Укажите виды общения в данных ситуациях.

Когда-то Дина Васильевна учила её: никогда не идите на поводу у слушателей. Сейчас Надя шла на поводу у слушателей. Она пела всё, что они просили: цыганские романсы, народные песни. (Е.Матвеева).

Какие пёрышки! Какой носок! И, верно, ангельский, должно быть, голосок. Спой, светик, не стыдись. (Басня Крылова «Ворона и Лисица», обратиться к оригиналу.).

Сергей чувствовал, что сейчас на него уставилась не телекамера, а сотни тысяч телезрителей. От волнения у него пересохло в горле. Наконец, он произнёс первую фразу: «В нашем отечественном кино ещё не было подобных открытий».

Оттого, что сел аккумулятор мобильника, мама не узнала голос дочери.

С Надиного лица не сходила вежливая полуулыбка. «Если только он думает напоить меня этим зельем, то он дурак…» (Е.Матвеева).

В минуту жизни трудную, теснится ль в сердце грусть, одну молитву чудную твержу я наизусть (М.Лермонтов).

Задание 3. Психологический феномен понимания -1. Понимание сообщения.

1.Понятия «язык» и «речь». В чём их различие?

2.Концепция языкового знака Фердинанда де Соссюра. Конвенциональная природа значения (произвольность знака). Линейность текста.

3.Модель процесса восприятия речи (схема коммуникации) Ч.Осгуда и её составляющие. Что представляет собой понимание сообщения, согласно Ч.Осгуду?

4.Как Ч.Осгуд объяснял процессы кодирования и декодирования?

Почему результат декодирования, по Ч.Осгуду, никогда не будет соответствовать интенции кодировавшего?

5.Понятие «речевая деятельность». Виды речевой деятельности. Фазы РД. Формы речи. Исследователи, изучавшие речевую деятельность.

6.Обозначение продукта речевой деятельности в разных дисциплинах. Укажите, какой дисциплине соответствует каждое обозначение.

Речь, текст, сигнал, дискурс, сообщение, высказывание, реплика.

Задание 4

1. Постулаты коммуникации. К какому принципу коммуникации они относятся?

2. Указать, какие постулаты коммуникации нарушены в сообщениях:

Ехала телега мимо мужика, а из-под собаки лают ворота.

Рады, рады, рады тёмные осины, и на них от радости растут апельсины.

Если хочешь сил моральных и физических сберечь, пейте соков натуральных, укрепляйте грудь и плеч.

Река состоит из воды.

3. Дети-маугли (одичавшие дети, дикие дети, феральные дети): Амала и Камала, Джини, Виктор из Аверона, Каспар Хаузер. По каким причинам у этих детей отсутствовали навыки общения? Каков их словарный запас? Особенности их интеллекта. Является ли знание языка врождённым?

Задание 5

Законспектировать статью: Бачинська С.В., Волынець Н.В. Теоретичні засади психологічних особливостей спілкування [Електронний ресурс] .

Ответить на вопросы.

1. Назовите подходы к изучению общения и их авторов.

2. Советские и украинские учёные, изучавшие психологические проблемы общения.

3. Основоположник изучения проблем общения.

4. Взгляд Л.С.Выготского на проблему общения.

5. Междисциплинарность психологии общения.

6. Сущность общения.

7. Структура общения.

8. Функции общения; различие в их понимании.

9. Виды общения согласно разным классификациям.

10. Формы общения.

Задание 6.

Законспектировать статьи

Сластенко Е.Ф. Общение как важный фактор существования и развития человека и общества [Електронний ресурс].

Сластенко Е. Ф. Проблема общения в истории философской мысли [Електронний ресурс].

Ответить на вопросы.

1. Роль общения в развитии цивилизации и в прогрессе общества.

2. Сущность человеческого общения с позиций философии.

3. Проблемы общения, изучаемые современной психологией.

4. Философы античности об общении.

5. Философы христианства эпохи Возрождения о проблемах общения.

6. Философы 19 и 20 века о проблемах общения.

Задание 7

1. Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы …

2. Невербальная коммуникация (заполните пропуски в таблице)

Оптико-кинетическая система знаков Моторика частей тела, передающая сигналы для другого коммуниканта, отражающая эмоциональные реакции и отношения коммуникантов друг к другу, – символика жестов, мимика, позы, телодвижения
Кинесика  
Проксемика Пространственная организация общения, расстояния, выбираемые коммуникантами в зависимости от их отношения друг к другу
Паралингвистические знаки Система вокализации речи – сила голоса, диапазон, тональность
Экстралингвистические знаки Паузы, покашливания, смех, темп и ритм речи, необычные интонации
Визуальный контакт  
Такесика  
Ольфакторные сигналы  

3.Классификация жестов по передаваемому значению

(М.М.Филоненко; В.А. Лабунская и др.) Заполните пропуски

Ритмические Подчёркивают ритм речи, интонацию, логическое ударение, замедление и ускорение речи, паузы.
Эмоциональные  
Указательные  
Изобразительные (иллюстративные)  
Символические Родились в результате эмоциональных движений Приобрели переносное значение. Общие в разных культурах
эмблематические Имеют в отдельных культурах значение конкретной фразы и заменяют эту фразу; в разных культурах значение этих жестов не совпадает

4.Классификация жестов по передаваемому отношению к собеседнику

    Отношение к собеседнику Примеры
Открытость Готовность к разговору, принятие собеседника Руки ладонями вверх Руки на некотором расстоянии от линии середины теля Руки не сомкнуты и не сжаты в кулаки Ноги не скрещены
Защита   Руки скрещены на груди Ноги скрещены Тело наклонено назад
Оценка   Рука подпирает голову, указательный палец – вдоль щеки Человек надевает и снимает очки, протирает их
Скрытность   Рука прикрывает рот Взгляд в сторону Поворот тела в сторону Почёсывание носа
Доминантность   Человек стоит рядом с сидящим, нависая над ним Рука засунута в карман Похлопывание другого по плечу
Подчинённость   Рука для приветствия протянута ладонью вверх Человек опускается на корточки перед другим или сгибается, становясь ниже другого Опущенная голова, взгляд ниже лица собеседника

5. Понимание в общении делится на две составляющие. Это понимание… и понимание…

Механизмы, препятствующие пониманию (назовите, охарактеризуйте)

6.Проанализируйте семантику следующих слов. Для начала разбейте их на две группы – вызывающих положительные эмоции и вызывающих отрицательные. Потом определите, есть ли в них значение оценки, что они ещё означают, кроме оценки (эмоции, ситуации, объекты, свойства, отношения, ценности).

