Разум задает нам направление, а маячком будет душевный резонанс
Разум даст возможность выбрать направление, и в силу этого мы будем следовать одному замечательному закону. Мы будем знать, чего хотим, и внимание наше будет выделять из фона, из общей огромной массы людей, с которыми сталкивает нас жизнь, именно тех, кто по каким-то пока непонятным причинам чем-то отзывается. То есть мы будем выделять эти фигуры из фона. И с удивлением думать: почему я обратила внимание именно на этого человека, что во мне отозвалось? Я помню, что прошу у мира встречи с тем, кто может стать отцом моих детей. Этот человек мне отозвался, что в нем? Отзываюсь ли я ему? Мы все равно будем делать эту трудную и прекрасную душевную работу баланса между чувством и пониманием, куда мы идем.
В такой ситуации четкость внутренней задачи сама поведет женщину. Мир будет ей предлагать, а она станет решать, как отзываются ей его предложения.
И тут, естественно, женщина столкнется с такой популярной идеей, с таким мифом, что ищем-то мы не человека для души, сердца, не возлюбленного, не отца для детей, не товарища, не партнера, нет… Мы не друга должны искать, мы должны искать половинку. Просто невероятно популярная идея, и очень грамотный ход внешней системы, которая нами управляет. С одной стороны, идея потакает нашему романтизму, вселяет некоторую уверенность даже в тех, кто «половинку» еще не встретил.
Я склонна думать, что человеку действительно нужно искать свою половину – внутреннего себя, чем, собственно, я и предлагаю заняться женщинам, которые заинтересовались собой и правом на свою жизнь. Они уже ищут закрытую от них самих часть себя. Но легенда, будто где-то ходит человек и он твоя половинка, она, конечно, романтичную девичью душу, сокрытую внутри самой прагматичной, рациональной, практичной дамы, греет.
А с другой стороны, женщина остается в замечательном положении, где ничего, в общем, делать не надо. Половинка уже где-то есть, осталось ее не пропустить. Правда, половинки почему-то оказываются где-то в близлежащих районах: сосед по лестничной клетке, в школе вместе учились, в институте, чаще всего в том же городе. Наверное, именно потому (романтическая душа и здесь найдет объяснение), что они же притягиваются, и он всю жизнь приближался к тебе, и ты всю жизнь приближалась к нему, и так складывалась жизнь, и наконец вы встретились.
Это управление через романтизм, на «плюсах». Красота. Но в этом есть еще одно, с моей точки зрения, унизительное содержание. Милая дама, кто бы ты ни была, какая бы ты ни была, первая красавица, гламурная светская львица, рабочая, учительница, врач – не важно; полненькая ты или худенькая, высокая или миниатюрная, даже если другие говорят, что ты хороша, не расслабляйся, ты неполноценна, ты – половинка. Ты не можешь быть до конца успешна, у тебя нет шансов быть счастливой, ты не можешь быть довольной жизнью, чувствовать себя спокойно и расслабленно, пока не найдешь свои 50%, скрытые где-то в другом человеке. Женщины, не расслабляйтесь, вы должны следить за собой, вы должны наряжаться, вы должны иметь товарный вид, вы должны следить за тем, какой спрос сейчас на рынке, иначе ваша половинка вас не заметит.
Вы когда-нибудь пробовали открыть дверь ключом не от этой двери? Бывают очень похожие замки и очень похожие ключи. И, ужас какой, он входит в скважину, но ни вынуть его, ни повернуть, чтобы открыть, невозможно. В результате приходится звать слесаря. Представляете, какая ошибка? Оказалось, ключ – не половинка. Потому что замок и ключ – это целое, работающее, самодостаточное. Ключ без замка – что-то непонятное, замок без ключа – ненужная вещь. А вот теперь так посмотрите на себя, ищущую свою половинку. Чувствуете себя ополовиненной? Чувствуете себя неполноценной? Вы согласны принять такую позицию?
