Исследование проведено с помощью специально разработанной анкеты. Объем выборки: 150 респондентов – жители г. Лисаковска, география исследования г. Лисаковска. Целевая группа: мужчины и женщины, имеющие детей, не имеющие детей.
Анкета: Здравствуйте, меня зовут Ольга, в рамках своей курсовой работы я провожу маркетинговое исследование с целью изучения сегментация рынка детских товаров города Лисаковска. Не могли бы уделить немного времени и ответить на несколько вопросов?
1)Какие товары для детей вы приобретаете на территорииг.Лисаковск?
-Питание
-Игрушки
-Одежда
-Обувь
-Парфюмерно-косметические товары
-Посуда
2)В какихмагазина на территории г. Лисаковска Вы приобретаете детские товары?
Благодарю вас за участие в маркетинговом исследовании, ваше мнение крайне важно для получения наиболее полной картины о потребительских предпочтениях для моего курсового проекта.
Желаю вам крепкого здоровья и прекрасного настроения!
Таблица 3.1 Товары для детей приобретаемые в г. Лисаковск.
№ п\п | Единицы измерения | Наименование товара | Количество ответов |
| | Питание | |
1.1 | шт | Детское питание( "Малютка","Фруто няня","Агуша","Nutrion",Nestogen","Nan","Фемилак","Nutrilak","Humana") | |
1.3 | шт | Фруктово-овощное пюре ("Сады придония","Спелёнок","Фруто няня","Фруто няня","Агуша","Gerber","Сами с усами".) | |
1.4 | шт | Молочный коктейль ("Локо мокко","Фрутоняня",Сами с усами".) | |
1.5 | шт | Вода негазированная ( "Фруто няня""Агуша") | - |
1.6 | шт | Печенье ( "Бонди","Фруто няня",Humana) | |
1.7 | шт | Йогурт ("Фруто няня","Эрмик","Nutricia") | |
1.8 | | Шоколад и шоколадное яйцо("Фиксики","Kinder","Nesquik","Chocolate","Маша и медведь","Kids","Milka","Kinderpingui","Kindermaxikinq","Kinderjoy","Kinderchocolateco знаками","Kinder молочный ломтик","KinderBueno","KinderDelice"," KinderParadiso","Kinderсурприз","KinderPinguiKokoc","KinderMaxiKing" | |
1.9 | шт | Творожки ("Растишка","Чудо","Тёма","Фруто няня","Bebycup") | |
1.10 | шт | Сухие каши ("Frisocrem","Фруто няня","Nestle","Малютка","Вини","Умница","Heinz") | |
| | Игрушки | |
Продолжение таблицы 3.1
2.1 | шт | Интерактивные игрушки (говорящие роботы, пульт обучающий англизкому языку, говорящий Том) | |
2.2 | шт | Игрушки для купания ( кораблики, резиновые уточки,игровые наборы «Брызгунчик», | |
2.3 | шт | Игровые наборы(Машина для приготовления коктейлей, набор супермаркет, набор Пеппы -неваляшки, городской пожарник, Даша путешествиница, полицейский, скорая помощь) | |
2.4 | шт | Настольные и семейные игры ("7 на 9", "Эрудит", "Тик так бум", "Большие пазлы" | |
2.5 | шт | Железные дороги, паровозики | |
2.6 | шт | Наборы фигурок( квадраты, треугольники, прямоугольники, звездочки) | |
2.7 | шт | Мягкие игрушки(медведи плюшевые, зайцы, слоны, кот "Сиймона", мишка "Тедди") | |
2.8 | шт | Мячи, надувные животные(Мягкий мячик со звуковым эффектом) | |
2.9 | шт | Наборы для игры с песком (Лопатки, полесье, грабли, ситечко, ведерко, наборы для пасок) | |
2.10 | шт | Развивающие игрушки (кубики, говорящие мишка, пирамидки, игра с магнитами "Собираем урожай", комплект карточек " Дикие животные", рамка- вкладыш "Овощи", часики - пазлы, умный компьютер, мозаика, развивающий телефон) | |