Бульвар, одежда, малюсенький, скучненький, неправда, радостный, расстроить, ужасно, хищник, процесс, прекрасный, опасность, доброта, гений, уродство, правда, сердце, реченька, мама, беда, страх, чувство.

8.Найдите коннотации в текстовых фрагментах, обозначьте их.

Лошадь сказала, взглянув на верблюда: "Какая гигантская лошадь-ублюдок".

Верблюд же вскричал: "Да лошадь разве ты?! Ты просто-напросто - верблюд недоразвитый". И знал лишь бог седобородый, что это – животные разной породы (В.Маяковский).

Скучненький доклад обюрократившегося политикана.

Едва успевший появиться на свет малыш уже стал предметом всеобщего притяжения, кумиром семьи. ... Поднимем бокалы, уважаемые гости, и выпьем за первенца и за его прекрасных родителей.

Задание 8.Социальная перцепция.

По книгам А.А. Бодалёва «Личность и общение», Г.М.Андреевой «Социальная психология».

1. Работы Сарбина и Хардика по изучению восприятия человеческих поз с помощью «палочных» фигурок.

2. Эксперименты А.А. Бодалёва, выясняющие влияние установки на восприятие портрета.

3. Исследования Н.А. Логиновой и Е.А. Хорошиловой, посвященные возрастным и гендерным характеристикам общения.

4. Ф. Ленард и Э. Банлаки о развитии способности распознавания эмоций по фотографиям.

5. С. Вандерберг и М. Матиссон о способности распознавания эмоций лицами с психическими заболеваниями

6. К.Д. Шафранская о различии в распознавании экспрессии и эмоций экстравертами и интровертами.

7. Р. Покорны о связи походки и характера человека.

8. Работы Г. Олпорта, изучающие восприятие человека по голосу.

9. Ч. Снайдер и Ф. Снайдер о восприятии голоса, подкрепляемого положительно и отрицательно

10. Т.А. Репина о восприятии эмоций дошкольниками по мимике и позе. Эмоции, которые легче всего распознаются

11. К.Бердвистл. Словарь телодвижений.

Задание 9.

1.Изучите статью:

Волощук А. М. Психологічні особливості спілкування з особами різних типів акцентуації характеру та темпераменту [Електронний ресурс] / А. М. Волощук // Південноукраїнський правничий часопис. – 2012. – № 4. – С. 238-240. – Режим доступу: http://nbuv.gov.ua/j-pdf/Pupch_2012_4_82.pdf

Ответьте на вопросы.

1.Общение индивидов с акцентуацией гипертимного типа. Общение дистимиков.

2.Особенности общения индивидов с аффективно-экзальтированной акцентуацией, сензитивных, лабильних индивидов.

3.Особенности общения циклотимиков, индивидов тревожного, ригидного типа. Особенности коммуникативного поведения астеников и лиц демонстративного типа акцентуации.

4.Коммуникативное поведение нестойких и эпилептоидных типов, конформных и шизоидных типов.

2.Изучите статью:

Рубанюк Э. В. О некоторых причинах возникновения эффекта "испорченного телефона” при общении на родном языке (на материале названий птиц) [Електронний ресурс] / Э. В. Рубанюк // Наукові записки [Національного університету "Острозька академія"]. Сер. : Філологічна. . – 2011. – Вип. 19. – С. 124-131. – Режим доступу: http://nbuv.gov.ua/j-pdf/Nznuoaf_2011_19_21.pdf

Ответьте на вопросы.

1.Влияние этнокультурных особенностей и коннотаций языка на восприятие высказываний, в которых упоминаются названия птиц:

аист, глухарь, курица, утка, ворон.

2.Причина различных оценочных коннотаций одних и тех же названий в разных языках. Особенности межкультурной коммуникации, учитывающие эти различия для устранения непонимания.

3.Ассоциативные эксперименты с названиями птиц.

Задание 9-а (выполняется в аудитории). Психологический феномен понимания-2. Понимание мимики

1. Анализ выражений лица на фотографиях. А) строение мимической мускулатуры лица; Б) выражения лица при основных эмоциях; В) выражения при экспрессии (усилении проявления эмоций) Г) выражения искренности и неискренности в мимическом проявлении эмоций.

2. Анализ выражений лица на фотографиях. Виды улыбок: искренняя, притворная, жалкая, самодовольная, жестокая, грустная, флиртующая (см. иллюстрации в конце)

Задание 10. Ложь и её распознавание в коммуникации

Помните, что язык может скрыть истину, а глаза — никогда! Вам задают вопрос, вы даже не вздрагиваете, в одну секунду вы овладеваете собой и знаете, что нужно сказать, чтобы укрыть истину, и весьма убежденно говорите, и ни одна складка на вашем лице не шевельнется, но, увы, встревоженная вопросом истина со дна души на мгновение прыгает в глаза, и все кончено. Она замечена, а вы пойманы.

М. Булгаков. Мастер и Маргарита

Изучить книгу:

Экман П. Психология лжи. – СПб.: Питер. – 2007.

Вопросы.

