Осуществление этической ориентации на практике.
Проведение в жизнь этических взглядов осуществляется путем организации психологических обществ и разработки ими различных этических кодексов. В последние 50 лет во всех странах стремительно растет количество директив, деклараций и кодексов, которые должны гарантировать ответственность врача перед пациентом. Можно упомянуть, например, этический кодекс, предложенный Российским психологическим обществом, этический кодекс психологов-консультантов, «Принципы и стандарты этики психоанализа», разработанные Американской психоаналитической ассоциацией, этический кодекс Международной федерации коучинга (ICF) и другие. В Германии: учреждение Комитета по этике при Профессиональном союзе немецких психологов (ВДР), разработка им профессионального устава, где особое внимание уделяется этическим вопросам в отдельных областях психологии (Schuler, 1982), учреждение третейского суда и суда чести, а также Комиссии по этике Немецкого общества психологии (DGPs). Эта Комиссия совместно с Комитетом по этике ВДР разрабатывает расширенную формулировку этических рекомендаций, которая должна учитывать также сферы исследования и образования. Главное место – особенно в сфере исследования человека – занимает Хельсинская декларация, исправленная и дополненная в 1989 году. В Швейцарии: в задачах Швейцарского общества психологии сформулированы «этические рекомендации», которые помимо общих принципов особо затрагивают отношение к клиенту, а также сферы исследования и образования. В Австрии: действуют соответствующие австрийские законы – Закон о психологах, Закон о психотерапии (1992), а также этические рекомендации профессионального союза австрийских психологов (ВОЕР).
Всевозможные кодексы сосуществуют, пересекаются и противоречат друг другу. Поэтому в сфере проведения этики в жизнь требуется широкий, интегрированный подход, поиск общих этических рамок. На сегодняшний день этика еще не заняла подобающего ей места в преподавании клинической психологии, да и в рамках обучения психологии. Исключение составляет Австрия, где с 1991 г. преподают этические основы. Было бы очень хорошо, если бы этике уделялось подобающее внимание в учебном плане, в идеальном случае – если бы на факультете имелось компетентное лицо, к которому можно было бы обратиться с этическими вопросами.
Выводы.
Таким образом, клиническая психология – это весьма ответственная и сложная отрасль психологии. Она требует соответствующего образования и профессионального мастерства. В данной работе рассмотрено: Развитие медицинской этики, где выделяют: 1). Модель Гиппократа (принцип «не навреди»). 2). Модель Парацельса (принцип «делай добро»). 3). Деонтологическая модель (принцип «соблюдения долга»). 4). Биоэтика (принцип «уважения прав и достоинства личности»). Также изучены основные принципы в деятельности клинического психолога, такие как: компетентность, уважение личности, ненанесение ущерба, конфиденциальность. Проанализированы специфические вопросы клинической психологии, такие как: вопрос информирования, вопрос «границ», вопрос эмоциональной привязанности. Далее описаны этические аспекты в групповой работе с несовершеннолетними. В работе представлены некоторые этические правила из материалов ASGW (1990).
Также рассмотрено осуществление этической ориентации на практике, где описаны действующие этические кодексы в ведущих странах мира.
Список литературы.
1). Карвасарский Б.Д. Клиническая психология, Учебник (2004 г.)
2). Розмари Смид Групповая работа с детьми и подростками, перевод с английского Ю.В. Брянцевой, Издательство «ГЕНЕЗИС» Москва, 2000.
3). Сурнов К.Г., Тищенко П.Д., Балашова Е.Ю. Проблемы этики в клинической психологии. ( http://www.intelros.ru/readroom/bioyetika-i-gumanitarnaya-yekspertiza/vyp-1-2007/7362-problemy-yetiki-v-klinicheskoj-psixologii.html )
4). Урс Бауманн, Майнрад Перре Клиническая психология (Urs Baumann, Meinrad Perrez "Lehrbuch Klinische Psychologie — Psychotherapie", 1998)
5). Этический кодекс Российского Психологического Общества (Санкт-Петербург, РФ, 2003 г.)