Характеристика как личности и индивидуальности.
Методические указания
По написанию и проведению творческой работы
«Психологическое исследование личности»
Разработала преподаватель
Демченко М.Б.
Я слышу, и я забываю
Я вижу, и я помню.
Я делаю, и я понимаю.
Конфуций.
Цель: Закрепить на практике теоретические знания студентов, полученные ими при изучении темы «Социальная психология личности».
Форма творческой работы – исследование.
I этап: консультирование по написанию творческой работы.
По окончании изучения темы «Социальная психология личности» студенты получают задание по написанию психологического исследования.
Задание: выбрать известную личность (писатель, художник, композитор, политический деятель и т.д.) и дать ей психологическую характеристику по плану. Источниками тем творческих работ служат личные интересы или симпатии к той или иной личности. В ходе написания работы при возникновении у студентов вопросов или трудностей, преподаватель проводит индивидуальные консультации.
План написания работы:
Краткая биография.
Где и когда родился, в какой социальной среде прошло становление личности, какие факторы и события повлияли на формирование личности.
Характеристика как индивида.
Внешний облик человека: цвет волос, глаз, кожи, особенности телосложения, черты лица и т.д.
Характеристика как личности и индивидуальности.
3.1. Черты характера
Отношение человека к другим людям (общительность или замкнутость, откровенность или скрытность, чуткость, тактичность, справедливость, вежливость или грубость, черствость, лицемерие).
Отношение человека к самому себе (чувство собственного достоинства или неуверенность в своих силах, застенчивость, эгоцентризм, эгоизм).
Отношение человека к миру вещей (отношение к общественной собственности, а также аккуратное или небрежное обращение со своими вещами, одеждой, книгами и т.п.).
Отношение человека к делу, к своему труду: (инициативность, трудолюбие, ответственность, исполнительность или лень, легкомысленное и формальное отношение к деятельности, а также активность, настойчивость, целеустремленность или пассивность).
3.2. Тип темперамента
Холерик - неуравновешенный тип темперамента, отличается большой жизненной энергией, активностью, работоспособностью, имеет склонность к лидерству, мало размышляет, но быстро действует. В общении вспыльчив, нетерпелив, несдержан, иногда агрессивен, обладает быстрой сменой настроения.
Сангвиник – уравновешенный и активный тип темперамента. Жизнерадостен, продуктивен в работе, энергичен и бодр. Способен выполнять ответственные поручения и склонен к решению тактических задач. Общителен, легко сходится с людьми, быстро осваивается в новой обстановке. Мимика подвижная. Уверен в себе. К деятельности относится ответственно только в том случае, если это ему интересно.
Флегматик – уравновешенный и пассивный тип темперамента. Работоспособен, отличается вдумчивостью, настойчивостью, упорством в работе. Всегда спокоен, невозмутим, чувства и настроения отличаются постоянством. Обладает бедной мимикой и невыразительными движениями. Склонен к лени, вялости, инертности.
Меланхолик – слабый тип темперамента, обладает повышенной чувствительностью, неэнергичен, ненастойчив, необщителен. Преобладают отрицательные эмоции, поэтому нуждается в поддержке, сочувствии. Постоянен в дружбе, отзывчив, настроен на сопереживание и чувство долга.
3.3. Способности
Задатки – природные предпосылки развития способностей.
Общие способности – способности, необходимые для достижения успеха в любом виде деятельности (уровень интеллектуального развития, устойчивость внимания, трудоспособность, волевой самоконтроль).
Специальные способности – способности, необходимые для достижения высоких результатов в определенных видах деятельности (математические, художественные, организаторские, и т.д.)
Одаренность – общие способности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями в различных видах деятельности (учебной, интеллектуальной, сфере общения).
Талант – высокий уровень развития специальных способностей.
3.4. Волевые качества
Целеустремленность – способность человека подчинять свои действия целям, которые необходимо достигнуть.
Самообладание – качество, помогающее людям управлять своими мыслями, чувствами, действиями, поступками.
Самостоятельность – умение не поддаваться влиянию различных факторов, которые могут отвлечь человека от достижения поставленной цели, способность действовать на основании своих взглядов и убеждений, критически оценивать советы и предложения других людей.
Решительность – умение человека принимать своевременные, обоснованные и твердые решения и претворять их в жизнь.
Настойчивость – волевое качество, дающее возможность человеку мобилизовать свои силы для относительно длительной и сложной борьбы с препятствиями и трудностями, встречающимися на пути достижения целей.
Энергичность – волевое качество, благодаря которому человек действует быстро, с большим напряжением физических и духовных сил.
Инициативность - основывается на наличии у человека множества планов, идей, инициативный человек действует творчески, способен начать любое дело.
Исполнительность – волевое качество, направленное на активное, старательное и систематическое исполнение принятых решений.
3.5. Проявление эмоций
Настроение – длительное эмоциональное состояние, связанное со слабо выраженными положительными или отрицательными эмоциями, окрашивающее все другие переживания, мысли и действия человека.
Аффект – сильное кратковременное эмоциональное состояние, полностью захватывающее психику человека и предопределяющее единую реакцию на ситуацию в целом.
Страсть – яркое, сильное эмоциональное состояние, направленное на удовлетворение потребностей и захватывающее человека надолго.
3.6. Мотивационная сфера
Какие потребности испытывает человек, какими мотивами руководствуется, т.е. что побуждает его к деятельности и общению, каковы знания личности о тех материальных или идеальных объектах, которые способны удовлетворить ее потребности и тех действиях, которые способны привести к удовлетворению этих потребностей.