Требования безопасности по окончании работ 2 страница

4 группа - катастрофические наводнения. Вызывают затопления громадных территорий в пределах одной или нескольких речных систем при этом: - в зоне затопления полностью парализуется хозяйственная и производственная деятельность; - временно изменяется жизненный уклад населения;

с использованием легководолазного снаряжения: - изучить характер работы и условия, в которых предстоит ее выполнять; - измерить глубину, скорость течения и температуру воды, ознакомиться с прогнозом погоды; - определить необходимое легководолазное снаряжение, средства обеспечения спуска и воздухоснабжения, инструмент и оборудование; - рассчитать требуемое количество воздуха и материалов; - проверить исправность и комплектность основного и страхующего снаряжения, средств спуска. В ходе выполнения спасательных работ: - не превышать допустимо безопасное время пребывания в воде, периодически производить перерывы между спусками (таблицы 1, 2 к пункту 178); - спускаться с борта плавсредства в воду на сигнальном или каком-либо другом конце, а также прыгать с борта (трапа) в воду запрещается; - погрузившись в воду, не отходя от трапа или беседки, необходимо убедиться в исправности связи и в хорошем воздухоснабжении, проверить герметичность снаряжения и только после этого начать погружение на глубину; - обеспечивающий (страхующий) погружение спасатель должен потравливать сигнальный конец, не выпуская его из рук и не давая слабины. При сильном натяжении сигнального конца погружение следует прекратить и запросить пловца о самочувствии; - достигнув заданной глубины, спасатель-легководолаз обязан дать сигнал наверх «чувствую себя хорошо», выполняя спасательные работы, постоянно контролировать свое самочувствие, действие снаряжения, изменения окружающей обстановки и время пребывания под водой. При срабатывании указателя минимального давления воздуха (кислорода) в баллоне - прекратить работу, подать сигнал на поверхность и начать подъем. Периодически проверять, свободны ли сигнальный конец и шланг; - при возникновении неисправностей снаряжения или плохом самочувствии прекратить работу, доложить командиру спуска и, проявляя хладнокровие, действовать в соответствии с его указаниями.    
- наносится огромный материальный ущерб, гибель людей. Случается – не чаще 1 раза в 100-200 лет, затапливается - более 70% сельскохозяйственных угодий, населенные пункты, промышленные предприятия и жизненные коммуникации.     Заторы и зажоры льда на реках. Затор - скопление льда в русле, стесняющее живое течение реки и вызывающее подъем уровня воды в месте скопления льда и выше его. Образуется в конце зимы при вскрытии рек во время разрушения ледяного покрова. Состоит из - крупно и мелко битых льдин. Зажор - явление сходное с затором, но: - состоит из скопления рыхлого ледового материала; - наблюдается в начале зимы.   Главной причиной затора является: - задержка процессов вскрытия льда на реках, при этом движущейся сверху раздробленный лед встречает на пути еще не разрушенный ледяной покров; - когда поверхностная скорость течения воды при вскрытии довольно значительна (0,6 -0,8 м/сек и более). - наличие русловых препятствий (крупных поворотов, сужение русла, островов, конусов выноса, изменение уклона водной поверхности от большего к меньшему) усиливает процесс. Причина зажора: - из–за возникновения в русле внутриводного льда и его вовлечения под кромку ледяного покрова. Решающее значение при этом имеет поверхностная скорость течения (более 0,4 м/сек), а также температура воздуха в

       
 
Нормативы пребывания в воде без гидрозащитной одежды
Норматив Температура воды, 0С
15 и ниже
Безопасно допустимое время, ч 0,5 0,25 Спуск запрещается
Необходимый перерыв между спусками, ч не более одного спуска в сутки 0,5 1,5  

Таблица 2

к пункту 178

Нормативы пребывания в воде в гидрозащитной одежде

с одним комплектом шерстяного белья

Норматив Температура воды, 0С
1-3 4-6 7-9 10-12 13-15 16-18
Безопасно допустимое время, ч 1,5 3,5
Необходимый перерыв между спусками, ч не менее 4 не менее 3 не более одного спуска в сутки

Спасение пострадавших вплавь следует производить при скорости течения до 2 м/сек;

если свело мышцу бедра, необходимо, согнув ногу в колене, сильно прижать руками пятку по направлению к седалищу,

при судорогах кистей рук - несколько раз резко сжать пальцы в кулаки и разжать их;

при судорогах мышц живота - энергично подтягивать к животу колени ног;

при попадании в водоворот - быстро и глубоко вдохнуть воздух и, погрузившись в воду, сделать рывок в сторону и выплыть на по­верхность.

