Глава 5. отношение к сну и сновидениям

«Мечтания есть такие сновидения, которые не стоят неизменными в воображении ума; по которым предметы перемешиваются, одни вытесняют другие или изменяются в другие; от них никакой не бывает пользы, и самое мечтание их исчезает вместе с пробуждением. Их тщательнейшие ревнители презирать должны». (Преп. Никита Стифат) [49]

«Некоторые хотят, чтобы человеческая душа имела в себе самой способность предвидеть будущее. Но если так, то почему она не всегда может пророчествовать, когда хочет? Не потому ли, что не всегда получает пособие? Но если получает пособие, то от кого и каким образом? Не видит ли она в себе чего-либо такого, что не видимо для нее в бодрственном состоянии, подобно тому, как мы не всегда созерцаем заключающееся в памяти? Или, освобождаясь от препятствий, она своею силою открывает то, что должно быть предметом видения?. Что из этого верно, сказать не могу утвердительно. Не сомневаюсь только в том, что телесные образы, которые созерцаются духом, не всегда бывают знамением иных вещей. Мы видим во время сна бесчисленные образы вещей, непостигаемых телесными чувствами. Но кто может объяснить, каким образом и какою силою это бывает? Кто осмелится сказать что-либо определенное об этих редких и необыкновенных явлениях? Я не берусь объяснить это, потому что не могу понять даже того, что бывает с нами в бодрственном состоянии». (Блж. Августин) [31]

5.1. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ О НЕДОВЕРИИ КО СНУ

В Писании неоднократно упоминается о ложных снах и о том, как пагубно доверие им и попытки выдать их за откровения: «Ибо терафимы говорят пустое, и вещуны видят ложное и рассказывают сны лживые; они утешают пустотою; поэтому они бродят как овцы, бедствуют, потому что нет пастыря». (Зах.10:2)

«Думают ли они довести народ Мой до забвения имени Моего посредством снов своих, которые они пересказывают друг другу, как отцы их забыли имя Мое из-за Ваала? Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого – Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном? говорит Господь. Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу? Посему вот, Я — на пророков, говорит Господь, которые крадут слова Мои друг у друга. Вот, Я — на пророков, говорит Господь, которые действуют своим языком, а говорят: "Он сказал". Вот, Я — на пророков ложных снов, говорит Господь, которые рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им, и они никакой пользы не приносят народу сему, говорит Господь». (Иер.23:27-32)

«И вы не слушайте своих пророков и своих гадателей, и своих сновидцев, и своих волшебников, и своих звездочетов, которые говорят вам: "не будете служить царю Вавилонскому". Ибо они пророчествуют вам ложь, чтоб удалить вас из земли вашей, и чтоб Я изгнал вас и вы погибли». (Иер.27:9,10)

«Ибо так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: да не обольщают вас пророки ваши, которые среди вас, и гадатели ваши; и не слушайте снов ваших, которые вам снятся». (Иер.29:8)

«Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: "пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им", — то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей. Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь, заповеди Его соблюдайте и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь. А пророка того или сновидца того должно предать смерти за то, что он уговаривал вас отступить от Господа, Бога вашего, выведшего вас из земли Египетской и избавившего тебя из дома рабства, желая совратить тебя с пути, по которому заповедал тебе идти Господь, Бог твой; и так истреби зло из среды себя». (Втор.13:1-6)

5.2. СВЯТЫЕ ОТЦЫ О ДОВЕРИИ СНАМ

Хотя, как было показано выше, сон и сновидения не всегда результат деятельности демонов, но бывают и от Бога, однако ввиду того, что для людей, в духовном отношении несовершенных, отличить эти сны от диавольских наваждений бывает сложно, святоотеческая мысль однозначно, единогласно и категорично призывает не верить снам вообще. «Исторически подтверждается, что бывают сновидения от Бога, бывают свои, бывают от врага. Как разузнать – ума не приложить. Глазок смотрок. Решительно только можно сказать, что сны, противные православному христианству, должно отвергать. Еще: никакого нет греха не следовать снам, когда не достает уверенности. Божии сны, кои исполнять должно, повторительно были посылаемы». (Cвт.Феофан Затворник) [70, с. 178]

«Совершенно не верить никакому сонному мечтанию. Ибо сны наибольшей частью бывают не что иное, как идолы помыслов, игра воображения или бесовские над нами наругания и забавы. Если, держась сего правила, мы иногда не примем такого сновидения, которое послано будет нам от Бога, то не погневается за это на нас любвеобильный Господь Иисус, ведая, что мы дерзаем на это из опасения бесовских козней». (Блаж. Диадох Фотикийский) [58]

«Не верь обманчивым снам, возлюбленный; “сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению” (Сир. 35: 7). Ибо какой меры совершенств достигли мы, чтоб видать нам видения ангелов?» (Прп.Ефрем Сирин) [71]

«Когда будешь верить снам, то, точно, немудрено впасть в прелесть. Святые отцы совсем отвергают и велят не верить снам, нам страстным и самомнительным. Вместо того чтобы смущаться о пустой мечте, надобно смотреть свои грехи и всегда себя укорять за неисправление и смиряться, чем привлечешь на себя помощь Божию». (Прп. Макарий Оптинский) [72]

«Снам верить пусть опасается, довольно с нее успокоения в совести; хотя бы и благодатный был сон, но все не погрешит, когда, опасаясь прелести, вменит себя недостойною того быть». (Прп. Макарий Оптинский) [72].