1.Точка зрения общественной морали на понятия «истина» и «ложь». Что такое истина и ложь с точки зрения науки логики? Являются ли фантазия и художественный вымысел ложью?

2. Виды лжи. Правда в виде лжи и ложь в виде правды. «Ложь во спасение». Восторг надувательства, страх разоблачения, стыд и угрызения совести. Причины появления этих эмоций. Их влияние на поведение состояние индивида.

3. Мимические и интонационные признаки сильных эмоций – печали, страха, гнева. Признаки тревоги, неуверенности. Микровыражения. Мимические признаки обмана.

4. Мимические проявления положительных эмоций. Виды улыбок. Признаки искренней улыбки.

5. Обнаружение обмана по словам, голосу и пластике.

6. Стереотипы в оценке коммуникативного поведения: принятые представления о проявлениях неискренности, лжи в поведении другого (капкан Брокау, ошибка Отелло).

7. Способность людей распознавать признаки неискренности в коммуниканте.

8. Меры предосторожности, необходимые при истолковании поведенческих признаков обмана.

Задание 11. Манипулятивное и эффективное общение.

Изучить книгу:

Карнеги Д. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей.

Вопросы.

1. Каков основной принцип отношения к собеседнику, предлагаемый Карнеги в общении? Какие правила предлагает использовать автор?

2. Сформулируйте принципы, исходя из которых Д.Карнеги вывел эти правила. Как эти принципы соотносятся с представлениями об этикете, о вежливости?

3. Проиллюстрируйте некоторые правила примерами из книги Карнеги и своими собственными.

4. Какие примеры не подходят к среде, в которой вы находитесь? (Ваша точка зрения). Какие правила вы бы считали нужным применять гибко – в зависимости от уровня культуры коммуниканта, степени вашей симпатии к нему?

5. Возможно ли, что использование рекомендаций Карнеги станет инструментом манипуляций?

Задание 12. Эффективное и конфликтное общение.

Законспектировать статьи

1.Карковська Р. І. Позиції сторін міжособистісного спілкування як чинник ефективності психологічного впливу [Електронний ресурс]

2.Курило В. А. Особенности общения в семье и коммуникативная компетентность супругов как составляющие уровней их психологической совместимости [Електронний ресурс]

3.Колісник О. Л. Психологічний аналіз проблеми дезінформації у міжособистісному спілкуванні у сучасних психологічних дослідженнях [Електронний ресурс]

Вопросы

1.Эффективное и конфликтное общение.

2.Психологическое влияние.

3. Коммуникативная компетентность.

4.Проблема лжи и дезинформации в общении.

Задание 14. Анализ ситуаций общения (см. раздел «Ситуации для анализа»)

По книге «Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры».

Вопросы.

1.Три состояния человеческого «Я» ответственные за общение. Трансакция как единица общения.

Виды трансакций: дополнительные, пересекающиеся, угловые. Приведите примеры различных трансакций. Какие состояния «Я» собеседника являются адресатами этих трансакций?

Какие из трансакций эффективны для общения, какие – нет? Докажите на схемах.

2. Сценарии общения по Э. Берну.

3. Анализ ситуаций общения при помощи схемы А.А.Кроника.

4. Анализ ситуаций общения по Т.Ньюкому.

Задание 15. Этика общения. Коммуникативная компетентность. Коммуникативная толерантность. Понятие об ораторском искусстве. Создать презентации на данные темы по выбору.

Тестовые задания

1. В басне И. А. Крылова «Ворона и Лисица» лесть Лисицы достигает своей цели, потому что

―слова Лисицы повышают самооценку Вороны

―Лисица угадывает, каковы представления Вороны о её личностной идентичности

―Ворона действует в соответствии с чувством долга

―Ворона действует в соответствии со своей социальной ролью

―Ворона привыкла к подчинению

―Лисица понравилась Вороне

―на психологическом уровне трансакции Лисицы адресуются Ребёнку Вороны

2. Наблюдается регресс в распознавании эмоций по выражениям лиц

― у детей в возрасте 7-8 лет

― у детей в возрасте 10-11 лет

― у подростков в возрасте 11-13 лет

― у подростков в возрасте 14-17 лет

3. На попытку тринадцатилетней дочери рассказать о своих переживаниях прозвучал холодно-покровительственный ответ матери. Какой трансакции соответствует эта ситуация?

― В Ре ― Ре Р

― В Р ― Р Ре

― В В ― Р Ре

4. На просьбу одноклассника помочь объяснить учебный материал отличник возмущённо изрёк: «Как? Ты этого не знаешь?» Какой трансакции соответствует эта ситуация?

― В Ре ― Ре В

― ВВ – Р Ре

― Ре В ― Р Ре

5. В каких трансакциях прерывается коммуникация

― в дополнительных

― в пересекающихся

― в угловых

― в двойных

6. Какое положение коммуниканта вызывает больше симпатий

― корпус отклонён назад

― корпус слегка наклонён вперед

― совершенно прямая осанка

7. К невербальной коммуникации относятся

– кинесика

–проксемика

–фасцинация

–аттракция

–паралингвистика

–визуальный контакт

–проекция

8. По целям общения А.А. Леонтьев выделил (правильны 3)

–предметно-ориентированное

– личностно-ориентированное

– социально-ориентированное

– эмоционально-ориентированное

– виртуальное

–фатическое

9. Игры, по Э. Берну, содержат (правильны 3):

― скрытые мотивы

― выигрыш

― осознанное представление о цели и результатах

― планирование и анализ собственных действий

― подвох

― элемент соревнования

― конфликт

10. Лучше распознают экспрессивное поведение и при этом в понимании эмоций адресанта не опираются на ситуацию

― экстраверты

― интроверты

― холерики

11. Распознают эмоции адресанта, обращая внимание на его ситуацию

― экстраверты

― интроверты

― меланхолики

12. Лучше распознают эмоции по голосу люди

― сензитивные

― ранимые

― осторожные

― уверенные в себе

― некоммуникабельные

13. Наиболее уверенно распознаваемые большинством реципиентов эмоции (правильны 2)