179. Требования безопасности при спасении пострадавших
 
период замерзания. Образованию зажоров способствуют русловые препятствия.   Характеристика заторов и зажоров: - строение; - размеры; - максимальный уровень и максимальный подъем уровня воды. Строение затора - имеет характерные участки: Замок затора - покрытый трещинами ледяной покров или перемычки из ледяных полей заклинивших русло. Голова затора – многослойное скопление хаотически расположенных льдин, подвергшихся интенсивному торошению. Хвост затора – примыкающие к затору однослойные скопления льдин в зоне подпора. Длина головной части затора обычно превышает ширину реки в 3-5 раз. На этом участке скопление льда имеет максимальную толщину. Длина хвоста затора – на крупных реках может достигать нескольких десятков километров   - на средних реках общая длина затора может быть от 1 до нескольких километров. Зажорные массы льда однородны по своему строению (скопление рыхлого льда) и располагаются непосредственно у кромки ледяного покрова и под ним. Здесь они имеют наибольшую толщину. Длина зажорного участка может быть от 3 до 5 величин ширины реки и составлять: - на средних реках 3-5 км - на больших -15-20 км.   Основными характеристиками заторов и зажоров являются: - максимальные подъемы уровней воды. По их величине на крупномасштабных картах определяют

защитных рукавицах, соблюдая положение устойчивого равновесия; - при использовании спасательного пояса следить за тем, чтобы при его подгонке кольцо располагалось ниже лопаток спускаемого, трос с кольцом были соединены путем вплетения; - при спуске в «беседке» спускаемый держится двумя руками за трос, во избежание вращения идет шаг за шагом вниз по стене; в случае невозможности передвижения по стене - спасатели на плавсредстве производят оттяжку от стены с помощью другого троса; - при спуске в «грудной обвязке» спасательный трос должен плотно прилегать к телу, точка перехлеста концов должна быть на уровне лопаток; - самоспуск производить, убедившись в прочности закрепления спасательного троса, с использованием спасательного пояса, в карабин которого вплетается трос; спуск проводят в защитных рукавицах, упираясь ногами в стену; - прием спускаемых на плавсредство осуществлять, не допуская чрезмерного крена и раскачивания судна. Запрещается проводить спуск на плавсредство свободным падением (прыжком). 177. Требования безопасности при спасении пострадавших, находящихся на поверхности воды и из-под воды вплавь: - при спасении вплавь на быстром течении спасатель должен быть прикреплен к плавсредству страховочным фалом; - плывя против волны, следует спокойно подниматься на волну и скатываться с нее. При большой волне можно набрать воздуха и нырнуть под нее. Попав на волну, необходимо следить за тем, чтобы вдох приходился в промежутках между ударами волн; - в случае попадания в быстрое течение не следует с ним бороться (это приведет к потере сил), необходимо спокойно плыть по течению и, выбрав время и место, приблизиться к берегу или плавсредству. 178. Во избежание переохлаждения нельзя превышать допустимо безопасное время пребывания в воде; перерывы между спусками проводить, руководствуясь нормативами, приведенными в таблицах 1 и 2. Таблица 1 к пункту 178

