наиболее полных и достоверных данных рекрутеры пользуются, в частности, такими методами, как анкетирование, тестирование и, собственно, просто беседа-интервью.

Анкетирование (ответы кандидата на определенные вопросы) по-зволяет сделать вывод о том, что соискатель хочет получить от данно-го места работы и от своего вида деятельности. Проведение анкетного опроса помогает определить наклонности и даже наличие комплексов.

Тестирование, которому преимущественно и посвящена данная книга, является одной из самых распространенных оценочных проце-дур, позволяющей при условии грамотной интерпретации хорошо оце-

нить психологические факторы: уровень интеллекта, эмоциональную устойчивость, коммуникабельность. Тестирование может выявить и деловые качества кандидата, которые характеризуют его как потен-циального руководителя либо открывают возможности смены направ-лений деятельности.

Тесты при приеме на работу условно можно разделить на несколько видов. Во-первых, это Профессиональные тесты. К их числу относятся разного рода бухгалтерские, налоговые тесты, на уровень знания ино-странного языка, владения компьютерными программами и т. д. Такое тестирование ставит своей целью выявить профессиональные умения кандидата и, как правило, не вызывает резкой негативной реакции со-искателей. Вторая группа — интеллектуальные тесты. По утвержде-нию психологов, именно они дают возможность объективно оценить интеллектуальный уровень соискателей. К этой группе тестов как у кандидатов, так и у специалистов существует гораздо больше Пре-тензий. И, наконец, тесты, которые вызывают наибольшее недоволь-ство испытуемых, — личностные, или психологические, тесты.

С какой целью применяется психологическое тестирование при при-еме на работу? Дело в том, что короткий разговор с соискателем в про-цессе собеседования не всегда дает более или менее полное и досто-верное представление о нем. Чаще это всего лишь первое впечатление, которое может быть как истинным, так и ложным.

По мнению многих психологов, применение тестов сводит на нет воздействие таких факторов, как эффект первого впечатления, поло-жительная или отрицательная установка, склонность доверять не-проверенной информации, умаление достоинств и гиперболизация недостатков оцениваемого, безотчетное приписывание личных поло-жительных и отрицательных свойств оцениваемому. Ко всему проче-му, еще одна значимая функция тестирования — отсеять психически неуравновешенных соискателей. Определить такого субъекта во время первичной беседы довольно непросто, а уж уволить — и того сложнее. Завалить же свою работу и на долгое время дезорганизовать деятель-ность всего коллектива такой работник может легко. Таким образом, основная цель тестирования — на ранней стадии отсеять претенден-тов, почти наверняка не соответствующих требованиям работодателя. Именно по этой причине многие работодатели соглашаются на до-вольно-таки дорогое и емкое по времени тестирование, чтобы подстра-ховаться от досадных сюрпризов. Однако при этом стоит иметь в виду, Что на результативность тестирования можно рассчитывать только в том

6 Введение

случае, если анализ проводится опытным психологом. В частности, это относится к психологическим тестам, которые не имеют заведомо пра-вильного или неправильного ответа. Интеллектуальные тесты в этом плане гораздо проще; поскольку любая задача рассчитана на единствен-ное верное решение, поэтому для проведения IQ-тестирования нет нуж-ды привлекать специально обученный персонал: результат получается путем элементарных арифметических действий.

А вот психологические тесты — довольно непростое орудие, освоив которое менеджер по персоналу, или HR-менеджер, может добиться очень хороших результатов. Но неумелый подход к тестам подобного плана может стать причиной страданий тестируемого.

История психологических тестов насчитывает много веков. Люди еще в древности пытались разобраться в своих личных проблемах, ре-шая задачи с заранее определенными вариантами ответов. И сегодня, как и тогда, психологические и интеллектуальные тесты помогают че-ловеку понять особенности характера и уровень развития способнос-тей, как своих, так и других людей — подчиненных, друзей, близких.