― удовольствие

― радость

― гнев

― удивление

― страх

14. Изучал восприятие человека человеком по голосу

― Фрейд

― Олпорт

― Выготский

― Бодалев

15. В каких трансакциях коммуникант чувствует себя некомфортно, испытывает обиду

― в дополнительных

― в пересекающихся

― в угловых

― в двойных

16. Исследовал влияние вербальной установки на восприятие визуального образа человека

– Олпорт

–Ломов

–Бодалев

–Выготский

–Рубинштейн

17.В понятии вербальное общение слово «вербальный» означает

–истинный

–реальный

–словесный

–традиционный

18. Манипулятивные жесты – это

–передающие закодированную информацию, значение которой известно собеседнику

–рисующие образ или детали образа объекта

– передающие стремление манипулировать собеседником

–прикосновения к своему телу

19. Использовали «палочные», схематические изображения человеческих поз исследователи

–Олпорт

–Сарбин и Хардик

–Шафранская

–Ломов

–Корнева

20. К механизмам понимания относятся (правильны 3)

–стереотипизация

–проекция

–идентификация

–рефлексия

–эмпатия

21. Фатическая функция речи – это функция

– убеждения собеседника

– передачи информации

– поддержания контакта в коммуникации, обозначения собеседников

22. Успешность коммуникации оценивается по (правильны 3)

–достигнутым целям воздействия

–сохранению коммуникативного равновесия

–эмоциям коммуникантов

–достижению согласия

–достижению компромисса

–подчинению одного коммуниканта другому

23. Признаками тревоги и страха является

–повышение тона голоса

–понижение тона голоса

24. Признаком печали является

–повышение тона голоса

–понижение тона голоса

25. Признаки неискренней улыбки(найдите лишнее)

–глаза широко раскрыты

–брови не приподнимаются

–нижняя губа прикасается к верхним зубам

– глаза чуть прищурены

– губы смыкаются

26. При высказывании письменной просьбы Карнеги советует не только указать, в чём Вы видите свое преимущество, но и

– пользоваться вежливыми словами

– постараться не обидеть собеседника

– рассказать, какие преимущества получит собеседник

–рассказать, что собеседник потеряет в случае несогласия.

27.Проекция – это защитный механизм личности, который

- способствует

- не способствует

пониманию другого коммуниканта.

28.Рефлексия – психологический механизм, который

- способствует

- не способствует

познанию и пониманию другого коммуниканта.

29.Эмпатия – психологический механизм, который

- способствует

- не способствует

пониманию другого.

30.Социальная компетентность человека включает в себя (по М.Ю. Перпелицыной, выберите нужные качества):

1. рефлексию,

2. конгруэнтность,

3. избегание манипулирования,

4. средства воздействия,

5. коммуникативное равновесие.

31. Автор термина «проекция»

1.З.Фрейд

2.А.А.Бодалёв

3.Г.М.Андреева

32.В состоянии гнева высота голоса

- возрастает

- понижается

33.Затруднённое общение (по В.А.Лабунской) – это несоответствие наличного общения оптимальному. Причины затруднённого общения (выберите нужные):

1. отношение к другому и к себе как к объекту, непризнание уникальности «Я»,

2. ограничение свободы выбора и средств самовыражения,

3. имидж,

4. личностные особенности,

5. неискренность,

6. интернальность,

7. высокая самооценка.

34.Ситуации затруднённого взаимодействия. Для них характерны

1. барьер на пути целей партнёров

2. увеличение нервно-психического напряжения

3. …

4. …

(Лабунская В.А.)

35.Коммуникативные умения (по И.В.Лабутовой):

1. общие – умение общаться и гармонически строить взаимоотношения в общении,

2. педагогические – …

3. специальные – умения общаться в профессиональной ситуации, сознательно развиваемые навыки успешного взаимодействия.

36.Коммуникативные умения включают в себя 3 главных компонента (по И.В.Лабутовой):

1. психотехнический – психофизическая саморегуляция индивида в общении,

2. экспрессивный – …

3. межличностный – взаимопонимание, взаимодействие и взаимовлияние.

(Лабунская В.А.)

37.Направленность личности (по В.Н. Мясищеву и др.):

1. на объект (на дело),

2. на других,

3. …

4. на общение (коммуникативная направленность)

38.Характеристика коммуникативной направленности включает в себя (В.А.Кан-Калик):

1. потребность во взаимодействии с другими людьми,

2. успешность этого взаимодействия

3. …

39. В состоянии печали высота голоса

возрастает

понижается

40.Факторы эффективности профессионального общения (М.В.Молоканов):

1….

2. доминантность – ответственность за выбор целей взаимодействия и средств их достижения.

(Лабунская В.А.)

41. Невербальная коммуникация – это …

42. Этика общения заключается в том, что …

Тактичность – это

- вежливость

- умение почувствовать состояние собеседника, понять его проблему и при общении обходить болевые точки переживания этой проблемы

43.Уровни эмпатии (по Н.Н.Обозову)

1. …

2. …

3. …

44.Идентификация – психологический механизм, позволяющий …

Общее между идентификацией и эмпатией заключается в том, что …

Отличие идентификации от эмпатии заключается в том, что при идентификации …, а при эмпатии человек принимает эмоции другого, сопереживает им, но оставляет за собой право поступать по-своему.

45.Классификация жестов (по П.Экману)

1. эмблематические –

2. иллюстративные –

3. манипулятивные –

46.Капкан Брокау (по П.Экману) – это …

47.Незатруднённое общение (В.А.Кан-Калик, Г.А.Ковалёв) включает в себя такие критерии, как (выберите нужный вариант из скобок):

1. особенности отражения (когнитивная сложность – простота)

2. вид отношения (личностное – ролевое),

3. форма обращения (открытое – закрытое)

(Лабунская В.А.)