ся: - площадь зоны затопления; - глубина в этой зоне. Максимальный заторный уровень превышает, как правило, уровень весеннего половодья. Величина заторного подъема характеризуется – повышением уровня при заторе над уровнем весеннего половодья без заторов. Максимальный зажорный уровень - выше, чем при ледоставе. Величина зажорного подъема характеризуется: - превышением уровня при зажорах над уровнем при ледоставе без зажора. Применяется и такая характеристика, как – продолжительность затора или зажора. Затор льда - явление кратковременное, высокий уровень держится обычно 0,5-1,5 суток (но может и 6-8 суток в Европейской части РФ, это связано с похолоданием и вследствие этого прекращением роста расхода воды или даже падением). Период подъема зажорного уровня непродолжителен (0,5- 3 суток) спад уровня после максимума длится не более 10-15 суток. Повторяемость заторов и зажоров Эта характеристика изменяется в широких пределах: от 1 раза в 50-100 лет, до 1 раза в 2-5 лет, в некоторых местах бывает и ежегодно. Непосредственная опасность затора или зажора заключается: - в резком и значительном подъеме уровня воды в реке, при котором вода выходит из берегов и затопляет прилегающую местность, поэтому состав опасных характеристик заторов и зажоров такой же, как и при наводнениях от других причин (половодьях, паводках). Опасность, кроме того, исходит от: - давления массы льда на сооружения;

- дать команду на подъем спасаемого.   При подъеме спасаемого бортмеханик-оператор должен убедиться, что подвесная система спасаемого присоединена к крюку троса лебедки, доложить командиру о готовности к подъему, по его команде начать подъем. По завершении подъема необходимо завести спасаемого в грузовую кабину, отцепить подвесную систему, закрыть дверь грузовой кабины, помочь спасаемому снять подвесную систему. Подъем с поверхности воды по веревочной лестнице произво­дить с высоты не менее 15-20 м (при меньшей высоте возникают значительные волнения водной поверхности от работающего винта вертолета). На веревочной лестнице одновременно должны находиться не более 2-х человек (пострадавший и страхующий его спасатель). Страховку находящихся на лестнице людей производить тросом, верхний конец которого крепится в вертолете; спасателю, находящемуся в вертолете, потравливать трос, не выпуская его из рук и давая слабину. Во избежание поражения статическим электричеством запрещается: - касаться корпуса вертолета до его посадки на землю (касания воды тросом заземления); - при работе с лебедкой и грузом на внешней подвеске - касаться троса лебедки (груза) до момента соприкосновения их с землей (водой); - передавать из рук в руки груз из вертолета, находящегося в режиме зависания.   176. При спуске пострадавших с верхних этажей и крыш затопленных зданий с помощью лестниц и спасательной веревки необходимо: - верхний конец грузового троса крепить за прочный, устойчивый предмет в помещении здания; трос проводить через неострые кромки (края) предметов, подкладывая защитные приспособления; - потравливание троса при спуске проводить 2-мя спасателями в
- навала льда на берегах, затопленных сельскохозяйственных угодьях (что сдерживает выполнение сельскохозяйственных работ). При зажорах – разлившаяся вода замерзает, что приводит к дополнительным трудностям при ликвидации последствий. Места образования заторов можно разделить на: - постоянные (места перелома профиля реки, устья рек при впадении в море - Северная Двина в Белое море). Эти места известны заранее; - непостоянные – известны хуже – большей частью - это крупные повороты рек с сужением русла часто затор может быть в месте впадения крупного притока, если он вскрывается раньше основной реки (р. Юг - в Сухону). Зажоры льда свойственны рекам, замерзающим с низовий (в Северная Двина, Сухона). Заторы и зажоры по мощности могут быть: - катастрофически мощные – к расчетному максимальному уровню половодья + более 5 м; - сильные + (3-5м); - средние + 3м и менее; - слабые – поправки не вводятся. Мероприятия по защите от наводнений Время, характер и ожидаемые размеры наводнения можно заранее установить на основе прогнозирования – это позволяет: своевременно осуществлять предупредительные защитные мероприятия и тем самым – снизить ущерб от наводнения, а также создать благоприятные условия для своевременной организации аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах затопления.