«Более же всего остерегайся верить твоим снам и сновидениям, старайся забывать их и не приписывай им никакого значения». (Прп. Амвросий Оптинский) [57] 378.

«Сколько безрассудно внимать, тем более доверять снам, и какой страшный вред может родиться от доверия к ним. От внимания к сновидениям непременно вкрадывается в душу доверие к ним, и потому самое внимание строго воспрещается». (Свт. Игнатий Брянчанинов) [26, с. 349]

«Да довлеет, однако ж, нам паче как великая добродетель то правило, чтобы отнюдь не верить никакому сонному мечтанию. Ибо сны наибольшей частью бывают ничто иное, как идолы помыслов, игра воображения или бесовские над нами наругания и забавы. Если, держась сего правила, мы иногда не примем такого сновидения, которое послано будет нам от Бога, то не прогневается за это на нас любвеобильный Господь Иисус, ведая, что мы дерзаем на это из опасения бесовских козней. Ибо, хотя предреченный способ различения снов верен, случается, однако, что душа по некоему восхищению вражиему нечувствительно и непроизвольно будучи осквернена, без чего, как думаю, никто не обходится, теряет след верного различения и верит снам недобрым как добрым». (Блаж. Диадох) [58, с. 27]

Консенсус патрум – согласие отцов, согласно которому любое суждение, имеющее свое подтверждение многими авторитетными писателями церкви и святыми отцами, являет собой истину. Истина данного вопроса – снам верить не рекомендуется.

Если же сны побуждают нас к добру и удерживают от зла, то такие сны духовно полезны.

Если же нет уверенности или разумной причины думать, что сон происходит от Бога, то нет необходимости обращать внимание на такие сны. Святитель Феофан Затворник писал: «Сны лучше пропускать без внимания. Иные из них, может быть, и значат что-либо, но как нам определять это точно не дано, а догадки можно настроить обманчивые и неполезные, то и лучше забывать их. Они на это и приговорены естественно, ибо обычнее забываются. К сведению примите, что сны бывают натуральные, бывают от Ангелов и святых, бывают и от бесов. Которые от Ангелов и святых, мир душевный созидают и надолго оставляют его в душе, а которые от бесов — мир внутри разоряют; свои же сны — пустопорожни и беспорядочны. Бесы бессильны, — и ничего не могут нам сделать. Но им попускается иногда поближе подступить к рабам Божиим и потревожить их, частью для испытания, частью для научения, частью для показания им самим, что такое они суть. В этих же видах попускается им и сны соплетать».

«Мы должны помнить, что сон, виденный от Бога, после пробуждения, порождает в сердце чувства кротости, смирения, любви, но ни в коем случае уныния или гордыни. После такого сна появляется желание помолиться, и на сердце нет даже следов неприязни к кому бы то ни было. И напротив, сон, навеянный демонической силой, порождает гордость,тревогу, волнение, а иногда озлобление, обиду и уж никак не располагает к молитве. Сны, от которых в душе бывают смущения, необходимо отсекать сразу же». (Архиепископ Запорожский и Мелитопольский Василий) [59, с. 3]

Увлечение толкованиями снов и чрезмерное к ним внимание может привести к ложному духовному опыту. Об этом читаем в одном из писем святителя Феофана Затворника: «Вы спрашиваете, можно ли верить снам? Лучше не верить, потому что враг и наяву много пустяков навевает в голову, а во сне это ему еще удобнее. Если какие сны сбываются, то по сбытии благодарите Господа за милость. И за приятные и назидательные сны благодарите. От снов соблазнительных скорее очищайте по пробуждении душу свою и память. Самое хорошее к тому средство - молитва и приведение на память добрых событий, особенно из евангельской истории. Печатлейте тогда посильнее эти события в голове и глаз умственных с них не спускайте. Держите на них все внимание. Дурные мысли тотчас начнут ослабевать и уйдут». [73, с 116]

«Для нас же, находящихся в значительной мере еще под влиянием лукавого духа, имеет приложение вышеупомянутое правило св. отцов - не придавать значения обычным снам. Однако, поскольку, по милости Божией, мы часто видим и чувствуем Божие вразумление себе наяву, то и над некоторыми снами следует, может быть, задумываться и попробовать их уяснить себе: не обличает ли Господь меня в этом сне в каком-либо грехе, пристрастии или слабости; не хочет ли Он в чем-либо вразумить меня или предостеречь от чего-либо?

Конечно, все свои сны мы должны сохранять в тайне. Лишь духовному отцу или старцу, или опытному в духовной жизни лицу, можно рассказывать сны для того, чтобы получить разъяснение тех из них, за которыми мы почувствуем особое значение.

Как в отношении суждения о снах - являются ли они благодатными или от лукавого, так и в отношении вообще всех сверхъестественных явлений, у иноков Старого Афона есть правило: "Не принимай и не отвергай".

