Как правильно составить резюме
Абельмас Н. В.
А14 Тесты при приеме на работу. Как успешно пройти собеседование (+CD). — СПб.: Питер, 2008. —160 с: ил. — (Серия «Кадровый вопрос»).
ISBN978-5-91180-730-6
Ознакомившись с предложенными в книге рекомендациями, вы узнаете, как подготовиться к собеседованию, как правильно себя вести во время него, а также получите представления о тестах, которые менеджеры по персоналу используют при приеме на работу.
Прочитав данную книгу, любой человек сможет достойно пройти все испытания и обойти конкурентов при трудоустройстве. Книга предоставляет уникальную возможность познакомиться «с кухней» кадровиков, поупражняться в прохождении тестов, увидеть себя глазами работодателя, чтобы в конце концов получить желаемую должность, а заодно осознать собственные недостатки и попытаться избавиться от них: ведь любой более или менее заметный изъян личности становится помехой не только при соискательстве на желаемую должность, но и во всех сферах жизни в целом.
Предложенное издание станет незаменимым помощником для всех, кто занят поиском работы или не исключает возможности сменить имеющуюся. Книга будет полезной также для менеджеров по персоналу.
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
ISBN978-5-91180-730-6 © ООО «Питер Пресс», 2008
ООО «Питер Пресс», 198206, Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, д. 73, лит. А29.
Налоговая льгота - общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2; 95 3005 - литература учебная.
Подписано в печать 01.04.08. Формат 60x90/16. Усл. печ. л. 10. Тираж 4000 экз. Зак. № 294.
Отпечатано с готовых диапозитивов в ГП ПО «Псковская областная типография» 180004, г. Псков, ул. Ротная, 34
Содержание
Введение......................................................................................................................... 4
Глава 1. Без этого до тестирования можно и не дойти.............................. 7
Как правильно составить резюме ........................................................... ,........... .8
Как вести себя на собеседовании....................................................................... 12
Вопросы, которые вам могут задать на собеседовании...,.;,...................... 15
Глава 2. На чем основываются тесты,
насколько они объективны и можно ли их обмануть............................ 23
Тестирование — еще один этап собеседования............................................. 24
Пять основных типов профессий..... ...„................ '...,........................................... 26
Как получить хорошие результаты тестирования....................... ;... ....;:...... 32
Важность психологического настроя................................................ ,............ 34
Чудесная сила воображения................................................................................ 36
Аффирмации как способ в корне изменить нашу жизнь.............................. 39
Позитивный настрой — основа успеха............................................... ,,.......... 41
Вы помогаете, а не надоедаете........................................................................... 42
Можно ли обмануть тесты?................................................................................. 43
Тесты, которые обмануть сложнее всего......................................................... 49
Глава 3. Психологические опросники и тесты.......................................... 54
Психологические личностные опросники....................................................... 55
Проективные, графические и графологические тесты................................ 100
Социально-психологические опросники и определение способностей 127
Глава 4. Интеллектуальные тесты................................................................ 136
Каким должен быть ваш IQ................................................................................ 137
Тест структуры интеллекта Амтхауэра....................................................... .'. 144
Заключение............................................................................................................. 159
Литература............................................................................................................. 160
Введение
Наверное, нет такого человека, которому хотя бы раз в жизни не приходилось заниматься поисками работы. Кто-то решал эту проблему очень быстро, а кто-то прошел через множество изнурительных собеседований и разочаровывающих отказов. В современном мире процесс поиска работы стал напоминать настоящую охоту на рынке труда, и, чтобы победить, надо стать настоящим профессионалом в этой области. А у профи, как известно, всегда есть секретное оружие. Для вас им станет эта книга.
Начинать, разумеется, следует с подбора вакансий. Затем необхо-димо грамотно составить резюме, и только после этого вы можете с уверенностью о себе заявить.
По большому счету, резюме — это визитная карточка соискателя. Согласитесь, что если в обществе встречают по одежке, то в компании -именно по резюме. Оно формирует первое представление о вашем опыте в данной сфере, а еще об аккуратности и серьезности. Поэтому к его написанию следует отнестись очень внимательно, поскольку цель лю-бого резюме — привести к личной встрече с работодателем.
