Глава 14 философское обоснование
В последней главе явно проговаривается то, что имплицитно подразумевалось во всей книге, — философский фундамент, на котором лежит вся практика когнитивно-реструктурирующей терапии.
В двух следующих разделах я привожу краткое и отчасти персональное описание двух философских принципов. В первом, «Что является рациональным для клиента?», обсуждается использование закона экономии, чтобы помочь клиенту найти наиболее предпочитаемые из своих убеждений. Во втором, «Что является реальным для клиента?», описывается применение прагматизма, для того чтобы помочь клиенту разобраться в своих разнообразных взглядах на реальность.
ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ РАЦИОНАЛЬНЫМ ДЛЯ КЛИЕНТА?
Принципы
С тех пор как много лет назад зародилась когнитивная терапия, когнитивных терапевтов обвиняют в навязывании клиентам своих взглядов на то, что является рациональным. Среди законных вопросов, которые часто задавались, были такие: «Почему клиент должен принимать философию терапевта?», «Что делает взгляд терапевта на то, что верно, а что нет, более обоснованным, чем взгляд клиента?», «На чем основаны претензии на правоту взглядов терапевта — на академических авторитетах, профессиональном консенсусе, интуиции, божественном откровении, научном империализме, рационализме или какой другой философской основе?»
В когнитивно-реструктурирующей терапии есть ответ на все эти вопросы. Оценка терапевтом истинности или ложности убеждения клиента основана на законе экономии.
Как я объясняю своим клиентам, закон экономии — один из наиболее полезных инструментов, доступных для определения обоснованности их убеждений. В своей основе закон означает, что все на свете равнозначно, и самое простое объяснение — самое лучшее. Небольшая книга по философии — The Web of Belief (Quine & Ullian, 1978) — хорошо объясняет этот принцип. Закон экономии описывается в ней в мельчайших деталях, также приводится множество общераспространенных примеров из повседневной жизни, которые демонстрируют его силу. Из этой книги один пример я даю своим клиентам.
Представьте, что в один прекрасный день вы садитесь в свой коричневый '99 «субару» и едете в супермаркет. Вы паркуетесь около стоянки продовольственных тележек супермаркета и идете в магазин. Через час вы возвращаетесь, толкая перед собой тележку, полную продуктов. Вы ищете, где вы оставили свою машину, и видите коричневый '99 «субару». К какому выводу вы приходите?
Ответ настолько очевиден, что большинство клиентов не видят смысла в этом вопросе. Они приходят к тому выводу, что это их машина, именно та, которую они оставили именно на этом парковочном месте. Клиенты спрашивают: «А что еще это могло быть?» Я отвечаю, что на самом деле там могло быть множество других вещей. Кто-то мог украсть их машину и затем пригнать другой '99 «субару» на это место. Клиент мог воображать себе эту машину, или это могла быть ее голография, или жук, который замаскировался под нее. После нескольких таких примеров клиенты видят смысл: только их воображение ограничивает то, что там могло быть.
Сложность заключается в определении той логики, которой пользуется клиент и все мы, чтобы рефлексивно утверждать, что это наша машина, а не что-либо иное из перечисленных альтернатив. Авторитет? Нет такого авторитета, который бы нам сказал, что это наша машина. Консенсус? Люди на стоянке не голосуют, чтобы определить, наш ли это автомобиль. Божественное откровение? Большинство людей усомнились бы, что Бог озабочен тем, где мы припарковали свою машину. Научный эмпиризм? Чтобы научно доказать, что это наша машина там стоит, не проводилось ни одного управляемого эксперимента.
Имея все предложенные альтернативы, мы просто автоматически предполагаем, что это наша машина. Что делает нас столь уверенными в корректности нашего ответа, что мы даже не учитываем другие возможности?
