Раздел 2. КОМПОЗИЦИЯ В ТЕХНИКЕ

Структура композиции в технике

Включает:

- категории композиции.

- свойства и качества композиции.

- закономерности композиции.

- средства композиции.

Раздел 2. КОМПОЗИЦИЯ В ТЕХНИКЕ - student2.ru

Рис2.1 – Основные факторы, влияющие на композиционное решение

Основные понятия теории композиции в технике

Проектируя любое изделие, дизайнер должен создать из отдельных элементов единое целое в техническом, функциональном и художественном отношении.

Технические, функциональные и эстетические требования должны быть взаимно увязаны и гармонично дополнять друг друга.

Для выполнения эстетических требований нужны специальные знания из теории композиции, которые дают возможность создавать эстетически выразительные, гармоничные по форме, красивые промышленные изделия.

compositio – составление, сочинение, соединение, связь. Композиция – это построение целостного произведения, все элементы которого находятся во взаимосвязи и гармоничном единстве.

Классические приемы композиции общеизвестны и широко применяются в художественной практике: архитектуре, прикладном искусстве. Однако они не являются формальными мерами красоты.

В классических образцах художественной культуры средства композиции никогда не относились к средствам поверхностного украшения. Они изнутри организовывали произведение, структурировали его материал с целью художественного выражения замысла.

В дизайне гармонизация не сводится к тому, что на некоторую, определившуюся в основных чертах материальную структуру(например: прототип изделия) накладываются некоторые формальные схемы, которые позволяют привести ее в соответствие со сложившимися представлениями о гармоничной форме. Однако выражение замысла в определенной образной форме невозможно без соблюдения законов композиции.

Для понимания основ формообразования необходимо знать первоосновы любой формы. Подобно тому, как с помощью клетки строится живая форма, так с помощью точки начинается строительство любой структуры. Идя от абстрактного к реальному можно провести аналогии в формообразовании и психологическом восприятии изображения и объемно-пространственного строения.

Точка

Первоосновой любой формы является точка. В теоретическом смысле не имеет измерения (безразмерна), указывает место, расположение, положение.

В графической практике может иметь различные размеры, форму и цветовой тон. Она может выступать в качестве символа, изображающего какой-то специфический объект или идею.

Точка может быть изображением кружка или пересечением линий, не будучи самостоятельным объектом. Буквы и цифры, как части графического изображения, часто воспринимаются визуально как точки (рис. 2.2).

Раздел 2. КОМПОЗИЦИЯ В ТЕХНИКЕ - student2.ru

Рис. 2.2 – Представление точки

Размер точки задает различные отношения «точка-поверхность». Слишком большая точка может разбить поверхность и наоборот, маленькая точка может потонуть в слишком большом поле.

Раздел 2. КОМПОЗИЦИЯ В ТЕХНИКЕ - student2.ru

Рис.2.3 – Расположение точки на поверхности

Привольнее всего точка чувствует себя в центре (рис. 2.3). Ей всегда присуща статичность и безусловность, отношение – точка – поверхность всегда односторонне исходит от точки и ведет к ней. При удалении точки от центра становится агрессивной плоскость, бывшая до этого пассивной. Она может привести точку в движение и даже оттеснить ее к границам.

Раздел 2. КОМПОЗИЦИЯ В ТЕХНИКЕ - student2.ru

Рис.2.4 – Восприятие отношения между точками

При появлении на листе второй точки основным становится отношение между точками, а контакт – точка–поверхность – второстепенным. Отношение между точками воспринимается по линии (рис. 2.4).

Удаление или сближение точек вызывает различные ситуации на плоскости, но при этом взаимодействие точек осуществляется всегда по прямой линии, их соединяющей. Добавление третьей точки приводит к возникновению движений замкнутых в треугольнике точек.

Множество точек может быть организовано по различным принципам. Расположение точек в горизонтальные или вертикальные ряды (рис. 2.5); свободная или направленная группировка; соотношение по размеру и цвету.

Раздел 2. КОМПОЗИЦИЯ В ТЕХНИКЕ - student2.ru

Рис. 2.5 - Восприятие объединяет сходные символы.

Раздел 2. КОМПОЗИЦИЯ В ТЕХНИКЕ - student2.ru

Рис. 2.6 - Группировка точек по признаку пространственной близости.

Раздел 2. КОМПОЗИЦИЯ В ТЕХНИКЕ - student2.ru

Рис. 2.7 - Набор треугольника.

Самая нижняя из точек наклонного ряда находится гораздо ближе к точкам вертикали, однако воспринимается принадлежащей к ряду наклонному (рис. 2.7). Очевидно, тенденция к организации точек в ряды сильнее, чем тенденция связывания точек по близости (рис. 2.6).

Линия

В одномерной системе координат (х) при повторении точки многократно получаем новое «образование» - линию (рис. 2.8).

Раздел 2. КОМПОЗИЦИЯ В ТЕХНИКЕ - student2.ru

Рис.2.8 - Линия

Линия также является первоосновой формы. При помощи линии, используя ее специфические характеристики, возможность изменения и трансформации, а также композиционные приемы, в двумерном пространстве можно построить множество разнообразных плоскостей, добиться впечатления их фактурности, рельефа, объема, пространства.

Раздел 2. КОМПОЗИЦИЯ В ТЕХНИКЕ - student2.ru

Рис.2.9 – Объемная форма

а – точечные элементы; б – линейные элементы; в, г – сочетание элементов

Ряд точек образует линию; ряд линий - плоскость; ряд плоскостей – объем. Таким образом объемная форма может состоять из точечных, линейных, плоскостных элементов (в отдельности или различных их сочетаниях) (рис. 2.9).

Все линии можно свести к двум группам: прямые и кривые.

Однако при создании различных ассоциаций играет роль характер линии: толщина, кривизна, утолщение, сужение, прерывистость, выполнение от руки или с помощью различных инструментов (рапидографа, кисти, аэрографа и т.п.), положение на плоскости, интервалы, жесткость или плавность, возможность пересечения или сочетания (рис. 2.10).

Слова и предложения, как визуальные элементы, также могут образовывать линии (рис. 2.11).

Раздел 2. КОМПОЗИЦИЯ В ТЕХНИКЕ - student2.ru

Рис. 2.10 – Виды линий

Раздел 2. КОМПОЗИЦИЯ В ТЕХНИКЕ - student2.ru

Рис. 2.11 – Визуальные элементы, образующие линию

Точно так же, как и точка, линия «не теряет своего существа при изменении ее размеров, но в противоположность точке, линия, при ее продолжении очень скоро исчезает из нашего поля зрения». Если толщина линии слишком велика по сравнению с ее длиной, она представляется глазу как плоскость. Линия как таковая может восприниматься лишь в зависимости от соотношения «длина-ширина». Она более зависима от размеров, чем точка.

Движение – «собственная» характеристика линии. В противоположность точке, которая связана с центром и потому статична, линия по природе своей динамична. Она может быть неограниченно продолжена в обоих направлениях, она не связана ни с формой, ни с центром.

Если точка играет важную роль как строительный материал или как разрушительный элемент, то линия играет существенную роль как конструктивное средство. Она сочленяет, несет поддержку. Линии пресекаются и расходятся.

Оптические иллюзии

Среди раз­личных факторов, влияющих на фор­му, композицию, цвет предмета, осо­бое место занимает физиологическая оптика, в частности восприятие гла­зом линий, объемных форм и цве­тов. Эти и многие другие особенности нюансных и контрастных соотноше­ний можно легко проследить на при­мерах геометрических иллюзий.

Наши рекомендации