Задачи изучения дисциплины. Министерство образования и науки Республики Казахстан

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Казахский гуманитарно-юридический университет

ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ, БИЗНЕСА И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор-директор Высшей школы

экономики, бизнеса и социальных наук

к.и.н., доцент Мукатаева Л.К.

______________________________ «_____» ________________ 2011г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«Практикум по психологии (часть 1)»

для студентов специальности: 5В050300 - Психология

Высшая школа экономики, бизнеса и социальных наук

Кафедра социально – психологических дисциплин

Астана 2011г.

Учебно-методический комплекс дисциплины разработан на основании ГОСО по специальности бакалавриата 5В050300 – Психология, типовой программы ст.преподавателем, магистром Бухаровой А.Б. и преподавателем, магистром Юзупановой М.Н.

Обсужден на заседании кафедры социально – психологических дисциплин

Протокол № ____ от «_____»_________________________ _______ г.

Зав. кафедрой к.б.н., доцент Кобланова С.А.

________________ «_____» _________________________ ________г.

Утвержден на заседании УМС Высшей школы экономики, бизнеса и

социальных наук

Протокол № _____ от «_____»______________________ __________ г.

Председатель к.и.н., доцент Мукатаева Л.К.

________________ «____» ________________________ _________ г.

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Казахский гуманитарно-юридический университет

ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ, БИЗНЕСА И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор-директор Высшей школы

экономики, бизнеса и социальных наук

к.и.н., доцент Мукатаева Л.К

____________________________

Г.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

(syllabus)

Наименование дисциплины«Практикум по психологии (часть 1)»

Специальность: 5В050300 - Психология

Форма обучения дневная

Код дисциплины PP 2208

Всего 3 кредита

Курс 2 Семестр 3

Лекции 30 часов

Практические – 7 часов

Семинарские - 8 часов

СРСП 23 часов

СРС 67 часов

Экзамен 3 семестр

Трудоемкость 135 часов

АСТАНА 2011

Данные о преподавателе курса: Бухарова Анара Болатовна, ст.преподаватель, магистр и Юзупанова Мария Николаевна, преподаватель, магистр.

Пререквизиты:философия, общая психология, высшая математика.

Постреквизиты:психодиагностика, математические методы в психологии, экспериментальная психология.

Характеристика дисциплины:

В рамках этого курса студенты-психологи получают знания об основных методах в психологии, истории становления этих методов, истории эмпирических методов, история развития проективных методов; приобретают умения правильного подбора методов, соответствующих целям и задачам исследования, правильного построения эксперимента, обработки и интерпретации результатов; овладевают навыками практического психолога-исследователя и навыками работы с конкретными методами и методиками.

Таким образом, знания, полученные в рамках данного курса, обеспечивают более высокий уровень практической подготовки студента как специалиста - поскольку дают представление об основных методах психологии, о правильном подборе методов, соответствующих целям и задачам исследования, правильного построения эксперимента, обработки и интерпретации результатов.

«Практикум по психологии» - первый научный курс, который знакомит студентов с экспериментальными и математическими основами психологии. Следовательно, является необходимым для формирования профессиональной компетентности психолога-практика.

Цель преподавания дисциплины

«Практикум по психологии» является базовым курсом, целью которого является ознакомление студентов-психологов с основными методами психологической науки, способами работы с ними, их классификацией и особенностями применения, а также овладение знаниями и базовыми умениями научного изучения психологических законов экспериментальной работы.

Задачи изучения дисциплины

Основной задачей изучения дисциплины является - овладение знаниями и базовыми умениями научного изучения психологических законов экспериментальной работы.

Кроме этого в перечень задач изучения дисциплины входит:

- дать студентам и закрепить на практике знания об организации и планировании психологического эксперимента;

- ознакомление с историческими предпосылками развития практической и экспериментальной психологии;

- изучение методологических основ психологического исследования;

- составление методик, применяемых в психологических исследованиях;

- проведение на практике экспериментальных методик и их математическая обработка;

- приобретение профессиональных умений и навыков.

В результате изучения дисциплины «Практикум по психологии. Часть 1» студент должен приобрести:

- знания – об основных методах в психологии, истории становления этих методов, истории эмпирических методов, история развития проективных методов;

- умения правильного подбора методов, соответствующих целям и задачам исследования, правильного построения эксперимента, обработки и интерпретации результатов;

- навыки практического психолога-исследователя, навыки работы с конкретными методами и методиками.