Клиенты обычно говорят нам, что они прибегают к логике, размышлениям. Они предполагают, что это их машина, потому что это самое вероятное объяснение. Они ездили в магазин до этого 99 раз и всегда находили свою машину там, где они ее оставили, поэтому они полагают, что в этот раз все будет так же, как и в предыдущие 99; этот ответ имеет наивысшую вероятность. Большинство клиентов признают, что и другие объяснения возможны, но эти вероятности столь малы, что их даже можно не учитывать. Логика требует, чтобы они выбрали наиболее вероятный ответ.
Это объяснение может быть ошибочным. Многие философы, начиная с Юма и заканчивая на сегодняшний день Поппером, утверждают обратное. Они говорят о том, что, если что-то случалось раньше миллион раз, нет никакой гарантии и вероятности того, что это произойдет снова, просто то, что солнце вставало каждый день, не дает гарантии, что оно взойдет завтра. Они указывают, что нет логической связи между завтрашним восходом и всеми предыдущими восходами, каждый из них — событие независимое.
Мысли о том, что независимые события каким-то мистическим образом связаны, похожи на заблуждения игрока, и многие клиенты им подвержены; это убеждение о том, что одно вероятностное событие влияет на последующее вероятностное событие. Например, мы знаем, что вероятность выпадения орла, когда мы бросаем монету, равна пятидесяти процентам. Мы также знаем, что вероятность выпадения орла в следующий раз — те же пятьдесят процентов. Не имеет значения, сколько раз подряд выпадет орел, сто или тысячу, вероятность того, что монета снова ляжет орлом, остается равной пятидесяти процентам каждый раз, как мы подбрасываем монету. Но многие клиенты думают, что вероятности накапливаются и что монета чуть ли не знает, что после сотни исходов орлом она должна достаточно скоро лечь решкой; стимул для решки становится все сильнее и сильнее. Но это абсурд. У монет плохая память.
Машина клиента не умнее монеты. Она не помнит, что была на стоянке до этого уже 99 раз. Она не знает, является ли она голограммой, негативной галлюцинацией, или ее заменили идентичной машиной.
Многие современные философы убеждены, что мы не можем доказать такие понятия, как причина и следствие, вероятность или случайность. Если они правы, то определить, почему люди автоматически полагают, что машина, которую они обнаружили на своем парковочном месте, — их машина, очень сложно. У них нет достаточных причин предполагать, что это их машина, несмотря на тот факт, что они делали это предположение все время и без вопросов.
Вся эта дискуссия поражает многих клиентов как абсурдная. Они считают, что никто не будет думать о других вариантах и что каждый пришел бы к выводу о том, что машина, которую он видит, — его машина. Они заявляют, что это очевидно, и это так и есть, но причина, по которой это очевидно, объясняется законом экономии. Этот закон, хотя обычно он не называется и не идентифицируется, настолько вживлен в каждого из нас, что в ситуациях, похожих на наш пример, клиент выбирает самое простое, очевидное, наименее запутанное объяснение без всякой задней мысли. Они мгновенно заключают, что это их машина, и не принимают во внимание альтернатив. Они используют закон экономии тысячу раз каждый день и делают все настолько автоматически, что даже не осознают его.
Но этот же закон экономии проявляется, когда клиент воздерживается, оценивая свои собственные разрушительные идеи и установки. Одна из наших основных задач как когнитивных терапевтов — помочь клиенту приложить закон экономии, который он так часто использует в отношении внешних событий, к себе.
Метод
1.Когда клиент ищет объяснение своему поведению, помогите ему сначала найти самое простое.
«Самое простое» — значит наиболее привычное и наиболее ординарное объяснение. Например, если клиент выдавливает зубную пасту, но ничего не выходит, он мог бы решить, что законы физики были таинственным образом приостановлены для этого тюбика с пастой, что на данный момент времени и пространства второй закон термодинамики — на каждое действие есть противодействие — не работает. Как мы видели, тот факт, что паста до этого всегда выходила, не гарантирует, что и в этот раз она выдавится. Закон экономии заставляет нас сразу же отвергнуть это — мы даже не принимаем этого во внимание. Вместо этого мы приходим к выводу, что что-то застряло на конце тюбика или что в нем кончилась паста.