Не зря говорят (русский язык велик и прекрасен): «опора в жизни». Вы должны встретить опору в жизни, чтобы было на кого опереться. Костыль. То есть мы, конечно, милые женщины, вас ценим, уважаем, вы украшение мира, мы даже делаем вид, что мы признаем в вас равных, но вы – половинка. Женщины, обратите внимание…
Женщина, которая размышляет, несомненно, это увидит. Никто не давит подобным указанием на мужчин. Об одиноком мужчине не говорят: «Как же ты не ищешь свою половинку?». Нет, его просто спрашивают: «Почему ты не женишься?». Потому что он же правит бал, он же хозяин.
Так почему половинка? От кого? От чего? Женщины, почему, мечтая о том, чтобы иметь достаточно денег и вкуса носить одежду от Коко Шанель, вы не хотите послушать, что говорила эта женщина? Во времена, когда даже такие размышления, которые я вам сейчас предлагаю как вариант жизни, еще только витали в воздухе, Коко Шанель, посвятившая всю свою жизнь тому, чтобы одевать женщин, говорила: «Я одеваю женщин для них самих». Это мы сейчас восклицаем: «Одежда от Шанель!». Вы почитайте, посмотрите, это хороший урок. Ведь она, несомненно, на стороне женщин. Она несомненно женщина, несомненно успешная, с длинной, разнообразной, очень сложной жизнью, как частной, так и социальной. И весь ее революционный подход к созданию одежды для женщин был именно в том, что она игнорировала привычки мужчин, размышляя о том, чтобы хорошо, удобно и достойно чувствовала себя женщина.
Их очень мало, великих женщин-модельеров. Потому что надо быть такой женщиной, о которой мы сейчас говорим: внутри свободной, верящей в свое предназначение, любящей и уважающей особенности своей женской природы, своего женского взгляда на мир и при этом умеющей любить, ценить, дорожить близкими ей людьми. Да, у Шанель были и счастливые, и трагические моменты в женской ее жизни, но при этом она сохранила взгляд женщины на женщин ради них самих. Ею начался и, по всей вероятности, закончился тот период, когда женщин одевали ради них самих.
Когда ее упрекали, что она не оправдывает ожидания, не подстраивается, что она не озабочена тем, что о ней думают, она говорила: «Меня совершенно не интересует, что вы обо мне думаете, потому что я абсолютно не думаю о вас». Это было сказано мужчинам, которые ее упрекали. Она же совершила подвиг, убрала из одежды признак социального статуса. Нам сейчас это странно, но по одежде было понятно: работающая ли женщина, горничная, дама света, полусвета… Шанель объединила женщин на женской природе и женских желаниях за границами жесткой социальной структуры. Я думаю, это был совершенно неожиданный шаг, подтверждающий вхождение женщин в социальный мир и их большую степень свободы в нем. Собственно говоря, она – символ этой свободы. Я не думаю, что Коко Шанель признала бы, что она половинка.
Но до сих пор в этой сфере существует множество даже образных зацепок. Женщина без мужчины – как вьюнок без опоры. «Как же мне, рябине, к дубу перебраться, я б тогда не стала гнуться и качаться» – классическая русская песня. Таких образов очень много. С одной стороны, они имеют внутри себя смысл, содержание, если помнить о том, что женщина – вода, а мужчина – берега. Но мы уже говорили о том, что ни вода, ни берега – не половинки, они вполне могут существовать самостоятельно…
Это вопрос сотрудничества, партнерства, которое больше раскрывает возможности каждого партнера, потому что есть сферы, где силен один, и сферы, где силен другой. Объединение мужчины и женщины создает нечто третье, что каждый в отдельности создать бы не мог.
Я думаю, именно в таком подходе женщина найдет энергию для развеивания этого мифа. Она увидит, что существует другой смысл и другой повод для желания чувствовать рядом человека или в качестве возлюбленного и друга, или в качестве отца детей для создания семьи, или еще в каком-то качестве, которое сочтут для себя возможным, приятным и удобным два взрослых человека, понимающих друг друга.
Женщина – это самостоятельное существо, имеющее свои особенности, свои сильные и слабые стороны, свои преимущества и свои недостатки. Мужчина – отдельное, самостоятельное существо.