48.Для незатруднённого общения характерен тип общения (Лабунская В.А.)

диалогический

монологический

49.Предметом социально-перцептивной способности являются состояния, качества личности, взаимоотношения партнёров. Социально-перцептивная способность включает в себя

1. импрессивную способность – различение эмоциональных состояний по интонации голоса,

2. эмпатийную способность – умение распознавать состояния человека по выражению его лица, умение…

(Лабунская В.А.)

50.Социально-перцептивная компетентность. В неё входят

1. социальная проницательность – быстрое и адекватное познание людей и отношений между ними, способность прогнозировать поведение партнёров,

2. социальный интеллект –

3. социально-психологическая наблюдательность.

(Лабунская В.А.)

51.Бестактность – это …

- невежливость

- ненамеренное нанесение морального ущерба другому коммуниканту из-за отсутствия эмпатии и неумения понять его проблему

- намеренное нанесение морального ущерба собеседнику, проявление агрессивности в общении

52.Ошибка Отелло (по П.Экману) – это…

Ситуации для анализа

1.Валя приехала в Киев и остановилась у бабушкиной доброй знакомой Елены Ивановны.

Два месяца назад Валя пошила себе юбку – четырехклинку. Елена Ивановна похвалила юбку, а Валя не выдержала и похвасталась, что сама пошила.

Шить Валя умеет не очень хорошо. Юбки и платья еще получаются, а с блузками и жакетами справиться не удаётся. Особенно трудно тогда, когда приходится что-то переделывать. Недавно мама попросила изменить форму рукава у почти законченного платья. В результате получился некрасивый компромисс между прежней формой и новой. Мама это платье надевает редко.

Елена Ивановна достала из шкафа бархатные лоскутья со следами швов и ниток.

- Может, ты мне переделаешь моё старое платье? Оно из хорошего бархата. Я носила его 15 лет назад. Видишь – короткое. Тогда носили мини. Правда, бархат кое-где вытерся. Да и я стала полнее.

- Нет, Елена Ивановна, у меня не получится, – робко возразила Валя.

- Я приеду в Одессу, и ты попробуешь его перешить.

- Я не смогу. Тут надо добавлять материал. Это сложно, – возражала Валя.

Провожая Валю на вокзал, Елена Ивановна передала ей кулёк, где лежали конфеты и банки с вареньем.

Приехав домой, Валя обнаружила на дне этого кулька бархатные лоскутья. Подержав в руках старый бархат и решив, что он ни на что не годен, Валя закинула лоскутья в кладовку.

Через два года Елена Ивановна приехала в гости к Вале. Нагулявшись по городу и побывав на пляже, пожилая женщина вспомнила про старое платье.

- Валя, я тебе передавала бархатное платье. Сейчас ты сможешь его подогнать на меня.

Валя не помнила про платье. Наконец, вспомнила, что какие-то лоскутки лежат в кладовке. Но оказалось, что Валина мама их выбросила.

Елена Ивановна была раздражена, готова была сказать удивлённой Вале резкие слова.

Опишите ситуацию с точки зрения Вали и Елены Ивановны. Объясните причину конфликта. Кто из них прав, кто неправ, и почему? Что должны сказать Валя и её мама, чтобы успокоить гостью и погасить конфликт?

2.Мама ждёт сына-второклассника к ужину.

Сын приходит исцарапанный, с ссадиной у виска и в грязной рубашке. Он опять подрался с кем-то.

В этой ситуации у матери есть шесть вариантов обращения к сыну.

1. Ты рубаху опять испачкал. Я тебя накажу.

2. Ты опять подрался. Весь в отца!

3. Ты всё время дерёшься. За что же мне такая беда?

4. Скажи мне, кто тебя бил. Я пойду к его родителям.

5. Умойся и садись ужинать. Потом всё расскажешь.

6. Из-за чего вы дрались?

Охарактеризуйте каждый вариант. Каковы причины появления каждого из вариантов диалога, в чём смысл каждой реплики? Какие реплики ведут к конфликтному разговору? Укажите конструктивный путь разговора.

3.Девушка-студентка, живущая одна в квартире, разговаривает со своей соседкой, дородной женщиной средних лет.

Соседка: Таня, почему я тебя не вижу с тем молодым человеком, с которым я тебя познакомила?

Таня: Он мне не понравился.

Соседка: Он, что, плохой жених?

Таня: О женихах вообще говорить ещё рано.

Соседка: А ты слушай то, что я тебе говорю.

Таня прерывает разговор и убегает вниз по лестнице.

Охарактеризуйте конфликт с точки зрения Тани и соседки.

4.Один ученик говорит другому на перемене:

– Задай учительнице интересный вопрос. Пока она будет отвечать, она нас не спросит. Только, пожалуйста, умный вопрос, а не глупый. На глупые вопросы она не отвечает.

5.Наташа возвращалась с работы усталая. Попала под дождь. Потом тряслась в маршрутке больше часа. Наконец оказалась в одном квартале от дома. Надо было ещё зайти в супермаркет. Она купила почти всё необходимое для ужина и стояла в очереди под звуки неприятной музыки. Кто-то выходил из очереди, чтобы взять ещё какие-то продукты, и возвращался. Наташа тоже вышла из строя и взяла какой-то понравившийся ей товар. Расплачиваясь у кассы, Наташа вдруг поняла, что выбрала ненужный ей сейчас шампунь вместо нужной сметаны. Но чек уже пробили. Менять свое решение было неудобно, да и тяжело: усталость давала себя знать.

6. Мать отговаривала дочку идти на вечеринку, которая должна была закончиться поздно.

- Сейчас опасно поздно возвращаться. После десяти часов транспорт ходит редко. А вдруг какой-нибудь бандит за тобой пойдёт? Кто из твоих знакомых на вечеринке будет тебя провожать?