Это мудрое правило спасает человека от гордости и превозношения, если такие явления он будет приписывать благодати; а также спасет и от хулы на благодать, если действительно имело место проявление благодати». (Н.Е. Пестов) [30, с. 299]

«Таким образом сновидение, само по себе, не может и не должно иметь никакого значения. Смешно же и вполне нелогично желание некоторых видеть в бреднях сновидений своих предсказание своей будущности или будущности других или какое-нибудь другое значение. Как быть тому, на существование чего нет никакой причины?...

Нам надо знать и знать, что в нашем состоянии, еще не обновленном благодатию, мы неспособны видеть иных сновидений, кроме составляемых бредом души и наветом демонов». (Свт. Игнатий Брянчанинов) [26, с. 346-347]

5.3. ИЗЛИШНИЙ СОН

Любое излишество есть грех. То же самое касается и сна. Если он сам по себе предназначен человеку в помощь, то излишество в нем приводит ко вреду и постепенному атрофированию как телесных, так и духовных сил.

Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Как много пить зависит от привычки, так и много спать. Потому-то и должно нам, особенно в начале нашего подвига, подвизаться против сна; ибо трудно исцелить давний навык» (Прп.Иоанн Лествичник) [36, с. 173]. Преподобный Паисий добавляет: «…как многоядение и многопитие переходит в обычай… так и сон: если кто ослабеет и не борется со сном, а хочет спать до насыщения, много тогда и природа требует сна… Кто, например, навыкнет много есть, особенно же пить, много природа просит; а кто навыкнет мало есть, мало тогда и природа просит; - так и сон: если кто ослабеет и не борется со сном, а хочет спать до насыщения, много тогда и природа требует сна… Ничто так не помогает против сна, как следующие четыре добродетели: воздержание, трезвение, молитва Иисусова и память смертная; эти добродетели называются бодрым и трезвым стражем» (Прп. Паисий Величковский) [74, c. 33-36]

«Кто долго спит, для того интересы духовные делаются чуждыми, молитва трудною, наружною и несердечною, а интересы плоти становятся на первом плане… Излишний сон вреден, расслабляет душу и тело» (Cв. Иоанн Кронштадтский)

«Бодрствующее око очищает ум, а долгий сон ожесточает душу. Бодрый инок – враг блуда, сонливый же – друг ему. Бдение есть погашение плотских разжений, избавление от сновидений… Излишество сна – причина забвения; бдение же очищает память. Многий сон есть неправедный сожитель, похищающий у ленивых половину жизни или еще больше». (Прп.Иоанн Лествичник) [36, с. 175-176] «Великое, братие, бедствие есть сон: как мгла покрывает солнце, так многий сон закрывает созерцательную силу ума и, как завесу, налагает забвение на ум, который становится от того нечувствительным ко всему доброму духовному и непамятливым… Бесы, как тьмою ум омрачают и как водою погашают огонь, так дремотою и сном они одолевают, чтобы иметь возможность лишить душу всех добрых дел и навести на нее страсти». (Прп. Паисий Величковский) [74, c. 33]

Излишний сон неполезен даже для детей. Он развивает у ребенка флегматические черты, нарушает функции кровообращения и пищеварения и даже задерживает умственное развитие. «Сон неумеренный вреден», - говорит Одиссею свинопас Евмей. [3, с. 69]

Однако, в борьбе с многоспанием не следует поступать фанатично, потому как впадение в эту крайность приносит большой вред как телу, так и духовной составной человеческой природы, как о том предупреждает преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, говоря об опыте подвижников из Скитской пустыни: «По коварному действию дьявола сон до того удалился от глаз моих, что я, проведя много ночей без сна, молил Господа, чтобы немного соснуть мне. И я был в большей опасности от неумеренности в посте и бдении, нежели от чревоугодия и долгого сна. Итак, нам следует заботиться как о том, чтобы по желанию плотского удовольствия не принять пищи прежде назначенного времени или сверх меры, так и о том, чтобы употреблять ее и спать в назначенный час, даже если не хочется. Потому что и чрезмерное желание плотского удовольствия и отвращение от пищи и сна возбуждаются врагом нашим; неумеренное воздержание вреднее пресыщения, потому что при содействии раскаяния можно от последнего перейти к правильному рассуждению, а от первого нельзя.». (Прп. Иоанн Кассиан, Римлянин) [52, с. 243]

О той же умеренности в подвигах пишет и святитель Игнатий (Брянчанинов): «Должно довольствоваться пищею и сном постоянно умеренными, соразмерными с силами и здоровьем, чтоб пища и сон доставляли телу должное подкрепление, не производя непристойных движений, которые являются от излишества, не производя изнеможения, которое является от недостатка».

Поэтому, исходя из собственных сил, нам необходимо разумно, не допуская крайностей, приучить себя к постоянному и стабильному графику сна. В одно и тоже время ложиться спать и в одно и то же время просыпаться. Это будет залогом не впасть в чрезмерность и добрым стержнем бодрости жизненной активности на протяжении всего дня. По официальной медицинской установке, продолжительность сна должна составлять в среднем 7-8 часов. Но эта цифра может меняться в зависимости от особенностей физиологии и жизненного строя человека. Самое главное в регулировании своего сна – не впадать в крайности и не расслабляться. Ко сну нужно относиться с рассудительностью.