2.11 | шт | Музыкальные игрушки( пианино, музыкальный ковер, говорящие буквы) | |
2.12 | шт | Кинетический песок | |
Продолжение таблицы 3.1
2.13 | шт | Пластилин | |
2.14 | шт | Конструктор "Лего" | |
2.15 | шт | Раскраски "Маленькая принцесса", "Моя маленькая Фея", "Незнайка на Луне", "Солнышко", "Губка Боб" | |
2.16 | шт | Трансформеры | |
2.17 | шт | Роботы, супергерои | |
2.18 | шт | Транспорт на радиоуправлении (машины, самолеты, вертолеты, танки) | |
2.19 | шт | Военная техника ( танки, булки, пистолеты, автоматы, гранаты) | |
2.20 | шт | Куклы, пупсы, барии, кены | |
| | Обувь | |
3.1 | шт | Для девочек (сапожки, полусапожки, туфли, балетки ,резиновые сапоги, чешки, кеды, кроссовки, валенки, тапочки ,мокасины, пинетки, уги, сандали, босоножки, шлепанцы, тапочки, бурки) | |
3.2 | шт | Для мальчиков( сапоги, ботинки, полуботинки, сандали, резиновые сапоги, пинетки, уги, кросовки, туфли, валенки,макасины,чешкикеды, тапочки) | |
| | Парфюмерно- косметические товары | |
4.1 | шт | Душистая вода "Маленькая фея" | |
4.2 | шт | Присыпка "Dohnsonisbaby","Беби" | |
4.3 | шт | Детское средство для мытья посуды "AQA","Ушастый нянь" | - |
4.4 | шт | Жидкое мыло "Солнце и луна","Ушастый нянь","Умка","Зайчик","Малышам","Мой","Dettci" | |
Продолжение таблицы 3.1
4.5 | шт | Крем мыло "Детское","Диводитя","Солнце и луна" | |
4.6 | шт | Твердое мыло "Солнце и луна","Моймалыш","Детское","Ушастый нянь","AQA","Диво","Crazyzoo" | |
4.7 | шт | Крем "Детский","Солнце и луна","Лисенок","Солнце и луна","AQA","Happymoments","Фея","Ласковая мама","Crezyzoo","Я сам","Мама и малыш","Лапушка","Беби" | |
4.8 | шт | Зубная паста "Heppymoments","Splat","Буратино","Ушастыйнянь","Умка"," | |
4.9 | шт | Зубные щетки "Colgate", "Ушастый нянь" | |
4.10 | шт | Стиральный порошок "Досенька","Tide-детский","Умка","Kinders-M","Ушастый нянь"," | |
4.11 | шт | Шампунь "Kinders","Солнце и луна","Ушастый нянь","Зайчик","Детский","Дракоша","Мстители","Kids","Моя прелесть"," | |
4.12 | шт | Ушные палочки и ватные диски "Солнце и луна","Veiro"," | |
4.13 | шт | Кондиционеры"AQA", "Lenor", "Vernel", "Persil" | |
4.14 | шт | Влажные салфетки "AURA", "Солнце и луна", "Smile","Детские","Deluxe" | |
4.15 | | Подгузники (Pampers, Huggies,Lebero, Kippers, Baby Boom) | |
| шт | Посуда | |
5.1 | шт | Поилка "Божья коровка","Nip,"Бусинка","Солнце и луна" | |
5.2 | шт | Соска "Бусинка","Солнце и луна","Beby","Крошка" | |
5.3 | шт | Чашки "Бусинка", Фиксики","Ушастый нянь" | - |
Продолжение таблицы 3.1
5.4 | шт | Ложки | - |
5.5 | шт | Бутылочка "Бусинка",Kinder"," | |
5.6 | шт | Чашечки | |
т.о. Прежде чем провести анкетирование мной было полностью исследован ассортимент детских товаров и их производителей на территории г.Лисаковск такие как: детское питание,игрушки,обувь, одежда, парфюмерно- косметические товара и детские средства передвижения.
Проведя анкетирование по разработанной мной анкете было опрошено 200 человек из которых: 165 респондентов женщин, 15 мужчин и 20 человек отказались от анкетирования
.