Девушка согласилась с аргументами матери. Из знакомых, которых она уважала, никто не стал бы её провожать. Им даже ехать в разные стороны. Тем, кого она не уважает, лучше не давать повода идти за ней поздно ночью.

7.Зрители в зале аплодировали выступлению оркестра столь горячо, что два доцента консерватории, оценившие игру музыкантов критически, тоже стали аплодировать.

8.Какие условия общения в следующих примерах нарушены, а какие соблюдаются?

– Здорово, кума!

– На рынке была.

– Аль ты глуха?

– Купила петуха.

– Прощай, кума!

– Полтину дала.

9. – Кто пришёл? – Я. – Кто «Я»? «Я» бывают разные» (А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все»).

10. Прокомментируйте следующие трансакции и реакции покупательницы.

«Продавец. Вам эта вещь не по карману. Покупательница. Отлично. Вот её-то я и возьму» (Э. Берн).

Отечественные варианты этой ситуации.

А) Продавец. Для вас это будет дорого. Покупательница (думает) «Неужели я так плохо выгляжу?». Уходит.

Б) Продавец. Для вас это будет дорого. Покупательница. Вы что, считаете мои деньги? Какое вам до них дело?

11.Иванов кричит на свою жену:

- Посмотри на себя в зеркало!

Жена подходит к зеркалу. Вздыхает:

- Да. Не ахти. Так и надо этому Иванову!

12. Алёша затеял сам делать ремонт. Однако он физически не вынослив. Лазанье по лестнице утомило его. А хочется ремонт закончить к празднику.

В гости пришёл дядя. Алёша раньше обращался к нему с просьбой: найти хорошего мастера, чтобы согласился получить плату в рассрочку или одолжить деньги, чтобы Алёша мог кого-нибудь нанять. И на первую и на вторую просьбу дядя отвечал отказом. Сейчас дядя зашёл на кухню и начал делать замечания и давать советы по ремонту, выполнить которые Алёше было бы весьма сложно. Разговор закончился сухо. После этого Алёша не звонил дяде в течение полугода. Какое важное правило нарушил дядя?

13.Один молодой менеджер звонит своему другу.

- Мой офис переезжает в новое помещение. Некому присмотреть за документами. Не мог бы ты поохранять контору два вечера, пока не установим сигнализацию? Работу мы тебе оплатим.

Товарищ решил, что вечером ему приятнее побыть дома, и отказал в просьбе. Решив «подсластить пилюлю», он стал советовать другу, что ему следует делать. Выстроил целый план действий. Советовал обратиться в охранную фирму. И внезапно услышал в трубке частые гудки.

14.В литературную студию пришла новенькая – студентка, пишущая стихи. После двух-трёх чтений выяснилось, что она пишет не хуже других.

Руководитель студии, поэт, вдвое старше этой девушки, глядел в её чистые глаза с насмешкой и вскоре начал придираться к её стихам больше, чем к стихам других.

Однажды девушка не выдержала и громко спросила:

-Чего вы хотите?

Поэт удивился. Как большинство людей с гуманитарным образованием, он думал, что смысл его слов равен их содержанию. О том, что у его слов может быть подтекст, причина, цель, и они как-то воспринимаются другими, он подумал только сейчас. Он смущённо пробормотал:

- Я хочу, чтобы вы лучше писали.

Но ему никто не поверил.

Он перестал придираться к юной поэтессе, но и возможность читать стихи предоставлял ей редко.

Каковы возможные причины, подтекст, цели коммуникативных актов руководителя? Что могла бы сказать девушка, чтобы добиться преимущества в этой ситуации?

15. На репетиции студенческого капустника были зрителями несколько человек. Руководитель студенческого клуба обратилась к женщине, с которой она сидела рядом. Судя по всему, женщина ей понравилась.

- Ты как считаешь, оставить эту сцену или нет?

Женщина ответила:

- Мы с вами незнакомы. Не говорите мне «ты».

- А я всем говорю «ты». Я режиссёр.

- Ваши проблемы. Я доцент университета.

Укажите причины коммуникативной неудачи.

16.В продовольственном магазине девочка 4 лет говорит маме:

– Купи мне леденцы.

Мать говорит:

– Какая ты прожорливая!

17.Бабушка и внучка 5 лет едут в маршрутке.

Девочка что-то рассказывает о детском саде. Бабушка молчит.

Внезапно девочка кричит:

– Ты меня не слушаешь!

Посоветуйте, что нужно ответить бабушке.

18.Наташе очень нравилась Светлана, с которой они учились в одной группе. Девушки не дружили. Светлана держалась свысока.

Наташе нравилось, что у Светланы всё было в порядке: и конспект хорошо ведёт, и всегда знает, что задано, и в библиотеку ходит, и интернет у неё есть.

Но вот на одном из практических занятий Светлана ответила просто безобразно. Даже Наташа знала, как нужно рассказывать эту тему.

Наташа решила, что со Светланой произошло нечто чрезвычайное. Она решила посочувствовать.

- У вас дома, наверное, авария со светом? Или компьютер поломался?

- Вовсе нет. Просто я терпеть не могу этот предмет.

19.Девочка-подросток, склонная к проявлению истерических реакций, должна была идти на операцию. Перед операцией она расплакалась. Ей укололи успокаивающее средство. А хирург прикрикнул на неё:

- Чего нюни распустила?

Врач после операции, которая прошла благополучно, когда девочка очнулась от наркоза, внимательно осмотрел её, дал медсестре нужные рекомендации. Позже девочка пожаловалась матери на грубость хирурга.

Что должна была ответить мать? Охарактеризуйте уровни эмпатии хирурга.

20. У Наташи болела мама. Девушке приходилось заботиться о хозяйстве, и поэтому она стала хуже учиться. Но теперь маме лучше. Мама высвобождает дочери время для занятий. Наташа хорошо сдала последнюю сессию.