Итак, цель достигнута — вы приглашены на собеседование. Не лиш-ним будет знать, что оно, как правило, проводится по сценарию, предва-рительно разработанному менеджером по персоналу. Цель — получить информацию о вашей личности и деловых качествах, на основании которой вам будет выставлена определенная оценка. Для получения наиболее полных и достоверных данных рекрутеры пользуются, в частности, такими методами, как анкетирование, тестирование и, собственно, просто беседа-интервью.
Анкетирование (ответы кандидата на определенные вопросы) по-зволяет сделать вывод о том, что соискатель хочет получить от данно-го места работы и от своего вида деятельности. Проведение анкетного опроса помогает определить наклонности и даже наличие комплексов.
Тестирование, которому преимущественно и посвящена данная книга, является одной из самых распространенных оценочных проце-дур, позволяющей при условии грамотной интерпретации хорошо оце-
нить психологические факторы: уровень интеллекта, эмоциональную устойчивость, коммуникабельность. Тестирование может выявить и деловые качества кандидата, которые характеризуют его как потен-циального руководителя либо открывают возможности смены направ-лений деятельности.
Тесты при приеме на работу условно можно разделить на несколько видов. Во-первых, это Профессиональные тесты. К их числу относятся разного рода бухгалтерские, налоговые тесты, на уровень знания ино-странного языка, владения компьютерными программами и т. д. Такое тестирование ставит своей целью выявить профессиональные умения кандидата и, как правило, не вызывает резкой негативной реакции со-искателей. Вторая группа — интеллектуальные тесты. По утвержде-нию психологов, именно они дают возможность объективно оценить интеллектуальный уровень соискателей. К этой группе тестов как у кандидатов, так и у специалистов существует гораздо больше Пре-тензий. И, наконец, тесты, которые вызывают наибольшее недоволь-ство испытуемых, — личностные, или психологические, тесты.
С какой целью применяется психологическое тестирование при при-еме на работу? Дело в том, что короткий разговор с соискателем в про-цессе собеседования не всегда дает более или менее полное и досто-верное представление о нем. Чаще это всего лишь первое впечатление, которое может быть как истинным, так и ложным.
По мнению многих психологов, применение тестов сводит на нет воздействие таких факторов, как эффект первого впечатления, поло-жительная или отрицательная установка, склонность доверять не-проверенной информации, умаление достоинств и гиперболизация недостатков оцениваемого, безотчетное приписывание личных поло-жительных и отрицательных свойств оцениваемому. Ко всему проче-му, еще одна значимая функция тестирования — отсеять психически неуравновешенных соискателей. Определить такого субъекта во время первичной беседы довольно непросто, а уж уволить — и того сложнее. Завалить же свою работу и на долгое время дезорганизовать деятель-ность всего коллектива такой работник может легко. Таким образом, основная цель тестирования — на ранней стадии отсеять претенден-тов, почти наверняка не соответствующих требованиям работодателя. Именно по этой причине многие работодатели соглашаются на до-вольно-таки дорогое и емкое по времени тестирование, чтобы подстра-ховаться от досадных сюрпризов. Однако при этом стоит иметь в виду, Что на результативность тестирования можно рассчитывать только в том
6 Введение
случае, если анализ проводится опытным психологом. В частности, это относится к психологическим тестам, которые не имеют заведомо пра-вильного или неправильного ответа. Интеллектуальные тесты в этом плане гораздо проще; поскольку любая задача рассчитана на единствен-ное верное решение, поэтому для проведения IQ-тестирования нет нуж-ды привлекать специально обученный персонал: результат получается путем элементарных арифметических действий.
А вот психологические тесты — довольно непростое орудие, освоив которое менеджер по персоналу, или HR-менеджер, может добиться очень хороших результатов. Но неумелый подход к тестам подобного плана может стать причиной страданий тестируемого.
История психологических тестов насчитывает много веков. Люди еще в древности пытались разобраться в своих личных проблемах, ре-шая задачи с заранее определенными вариантами ответов. И сегодня, как и тогда, психологические и интеллектуальные тесты помогают че-ловеку понять особенности характера и уровень развития способнос-тей, как своих, так и других людей — подчиненных, друзей, близких.