По полученной информации о широте и глубине ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров для детей можно сказать, что ассортимент очень большой и разнообразный. Покупатели могут выбирать товары без ограничений по следующим критериям такие как: цвет, размер, вкус, запах, форма, качество, марке, цена, количество.
Рисунок 3.2 Диаграмма. Активно покупаемые на территории г. Лисаковск детскоепитание
т.оПо результатам анкетирования по детскому питанию не превзойдённым лидером стал шоколад и шоколадное яйцо фирмы Kinder сюрприз его покупают 189 респондентов из 200. Kinder Сюрприз – яйцо из молочного шоколада с белым молочным внутренним слоем, содержащее игрушку-сюрприз. Kinder Сюрприз – безусловный лидер на рынке шоколадных яиц с игрушкой – сюрпризом и один из самых популярных продуктов среди детских сладостей. Молочный шоколад высокого качества изготовлен специально для детей и содержит много молока (полное содержание молочных ингредиентов- 32%).
Сейчас в Казахстане бренд Kinder Сюрприз знают около 90% населения в возрасте от 3 до 64 лет. Каждый год Kinder Сюрприз предлагает более 100 новых игрушек-сюрпризов. Все игрушки уникальны – они созданы специально для Kinder Сюрприза.Именно это качество и привлекает респондентов приобретать данный товар.Второе место в детском питание занимает фруктово-овощное пюре его покупают 72 человека из 200 это говорит о том, что 72 человека имеет маленьких детей в возрасте с 6 месяцев до 3-х лет
Рисунок 3.3 Диаграмма. Активно покупаемые на территории г. Лисаковск игрушки для детей
т.о. По исследованию детских игрушек лидирующие место занимает мягкие игрушки потому, что около 40% мягких игрушек покупают не для детей. А сегмент подарочных и сувенирных игрушек является пограничной областью между детским и взрослым рынком.
На втором месте развивающие игрушки ограничение в возрасте от 0 до 8 лет, именно в этом возрасте идет формирование моторики. Можно сказать, что большая часть опрашивает респондентов, развивают своих детей и занимаются с ним. На третьем месте куклы, Барби изначально детская игрушка, преимущественно для девочек возрасте от 3 до 14 лет. Такие куклы привлекают возможностью менять костюмы и аксессуары так у это куклы есть "друзья" и "родственники». И так мы выяснили, что у 69 человек из 200 есть дети от 3 до 14 лет или возможно друзья или родственники, у которых есть дети этого возраста.
Рисунок 3.5 Диаграмма. Активно покупаемая на территории г. Лисаковскобувь для детей.
т.о.По исследованию обуви мы выяснили, что из 200 опрошенных человек, 87 респондентов покупают обувь для девочек и 66 для мальчиков.
Рисунок 3.6 Диаграмма. Активно покупаемая на территории г. Лисаковск детская мебель.
т.о. Исходя из полученных данных по исследованию мебели мы выяснили, что на первом месте колыбельные их 35 респондентов из 200, это говорит о том, что у 35 человек есть дети от 0 до 2-3 лет.
На втором месте стульчики для кормления из 200 респондентов их приобретают 31 человек. Они
появились еще в XIX веке и служили нескольким целями - уменьшалась площадь уборки при разливает жидкостей, ребенок спокойней сидел в стульчике, поскольку столик можно использовать, как игровую поверхность. Стульчики для кормления рекомендуют использовать с 6 месяцев, когда приходит время "взрослого" прикорма. Можно сделать вывод о том, что у 31 респондента имеются дети в возрасте от 6 и выше месяца, которые еще не питаются твердой едой.
На третьем месте среди покупаемости мебели двухъярусные кровати из 200 респондентов их покупают 29 человек. Преимущества двухъярусных кроватей в том, что они экономят жилое пространство. Как правило, такие кровати приобретаются семьями, у которых не один ребенок, а как минимум
двое детей. Спать на втором ярусе кроватей рекомендуется допускать детей старше 6 лет, если второму ребенку немного меньше, то его можно " поселить" на нижнем ярусе. Это говорит о том, что 29 респондентов имеет двух и более детей в возрасте примерно от 5 до 16 лет.