Но Коля, студент, который нравился Наташе, не рад её успехам. Он считает, что она всё списала, выкрутилась. А последний экзамен, наверно, по блату сдала.

21.Вы направляетесь на деловую встречу, ожидаете маршрутку. Она ещё не едет. Появляется ваша знакомая, которая никуда не торопится. Вы беседуете. Наконец, в начале квартала появляется маршрутка.

Как вам следует корректно выйти из разговора? Предложите несколько вариантов.

22.Вы направляетесь на деловую встречу, ожидаете маршрутку. Она ещё не едет. Появляется знакомая, которую вы сами бы хотели встретить. Она может вам помочь в ваших делах, решить важный вопрос, попросить о вас нужного человека. Но этот серьёзный разговор, который должен решиться в вашу пользу, требует больше времени. Вы беседуете. Но вот в начале квартала появляется маршрутка.

Как вам следует поступить?

23. Эля – двоюродная сестра Наташи. Эля учится в другом вузе. Девушки видятся редко. Наташа считает, что Эля на неё похожа.

На день рождения Эли Наташа дарит ей 2 сборника фантастики. Но, видимо, подарок не интересует Элю. Во всяком случае, она не проявляет явной радости. Наташа огорчена. Она сама бы хотела иметь эти книги. Можно сказать, от себя оторвала.

Объясните причины поведения девушек. В чём ошибка Наташи? А что должна была сказать Эля?

24. Саша возмущается действиями политика Х. Однажды он сказал об этом Виктору Ивановичу. Но тот симпатизирует политику Х.

А) Тогда Саша стал говорить: «Может, он в чём-то прав, этот Х. Несомненно, он был прав, когда организовал такую-то акцию».

Б) Тогда Саша сказал: «Какое дело нам до них? От них наша жизнь не зависит. Важнее наша дружба».

В) Саша сказал: «Но как же можно с ним соглашаться, если от его действий наше будущее станет хуже. Если Х сделает то-то и то-то, пострадает наша экономика и международные отношения. Прервутся культурные связи».

Объясните эти варианты.

25. Управляющий сказал мне: "Держу вас только из уважения к вашему почтенному батюшке, а то бы вы у меня давно полетели". Я ему ответил: "Вы слишком льстите мне, ваше превосходительство, полагая, что я умею летать" (А.П.Чехов. Моя жизнь).

26.Отец, когда я пришел к нему, сидел глубоко в кресле, с закрытыми глазами. … Не отвечая на мое приветствие и не открывая глаз, он сказал:

– Если бы моя дорогая жена, а твоя мать была жива, то твоя жизнь была бы для нее источником постоянной скорби. В ее преждевременной смерти я усматриваю промысл Божий. Прошу тебя, несчастный, – продолжал он, открывая глаза, – научи: что мне с тобою делать? …

– Что ты о себе думаешь? – продолжал отец. – В твои годы (герою 25 лет. – Н.С.) молодые люди имеют уже прочное общественное положение, а ты взгляни на себя: пролетарий, нищий, живешь на шее отца! (…)

– Завтра мы пойдем вместе, и ты извинишься перед управляющим и пообещаешь ему служить добросовестно, – заключил он. (…)

– Я прошу вас выслушать меня, – сказал я угрюмо, не ожидая ничего хорошего от этого разговора. – То, что вы называете общественным положением, составляет привилегию капитала и образования. Небогатые же и необразованные люди добывают себе кусок хлеба физическим трудом, и я не вижу основания, почему я должен быть исключением.

– Когда ты начинаешь говорить о физическом труде, то это выходит глупо и пошло! – сказал отец с раздражением. – Пойми ты, тупой человек, пойми, безмозглая голова, что у тебя, кроме грубой физической силы, есть еще дух Божий, святой огонь, который в высочайшей степени отличает тебя от осла или от гада и приближает к божеству! Этот огонь добывался тысячи лет лучшими из людей. Твой прадед Полознев, генерал, сражался при Бородине, дед твой был поэт, оратор и предводитель дворянства, дядя – педагог, наконец, я, твой отец, – архитектор! Все Полозневы хранили святой огонь для того, чтобы ты погасил его!

– Надо быть справедливым, – сказал я. – Физический труд несут миллионы людей.

– И пускай несут! Другого они ничего не умеют делать! Физическим трудом может заниматься всякий, даже набитый дурак и преступник, этот труд есть отличительное свойство раба и варвара, между тем как огонь дан в удел лишь немногим!

Продолжать этот разговор было бесполезно. Отец обожал себя, и для него было убедительно только то, что говорил он сам (А.П.Чехов. Моя жизнь).

27. – Добрый вечер, – сказал я.

Он взглянул на меня и тотчас же опустил глаза на свой чертеж.

– Что тебе нужно? – спросил он немного погодя.

– Я пришел вам сказать – сестра очень больна. Она скоро умрет, – добавил я глухо.

– Что ж? – вздохнул отец, снимая очки и кладя их на стол. – Что посеешь, то и пожнешь. Что посеешь, – повторил он, вставая из-за стола, – то и пожнешь. Я прошу тебя вспомнить, как два года назад ты пришел ко мне, и вот на этом самом месте я просил тебя, умолял оставить свои заблуждения, напоминал тебе о долге, чести и о твоих обязанностях по отношению к предкам, традиции которых мы должны свято хранить. Послушал ли ты меня? Ты пренебрег моими советами и с упорством продолжал держаться своих ложных взглядов; мало того, в свои заблуждения ты вовлек также сестру и заставил ее потерять нравственность и стыд. Теперь вам обоим приходится нехорошо. Что ж? Что посеешь, то и пожнешь! (…)

– И я тоже прошу вспомнить, – сказал я, – на этом самом месте я умолял вас понять меня, вдуматься, вместе решить, как и для чего нам жить, а вы в ответ заговорили о предках, о дедушке, который писал стихи. Вам говорят теперь о том, что ваша единственная дочь безнадежна, а вы опять о предках, о традициях...