Содержание дисциплины

Тематический план лекций

№ п\п Наименование главных разделов курса Количество часов
Лекция Практические и семинарские занятия СРСП СРС
Понятие о методологии применительно к эмпирическому психологическому исследованию
Основные методы психологического исследования
Метод наблюдения в психологии
Метод измерения
Психологический эксперимент
Ощущение. Восприятие
Внимание. Память
Мышление. Воображение
  Всего

Наименование тем лекционных занятий и их содержание

№ тем Темы и их объем в часах Контрольные вопросы Цели и задачи занятий Проблемные вопросы
1.   Тема 1. Понятие о методологии применительно к эмпирическому психологическому исследованию (3 часа) 1. Введение в экспериментальную психологию 2. Понятие о методологии, методе, методическом приеме и методике 3. Общая и специальная методология науки 4. Гуманитарные и естественнонаучные влияния на развитие психологии   Знакомство с методологией психологического исследования, анализ гуманитарной и естественнонаучной парадигм применимо к психологическому исследованию Соотношение гуманитарного и естественнонаучного влияния на развитие психологии Предпосылки развития методов и методологии психологического исследования
2. Тема 2. Общая характеристика способов получения первичных данных (6 часов) 1. Психологический анализ документов 2. Беседа и интервью 3. Экспертная оценка 4. Анкетирование 5. Личностные опросники 6. Тестирование   Знакомство и анализ основных методов психологического исследования   Сравнительный анализ контент-анализа, биографического метода и анализа продуктов деятельности Сходства и различия беседы и интервью Анкеты и тесты  
3.   Тема 3. Метод наблюдения в психологии (5 часов) 1. Понятие о наблюдении как исследовательском приеме и способе сбора эмпирических данных. 2. Возможности, ограничения и основные области применения наблюдения. 3. Классификация видов наблюдения. 4. Категории и единицы описания результатов наблюдения. 5. Основные способы фиксации данных наблюдения и формы отчета наблюдателя. 6. Планирование и организация наблюдения. Знакомство с общей характеристикой и особенностями организации и применения метода наблюдения в психологических исследованиях   Анализ требований к организации наблюдения Карточка наблюдения и дневник наблюдения Анализ понятий «интроспекция» и «самонаблюдение» Проблема соотношения наблюдения и других методов  
4.   Тема 4. Шкалирование (4 часа) 1. Понятие психологического шкалирования 2. Типы измерительных шкал 3. Нольмерное шкалирование 4. Одномерное шкалирование 5. Метод многомерного шкалирования   Знакомство с основами измерения в психологических исследованиях   Анализ методов многомерного шкалирования Практика использования измерительных шкал в психологии  
5. Тема 5. Психологический эксперимент (7 часов) 1.Понятие о психологическом эксперименте 2.Виды эксперимента 3.Планирование эксперимента 4.Экспериментальная выборка 5.Экспериментальные переменные 6.Виды валидности эксперимента 7.Этапы проведения эксперимента Знакомство с основами организации психологического эксперимента Социально – психологические проблемы психологического эксперимента Особенности психологического эксперимента Соотношение внешней и внутренней валидности Факторы угрожающие валидности эксперимента
6. Тема 6. Ощущение. Восприятие (1 час) 1. Общие проблемы изучения видов и свойств ощущений 2. Особенности восприятия, его отличие от ощущений 3. Общие задачи экспериментального исследования восприятия Ознакомление с особенностями исследования свойств ощущений и восприятия   Измерение чувствительности Сравнительный анализ ощущения и восприятия  
7. Тема 7. Внимание. Память (2 часа) 1. Основные свойства и виды внимания 2. Методы исследования свойств внимания 3. Основные понятия и положения 4. Специальные методы экспериментального исследования памяти Ознакомление с особенностями диагностики свойств внимания и особенностей памяти   Особенности измерения внимания Корректурные пробы Специальные методы исследования памяти
8. Тема 8. Мышление. Воображение (2 часа) 1. Виды и операции мышления 2. Методы исследования мышления 3. Воображение. Экспериментальные методы исследования воображения Ознакомлениес особенностями исследования мышления и воображения   Диагностика интеллекта Виды интеллекта Особенности измерения воображения  