Рисунок 3.7 Диаграмма. Активно покупаемые на территории г. Лисаковск парфюмерно-косметические товары для детей.
т.оПо исследованию парфюмерно- косметических товаров выяснили, что на первом месте стиральный порошок его приобретают 96 респондента из 200.Из исследования выяснилось, что стиральный порошок фирмы "Ушастый нянь" пользуется большой популярность.Он один из самых популярных стиральных порошков для детей. Он хорошо вымывается из тканей, оставляет лишь легкий фруктовый аромат. Низкое количество содержание пыли(0,7) снижает вероятность раздражения дыхательных путей. Средство прекрасно отстирывает детское белье, следы от фруктово- овощного пюре и соков, траву и уличную грязь даже в холодной воде. Порошок данной фирмы пользуется популярности из-за за основных плюсов такие как: доступность, дешевизна,
имеет легкий не раздражающий запах, быстро выполаскивается и самое главное не вызывает аллергическую реакцию. По полученной информации можно
сделать вывод, что 96 респондентов приобретают специальный стиральный порошок для детей. А остальные 104 респондента стирают детские вещи обычным порошком либо не имеют детей.
На втором месте подгузники их покупают 35 респондентов из 200. Подгузники делают из шелка, шерсти, хлопка, флиса. Впитывающий слой изготавливают из бамбука или микрофибры, а внешний – из полиэстера, а также микрофлиса и микрозамши с мембранной не промокающей пленкой. С появлением новорожденного малыша, перед молодой семьей встает масса вопросов по выбору подгузников. Споры вокруг подгузников – еще одна из волнующих темОдноразовые подгузники - плюсы: замена подгузника занимает мало времени, не требуются много стирать и высаживать ночью ребенка на горшок, размер меньше, чем у многоразового. Его почти не видно под одеждой. Можно сделать вывод, что 3 респондентов из 200 имеют новорожденных детей в возрасте от 0 до того момента, когда ребенок начнет ходить в туалет в горшок.
На третьем месте по покупаемости детский шампунь ее покупает 59 респондентов из 200. В магазинах на территории г. Лисаковск очень разнообразный ассортимент детских шампуней с большим выбором ароматов. По опросу было выявлено, что большая часть респондентов самое главное качество в шампуне так называем «шампунь без слез». Можно сделать вывод и сказать, что 141 респондента либо не имеет детей в возрасте от 1 до 16 лет, либо покупаю своему ребенку обычный не специальный шампунь для детей.
Рисунок 3.8 Диаграмма Самые активно покупаемая на территории г. Лисаковскпосуда для детей.
т.оПо полученным данным мы выяснили, что самое активно покупаемая посуда для детей поилка- составляет 86 респондентов. Можно сказать, что у 86 человек имеются дети в возрасте от с1 года до 4 лет.
На втором месте находится детская бутылочка покупают 35 респондентов это говорит о том, что у 35 человек имеются дети в возрасте от 2 месяцев до 3 лет.
На третьем месте находится соска так называемая пустышка ее покупают 29 респондентов это говорит о том, что у 29 человек имеется дети в возрасте от о до 2-3 лет.
2) В каких магазина и аптеках Вы на территории г. Лисаковска приобретаете детские товары?
Таблица 3.2.Магазина натерритории г.Лисаковска приобретаете детские товары
№ п/п | Наименования магазина | Количество ответов |
| Аделия | |
| Махаббат | |
| Саудауй | |
| Супермаркет «Арай» | |
| Супермаркет «Мечта» маленькая | |
| Супермаркет «Фемил» | |
| Супермаркет «Мечта» | |
| Золотой ключик | |
| Деко | |
| Миллион | |
| Халява | |
| Витаминка | |
| Супермаркет «Юность» | |
| Даулет | |
| Лаура | |
| Лидер | |
| Кinder | |
Всего: | |
т.о По вопросу в каких магазинах респонденты покупают детские товары мы выяснили, 18 что самые посещаемые из всех магазинов в городе. Лидирующее кол- во человек посещают одни из крупных магазинов города такие как «Саудауй», «Махаббат» и «Золотой ключик».