2. Помогите своему клиенту найти самый легкий вывод. Закон экономии предписывает нам искать ответ, требующий как можно меньших затрат энергии. Аналогия с машиной — хороший пример. Интерпретация того, что мы видим на стоянке, меньше всего требует энергии в том случае, если мы решаем, что это наша машина. Гораздо больше энергии понадобилось бы на то, чтобы отогнать машину и заменить на голограф или украсть ее и поставить на ее место другую точно того же года, модели и цвета. Наш мозг выбирает информацию, требующую минимум усилий.
3. Помогите своему клиенту выбрать наименее запутанный ответ.
Менее сложная интерпретация предпочтительнее запутанных объяснений. Например, теоретик-фрейдист может предположить, что женщина боится змей, потому что они представляют мужские органы, и что те женщины, которые подавляли свои сексуальные чувства, сформируют фобию относительно всего, что может символически ассоциироваться с пенисом. Это очень сложное объяснение. Гораздо проще думать, что женщины (и люди в общем) боятся змей, потому что укус ядовитой змеи может убить нас. Сомневающимся: «Почему тогда люди боятся неядовитых змей?» — могу ответить, что зачастую очень трудно бывает отличить одну от другой.
Пример. История Боба
Если клиент полностью отвергает все компоненты принципа экономии, у него или нее имеются серьезные проблемы с психическим здоровьем; одной из наиболее тяжелых болезней является паранойя. Клиент по имени Боб пришел ко мне с обширным параноидальным бредом. Он верил в то, что подразделения ирландской республиканской армии были посланы, чтобы свести его с ума и затем убить. Это был специфический бред, потому что Боб не был ирландцем, не имел связей с Ирландией и ирландцами, не поддерживал группы против ИРА, но каким-то образом внушил себе, что ИРА взяла его на прицел как своего врага. Не было абсолютно никаких доказательств того, что его кто-то недолюбливал.
Как большинство простых параноидальных пациентов, Боб в целом не был сумасшедшим. Он был достаточно умен, имел хорошую, высокооплачиваемую работу, жену и семью. В его истории не было панических реакций или тревожности, он не пил лекарств. У него было нормальное во всех отношениях прошлое. Единственное событие, которое предшествовало его паранойе, — проблемы с женой, что вызвало у него умеренную депрессию. Сразу же после депрессии у него развилась паранойя.
Когда я беседовал с Бобом, он казался совершенно нормальным. Он был логичен и разумен в течение практически всего интервью, но перед самым окончанием он спросил меня, не ирландец ли я. Направившая его ко мне организация не информировала меня о специфической природе его бреда, поэтому я весело ответил: «Конечно. Мой дед, Эдвард Райан, приехал из Ирландии в 1890-х». В этот момент Боб встал с обезумевшим взглядом. Оглядев меня, он выскочил из комнаты с ужасом в глазах. Я подумал: «Что ж... еще один довольный клиент».
Позднее я понял, что произошло, и осознал, что я не могу дальше работать с Бобом, поэтому я проводил терапию посредством своего ученика из евреев, который никак не был связан с Ирландией. Терапия была интересной. Боба невозможно было отговорить от его бреда, и он был полностью неспособен использовать даже малейшие аспекты закона экономии. Напротив, он интерпретировал все события в свете своего бреда. Если мимо него на улице проходил рыжеволосый человек, неся пакет, Боб был уверен, что тот был из ИРА, а в пакете была бомба. Он отказывался покупать что-либо в магазинах, в названии которых встречалось «Мак-» или «О'». Если он видел зеленую машину, то обливался холодным потом, уверенный в том, что это ирландский патруль. Когда по радио передавали репортаж о футбольном матче, он был уверен, что ИРА посылает ему сообщения через комментаторов и говорит о том, что его время вышло.
