Ромысле и в делах стойбища. Праз,,,,^ “ бМУШем

НОЧЬ и завершается только под у7р()"Род«лжается всю

Месяц роста (20 (21). 02 - 21 03)

Последний отрезок годового цикла г 90 ,,

2/ марта эвенки именуют жшэ„гкшг> , ° фсвР*'» по роста рогов». Это связано с тем, что v <ШаЧаСТ <<мс«н ней начинается рост новых рогов. Д„евн!! СЄВЄрнь,х «ле-

этот период „з-за незначительный^™*СЛаВЯ"Єі,,а

П0ТОМУ нто в это время „ГГ 9**й* а та^е следнии день месяца эктэнгкирэ замыГ " ТЭЯТЬ с«№ Пона канун Нового года (с*. *МЫКает “РУг и приходится

       
  Ромысле и в делах стойбища. Праз,,,,^ “ бМУШем - student2.ru
   
.
 
Ромысле и в делах стойбища. Праз,,,,^ “ бМУШем - student2.ru

Тї*5*| январь (продолжение) аист. месяці

ІОІеГд^ТаїГгГйгб 27 28 29 30 31^

Високосный февраль tгз4 56789 10 11 12 13 14 1516

Ромысле и в делах стойбища. Праз,,,,^ “ бМУШем - student2.ru Месяц гиравун

месяц

Ромысле и в делах стойбища. Праз,,,,^ “ бМУШем - student2.ru Ромысле и в делах стойбища. Праз,,,,^ “ бМУШем - student2.ru Март високосного года

Месяц эктэнгкирэ

1. 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 ЗО X

2.

Ромысле и в делах стойбища. Праз,,,,^ “ бМУШем - student2.ru л <п солнечного цикла, в древности имел хождение Помимо СО ^ „„ижением Луны. В лунном месяце на- цикл, фазы; Новолуние, Молодой месяц, Г

------------------------------- - Г>~ 29 Ь суток луна и^лидш

Ромысле и в делах стойбища. Праз,,,,^ “ бМУШем - student2.ru нолуние и Стар“дИакальнЫх созвездий, задерживаясь в каж все двенадцать Д обра3ом, в году получается 12 или

дом на два-три Д . ^ месяца совпадает с пер-

Ромысле и в делах стойбища. Праз,,,,^ “ бМУШем - student2.ru

refit. 5. Славяно-сибирский шаманский килєно значением основных праздников, звездных с„„т'4"'' >*Н) отношений Сип и положения в «Книге Перемен /У'"""’ ‘о. скобках указаны даты для високосного года. І, "чіЛ ц

О Новый год и Белый месяц

Л?<г*д по лунному календарю приходится на коней И°ВЬ" февраль по европейскому стилю. Считается что «

Н°“Т Г0да "Р^ХОДИТ разрыв Между *'"'ь|м II буДУшим; 6°Рьоа междУ светом и тьмой, добром »< у народов Центральной Азни лунный Новый год

Итет «белый». Также белым считается и весь месяп за ним. Подготовка к празднику происходит за Оько дней ДО его наступления. Люди убирают террито- "'І аала. очншают юрты от снега и грязи, выбивают по- < чистят на снегу ковры и т.д. Встреча самого Нового ta происходит не в полночь, а с восходом солнца в первый

Іюдвв" день, чтобы не пропустить этого момента їдрсгвуют всю ночь. Существует поверье, что духи, увидев

Zero в эту ночь человека могут принять его за мертвого теМ самым он не получит благословления.

Й Тувинцы называют лунный Новый год Шагаа. Обязательным моментом является хождение по гостям, обмен подарками и обильное застолье. У бурят существует обычай праздновать в этот день дни рождения. На Шагаа (бурятск

Сагааіган) производится коллективное жертвоприношение

Духам-покровителям местности и рода. Все социальные раз линия на время забываются: богач может посещать юрту бедняка. Считается, что чем больше гостей придет в первый новогодний день, тем счастливее будет наступающий год Двенадцать лунных лет образуютмалый цикл, каждый год которого символизируется тем ИЛИ ИНЫМ ЖИВОТНЫМ- мышь, корова, тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, овца обезь' яна. курица,собака, свинья. Помимо этого год имеет свой цвет и стихию: зеленый - дерево; красный - огонь; желтый - земля; белый - железо; синий - вода. Соединение «окраски» года с тем или иным символическим животным создает большой цикл, состоящий из 60-ти лет (12 х 5).

.. I вышеизложенных ритуалов, оорядов и ПрНм

Многие HJ В - ись и остаютСя справедливы по сей Дені> частично сохран со временем подзабылся и Ча

Смысл рвался. но это не означает, что они п0Те'.