Тематический план семинарских и практических занятий

Темы и их объем в часах Устный опрос Решение задач, проблемных вопросов Письменный опрос (тестовый опрос, контрольные работы, работа по карточкам, доклады, сообщения, рефераты, дом. задания и др.виды); выполнение практи-ческих заданий Применение современных методов обучения, использование инновационных технологий в учебном процессе Изучение учебно-монографической литературы
Понятие о методологии применительно к эмпирическому психологическому исследованию (1 час) Практическое занятие по разработке научно – категориального аппарата исследования 1. Методология психологического исследования. 2. История зарождения методов психологического исследования. 3. Основные понятия психологического исследования.   Устный опрос Глоссарий Интернет-консультации Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследований в психологии: Учебно-практическое пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 208 с. Куликов Л.В. Психологическое исследование. Учеб. пособие. - Санкт-Петербург, 1994. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. - Издательство: Питер, 2006. Готстанкер Р. Основы психологического эксперимента. – Изд-во: Академия, 2005.  
Основные методы психологического исследования (2 часа)
  1. Биографический метод.
  2. Глубинное интервью.
  3. Наблюдение.
  4. Контент-анализ.
  5. Беседа.
  6. Метод анализа продуктов деятельности.
  7. Метод экспертных оценок.
  8. Анкетирование.
  9. Тестирование.
  10. Личностные опросники.
  11. Проективные методы.
  12. Самонаблюдение и интроспекция.
Доклад, взаимоопрос Анализ примеров Пресс-конференция Бодалев А.А. Общая психодиагностика. Питер, 2002. Бурлакова Н. С., Олешкевич В. И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследований в психологии: Учебно-практическое пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 208 с. Кабаченко Т.С. Методика психологического воздействия. – М, 2000. Карандашев В. Н. - Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. - Изд-во: Речь, 2004. Куликов Л.В. Психологическое исследование. Учеб. пособие. - Санкт-Петербург, 1994. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.    
Метод наблюдения в психологии (2 часа) 1. Основные параметры наблюдения. 2. Схема наблюдения. 3. Формы фиксации и способы обработки данных наблюдения Устный опрос Анализ примеров Интернет-консультации Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследований в психологии: Учебно-практическое пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 208 с. Куликов Л.В. Психологическое исследование. Учеб. пособие. - Санкт-Петербург, 1994. Никандров В. В., Новочадов В. В. Метод тестирования в психологии. Учебное пособие. - Изд-во: Речь, 2003. Психологическая диагностика. Учебное пособие / Под П 86 ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. — М.: Изд-во УРАО, 1997.
Метод измерения (2 часа) 1. Типы измерительных шкал 2. Нольмерное шкалирование 3. Одномерное шкалирование 4. Модель шкалирования Фехнера 5. Модель шкалирования Терстоуна 6. Многомерное шкалирование Доклад, взаимоопрос Анализ примеров, глоссарий Пресс-конференция Куликов Л.В. Психологическое исследование. Учеб. пособие. - Санкт-Петербург, 1994. Психологическая диагностика. Учебное пособие / Под П 86 ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. — М.: Изд-во УРАО, 1997. Готстанкер Р. Основы психологического эксперимента. – Изд-во: Академия, 2005.
Психологический эксперимент (2 часа) 1. Виды психологического эксперимента 2. Формирование выборки испытуемых 3. Зависимая и независимая переменная 4. Этапы психологического экспериментального исследования Устный опрос Письменный анализ примеров Интернет-консультации Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследований в психологии: Учебно-практическое пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 208 с. Куликов Л.В. Психологическое исследование. Учеб. пособие. - Санкт-Петербург, 1994. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. Психологическая диагностика. Учебное пособие / Под П 86 ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. — М.: Изд-во УРАО, 1997. Готстанкер Р. Основы психологического эксперимента. – Изд-во: Академия, 2005.
Ощущение. Восприятие (2 часа) Практическое занятие 1.Общие проблемы изучения видов и свойств ощущений 2.Особенности восприятия, его отличие от ощущений 3.Общие задачи экспериментального исследования восприятия   Устный опрос Отбор диагностических методик. Интернет-консультации Куликов Л.В. Психологическое исследование. Учеб. пособие. - Санкт-Петербург, 1994. Готстанкер Р. Основы психологического эксперимента. – Изд-во: Академия, 2005. Зейгарник Б.В. Патопсихология. - М.: Издательство Московского университета, 1986. Патопсихологическая диагностика / Блейхер В. М., Крук И. В.— К.: Здоров'я, 1986.
Внимание. Память (2 часа) Практическое занятие 1. Основные свойства и виды внимания 2. Методы исследования свойств внимания 3. Основные понятия и положения 4. Специальные методы экспериментального исследования памяти Устный опрос Отбор диагностических методик. Интернет-консультации Куликов Л.В. Психологическое исследование. Учеб. пособие. - Санкт-Петербург, 1994. Готстанкер Р. Основы психологического эксперимента. – Изд-во: Академия, 2005. Зейгарник Б.В. Патопсихология. - М.: Издательство Московского университета, 1986. Патопсихологическая диагностика / Блейхер В. М., Крук И. В.— К.: Здоров'я, 1986.
Мышление. Воображение (2 часа) Практическое занятие 1. Виды и операции мышления 2. Методы исследования мышления 3. Воображение. Экспериментальные методы исследования воображения   Устный опрос Отбор диагностических методик. Интернет-консультации Куликов Л.В. Психологическое исследование. Учеб. пособие. - Санкт-Петербург, 1994. Психологическая диагностика. Учебное пособие / Под П 86 ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. — М.: Изд-во УРАО, 1997. Готстанкер Р. Основы психологического эксперимента. – Изд-во: Академия, 2005. Зейгарник Б.В. Патопсихология. - М.: Издательство Московского университета, 1986. Патопсихологическая диагностика / Блейхер В. М., Крук И. В.— К.: Здоров'я, 1986.

Наши рекомендации