Когда терапевт возражал против неэкономичных интерпрета-' ■ ций Боба, тот отвечал ему: «Вы не имеете представления о тайной ирландской организации, распространившейся по всему миру. Если бы вы знали о ней, то поняли бы обоснованность моих взглядов». , Он не воспринимал даже простейшие компоненты экономии, и поэтому его было невозможно переубедить.
Трудность работы с Бобом и подобными ему людьми состоит в том, что закон экономии основан на чувстве, а не на логике или рассуждениях, и что это чувство покоится на понятии базального доверия. Иногда мы все должны доверять своему спонтанному, экономичному восприятию событий. Если это доверие устраняется эмоциональной травмой или некоторым мозговым повреждением, экономность восприятия исчезает, и вернуть ее очень сложно.
Мне хотелось бы сообщить, что Боб был исцелен какой-то впечатляющей и мудрой техникой, но этого не случилось. Он ушел из центра после того, как переключился с ирландской на еврейскую тайную организацию, и поскольку другой терапевт был евреем, то... вы догадываетесь, что произошло. Может быть, мы не поняли его, или у него была настоящая паранойя относительно психотерапевтов — нельзя сказать точно.
Один мой коллега с успехом использовал парадоксальный подход в консультировании некоторых клиентов, похожих на Боба, которые потеряли способность применять закон экономии. В его подходе терапевт становится более неэкономным, чем клиент, — он перехлестывает паранойю. Обсуждая случай Боба, он сказал мне, что мог бы справиться с Бобом, произнеся нечто в следующем роде.
ИРА — это просто ведущая группировка еврейской тайной структуры. За ними стоит организация черных, объединенная с ки- . тайскими коммунистами и латиноамериканской мафией. Глав- , ная организация движения — Национальная Женская Организация • в альянсе с Дочерьми Американской Революции. Все они финансируются фондом по спасению китов. Конечно же, все контроли- .' руется теми 10 англо-саксонскими протестантскими банкирами ~-из Нью-Йорка, которые, как всем известно, управляют всем и всегда.
Если вы действительно хотите себя защитить, вы должны осте- • регаться всех этих группировок. Но сейчас, я думаю, это тоже не поможет, потому что все они знают, что вы будете их сторониться, поэтому они придут в масках, которые вы меньше всего ожидаете увидеть. Особенно осторожны будьте с престарелыми леди, потому что это может быть маскировка. Также сохраняйте бдительность с людьми из Канзаса, Айовы и любого штата центрального запада, потому что в нормальной ситуации вы бы их не подозревали, и это делает их особенно подозрительными. Конечно же, поскольку ирландцы и евреи находятся на востоке, следите за людьми с Востока. На западе у них есть латиноамериканцы, поэтому обходите тех, кто с Запада. Все иностранцы подозрительны, потому что вы не можете знать наверняка, откуда они.
Ах, Боб, какой кошмар. Есть столько людей отовсюду, которые могут с вами расправиться, что вы не защитите себя, что бы ни делали. Похоже, они вас достанут наверняка. Зачем тогда пытаться защищать себя? Вы с таким же успехом можете жить припеваючи, пока не случится непоправимое, правильно? Так что давайте посмотрим, чем я могу помочь, чтобы вы были как можно счастливее, пока не придет ваш конец. Так как вы все равно умрете, так почему бы до этого не получить удовольствие от жизни...
Так что давайте посмотрим теперь, что мы можем сделать, чтобы ваша жизнь в настоящий момент стала счастливее?..
Хммм... Мы должны поработать над этим. О'кей, Боб?
Кстати, как ваша жена?»
Комментарий
Правило экономии не означает, что все незнакомые, сложные, требующие энергии объяснения неверны; правило лишь значит, что клиенты в первую очередь должны выбирать самое легкое объяснение, а сложные и необычные — только если простейшее не соответствует фактам.
Дополнительная информация
Закон экономии обсуждался многими философами. Возможно, лучше всего он представлен у Quine and Ullian (1978), Ullian (1987). Исторически закон известен как «бритва Оккама», ведущая свое происхождение от Оккама, английского францисканского теолога XIV столетия, который говорил: «Глупо усложнять то, что может быть сделано гораздо проще» (Bertrand Russell, 1945).
ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ РЕАЛЬНЫМ ДЛЯ КЛИЕНТА?
Принципы
Философские первоистоки когнитивно-реструктурирующей терапии сходны с истоками психологии и психиатрии в целом. Между традициями материализма и ментализма всегда была дихотомия. Согласно материализму, человеческое тело, человеческий мозг и нервная система — физические объекты в космосе и подвержены всем тем законам механики, которые управляют материальными телами. Они обладают размером, массой и весом, они могут быть восприняты внешними наблюдателями, их можно измерить, и что особенно важно, они работают в строго определенной причинно-следственной последовательности. Радикальный бихевиоризм, медицинская психология и нейропсихология — все вернулись к философскому материализму Томаса Гоббса и реализму Джона Локка.
Бихевиоральные терапевты, такие, как Каутела, брали бихе-виоральные методы, например погашение, подкрепление и обусловливание, и помещали их в мышление субъекта, добавляя приставку «скрытый». Таким образом, сначала в когнитивной терапии мы обращались к методам скрытого обусловливания, скрытой десенсибилизации и скрытого избегания. Будучи скрытыми, эти техники тем не менее работают в материальном мире с его законами механики и подвержены детерминизму и причинно-следственным отношениям.
У второй традиции, ментализма, — столь же длинная и колоритная история. Предпочтение слова «разум» слову «мозг» и выделение таких понятий, как «воля», «выбор», «ответственность», «цель», «знание» и «вера», свойственных этой традиции, относятся к феноменам, которых нет в космосе, которые не подвержены законам механики и не видны при внешнем наблюдении. Опираясь на философию ментализма и идеализма Платона, Джорджа Беркли и Эммануила Канта, другая группа когнитивных терапевтов вышла из гуманистической, роджеров-ской и экзистенциальной школ. Для этих терапевтов свобода выбора, принятие рациональных решений и принятие ответственности за свое поведение — ключевые принципы психотерапии.
Когнитивная терапия, как и психология в целом, на протяжении всей своей истории находилась в ловушке дуализма материализма и ментализма. Проблема согласования двух традиций всегда была одинаковой, а суть проблемы можно выразить вопросом: «Как может разум влиять на тело?», «Как можно описывать физическими терминами, такими, как "нейросинапсы", "химический носитель" и "эндокринная секреция", такие ментальные понятия, как "выбор" и "цель"? Как можно объяснить такие физические понятия, как "причина" и "следствие", в терминах ментальных понятий, таких, как "выбор", "решение" и "цель"?»
Эта дискуссия — не просто философская абстракция, она фактически переходит в игру, когда терапевт должен доказать, как в зале суда, намеренно ли клиент совершил преступление, осознавал ли он, что делал, вменяем ли он, чтобы пройти суд, или невменяем по причине психоза, сумасшествия, эмоциональной травмы или наркотической зависимости.
Ключевая трудность в объяснении взаимодействия ментального и физического миров была наиболее кратко выражена современным философом Гильбертом Райлом. Он описал проблему своей знаменитой фразой, догматом Духа в Машине (Ryle, 1949, р. 15-16). Дух в машине Райла, как воля в человеке, — объект нематериальный. У него нет размера, веса или измерения. Он может проходить сквозь стены и двери, может парить над землей, потому что на него не влияют законы физики, такие, как гравитация. Но машина, как человеческое тело, полностью физична, подвержена действию всех законов и сил, которые влияют на все материальные объекты. Как может дух воздействовать на машину? Как наша воля может влиять на наши действия? Если дух хочет повернуть рычаг или нажать кнопку в машине, его бестелесная рука проходит прямо сквозь них, не дотрагиваясь до рычага и не нажимая кнопку.