5.4. СОВЕТЫ ПЕРЕД СНОМ

Прежде чем думать, правильно ли мы спим, стоит поразмыслить над тем, правильно ли мы бодрствуем. По сути, подготовка ко сну идет на протяжении всего дня, и организация правильного ритма – лучший способ избавиться от недоумений, особенно это касается вечерних часов. Окинем взглядом свое бодрствование: все ли там благополучно? Все ли мы делаем для того, чтобы жизнь наша была насыщенной и интересной? Развиваем ли мы должным образом свои дарования, приносим ли ту пользу ближним, на которую способны? Имеем ли мы право спать сном праведника, как замечательно называли в старину крепкий, ничем не омраченный сон? [3, с. 237]

Каждый человек, посвоему организовует вечернее время, в зависимости от образа жизни. Кто-то спит после обязательных прогулок, кто-то привык засыпать с книгой. Хотя последние портят себе глаза, но они сохраняют сон и нервную систему. Нейрофизиологи доказывают, что утомление мышц, двигающих глазные яблоки, способствуют сну: центры, управляющие этими мышцами, соседствуют с регуляторами сна и бодрствования.

Необходима также хорошая физическая форма, поддерживаемая физкультурой. Систематические упражнения дают определенную нагрузку на мышечный тонус, стабилизируя и развивая все системы организма, налаживая правильную работу внутренних органов. Активное бодрствование – залог хорошего сна.

Необходимо стараться ложиться спать всегда в одно и то же время. «Спи в одно определенное время или на вечер или ночью». (Прп. Паисий Величковский) [74, c. 35]

Всем, а особенно детям, спать нужно в как можно более спокойной обстановке. Должна быть обязательно хорошо проветренной комната, а ещё лучше спать при открытой форточке.

За час до сна необходимо прекратить всякие серьёзные умственные занятия и тяжёлую физическую работу, очень полезны прогулки на свежем воздухе.

Закрывать лицо одеялом или подушкой и вообще укрываться слишком тепло не рекомендуется. Постель должна быть твердой, а подушка низкой. [24, с. 389]

Необходимо духовно бодрствовать, не расслабляя духовные силы и не теряя память о духовной борьбе, потому перед сном христианину необходимо в обязательном характере молиться. Духовная борьба никогда не прекращается, а во время сна более усугубляется, так как тогда мы становимся более уязвимыми и открытыми для бестелесных сущностей. Наша логическая и мысленная способность отключена и критически относиться к сонному окружению не можем, это очень опасно и может привести к усилению страстей или к прелестным состояниям. Поэтому, молитва нам особо необходима, как настраивающая ум к Божественному, и ограждающая от демонских влияний. Мы призываем Бога и просим Его о покровительстве и защите в то время, когда мы будем спать. Испрашивем благословения и благодарим за прожитый день, молясь, чтобы Господь умирил наши силы как телесные, так и духовные.

Поздно вечером часто бывает трудно сосредоточиться из-за усталости, поэтому рекомендуется читать вечерние молитвы в свободные минуты, когда удобнее всего. Четких временных условий для вечерних молитв нет. Если есть возможность, во время молитвы хорошо уединиться или встать перед иконой. Помолившись Богу, испросив благословения на наступающую ночь, можно отходить ко сну, но помня, что мы сами по себе беззащитны и только Господь нас оберегает.

«Возлегши на постель, мы должны бодрствовать и трезвиться, потому что тогда ум наш один без тела борется с бесами; и если он бывает сластолюбив или исполнен сладострастных мечтаний, то охотно делается предателем.

Память смерти да засыпает да и возстает с тобою, и вместе с нею Иисусова молитва единопомышляемая, ибо ничто не может тебе доставить столь сильное заступление во время сна, как сии делания... [36, с. 236]

…Есть бес, который, как только мы возлегли на одр, приходит к нам и стреляет в нас лукавыми и нечистыми помыслами, чтобы мы, поленившись вооружиться против них молитвою и уснувши со скверными помыслами, объяты были потом и скверными сновидениями». (Прп.Иоанн Лествичник) [36, с. 158]

Преподобный Антоний Великий советует: «Когда склоняешься на свое ложе, с благодарением вспоминай благодеяния и промысл Божий. Тогда… сон тела будет для тебя трезвением души, смежение очей твоих – истинным видением Бога, и молчание твое, будучи преисполнено чувством блага, от всей души и силы воздаст восходящую горе сердечную славу Богу всяческих». (Прп. Антоний Великий) [75].

А преподобный Нил Сорский советует обращать внимание и на положение тела, готовясь ко сну: «Наипаче должно соблюдать себя во время сна, благоговейно, с помышлениями, внутрь себя собранными, и с благочинием в самом положении наших членов; ибо сон сей маловременный есть образ вечного сна, т.е. смерти, и возлежание наше на одре должно напоминать нам положение наше во гроб. И при всем этом всегда должно иметь пред очами своими Бога… Поступающий так всегда в молитве пребывает»

5.5. ПОСЛЕ СНА

Бывает так, что, проснувшись, нам хочется немного полежать, понежиться. «Когда, по гласу духовной трубы (колокола), видимо собираются братия, невидимо стекаются душевные враги. Одни приступают к постели, когда мы встали, и подущают нас снова лечь на нее, говоря: “Подожди, пока кончатся начальные песни, и тогда пойдешь в церковь”. Другие предстоящих на молитве погружают в сон». (Прп.Иоанн Лествичник) [36, с. 173]