       
 
Мероприятия по борьбе с наводнениями планируются заблаговременно и осуществляются по: - долгосрочным планам (сооружение дамб и т.д.) - планам предупредительного сезонного характера (разрабатываются ежегодно и выполняются при угрозе наводнения); в том числе по предупреждению заторов: сезонные: - ослабление льда химическими реактивами (поваренная соль, хлористый калий), зачерняющими материалами (шлак, торф, зола) - применение ледорезных машин - разрушение льда взрывами - взламывание льда судами перед началом ледохода долгосрочные: - расчистка и углубление русла реки - сооружение дамб и др. Руководство проведением мероприятий по защите от наводнения в районах подверженных наводнениям осуществляют комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности (КЧС и ПБ). Для выполнения мероприятий сезонного характера и аварийно – спасательных и других неотложных работ привлекаются спасательные и специально созданные формирования, а также население. Население может быть привлечено к работам: - по укреплению дамб; - устройству насыпей, перемычек, канав; - расчистке заторов; - дорожные и мостовые работы; - подготовка подъездных путей и переправ; - участие в выносе и вывозе материальных ценностей; - бытовому устройству и обслуживанию пострадавшего населения;
 
ном конце троса; при достижении этого норматива концы троса следует поменять местами. Спуск спасателей и подъем пострадавших и спасателей на борт вертолета осуществляются только по команде командира экипажа. Перед спуском спасатель обязан правильно надеть и подогнать подвесную систему, надеть страховочный пояс и закрепить страховочный трос, убедиться в закрытии замка стопора спусковой десантной системы, доложить о готовности к спуску. При спуске внимательно следить за расстоянием до воды (земли); при возникновении в ходе спуска крутящего момента необходимо развести руки в стороны до прекращения вращения; в случае зависания на спусковом устройстве спускающийся должен перегнуть нижний свободный конец шнура вдвое, продеть его в верхнее овальное отверстие пластины тормозного блока, охватить его петлей по выемкам и затянуть шнур; убедиться в надежности зависания, подать сигнал выпускающему - развести руки в стороны; отцепку замка вертлюга от траверсы десантного сидения производить только после уверенного приземления и касания земли (воды) тросиком заземления (перед отцепкой замка откинуть стопор замка, открыть муфту страховочного карабина); после отцепки выход осуществлять вперед - влево от вертолета на 20-40 м. В процессе выполнения операции по спуску и подъему должны строго выдерживаться место и высота зависания вертолета- Подъем пострадавших на борт вертолета в режиме зависания осуществляется с помощью бортовой лебедки - на десантном сидении; раненых и больных - с помощью подвесной десантной системы - на носилках. Подвесная система при подъеме носилок должна быть короткой - расстояние между лебедочным крюком (карабином) и нижней частью носилок - не более 80-90 см. Перед подъемом спасатель должен: - кратко проинструктировать спасаемых о правилах безопасности при подъеме; - помочь им одеть подвесную систему и подогнать ее по росту; - проследить, чтобы основной трос лебедки находился в натянутом состоянии; - подцепить к траверсе подвесной системы замок вертлюга, за­стопорить стопор замка;