В когнитивной терапии эта загадка формулируется так: «Как клиенты изменяют свои мысли? Как клиенты начинают верить в одну идею и отвергать другую? Что значит верить! Изменение убеждений — просто вопрос механического повторения и подкрепления, или для того, чтобы изменить такие интернальные образования, как когниции, необходимы выбор и принятие обязательств? »
Вопрос о том, как может дух повлиять на машину, относится и к когнитивной терапии. Как клиенты могут изменить свои мысли? Даже если заменить разум на дух и тело на машину или заменить выбор, веру и волеизъявление разума на телесные ней-ротрансмиттеры, корковые и подкорковые зоны мозга, проблема останется той же.
Поскольку дух не может управлять машиной, разве могут клиенты изменять свои мысли? Но клиенты действительно все время меняют свои мысли, поэтому в теории должна быть ошибка, и она есть.
Райл говорит о том, что дихотомии между мышлением и материей не существует, и поэтому нет и проблемы взаимодействия. Человечество не живет в двух параллельных мирах, материальном и психическом, в одном, где человек подвержен влиянию механистических сил и неподвластных воле причин и следствий, и другом, где действуют воля, выбор, цель и ответственность. Два описания — это просто разные точки отсчета для человеческих созданий. Ни одно из этих описаний не является ни истинным, ни ложным, неверно было бы говорить, что одно полезнее другого, оба они ценны каждый в своей сфере. Когда выписываешь медикаменты тяжело психически больному пациенту, полезно посмотреть на физическое — биохимическое взаимодействие и всю цепь химических причин и следствий. Но когда консультируешь клиента по поводу жизненно важных решений, полезно посмотреть на ментальное — процесс принятия решений, жизненные цели, определение выбора. Высказывание Райла лучше всего подытоживает ответ: «Люди — не машины, и даже не ведомые духом машины. Люди — это люди; это тавтология, которую иногда стоит помнить» (Ryle, 1949, р. 81).
Пример
Последний пример, который я приведу в этой книге, — самый личный. Он касается того, как я пришел к принятию философии, описанной выше.
Мы танцуем по кругу и предполагаем, А Тайна сидит в середине и знает.
Роберт Фрост (Lathem, 1975, р. 362)
Несмотря на годы изучения психологии, а также философии и науки, понимание сложности человеческой природы пришло ко мне не из моих книг, исследований или многих лет учебы. Оно возникло от личного источника — моего отца. Вот как это произошло.
Отца уже давно нет, но я все еще часто о нем думаю. Он был архитектором, из тех, кто любил искусство гораздо больше, чем технику. Он так сильно любил искусство, что завел семейный ритуал, который мы, дети, ненавидели: каждое воскресенье или почти каждое он заталкивал всю семью в нашу машину, Старушку Бетси, и вез в музей или галерею на новую выставку. Он говорил маме, что это будет хорошо для нас, детей, что это приобщит нас к культуре или что-то в этом духе, но на самом деле он просто сам хотел посмотреть демонстрацию и хотел, чтобы у него была компания.
Детей младшего возраста не очень воодушевляют затхлые музеи искусств, и мы.не были исключением, поэтому мы саботировали экскурсии всеми доступными способами, но от одного показа нам не удалось отвертеться. По стране провозили выставку работ Ван Гога, и вот она появилась в Художественном музее Филадельфии, поэтому в очередное воскресенье нас впихнули в Старушку Бетси и отвезли туда.
Когда мы приехали в музей, большую часть времени я тратил на то, чтобы найти себе интересное занятие, трогая средневековые доспехи и разглядывая самострелы. Когда я не мог больше избегать этого, я пошел посмотреть выставку.
Я бродил, глазея на полотна Ван Гога, и они сразу же мне не понравились. Для меня, десятилетнего мальчика, они казались глупыми. Цветы не были похожи на цветы, а у земли были такие цвета, которых никогда не было ни у одного поля. Взятые вместе, полотна казались мне ненастоящими, они не показывали, что видят люди, когда смотрят на мир. Я сделал вывод, что Ван Гог не умел рисовать.