И такое легкомыслие в старости, когда смерть не за горами, когда осталось жить каких-нибудь пять, десять лет!

– Ты зачем пришел сюда? – строго спросил отец, очевидно оскорбленный тем, что я попрекнул его легкомыслием.

– Не знаю. Я люблю вас, мне невыразимо жаль, что мы так далеки друг от друга, – вот я и пришел. Я еще люблю вас, но сестра уже окончательно порвала с вами. Она не прощает и уже никогда не простит. Ваше одно имя возбуждает в ней отвращение к прошлому, к жизни.

– А кто виноват? – крикнул отец. – Ты же и виноват, негодяй!

– Да, пусть я виноват, – сказал я. – Сознаю, я виноват во многом (…)

– Я не желаю слушать тебя, негодяй! – сказал отец и взял со стола линейку. – Ты пьян! Ты не смеешь являться в таком виде к отцу! Говорю тебе в последний раз, и передай это своей безнравственной сестре, что вы от меня ничего не получите. Непокорных детей я вырвал из своего сердца, и если они страдают от непокорности и упорства, то я не жалею их. Можешь уходить откуда пришел! Богу угодно было наказать меня вами, но я со смирением переношу это испытание и, как Иов, нахожу утешение в страданиях и постоянном труде. (…). Я справедлив, всё, что я говорю, это полезно (А.П.Чехов. Моя жизнь).

28.Опишите эмоции, соответствующие мимике, изображённых лиц Укажите виды общения в данных ситуациях. - student2.ru

Укажите виды общения в данных ситуациях. - student2.ru

Укажите виды общения в данных ситуациях. - student2.ru

29.Найдите искренние и неискренние улыбки

Укажите виды общения в данных ситуациях. - student2.ru

На фотографиях улыбающихся людей, представленных ниже, найдите и отметьте номера фотографий, где присутствует

1. грустная улыбка

2. смех сквозь слёзы

3. флиртующая улыбка

4. приветливая (обращённая к собеседнику)

5. самодовольная

6. неискренняя (асимметричная)

7. экспрессивная самоподача веселья

8. выражение беспокойства, тревоги

9. насмешливая, ироническая

10. улыбка, маскирующая гнев, раздражение

11. маскирующая боль, внутренний конфликт

12. восторженная

Укажите виды общения в данных ситуациях. - student2.ru

Литература

1. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М., 2000.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. Раздел: Речь. – М.,. 2003.

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. – М.: Эксмо, 2008.

4. Битянова М.Р. Социальная психология. – М., 2008.

5. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М., 2006.

6. Бодалев А.А. Психология общения. – М., 1996.

7.Бодалев А. А., Васина Н. В. Познание человека человеком: возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты. – СПб. : Речь, 2005

8. Вердербер Р. Communicate! Психология общения – СПб., 2007.

9. Волкова А.И. Психология общения. – Р-н/Д, 2007.

10. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. – М., 1987.

11. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации / И.Н.Горелов. – М., 2009.

12. Горянина В.А. Психология общения: учебное пособие для студентов факультетов социальной работы. – М., 2007.

13. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2008.

14. Доценко Е.М. Психология манипуляции. – М., 1997.

15. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009.

16. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб.: Питер, 2009.

17. Карнеги Д. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей. – СПб., 2001.

18. Корольчук М.С. Психологія: схеми, опорні конспекти, методики: Навч. посібник для студ. вищих навч. закл./ М.С.Корольчук, В.М.Крайнюк, В.М.Марченко; За заг. ред.М.С.Корольчука. – К.: Ельга, 2005. — 320с.19. Красавцева И.Н., Абушенко В.Л. Общение // Словарь по профориентации и психологической поддержке. – М.: Аспект-пресс. 2002.

20. Кроник А.А., Ахмеров Р. Каузометрия. Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. – М.: Смысл, 2003.

21. Куницина В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницина, Н.В.Казаринова, В.М. Погольша. – СПб., 2003.

22. Лабунская В.А. Психология затрудненного общения: теория. Методы. Диагностика. Коррекция : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Е.Д. Бреус. – М. Academia, 2001.

23. Леонтьев А.А. Психология общения учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «психология». – М., 2007.

24. Максименко С.Д., Забродський М.М. Технологія спілкування (комунікативна компетентність учителя: сутність і шляхи формування). С.Д., Максименко М.М. Забродський. – К., 2005.

25. Обозов Н.Н. Как назвать наши отношения. – М., 2001.

26. Пиз А., Пиз Б. Новый язык телодвижений: расширенная версия. Как читать мысли окружающих по их жестам. – М.: Эксмо, 2007.

27. Психология: Учебник для гуманитарных вузов /Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб., 2007. –Глава 20. Психология межличностного взаимодействия. – С. 359-369.

28. Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику [Електронний ресурс].

29. Станкин М.И. Психология общения: учебное пособие. – М.– Воронеж, 2008.

30. Сидоренко И.В. Тренинг влияния и противостояние влиянию / И.В. Сидоренко. – СПб., 2003.

31. Філоненко М.М. Психологія спілкування : Підруч. для вищ. навч. закл./ М.М.Філоненко. – К.: Центр учбової літератури, 2008.

32. Чалдини Р. Психология влияния. – СПб., 2006.

33. Чернова Г.Р., Слотина Т.В. Психология общения: учебное пособие. – СПб., 2012.

34. Чуфаровский Ю.В. Психология общения в становлении и формировании личности. – М.: Соц.-полит. Мысль, 2004.

35. Шейнов В.П. Психология манипулирования. Тайное управление людьми. – Минск, 2010.

36. Экман П. Психология лжи / Пол Экман. – СПб., 2006.

Наши рекомендации