Рисунок 3.10 Диаграмма. Магазины на территории г. Лисаковскгде приобретаете детские товары
т.оПо опросу выявили, что на первом месте по посещаемости находится магазин «Саудауй» его посещают 185 респондентов из 200, на втором месте находится магазин «Махаббат» его посещают 116 респондентов из 200, на третьем месте находится магазин «Золотой ключик» .Эти магазины пользуются большой посещаемостью, так как там большой ассортимент одежды, обуви, парфюмерно- косметических товаров, игрушки, мебель, средства передвижения , посуду, технику и многое другое ,что позволяет быстро и удобно одеться всей семье и приобрести все необходимые товары в одном магазине с минимум временем. Эти магазины отличает тот факт, что там сравнительно высокое качество товаров, что не мало важно для потребителей.
Рисунок 3.10 Диаграмма. Магазины г. Лисаковска где приобретают детские товары.
т.оНа четвертом месте находится магазин «Миллион» его посещают 62 респондента, на пятом месте находится магазин «Витаминка» и на шестом месте находится магазин «Халява» эти магазины пользуются небольшой посещаемостью. Но их отличительной особенностью является то, что там сравнительно низкие цены чем у выше перечисленных магазинов и так же они уступаются по качествую товара. Из полученной информации можно сказать, что для покупателей важно качество, а не цена.
Рисунок 3.11 Диаграмма. Магазины г. Лисаковска где приобретают детские товары.
т.оНа территории 2 микрорайона г.Лисаковск находится специализированный магазин детских товаров под названием «Kinder» этот магазин реализует такой товар как детское питание, парфюмерное-косметические товары, посуда и одежда. По опросу мы выяснили. Что этот магазин регулярно посещают или были там хоть раз 65 респондентов из 200.Это можно объяснить тем, что магазин открылся недавно и еще не все население знают о его открытии, так как они не проводили не какие мероприятия по распространению информации. Мой был изучен все ассортимент детских товаров в данном магазине. И хотелось бы отметить, что там не соблюдается температурный режим, а также товарное соседство.
Таблица 3.3. Аптеках территории г.Лисаковска приобретаете детские товары.
№ п/п | Наименования магазина | Количество человек |
| Забота | |
| Примамед | |
| Салюс | |
| Аптека на территории городской больницы | |
| Цветная | |
| Стомед | |
| Логос | |
Всего: | |
Т.оПо проведенному исследованию выяснили, что из всех аптек города самые посещаемые 7.
Лидирующие место занимает аптека под название « Прима мед» ее посещают 52 респондента из 200.Можно отметить , что это аптека отличается низкими ценами.
Рисунок 3.12. Диаграмма. Аптеки на территории где г. Лисаковска приобретаете детские товары
т.оПо исследованию выяснили, что самое большое число респондентов посещаю аптеку по названию «Прима мед», это можно объяснить тем, что в этой аптеке низкие цены, а также есть товары аналоги.
Так называемымизаменители. Они оказывают такое же действие на организм. Только по сравнительно низкой цене. Так с каждым годом цена на медикаменты постоянно растет жители города Лисаковк ищут аптеки с самыми низкими ценами.
Выводы и рекомендации:
По проведенному маркетинговому исследованию мы выяснили, что в последнее время рынок детских товаров стремительно развивается и всегда имеет большой спрос.
Исследования показывают, что родители готовы тратить средства на ребенка и приобретать новые вещи, а не заимствовать старые у друзей и родственников. На первый план выходит качество детских товаров, постепенно отодвигая ценовой фактор, делая возможным развитие производства и торговли в среднем, а также дорогом сегментах. Рынок детских товаров и услуг демонстрирует высокую динамику роста.
Магазинам детских товарам можно дать следующие рекомендации:
1.Поситителям детского магазина, а обычно покупки делают всей семьей нужен не только товар. Но и возможность чем- то занять ребенка, чтобы спокойно выбрать товар. Поэтому магазинам необходимым расширять свою площадь, создавать детские уголки и придумывать всякие развлечения.