Это разные существа, самостоятельные и самодостаточные, волею реальности, волею истории развития живущие в одном мире.
Они могут жить друг без друга, жить в одиночестве. Они могут найти варианты быть счастливыми не только и не столько за счет условия «был бы милый рядом». Они имеют право сказать, что хочется еще очень многого, но милый рядом тоже нужен, потому что это будет такая часть их жизни, которая никаким другим способом не реализуется, не раскроется.
Они могут быть вместе, потому что желание видеть этого человека, быть с этим человеком, говорить с этим человеком дает еще одну краску мира, еще одну возможность.
Мне кажется, именно эта идея (с которой создавался весь цикл книг об особенностях женского интеллекта) даст женщине интеллектуальную и эмоциональную возможность стать волшебницей, магиней, умеющей развеивать мифы, уничтожать иллюзии, преодолевать страхи, которыми ее пугает и соблазняет мир. Эта идея превращает женщину из инструмента в человека, инструментом владеющего.
Заключение
А сейчас, давайте представим себе, что все только что прочитанное каждая женщина, если даст себе труд остановиться, задуматься и разобраться, уже знает. Ведь женский интеллект обладает не только слабостями, от которых мы так много упоминали, но и сильными сторонами: мгновенно отличать живое от не живого будь то пространство, идея или отношения; ощущать отношения как живую связь и знать, что нужно, чтобы эта связность всегда оставалась живой; способностью к сочувствию; интуицией т. д. И если их использовать, то становятся видны направления, по которым шла наша мысль.
Семья как способ существования людей опирается на базальные потребности человека. Это потребность в эмоциональном контакте, для удовлетворения которой человеку нужен человек. (Кроме того не стоит забывать, что из этой потребности вырастает весь букет потребностей социальных, скрепляющих человеческое общество многочисленными и весьма путанными связями.) Потребность в продолжении рода, то есть биологическая потребность, которая сильна в женщине необыкновенно, как в биологическом существе на 60%. Потребность в новой информации, разветвляющаяся в дерево идеальных потребностей: найти смысл жизни, узнать кто я и т. д.
Семья как структура – образование социальное и изначально ее образование опиралось на потребности человека в выживании, безопасности, еде, тепле, защите для опять же продолжения рода, эмоционального контакта, передачи культурных традиций. Но внутри этой социальной структуры, как территории, на которой социум теряет большую часть своей власти, может существовать и развиваться частная жизнь людей. Значит, жизнь семейная и жизнь частная не одно и тоже. И мы увидели как важно различать эти моменты, чтобы не запутаться в собственных желаниях и строить именно то, что мы хотим построить, а не то, что получится.
Поэтому семья и другие варианты союзов человеческих отличаются. И когда молодые или не очень молодые люди говорят: «Мы хотим пожениться» – и нужно выяснить с помощью простых житейских вопросов, что именно они под этим подразумевают. Понимает ли девушка, женщина, глядя на свадебное платье, что это только первый миг ее новой жизни в новом государстве под названием «семья». Что она знает о работе под названием «жена»? Как представляет себе роль «мужа» и т. д.? Каков ресурс будущей семьи, на каком фоне в каком окружении ей предстоит отстаивать свои границы? Что станет ее продуктом? И наконец, что будет управлять этим государством, какая идеология? Мы подчеркиваем, не «кто», а именно «что»!
Вечная история девочки, девушки, женщины и свадебной фаты начинается еще в детстве. В процессе воспитания и продолжается всю жизнь. В зависимости от сюжета и взятой на себя роли в жизни женщину ждут разные испытания, победы, кризисы, радости и печали по поводу брака, семьи, детей, собственной судьбы… И здесь снова нас поджидают вопросы, проясняющие ситуацию, которые ставит нам наш собственный интеллект.