175. Требования безопасности при спасении людей с затопленных зданий с помощью вертолета: - спасательные работы необходимо проводить при ветре не свыше 10 м/сек, видимости не менее 2 км и температуре воздуха в пределах +50 ...-20 °С; - спасатели должны быть экипированы с учетом состояния погоды и времени года; - вертолет, кроме комплекта системы спасения в режиме зависания, должен быть доукомплектован медицинскими средствами для оказания первой помощи, а в холодное время - средствами обогрева пострадавших; - снаряжение спасателей и другое необходимое имущество должно быть в упаковочной таре; погрузка неупакованных вещей запрещается; - посадка спасателей и погрузка имущества должны произво­диться при выключенном двигателе; - в полете запрещается находиться у открытой двери вертолета, передвигаться по кабине и курить; - при взлете и посадке вертолета запрещается находиться ближе чем 50 м от точки взлета (посадки); - в ходе проведения спасательных работ должна поддерживаться устойчивая связь между командиром экипажа, бортмехаником-оператором лебедки и высадившимися спасателями. Перед спуском спасателей бортмеханик-оператор обязан: - надеть страховочный пояс и закрепить страховочный трос; - проверить исправность тормозного блока лебедки (овальное отверстие в нижней части кожуха блока должно совпадать с таким же отверстием на пластине тормозного блока; фиксатор, находящийся в гнезде ролика, должен свободно, без задержек перемещаться при нажатии на скобу, расположенную с тыльной стороны тормозного барабана); - проверить правильность крепления троса к серьге и страховочной подвесной системе; - подцепить траверсу десантного сидения (карабин страховочной системы), застопорить замок стопора (закрыть муфту страховочного карабина), доложить командиру экипажа о готовности к спуску. Запрещается открывать двери грузовой кабины без команды командира экипажа. Запрещается производить более 50 спусков (подъемов) на дан
- поддержанию порядка и несению дежурства на постах в районе наводнения. По результатам прогноза или на основе опыта прошлых лет, население проживающие в местах возможного наводнения должно знать: - вероятное время наводнения; - сроки и интенсивность подъема уровня воды; - время, в течение которого проходит спад воды; - затапливаемые районы, участки, объекты, жилые здания и возможные последствия в результате затопления; - наиболее опасные и безопасные места для пребывания людей; - порядок и пути перехода на не затапливаемую территорию. На береговых объектах заблаговременно проводится подготовка к возможному затоплению: - заделываются отверстия в зданиях; - проверяются крепления дверей и окон; - проводятся работы по креплению затапливаемых сооружений и оборудования; - отключаются энергетические приборы и сети; - устанавливается порядок выноса и вывоза материальных ценностей; - то, что можно переносится на верхние этажи зданий и другие, не затапливаемые места; - металлические детали покрывают толстым слоем смазки; - приводят в готовность необходимый инструмент и ремонтный материал на случай аварии; - запасают мешки с песком, резиновые сапоги, одежду; - проверяют спасательные средства.  

к тонущему; - с шлюпки - встать в середине шлюпки так, чтобы средняя банка была между ногами, лодку развернуть кормой или носом к тонущему, затем бросить круг. При подаче спасательного конца Александрова надеть малую петлю на левую руку, в правую взять большую петлю с поплавком и набрать 4-5 шлагов троса, приняв положение устойчивого равновесия, сделать 2-3 круговых размаха, бросить спасательный конец поплавками вверх, по направлению к тонущему. 174. Требования безопасности при снятии людей с затопленных зданий, сооружений, деревьев с использованием плавсредств. При снятии людей с затопленных зданий, сооружений, деревьев с использованием плавсредств необходимо: - подходить к зданию (дереву) на малой скорости против течения с безопасной стороны; - замерить глубину воды на подходе и непосредственно у здания, убедиться в отсутствии подводных препятствий; надежно закрепить плавсредство; - закрепить страховочный трос для безопасности спасаемых при посадке; - при невозможности подойти к дому (дереву) вплотную для посадки могут быть использованы канаты, или посадка производится вброд, женщины и дети страхуются спасателями; - посадку осуществлять по одному; - в условиях сильного ветра поднимать пострадавших на борт плавсредства со стороны подветренного борта; - не перегружать плавсредство сверх установленной грузоподъемности, не садиться на борта, не ходить и не меняться местами во время движения. Размещение спасенных осуществляется в строгом соответствии с указаниями старшего, спасатели размещаются вдоль бортов и на корме; - всем спасенным, во время посадки, разъяснить требования безопасности, поддерживать строгую дисциплину; - при движении в зоне наводнения (затопления) вести наблюде­ние за затопленными местными предметами, плавающими льдинами, бревнами, деревьями в целях предотвращения столкновений с ними, повреждения и перевертывания плавсредств; - по прибытии в пункт высадки отметить время прибытия.