2.Постоянно расширять свой ассортимент товара, так как в данном сегменте каждой возрастной группе нужны совершенно разные товары,
3.Изменять предпочтения и стиль так как с каждым готом они изменяются.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Рынок детских товаров состоит из множества сегментов, каждый из которых является самостоятельным рынком со своей спецификой и законами. Некоторые сегменты слабо структурированы. Например, на рынке игрушек есть сегмент компьютерных игр и игровых приставок, которые не являются классическими «игрушками».
У исследователей нет единого понимания того, где проходит возрастная граница рынка детских товаров. В нем достаточно однозначно выделяют рынок товаров для новорождённых (до трех лет): товары по уходу за младенцами, косметика, игрушки, коляски, подгузники, одежда, текстиль, детское питание и т.п. Но верхний возрастной диапазон колеблется от 12 до 18 лет.
Ключевыми факторами развития рынка являются рождаемость, рост доходов населения и развитие культуры потребления детских товаров. Рост рождаемости напрямую влияет только на рынок товаров для новорожденных, для остальных сегментов он имеет отложенный эффект. Оборот рынка обеспечивается во многом за счет того, что детская одежда, обувь, игрушки, книги требуют постоянного обновления, поэтому спрос на товары для детей не имеет прямой зависимости от цен и уровня дохода семьи.
Важной особенностью рынка детских товаров является целевой потребитель, поскольку решение о покупке, как правило, принимают родители, а продукт «потребляют» дети. Это касается, прежде всего, возрастного сегмента от 0 до 3 лет. Но чем старше ребёнок, тем он больше включается в процесс выбора товара.
Кроме того, ребенок достаточно быстро «проходит» через разные сегменты рынка. Например, детское питание требуется в среднем 12-18 месяцев, подгузники - 24 месяца. А предметы из некоторых товарных подгрупп, таких как коляска, манеж, кроватка, приобретаются вообще один раз. Таким образом, потребительская лояльность, выражающаяся в повторных покупках товаров определённой марки, имеет ограниченный характер. Поэтому и роль брендов на рынке детских товаров пока незначительна. Доля брендированной продукции не превышает 40%.
Специфично для этого рынка и большое разнообразие каналов продаж. Товары для детей представлены не только в специализированных детских магазинах, но и в аптеках, в магазинах косметики и бытовой химии, в торговых центрах, в неспециализированных магазинах, в супер- и гипермаркетах, в неорганизованной рознице и даже на рынках. При этом детский ассортимент для большинства перечисленных каналов продаж является лишь сопутствующим.
Теперь родители готовы урезать потребности не только свои, но и детей, отказываясь от покупки необязательных товаров. Кроме этого примерно такая же доля потребителей за прошедший год отказалась от покупок в тех магазинах, цены в которых кажутся им теперь высокими. Однако потребители на рынке детских товаров пока не готовы жертвовать качеством приобретаемых вещей. Таким образом, на рынке детских товаров складывается ситуация, при которой потребители готовы урезать расходы, покупать меньше или реже, но в большинстве случаев сохранять при этом ориентацию на стандарты качества товаров, выработанные в предыдущие периоды.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Бернвальд А.Р Цихоцкий А.В. Потребительская кооперация в условиях перехода к рыночной экономике.
2.Борисова Ю.В. Поведение потребителей. [Электронный ресурс]. – [2002].
3.Ильин В. И. Курс лекций "Социология потребления". [Электронный ресурс].
4.Ионин Л.Г. Социология культуры.
5.Котлер Ф. Основы маркетинга
6.Н.А. Рахимжанова, Е.Б.
Попкова Основы рыночной экономики Издательство «Фолиант»
7.Н.С. Моисеинко Товароведение непродовольственных товаров Ростов- на- Дону «Феникс» 2009 год.
8.Лебедев Т.Ю Филлпока основы маркетинга 1997
9.Торговая деятельность Республики Казахстан. Алматы 2008 г.
10.Центр социологических и маркетинговых исследований «Аналитик».