Итак, тестирование поможет выбрать из всех соискателей нужного кандидата на вакантную должность, а также выявить его потенциаль-ные возможности, о которых он и сам может не подозревать, опреде-лить его роль в команде, спрогнозировать перспективы роста, полу-чить сведения о режиме и условиях работы, при которых он будет трудиться с наибольшей отдачей. Если работодатель ориентирован на долгую перспективу и создание команды, то такие качества соискате-ля, как образование и опыт работы, отходят на второй план. Опыт мож-но получить в процессе (ни один человек с ним не рождается), да и де-фицит определенных знаний восполнить не так уж сложно. Для этого существует специальная литература, а также разного рода курсы. И потому именно по результатам психологического тестирования вы можете оказаться более подходящим кандидатом, нежели ваш конку-рент, имеющий больший опыт и квалификацию в данной области. Кроме того, оценив по тесту потенциальные и не раскрытые до сих пор возможности соискателя, работодатель может предложить ему и дру-гую, более подходящую для него работу.

Глава 1

БЕЗ ЭТОГО ДО ТЕСТИРОВАНИЯ МОЖНО И НЕ ДОЙТИ

Как правильно составить резюме - student2.ru

Как правильно составить резюме 9

Как правильно составить резюме

Как уже говорилось выше, резюме — это визитная карточка соиска-теля, которая помогает добиться личной встречи с работодателем. В свя-зи с этим уместным будет следование правилу: узнать о работодателе и о том, что он хочет, как можно больше и составлять резюме конкрет-но «под него». Так, можно Подготовить определенный шаблон, в кото-ром впоследствии, изменив несколько фраз, можно быстро модифи-цировать содержимое документа в соответствии с требованиями той или иной организации или должности.

Одним из самых важных качеств резюме является краткость. Объем в идеале не должен превышать одной страницы стандартного листа фор-мата А4, максимум двух, но лучше избегать длинных повествований.

Как правило, резюме состоит из 6-7 отдельных разделов.

В разделе «Личные данные»указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место проживания и прописки, а также предлагается контактная информация, например:

Сидоров Иван Петрович.

Дата рождения: 05.05.1975 г.

Место проживания/прописки: г. Москва, ул. Неизвестная, д. 1, кв. 1.

Телефон: (дом.)555-66-77, (моб.) 8-222-333-44-55.

E-mail: [email protected].

В разделе «Пожелания к будущей работе»необходимо кратко ука­зать, на какую должность вы претендуете. На практике этот пункт мо­жет выглядеть так:

Должность, на которую претендую: начальник отдела сбыта.

График работы: полный рабочий день.

В разделе «Опыт работы»в хронологическом порядке (причем начать следует с самого последнего или настоящего) указываются ваше нынешнее и прошлые места работы. О каждом из них и о сво­их обязанностях, которые вы там выполняли, следует писать с от­дельного абзаца, где необходимо указать: период работы, название предприятия, сферу деятельности, должность (обязательно укажи­те в этом пункте количество подчиненных, если вы занимали руко-

водящий пост) и ваши обязанности. (Не обязательно указывать аб-солютно все места работы — работодателя интересует примерно пя-тилетний период, максимум 10 лет, поэтому лучше ограничиться местами работы, наиболее значимыми для получения выбранной нами вакансии.)

При описании своих обязанностей не забудьте упомянуть о личных достижениях на этой должности. Указывайте проценты, объемы, ме-сяцы, количество подчиненных, привлеченных клиентов и т. п.

ПРИМЕЧАНИЕ

Если вы можете представить рекомендательные письма, кратко упомяни-те об этом именно в данном разделе. Сами письма можно принести с собой на собеседование.

В разделе «Профессиональные навыки»указывается перечень до-полнительных знаний. При этом указывайте и те, которые не являют-ся самыми главными в вашей профессии, однако служат отличным дополнением и показывают вас как всесторонне развитого человека. Но, разумеется, тщательно выбирайте только те сведения, которые со-ответствуют желаемой должности. Если вы занимали должность ме-неджера по продажам, вашими дополнительными навыками могут служить, например, опыт проведения маркетинговых исследований, организация рекламных кампаний и т. п. Если претендуете на долж-ность секретаря, то такими навыками послужат скорость машинопи-си, знание делопроизводства, стенографии, владение оргтехникой.