Зачастую утром человек просыпается сразу же после фазы быстрого сна, поэтому сон активно запечатлен в сознании и ярко воспринимается в воображении. Мы не успеваем забыть его, а эмоциональная нагрузка, сопровождавшая сновидение начинает паразитировать, подкидывая ложные впечатления. Если сон был плохой, то эмоциональное сопровождение имеет негативный характер. Есть даже народная пословица: «встал не с той ноги» Необходимо учитывать еще то, что сны бывают бесовского происхождения, имеющие своей целью ввести человека в прелестное заблуждение. Поэтому утренние сны, могут в себе иметь духовно-опасное содержание, отпечатлевающееся на подсознательном уровне, диктуя ложные чувства и мысли. Есть между злыми духами бес, называемый предваритель, который тотчас по пробуждении, является искушать нас и оскверняет первые наши мысли. Посвящай начатие дня твоего Господу, ибо кому прежде отдашь их, того они и будут. Один искуснейший делатель сказал мне сие достойное внимания слово: «По началу утра, - говорил он, - предузнаю я все течение дня моего». (Прп.Иоанн Лествичник) [36, с. 236] Из этого следует, что нельзя обращать внимание на сны приснившиеся утром, но сразу стараться их забывать.

«Мы чаще всего видим сны, являющиеся продуктом работы головного мозга. И чтобы не заблудиться, прп. Амвросий Оптинский и другие святые рекомендуют: проснувшись, просто не вспоминать виденное во сне, а посмотреть в окно и, трижды прекристившись, проговорить: «Слава Тебе, Боже!»» (Архиепископ Запорожский и Мелитопольский Василий) [73, с. 3]

«Никто в продолжение дня не представляй себе в уме случающихся во сне мечтаний; ибо и то есть в намерении бесов, чтобы сновидениями осквернять нас бодрствующих». (Прп.Иоанн Лествичник) [36, с. 155]

Вступая в новый день, человеку необходимо настроить себя на определенную нотку, которая должна звучать и сопровождать жизнь на протяжении всего дня. По пробуждении личность частично отягчена остаточными отблесками прошедшего сонопровождения и поэтому нужно себя перенастроить к бодрствованию и не просто к активности, но к правильному умственному и духовному настроению. Мысли и чувства нужно настроить к Божественному, благодаря и прося благословения помощи в предстоящий день. Поэтому вполне трезво общецерковное требование благочестия ежедневно молиться утренними молитвами, расположенными практически в каждом молитвослове.

В условиях современной жизни с ее загруженностью и ускоренными темпами нелегко отводить для молитвы определенное время. Однако лучше всего утренние молитвы читать до начала всякого дела.

Многие благочестивые люди, совершив утреннее, молитвословие съедают после этого кусочек просфоры и запивают его небольшим количеством святой воды.

После того, как молитвеннее правило совершено, очень полезно сделать утреннюю зарядку, приводящую мышечный тонус в активное состояние. Мышцы наутро становятся расслабленными и в них еще остается остаток веществ способствующих сну. Поэтому нам необходима небольшая физическая встряска, активизирующая мышечные соединения и полностью выводящая токсины сонных веществ из организма. Это залог бодрости и ясности ума на протяжении всего дня. «Поспавши первый сон, вставать в то время кажется и тяжело и больно, как бы все члены больны и расслаблены, когда же человек укрепится, встанет и проходится немного на ветре, то исчезнут все болезни и тяготы; и весь день будет он весел и радостен, что не поленился». (Прп. Паисий Величковский) [74, c. 35]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы можем знать только отчасти, потому что повреждены и видеть Божественное домостроительство не всегда в состоянии. «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан». (1Кор.13:12) Размышления в области сна можно продолжить и коснуться еще ряда интереснейших моментов, но то, что мы знаем лишь отчасти, не дает нам возможности и права судить о делах Божьих, творимых с нами. Нам остается только видеть своими поврежденными очами всю сложность и неповторимую гармоничность тварного мира и прославлять всемогущество Творца, помня, что творения Его «добры зело». «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма». (Быт.1:31)

Однозначный вывод из всего вышесказанного говорит о сложности домостроительства Божья во всем творении. Мы коснулись всего лишь одного, малого аспекта жизни человека, но сколько еще не разгаданного, необъяснимого, даже таинственного и мистического остается за границами человеческого понимания. Сколько загадок и не изученных явлений физиологии остаются белыми листами в книги познания природы творения? А сколько открытий еще предстоит познать уму человеческому? Сколько удивлений и перемен в мнениях потрясут умы ученых и богословов?

Сон продолжается изучаться в научных кругах и сомнология, как наука, еще даст свои плоды, являя всем премудрость и сложность Божьего творения.

Церковь спасает человека от греха и погибели, направляя к Божественному, преображая и изменяя все составные природы, приводя в естественное состояние их силы. Призывает отречься от власти греха и обратить свою жизнь к Богу, измениться и жить согласно Божестевнным законам в любви и мире с Богом и друг с другом. Мысль Церкви всегда говорит о нравственности, предохраняя от заблуждений и опасных злоупотреблений, преследующих человека на протяжении всей жизни. И потому не оставляет без внимания ни одного аспекта жизни, давая наставления и предписания для правильного понимания и жизненного употребления наших сил.