Итак, тестирование поможет выбрать из всех соискателей нужного кандидата на вакантную должность, а также выявить его потенциаль-ные возможности, о которых он и сам может не подозревать, опреде-лить его роль в команде, спрогнозировать перспективы роста, полу-чить сведения о режиме и условиях работы, при которых он будет трудиться с наибольшей отдачей. Если работодатель ориентирован на долгую перспективу и создание команды, то такие качества соискате-ля, как образование и опыт работы, отходят на второй план. Опыт мож-но получить в процессе (ни один человек с ним не рождается), да и де-фицит определенных знаний восполнить не так уж сложно. Для этого существует специальная литература, а также разного рода курсы. И потому именно по результатам психологического тестирования вы можете оказаться более подходящим кандидатом, нежели ваш конку-рент, имеющий больший опыт и квалификацию в данной области. Кроме того, оценив по тесту потенциальные и не раскрытые до сих пор возможности соискателя, работодатель может предложить ему и дру-гую, более подходящую для него работу.
Глава 1
БЕЗ ЭТОГО ДО ТЕСТИРОВАНИЯ МОЖНО И НЕ ДОЙТИ
Как правильно составить резюме 9
Как правильно составить резюме
Как уже говорилось выше, резюме — это визитная карточка соиска-теля, которая помогает добиться личной встречи с работодателем. В свя-зи с этим уместным будет следование правилу: узнать о работодателе и о том, что он хочет, как можно больше и составлять резюме конкрет-но «под него». Так, можно Подготовить определенный шаблон, в кото-ром впоследствии, изменив несколько фраз, можно быстро модифи-цировать содержимое документа в соответствии с требованиями той или иной организации или должности.
Одним из самых важных качеств резюме является краткость. Объем в идеале не должен превышать одной страницы стандартного листа фор-мата А4, максимум двух, но лучше избегать длинных повествований.
Как правило, резюме состоит из 6-7 отдельных разделов.
В разделе «Личные данные»указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место проживания и прописки, а также предлагается контактная информация, например:
Сидоров Иван Петрович.
Дата рождения: 05.05.1975 г.
Место проживания/прописки: г. Москва, ул. Неизвестная, д. 1, кв. 1.
Телефон: (дом.)555-66-77, (моб.) 8-222-333-44-55.
E-mail: [email protected].
В разделе «Пожелания к будущей работе»необходимо кратко указать, на какую должность вы претендуете. На практике этот пункт может выглядеть так:
Должность, на которую претендую: начальник отдела сбыта.
График работы: полный рабочий день.
В разделе «Опыт работы»в хронологическом порядке (причем начать следует с самого последнего или настоящего) указываются ваше нынешнее и прошлые места работы. О каждом из них и о своих обязанностях, которые вы там выполняли, следует писать с отдельного абзаца, где необходимо указать: период работы, название предприятия, сферу деятельности, должность (обязательно укажите в этом пункте количество подчиненных, если вы занимали руко-
водящий пост) и ваши обязанности. (Не обязательно указывать аб-солютно все места работы — работодателя интересует примерно пя-тилетний период, максимум 10 лет, поэтому лучше ограничиться местами работы, наиболее значимыми для получения выбранной нами вакансии.)
При описании своих обязанностей не забудьте упомянуть о личных достижениях на этой должности. Указывайте проценты, объемы, ме-сяцы, количество подчиненных, привлеченных клиентов и т. п.
ПРИМЕЧАНИЕ
Если вы можете представить рекомендательные письма, кратко упомяни-те об этом именно в данном разделе. Сами письма можно принести с собой на собеседование.
В разделе «Профессиональные навыки»указывается перечень до-полнительных знаний. При этом указывайте и те, которые не являют-ся самыми главными в вашей профессии, однако служат отличным дополнением и показывают вас как всесторонне развитого человека. Но, разумеется, тщательно выбирайте только те сведения, которые со-ответствуют желаемой должности. Если вы занимали должность ме-неджера по продажам, вашими дополнительными навыками могут служить, например, опыт проведения маркетинговых исследований, организация рекламных кампаний и т. п. Если претендуете на долж-ность секретаря, то такими навыками послужат скорость машинопи-си, знание делопроизводства, стенографии, владение оргтехникой.