Мы увидели разные сценарии, причины страхов и ошибок, истоки мифов и потребностей. И наткнулись на противоречие эмоциональное и интеллектуальное. С одной стороны, женщина опирающаяся на свой интеллект, получает, хоть и тяжелый свой ответственностью, но очень ценный приз: свободу быть собой, ощутить ценность собственной жизни, право самой решать как, с кем, когда и зачем эту жизнь проживать и кем в ней быть. С другой стороны, на этот интеллектуальный кубок привязана ленточка со страхами: а вдруг я такая свободная буду никому не нужна или мне будет никто не нужен; а вдруг это путь к одиночеству; а вдруг?.. Каждая из трех природ человеческих: биологическая, социальная и идеальная – формулирует эти вопросы по-своему, но ни одна не промолчит. И мы взглянули на самые яркие примеры того, как можно со всем этим разобраться, что выбрать, чтобы не потерять себя и самой сделать свой выбор.
Ведь дело в том, что семья сегодня не единственный вариант сосуществования людей. Человек отвоевывает у социума все больше прав на частную жизнь, варианты которой, как известно не укладываются ни в одну схему. Но… Но похоже, что семья в том, виде в котором мы ее рассматривали, и на сегодняшний день наиболее гармонично приспособленное для реализации потребностей всех трех природ человеческих образование. И для женщины она по-прежнему важнее, чем для мужчины, Но уже не по экономических причинам или соображениям безопасности, а потому что именно эта проверенная веками структура дает женской энергии гармонично реализовываться. Именно в семье черпают силу, знания, опыт отношений и взаимодействий с миром дети. Надо только отдавать себе отчет, что и ради чего вы хотите строить.
И последнее, ощущать себя самостоятельным, не нуждающимся в половинке, свободным, самодостаточным человеком совершенно не означает быть одинокой, не испытывать чувств, не желать семьи. Но женщина, которая описана в предложении выше, берет на себя право выбирать и обязанность, прежде всего перед собой, отвечать за этот выбор. Этим всегда отличается свобода для. Быть свободной, чтобы выбрать человека для лет совместной жизни, мужа, отца детей, партнера, соратника и т. д.
Что мы увидели и что пытались кратко резюмировать в заключении? Свобода и такая самостоятельность и самодостаточность, основанные на интеллектуальном подходе к своей жизни, несмотря на затраты сил и времени, которые они требуют, несут в себе стратегические плюсы.
У вас появляется право на свою жизнь по своим правилам. Ясно видите, чего хотите вы сами, а чего хотят от вас другие. И это дает вам шанс выбрать подходящий социально-психологический мир, где люди мыслят, поступают, относятся похоже. Вы – женщина и знаете, какие программы трех природ в вас действуют и что нужно для удовлетворения потребностей этих природ в вас. Вы знаете для чего ищите мужчину, а значит, ваша интуиция, ваша душа и ваш разум, знают, какого человека ищут. И притяжение не становится единственным аргументом, чтобы сделать выбор. И рациональные доводы обязательно проверяются сердцем. Потому что вы видите свою жизнь как целое.
И даже если традиционная семья – не то, что вы желаете, вы прекрасно видите все плюсы и минусы, которые несет ваш выбор. И брак, замужество, если этот союз как форма жизни выбран вами, меньше подвержен кризисам, когда вы еще до свадебной фаты представляете себе работу жены и матери, знаете требования и ожидания свои и своего избранника и того мира к которому будет принадлежать ваша семья.
И еще раз хочу повторить для женщины, задумавшейся над свой жизнью. Природу мы изменить не можем, она слишком велика. И суть женской энергии – природная стихия, поток. Этому потоку нужны берега, этой стихии нужно направление. Семья – одна из самых древних структур, в которой эмпирическим путем определены законы взаимодействия мужского и женского; стихии и логоса; биологии, социума и идеального мира; сосуществования мужчины и женщины и продолжения рода человеческого, личной и частной жизни человека. В меняющемся мире процессов эти законы стали менее видимыми, менее явными. Человечество экспериментирует… Но в то же время законы семьи как структуры глубоко заложены в нашей психике, особенно женской. И очень важно понимать свои желания, свои решения, свои действия, чтобы, оставаясь самой собой быть с кем-то. Любить, сотрудничать, идти в будущее.
[1]Весельницкая Е. И. Крылья и оковы материнской любви. СПб.: Вектор, 2012.