Сон и сновидения занимают в нашей жизни очень важное место. Без сна мы можем умереть или сойти с ума. Наше тело и психика не могут полноценно функционировать, если есть недостаток сна. Во сне Господь часто открывает Свою волю и порой спасает от погибели заблудшие души. Вот так велико значение сна и сновидений в жизни человека. Святоотеческая мысль научает нас как относиться к этой жизненно важной функции организма, не оставляя за собой двусмысленностей и непонятностей, отвечая на вопрос вопрошающих ума и души: «Зачем нужен сон и как к нему относиться?»

Хотелось бы привести слова двух великих пастырей, которые ставят как бы точку в этих размышлениях. Они дают понять, что центр жизни христианина – не видения или психические процессы, но Христос, к Которому мы восходим…

«Истинной живой веры мало у нас, но зато мы предельно поражены суевериями. Суеверия, "суея", пустая, ложная вера. И чем только не заменяем мы истинной веры в благой Промысел Божий! Верим в какие-то "счастливые" и "несчастные" дни, в "тяжелые" и "легкие" дни. Боимся начать даже доброе дело в "тяжелый" день, нисколько не задумываясь, что до другого дня мы можем и не дожить. Верим всяким снам, толкуя их, гадаем по ним, обольстившись сновидениями, еще какие-то "пророческие" сны начинаем видеть и доходим через это до помрачения ума и болезни... Кайтесь Господу!» (Архимандрит Иоанн (Крестьнкин)) [60]

Но ложась в постель, мы должны думать не только о себе, и охранять не только свой сон, но и помнить о тех, которые также в этот момент готовятся ко сну, которые возможно не уснут по тем или иным причинам, а может больше не проснутся... Христианство призывает к умерщлению эгоизма, постоянно напоминая, что есть еще и другие люди, для которых жизнь, возможно важнее, чем для нас. Поэтому мы должны охранять не только свой сон, но и сны других, нуждающихся в нашей незримой поддержке и защите.

Вселенная начинается и заканчивается не только нашим обзором, но бесконечна и вечна, сколько бесконечен голос личности и бессмертна душа. Господь промышляет о всей вечности и вселенной, защищает от зла все души и нашу в честности, помнящую о других душах, ждущих наших вечерних молитв.

«Большинство из нас вступает в ночь покоя; мы отложим тяготу дня, усталость, тpевоги, напpяжение, озабоченность. Мы отложим все это на поpоге ночи и войдем в забытье. В этом забытии мы беззащитны; в течение этих ночных часов Один Господь может покpыть нас Своим кpылом. Он силен огpадить наши сеpдца пpотив того, что может подняться из наших еще не очищенных, не пpосвещенных, не освященных глубин. Он силен огpадить наши мысли, наши сновидения, спасти наши тела.

Мы войдем в ночной покой, но пpежде – вспомним тех, кто вступает в ночь, полную тpевоги.

В больнице или в комнате больного есть люди, котоpые не уснут, потому что им больно, потому что им стpашно, потому что они в тpевоге за любимых, из котоpых одни несут вместе с ними бpемя их болезни, а дpугие осиpотеют с их смеpтью.

Есть люди в одиночестве тюpьмы; некотоpые из них молоды, и где-то за стенами есть девушка, котоpую они любят, есть их дети, их товаpищи, есть свобода, была надежда – а тепеpь ничего не осталось.

Есть и такие тюpьмы, где ночи ужасны, где сейчас начнутся допpосы; они тянутся долгие часы в сеpдцевине ночи; кого-то будут бить, кто-то подвеpгнется пыткам. Они веpнутся в свои камеpы обессиленными и вступят в день, в котоpом им не будет отpады, один стpах пеpед гpядущей ночью. Сейчас над ними замыкается ночь, стpах окутывает их тело, их душу.

Кpоме того, есть во всех гоpодах ночь шумная, ночь кабаков, ночь азаpтных игp, ночь пьяницы, ночь, в котоpой юноши и девушки потеpяют чистоту; ночь, когда супpуги, позабыв любовь, охваченные только желанием, будут гpубы дpуг с дpугом.

Есть люди, котоpые потеpяют честь, и кому стыдно будет пpоснуться утpом.

Есть и те, кто пользуется всем этим, кто спаивает, кто соблазняет, кто отpавляет наpкотиками, те, кто смеется демонским смехом, не понимая, что pешается их вечная участь.

Тех – да сохpанит Господь; но этих – да помилует их Бог!

И есть в этой ночи те, кто будет пpедстоять пеpед Богом: мать у изголовья pебенка; жена, муж возле умиpающего супpуга; есть все те, кто посвятит ночь молитве. Есть в ней мальчик, котоpый в одиннадцать лет ушел из Москвы, сказав матеpи: "Бог зовет меня молиться в лесу"; пpошло уже пять лет; он один в лесной чаще, сpеди снегов лютой pусской зимы.

И сколько, сколько дpугих! В этой ночи не уснет вpач, и сиделка будет боpоться со сном. Есть целый миp жизни и стpадания, и надежды, и смеpти... и pадости, и Божественого пpисутствия; все это есть в этой ночи.