Не пишите, что вы — опытный пользователь ПК. Указывайте на-звание программ, с которыми вы работаете, например:
Знание ПК: Word, Excel, PowerPoint, CorelDRAW, PhotoShop и т.д.
Лучшими фразами, характеризующими уровень знания иностран-ных языков, могут служить следующие: «на разговорном уровне», «хо-рошее знание», «свободно владею». О том, что вы владеете языком «со словарем», писать не стоит. Кстати, неплохо представить доказатель-ства своего знания иностранных языков: назвать документы, свиде-тельствующие об окончании курсов, и т. Д.
В разделе «Образование»указываются отличия во время учебы, темы, над которыми вы особенно работали и которые имеют непосредственное отношение к данной вакансии. Однако это применимо только для моло-дых специалистов. И в этом случае данный раздел размещается в на-чале резюме, поскольку представляет собой чуть ли не единственное доказательство их профессионализма.
Глава 1. Без этого до тестирования можно и не дойти
Как правильно составить резюме 11
Если же вы не новичок на рынке труда, то на этом разделе не стоит акцентировать внимание.
Раздел «Личные качества и дополнительные сведения».При пе-речислении ваших личных качеств лучше всего подкреплять их дока-зательствами. Например:
Коммуникабельность и открытость в общении помогли мне привлечь к сотрудничеству с компанией большое количество клиентов и партнеров.
Что касается стрессоустойчивости, также одного из самых популярных у соискателей качеств, то не лучше ли представить его как упоминание о том, что вы с успехом решили возникшие проблемы в работе, требовавшие большой концентрации и скорых сроков исполнения? То же можно сказать о таком качестве, как быстрая и легкая обучаемость. Сами по себе такие формулировки мало чего стоят. Однако если в резюме указать, что вы освоили новое оборудование или какие-либо операции в короткий срок, то это будет наилучшим доказательством вашей способности быстро осваивать новое.
В дополнительных сведениях обычно указывают краткую инфор-мацию о себе. Это ваше семейное положение, наличие загранпаспорта, водительских прав и, личного автомобиля, информация о предполага-емой заработной плате, о вашей готовности к командировкам. В об-щем это должно выглядеть примерно так:
Женат, есть взрослые дети.
Готов к длительным или частым командировкам.
Есть загранпаспорт.
Имею водительские права категории «В», стаж вождения 10 лет, наличие собственного автомобиля такой-то модели.
Существуют определенные рекомендации и относительно стиля резюме.Оно должно быть оформлено четким, не очень крупным, но и не мелким шрифтом (самый удачный — Times New Roman, размер 12-14 пунктов). Не делайте много выделений в тексте, ограничившись лишь подзаголовками, вроде «Место проживания» или «Образование». При этом выделять следует лучше жирным, а не курсивом или подчеркиванием. И никаких рамочек и экзотических символов!
Используйте для резюме хорошую бумагу, проверьте его несколько раз на наличие грамматических и синтаксических ошибок и не очень-то доверяйте компьютерному редактору. Оставляйте широкие поля на листе для пометок интервьюера.
Если вы отправляете резюме по электронной почте, обращайте внимание на требование работодателя о том, что нужно написать в графе
«Тема письма». Если же такового нет, то в этой графе в любом случае не стоит писать слово «резюме». Уместнее будет указать должность, на которую вы претендуете. Файл с вашим резюме также не надо на-зывать «Резюме», просто напишите в его названии вашу фамилию, имяи отчество.
Формат вложенного файла стоит выбирать из двух вариантов: *.rtf или *.doc, причем предпочтительнее будет оформить его в последнем варианте. При этом не делайте громоздкий файл и не включайте в него «тяжелые» элементы оформления. Не стоит и архивировать вложен-ный файл, заставляя менеджера тратить время на его распаковку.
Если вы предпочитаете приложить к письму дополнительные све-дения (копии сертификатов, дипломы об окончании курсов и т. п.), приложите их отдельным файлом. Пусть кадровик сам выберет, какая именно информация из приложений ему наиболее интересна. При итом каждому файлу с дополнением давайте название документа, ко-торый будет предложен.
Как вести себя на собеседовании