стично профа I магичеСкое значение. Возникают новЫе ряли внугрснн^^^ народы. разрушаются государства а религии. ВЫМ* I шает свой мистический бег по небу

I

Шагай

~ П1\ времен дошла до нас мантическая практика с древнеиіи^ » используЮТСя косточки от бараньих ло-

ПРИ к ' п слово «шагай» означает «белый». Это дыжек (астрагал^ предСКазаний с помощью астра- отражает пр"М\ственно в дни священного Белого месяца- галов преимуш с наступает Новый год по лунному

Ularaa (Сагаапга. ^ устраивакУТСЯ всевозможные состяза- календарю. На ^ ^ выигрыш во время Шагаа ния. игры. шим предзнаменованием,

считается очень » событиях в Новом году прибе-

Чтобы узнать «Г ^ уточек от бараньих лоды- гаютквыкиды ывлюгся шагаи-*. Раньше косточки

ЖЄК- ГГГ специальную чашку из белого войлока с вы- складывали в си и счастья, встряхивали и выорасы-

жженными на не. днос сейчас их зажимают в правой

вали на серебря>.ыи ^ ковер или поверхность

Л8Д0Г Помимо Урядов Белого месяца шагай можно исполь-

q ппедсказания и в другие дни. зовать для предсказа ^ четырех положе.

Каждая косточка щупает ^ животным; на ребро „„й. символизируемы д (тамээн), вверх - овца

-г; irL (»-»—"ред

_________ ііЛПІ

Ромысле и в делах стойбища. Праз,,,,^ “ бМУШем - student2.ru

Хонин ■ овца

Ромысле и в делах стойбища. Праз,,,,^ “ бМУШем - student2.ru

Тэмээн ■ верблюд

Ромысле и в делах стойбища. Праз,,,,^ “ бМУШем - student2.ru

Морин конь

       
   
Яман коза
 
 
Рис. 86. Четыре положения шагай. Рисунок И. Сотникова.
Ромысле и в делах стойбища. Праз,,,,^ “ бМУШем - student2.ru

4 коня — очень хорошее положение, лучшее предзнаменование;

4 верблюда — все будет успешно;

4 овцы — прочное счастье;

4 козы — ничто не изменится, останется желание что-то поменять;

3 коня, 1 верблюд — вскоре что-то произойдет, где не Ждешь 3 коня, I овца будет

помеха; ь;

3 коня, 1 коза — хороший исход;

2 коня, 1 верблюд, 1 овца — удача, счастье;

2 коня, 1 овиа. 1 коза — без труда будет хорошо;

2 коня, 1 верблюд. 1 коза — хорошо и с пользой;

2 коня, 2 верблюда — работа и дела будут успешны;

2 коня, 2 овны — работа и дела будут с переменным успехом-

2 коня, 2 козы — неудача;

1 конь, 3 верблюда — будет удача;

1 конь, 3 овны — само собой придет большое счастье;

1 конь'3 козы — много сплетен вызовут затруднительнее лота,""

1 конь, 2 верблюда, 1 овца — устойчивость во всем; Л*"Ие,

1 конь, 1 верблюд, 2 овцы — кто-то принесет новости;

1 конь, 1 верблюд. 2 козы — удача;

1 конь, 2 овны, 1 коза — услышите хорошие новости;

1 конь, 2 верблюда, 1 коза — в работе и делах будут помехи

1. конь, 1 верблюд, 1 овца, 1 коза — очень хорошая судьба;

2. верблюда, 1 овца, 1 коза удача;

2 верблюда, 2 овцы — ожидается что-то хорошее;

3. верблюда, 2 козы — промедление вызовет перемены к XyuaA- 1 верблюд, 2 овцы, 1 коза без какого-то успеха, но если

постараться, то все будет хорошо;

1 верблюд, 1 овца, 2 козы — счастье, откуда не ждешь;

1 верблюд, 3 овцы — безуспешность,

1. верблюд, 3 козы — вначале будет тяжело;

4. овцы, 1 коза — жди помощи со стороны;

2. овцы, 2 козы — большое препятствие;

1 овца, 3 козы — без усилий не будет удачи.

Помимо предсказательных целей, шагай использовался и как игра. Известно несколько десятков игр в шагай, распространенных некогда в Монголии, Бурятии и Туве. В игре шагай харвах («стрельба косточками») 8 или 12 астрагалов выкладывали по два и стреляли по ним другими косточками с помощью дощечки. В шагай шуурэх («собирание косточек») астрагалы подбрасывали, а затем собирали пары, лежащие одинаковыми сторонами вверх: 2 козы, 2 овцы, 2 верблюда, 2 коня. Потом

<•• тшощью щелч

Наши рекомендации