Пpежде чем пpедаться отдыху, поблагодаpим Бога за все, что Он нам посылает, и попpосим, чтобы пока мы, забывши все, будем спать, Он помнил стpаждущие тела – как больного, так и пpоститутки; pебенка и стаpика; заключенного, котоpого допpашивают, как и того, кто его подвеpгает допpосу; того, кто пользуется чужой слабостью, как и того, кто сломлен в своей слабости; того, кто стоит пеpед Богом в своей пламенной боpьбе между жизнью и смеpтью миpа. Пусть Он помянет всех в Своем Цаpстве, и пусть пpидет миp, и пpощение, и милость. Пусть самый ужас станет не концом, а новым началом. Пусть Тот, Кто пеpед лицом пpедательства познал пpедельный ужас в Гефсиманской ночи, вспомнит всех тех, для кого эта ночь не станет ночью покоя и отдыха. Пусть помянет Он и нас, pанимых и беззащитных: мы пpедаемся в Его pуку с веpой, и с надеждой, в pадости о том, что в меpу своих сил мы любим Его, и что мы любимы Им вплоть до Кpеста и Воскpесения. Аминь». (Митрополит Антоний Сурожский) [9, с. 490-491]

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Дворкин А. Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Нижний Новгород. Издательство братства во имя св. князя Александра Невского. 2005 г.

2. Епископ Александр (Милеант) Миссионерский Листок № 53 Издательство храма Покрова Пресвятой Богородицы

3. Вейн А. М. Три трети жизни издательство «ЗНАНИЕ» Москва 1991 г

4. Жизнь во сне. http://www.abc-people.com/shop/sleep8.php

5. Интегральная медицин XXI теория и практика. Сон http://www.it-med.ru/library/s/dreams_1.htm

6. Сон и учение о снах. http://www.abc-people.com/shop/sleep7.php

7. Сон со сновидениями http://www.abc-people.com/shop/sleep10.php

8. Сон и сновидения. http://www.abc-people.com/shop/sleep6.php

9. Митрополит Антоний Сурожский Школа молитвы. Клин. Фонд «Христианская жизнь». 2000 г.

10. Стадии и функции сна http://www.abc-people.com/shop/sleep9.php

11. Сновидения http://www.it-med.ru/library/s/hypnosis.htm

12. Энциклопедия замечательных людей и идей. О вещих снах http://www.abc-people.com/shop/sleep14.php

13. Энциклопедия «Древо Познания». Киев. Юнивест Принт. 2002 г

14. Вещие сны. http://content.mail.ru/arch/12890/1191888.html

15. Сон и сновидения. http://www.5ballov.ru/referats/preview/75521/2

16. Теории сна http://www.erudition.ru/referat/ref/id.34134_1.html

17. Сон. http://www.5ballov.ru/referats/preview/12397

18. Архимандрит Рафаил (Корелин) Церковь и мир на пороге Апокалипсиса. Краматорск. Переиздание Спасо-Преображенского Мгарского монастыря Полтавская епархия ЗАО «Тираж-51» 1999 г.

19. Иеромонах Антоний (Берестов) Число зверя. Житомир. Свято-Успенская Почаевская Лавра СМП «Житомир-РИКО-ПРЕСС-РЕКЛАМА» 1997 г.

20. Линецкий М. Л. Внушение, знание, вера. Киев. Издательство политической литературы Украины 1988 г.

21. Свт. Григорий Нисский. Творения. Москва. Типография В. Голье 1861 г.

22. Шапар В. Психологiчний тлумачний словник. Харкiв. «Прапор». 2004 р.

23. Солженицын А. Архипелаг ГУЛАГ. Москва. ИНКОМ-НВ. 1991 г.

24. Справочник для абiтурiэнтiв та школярiв з бiологii. Киiв. Лiтера ЛТД. 2007 р

25. Свт. Лука (Войно-Ясенецкий) Дух, душа и тело. Москва. «Артос-Медиа». 2006 г.

26. Свт. Игнатий Брянчанинов Творения святителя Игнатия приношение современному монашеству Сретенский монастырь 1998 г.

27. Блаж. Августин О бессмертии души. Минск. ХАРВЕСТ. 1999 г.

28. Интересная газета. Невероятное №12 2008 г. «Тоннель на тот свет открывается во сне»

29. Грот Н. Сновидения, как предмет научного анализа. Киев 1878 г.

30. Н.Е.Пестов Современная практика православного благочестия Спасо-Преображенский Мгарский монастырь ЗАО «Тираж-51» 2003 г.

31. Блаж. Августин О происхождении снов. http://azbyka.ru/dictionary/17/o_snovideniyah_04-all.shtml

32. Архиепископ Иоанн Сан-францисский (Шаховской) Избранное. Петрозаводск. «Святой остров» 1992 г.

33. Миниа месяц ианнуарий. Киев. В типографии Киево-Печерской Лавры. 1893 года.

34. Юрий Максимов Православное отношение к сну и сновидениям. http://www.pravoslavie.ru/put/080619105447.htm

35. Фрейд З. О сновидениях. Минск. Попурри. 2005 г.

36. Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. Санкт-Петербург. САТИСЪ ДЕДЖАВА. 2006 г.

37. Прп. Симеон Новый Богослов Творения том 2. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1993 г.

38. Свт. Григорий Двоеслов Собеседования о жизни италийских отцов и о безсмертии души. Москва. Благовест 1996 г.