Постоянное наблюдение за режимом рек ведут посты гидрометеослужбы, могут создаваться временные ведомственные посты. Для получения данных об обстановке и выявлении объектов, населенных пунктов и районов могущих оказаться в зоне затопления ведется: - воздушная; - речная; - морская; - наземная разведка. Когда основные признаки наводнения станут очевидными: - во всех населенных пунктах и береговых объектах, которым угрожает затопление – создаются подвижные спасательные посты. Спасательные посты должны быть обеспечены: - плавсредствами; - автотранспортом; - спасательным, водолазным и медицинским имуществом; - специальными принадлежностями и инструментом; - телефонной связью с КЧС, ПСС, милицией, станцией скорой помощи. Все оснащение выделяют предприятия и организации, от которых формируются эти посты.     На спасательных постах оборудуются: - причальные устройства, обеспечивающие удобства для посадки и высадки людей; - к причальным устройствам должны быть оборудованы подъезды или временные дороги. Важнейшим мероприятием по снижению ущерба является - заблаговременная эвакуация населения и материальных ценностей. Решение о проведении эвакуации принимают КЧС.

водомета) - «вперед - назад» - с перекладкой руля в крайние положения; - расхождения плавсредств в узких местах производить левыми бортами на малой скорости; - в условиях плохой видимости, во избежание возможных столкновений плавсредств, идти следует со скоростью, при которой выполняется условие Требования безопасности по окончании работ 2 страница - student2.ru , где ( Требования безопасности по окончании работ 2 страница - student2.ru - длина тормозного пути при даче полного хода назад; D - дальность визуальной видимости); - при использовании самоходных плавсредств на быстром тече­нии, в зависимости от направления и скорости течения, точно рас­считывать скоростной режим движения, режим маневрирования; - использование несамоходных плавсредств на быстром течении не рекомендуется; - при использовании резиновых надувных лодок воздерживаться от плавания в условиях ледохода, при наличии в воде острых предметов, не допускать попадания на резиновые части кислот, щелочей, горючих материалов и других агрессивных жидкостей; - при использовании плавсредств руководствоваться приведенными в таблице пределами их применимости; - подходить к спасаемым с наветренной стороны с таким расчетом, чтобы инерцию движения погасить на расстоянии 3-5 м от них; - в условиях значительного волнения избегать установки плавсредств лагом (бортом) к волне; - при скорости ветра свыше 6 м/сек использовать лодки для спасения пострадавших запрещается; - при эвакуации материальных средств особое внимание уделять обеспечению устойчивости их на палубе. Правила подачи средств спасения При подаче спасательного круга: - с берега - взять круг с внутренней стороны, принять положение устойчивого равновесия, сделать 1-2 размаха на уровне плеча с таким расчетом, чтобы круг упал плашмя на близком расстоянии от тонущего; - с катера на ходу - соблюдая положение устойчивого равновесия, бросать круг со стороны того борта, каким катер подходит
Оповещение населения о начале и порядке эвакуации осуществляется по местному радио и ТВ, по месту работы, через домоуправления, при этом сообщаются - места развертывания сборных эвакопунктов (СЭП), пунктов временного размещения (ПВР); - сроки явки на них и что брать с собой; - о необходимости отключить электроэнергию, газ. Эвакуируется население в ближайшие незатапливаемые населенные пункты, где оборудуются пункты временного размещения, и организуется необходимое обслуживание (бытовое, медицинское). (смотрите приложение №1) Для эвакуации используется автотранспорт, плавсредства или пешим порядком. Переправа через затопленные места разрешается только – по разведанному, подготовленному и обозначенному броду. На берегу должны быть дежурный расчет, тягачи с буксирными тросами.     При внезапном наводнении: - люди должны занять верхние этажи, чердаки, возвышенные места; - организовать поиск людей оказавшихся в воде или полузатопленных зданиях, сооружениях, деревьях. С этой целью поисковые группы периодически подают звуковые сигналы. На весь период угрозы наводнения и во время наводнения через СМИ организуется информирование населения о состоянии обстановки и прогнозе ее развития, а также принимаемых мерах по спасению людей, о местах размещения пунктов временного размещения.   Ведение работ по поиску пострадавших Поиск пострадавших в зонах опасного уровня воды заключается в определении их мест расположения и состояния

Наши рекомендации