Удовлетворенность трудом и вовлеченность
Модель Хекмана
Параметры работы и степень влияния.
1. Разнообразие умений и навыков – характеризует степень, в которой работа требует разнообразных действий при ее выполнении и которая предусматривает использование различных навыков персонала.
2. Целостность работы: имеется ввиду завершенность рабочей операции как целой и определенной части работы.
3. Важность работы – степень влияния выполняемой работы на жизнь или работу других людей в организации.
4. Автономия – характеризует, на сколько работа обеспечена свободой и независимостью работника при выработке графика. Уровень автономии зависит от человека.
5. Обратная связь – обеспечивает получение работниками информации о качестве выполняемой им работы. Она будет внутренней, идущей от самой работы и внешней в случае когда потребитель результатом работы отзывается об их качестве.
Простые изменение работы, которые могли бы принести к стимулированию внутренней мотивации подчиненных:
1. Повышение разнообразия умений и навыков. Если работники имеют ограниченный набор навыков, то необходимо искать способ стимулировать потребность к увеличению и разнообразию.
2. Повышение целостности работы. Повышение целостности заданий может быть достигнуто за счет добавления к нему связанных с ним задач. Добавление операций более низкого уровня обычно вызывает неприязнь у работников и снижение мотивации, в то же время объединение операций в одну законченную работу улучшит многие показатели работы.
3. Повышение важности работы.
4. Увеличение автономии работника. Передача некоторых управленческих функций низкого уровня подчиненным оказывает двойной эффект: концентрация усилий менеджера на решении проблем более высокого уровня и одновременно положительного влияния на мотивацию работников.
Личность как субъект мотивации.
1. Понятие и специфика самомотивации
2. Основные функции самомотивации
3. Уровни и типы мотивационной динамики сотрудника
4. Современные методы самомотивации
Главным субъектом мотивации личности является сама личность.
Самомотивация – это самостоятельно предпринимаемая социальным субъектом форма поиска направлений целей, средств и способов удовлетворения потребностей и достижение ценностей, осознаваемых как собственные, принадлежащие личности. Самомотивация направлена на формирование уверенности в возможности и необходимости удовлетворения потребностей личности и предполагает рациональное осмысление и оценку человеком самого себя.
Стили самомотивации.
1. Ситуативный стиль самомотивации – предполагает выдвижение краткосрочных ситуационных целей и способов их достижения. Самоуправление личностью осуществляется импульсивно, человек может легко менять направление самовоздействия, но значимых результатов в этом стиле ожидать нельзя.
2. Событийный стиль самомотивации – для него характерна ориентация не на комплекс обстоятельств в текущей деятельности, а лишь на те из них, которые оцениваются субъектом как наиболее значимые.
3. Социально-ориентированный стиль самомотивации – формируется вследствие направленности личности на выбор и реализацию различных общественно-значимых программ и мотивов поведения.
4. Экзистенциальный стиль самомотивации. Предполагает высокий уровень развития самосознания личности, развитое самоопределение и самоуправление. Поскольку мотивационные программы в данном случае формируются как долгосрочные и жизненно необходимые для личности, они обеспечиваются мощными мотивационными импульсами, под их реализацию высвобождается мотивационный потенциал.