39. Филарет Московский, святитель. Письмо к А.П. Толстому от 3 октября 1860 года. http://www.pravoslavie.ru/put/060707142127.htm

40. Ефрем Сирин, преподобный. Слово на Еккл. 1: 14. http://www.orthlib.ru/Efrem/slovo.html

41. Добротолюбие том 3-й Авва Фалассий. О любви, воздержании и духовной жизни. Свято-Троице Сергиева Лавра 1992 г

42. Прп. Максим Исповедник. Главы о любви. Тула. Образ. 2005 г.

43. Прп. Варсануфий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни. Москва. Правило веры. 1998 г.

44. Прп. Зосима Верховский. Повествование о действиях сердечной молитвы старца-пустынножителя Василиска, записанное его учеником схимонахом Зосимой Верховским http://www.hesychasm.ru/library/praksis/vasilisk.htm

45. Свт. Лука (Войно-Ясенецкий) Я полюбил страдания. Переиздание Спасо-Преображенского Мгарского монастыря 2001 г.

46. Свящ. Григорий Дьяченко КАК ХРИСТИАНИН ДОЛЖЕН ОТНОСИТЬСЯ К СНОВИДЕНИЯМ? http://www.zagorsk.ru/duhovn/dreams/dreams_03.php

47. Творения блаженного Феодорита епскопа Кирского Сокращенное изложение Божественных догматов». Москва. Паломник. 2003 г.

48. Протоиерей Иоанн Мейендорф Введение в святоотеческое богословие Спасо-Преображенский Мгарский монастырь Тираж-51. 2000 г.

49. Преподобный Никита Стифат Вторая сотница естественных психологических глав об очищении ума. http://www.omolenko.com/biblio/nikita_stifat2.htm

50. Можно ли верить снам? http://www.torirem.lg.ua/library_info/Info_dreams.html

51. Протодиакон А. Кураев СЕГОДНЯ ЛИ ДАЮТ "ПЕЧАТЬ АНТИХРИСТА? http://halkidon2006.narod.ru/bogoslovie/455kuraev.htm

52. Прп. Иоанн Кассиан, Римлянин Писания. Минск. ХАРВЕСТ. 2000 г.

53. Прп. Никодим Святогорец Невидимая брань. Москва. Издательство «Правило веры» 1996 г.

54. Прп. Исаак Сирин Слова подвижнические. Москва. Правило веры. 1993 г.

55. Скворцова К. Блаж. Августин как психолог, Киев, 1870 г.

56. Прп. Петр Дамаскин. Творения. Книга первая. Москва. Издательство московского подворья свято-троицкой Сергиевой лавры. 2001г.

57. Преподобные оптинские старцы. Письма старца Амвросия к монашествующим. Издание Введенской Оптиной Пустыни. Козельск. 1995 г.

58. Добротолюбие 3-й том Диадох Фотикийский, блаженный. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1992 г.

59. Архиепископ Запорожский и Мелитопольский Василик «Летопись Православия» №11 (166) 2006 г.

60. Архимандрит Иоанн (Крестьнкин) Опыт построения исповеди. Отчий дом. 2004 г

61. Янарас Х. Вариации на тему «Песни Песней» http://krotov.info/library/28_ya/yan/aras_06.htm

62. Канонические Ответы Святейшего Тимофея Александрийского Программа «Цитата из Библии».

63. Св. Афанасий Великий К монаху Аммуну. Программа «Цитата из Библии»

64. Св. Дионисий Александрийский Программа «Цитата из Библии»

65. Прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Москва. Лодья. 2004 г.

66. Свт. Николай Сербский. Символы и сигналы. http://rus-icons.narod.ru/part17/part171/biblio/biblio_30/Main.htm

67. Толкование блаж. Феофилакта Болгарского Программа «Цитата из Библии»

68. Максимов Ю. «ПРАВОСЛАВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СНУ И СНОВИДЕНИЯМ. http://azbyka.ru/dictionary/17/pravoslavnoe_otnoshenie_k_snu-1-all.shtml

69. Библейский словарь Нюстрема – С Программа «Цитата из Библии»

70. Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника, собрание Писем. выпуск VII. Москва. Паломник. 1994 г.

71. Прп. Ефрем Сирин. В подражание притчам http://lib.eparhia-saratov.ru/books/06e/efrem/sirin1/29.html

72. Прп. Макарий Оптинский Письма http://kharkov.zachalo.ru/pagez/olb/mo/397.php.htm

73. Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника, собрание Писем. выпуск III. Москва. Паломник. 1994 г.

74. Прп. Паисий Величковский Крины селльные или цветы прекрасные. Киев. Товарищество «Задруга» 1997 г.

75. Прп. Антоний Великий. Наставления о доброй нравственности и святой жизни. http://psylib.org.ua/books/dobrl01/txt03.htm

76. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. Свердловск. Средне-Уралькое книжное издательство. 1987 г.

77. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богсловие. Киев. Издательство имени святителя Льва папы Римского. 2004 г.

78. Прп. авва Дорофей. Поучення, послания, вопросы, ответы. Москва. «Актис» 1991 г.

79. Прп. Зосима Верховский. Повествование о действиях сердечной молитвы. http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=zosimavr2#rus46

Наши рекомендации