Не пишите, что вы — опытный пользователь ПК. Указывайте на-звание программ, с которыми вы работаете, например:

Знание ПК: Word, Excel, PowerPoint, CorelDRAW, PhotoShop и т.д.

Лучшими фразами, характеризующими уровень знания иностран-ных языков, могут служить следующие: «на разговорном уровне», «хо-рошее знание», «свободно владею». О том, что вы владеете языком «со словарем», писать не стоит. Кстати, неплохо представить доказатель-ства своего знания иностранных языков: назвать документы, свиде-тельствующие об окончании курсов, и т. Д.

В разделе «Образование»указываются отличия во время учебы, темы, над которыми вы особенно работали и которые имеют непосредственное отношение к данной вакансии. Однако это применимо только для моло-дых специалистов. И в этом случае данный раздел размещается в на-чале резюме, поскольку представляет собой чуть ли не единственное доказательство их профессионализма.



Глава 1. Без этого до тестирования можно и не дойти

Как правильно составить резюме 11



Если же вы не новичок на рынке труда, то на этом разделе не стоит акцентировать внимание.

Раздел «Личные качества и дополнительные сведения».При пе-речислении ваших личных качеств лучше всего подкреплять их дока-зательствами. Например:

Коммуникабельность и открытость в общении помогли мне привлечь к сотрудничеству с компанией большое количество клиентов и партнеров.

Что касается стрессоустойчивости, также одного из самых популяр­ных у соискателей качеств, то не лучше ли представить его как упоми­нание о том, что вы с успехом решили возникшие проблемы в работе, требовавшие большой концентрации и скорых сроков исполнения? То же можно сказать о таком качестве, как быстрая и легкая обучае­мость. Сами по себе такие формулировки мало чего стоят. Однако если в резюме указать, что вы освоили новое оборудование или какие-либо операции в короткий срок, то это будет наилучшим доказательством вашей способности быстро осваивать новое.

В дополнительных сведениях обычно указывают краткую инфор-мацию о себе. Это ваше семейное положение, наличие загранпаспорта, водительских прав и, личного автомобиля, информация о предполага-емой заработной плате, о вашей готовности к командировкам. В об-щем это должно выглядеть примерно так:

Женат, есть взрослые дети.

Готов к длительным или частым командировкам.

Есть загранпаспорт.

Имею водительские права категории «В», стаж вождения 10 лет, наличие собственного автомобиля такой-то модели.

Существуют определенные рекомендации и относительно стиля резюме.Оно должно быть оформлено четким, не очень крупным, но и не мелким шрифтом (самый удачный — Times New Roman, размер 12-14 пунктов). Не делайте много выделений в тексте, ограничившись лишь подзаголовками, вроде «Место проживания» или «Образование». При этом выделять следует лучше жирным, а не курсивом или под­черкиванием. И никаких рамочек и экзотических символов!

Используйте для резюме хорошую бумагу, проверьте его несколько раз на наличие грамматических и синтаксических ошибок и не очень-то доверяйте компьютерному редактору. Оставляйте широкие поля на листе для пометок интервьюера.

Если вы отправляете резюме по электронной почте, обращайте вни­мание на требование работодателя о том, что нужно написать в графе

«Тема письма». Если же такового нет, то в этой графе в любом случае не стоит писать слово «резюме». Уместнее будет указать должность, на которую вы претендуете. Файл с вашим резюме также не надо на-зывать «Резюме», просто напишите в его названии вашу фамилию, имяи отчество.

Формат вложенного файла стоит выбирать из двух вариантов: *.rtf или *.doc, причем предпочтительнее будет оформить его в последнем варианте. При этом не делайте громоздкий файл и не включайте в него «тяжелые» элементы оформления. Не стоит и архивировать вложен-ный файл, заставляя менеджера тратить время на его распаковку.

Если вы предпочитаете приложить к письму дополнительные све-дения (копии сертификатов, дипломы об окончании курсов и т. п.), приложите их отдельным файлом. Пусть кадровик сам выберет, какая именно информация из приложений ему наиболее интересна. При итом каждому файлу с дополнением давайте название документа, ко-торый будет предложен.

Как вести себя на собеседовании



Наши рекомендации