Ближе к концу выставки находилась работа, которая висела на особом, почетном месте. Перед ней собралась группа восторгающихся людей, мой отец был среди них. Мне стало любопытно, что там такого особенного нашли эти взрослые, поэтому я встал за ними и стал смотреть. Это было изображение ночного пейзажа, огромное небо, возвышающееся над маленькой деревушкой. Небо было насыщенного темно-синего цвета, внизу были набросаны очертания деревни. Самым удивительным в картине были звезды.
Это не были светящиеся точки, это были огромные золотые спирали, врезающиеся в небо. Они заполняли и поглощали собой все полотно.
Я смотрел на него некоторое время, но отреагировал так же, как и на остальные, — оно выглядело нереальным. Звезды так не выглядят, они похожи на световые точки, а не на спирали, и цвет неба был слишком синим, и текстура слишком зернистая. Все это выглядело так, как будто было нарисовано лопатой, а не кистью.
Я хотел пойти и найти себе еще какое-нибудь интересное занятие, но вдруг на секунду остановился. Мой отец и другие взрослые продолжали восторгаться картиной, и я помню, что подумал: «Может быть, я не прав; если бы все видели то же, что и я, никто не ходил бы на эти выставки. Но все ходят. Может быть, они видят то, что я не вижу. В конце концов, я всего лишь ребенок. Что я знаю? Если кто-то что-то не понимает, то это, наверное, я».
Так я стоял и пытался понять, что видел мой отец, копируя его мимику, когда он рассматривал картину. Если он переносил вес на одну ногу, поглаживал подбородок и говорил: «Хм-гм», я делал то же самое. Но это не сработало. Я продолжал думать о том же — небрежная картина, неаккуратная, нереальная, плохо нарисованная. Может быть, другие 10-летние дети могли оценить ее красоту; может быть, другие мальчики были более чувствительными, художественно одаренными, проницательными или мудрыми, но я не был таким, я был обычным 10-летним ребенком, и я не видел ничего.
Затем мой отец спросил меня, нравится ли мне картина, и я понял, что влип. Если бы я сказал, что думал: «Мне кажется, она тупая», это бы вызвало большие проблемы. Отец и другие взрослые оценили бы меня как глупого, недоросшего ребенка, которого ни в коем случае нельзя было пускать на эту выставку, и что, главнее всего, отец был бы смущен. Он мог рассердиться, сказать: «Черт с этим», — и потащить нас всех домой. Мама бы расстроилась, потому что семейный выход не удался, а брат и сестры орали бы на меня за то, что я расстроил маму и папу и испортил им день. Они бы начали требовать, чтобы в следующий раз меня оставили дома, и хотя я ненавидел музеи, мне не нравилось оставаться одному, а без семьи — еще больше. Все это промелькнуло у меня в уме за долю секунды. Неожиданно у меня сорвалось: «Мне нравится... впечатляюще... хорошие цвета». Не искушенная критика этой известной картины, но это было лучшее, что я тогда мог сказать. Отец, кажется, был доволен, и день был спасен.
Я надолго забыл о картине, пока я не переехал в Колорадо. Чтобы сбежать от суеты городской жизни, иногда я уезжал один в горы поздно вечером и просто лежал на горном лугу и смотрел на звезды. Около полуночи в горах звезды светятся, как бриллианты, потому что воздух прозрачен, а огни города далеко. В небе тысячи звезд, и кажется, что они окутывают землю. Когда я смотрел на небо на высоком горном переходе, я всегда осознавал, насколько огромен космос и как малы человеческие создания.
Однажды я лежал на своей полянке и смотрел на звезды, как вдруг у меня в голове возникла картина Ван Гога. Вдруг, через 20 лет, я понял, что она означала, почему она так понравилась моему отцу, почему это полотно было настолько известным. «Звездная ночь» Ван Гога ухватывала ощущение момента, чувство, которое я не мог понять, когда мне было 10, но понял сейчас. Ван Гог изобразил человеческие эмоции удивления и благоговения перед ночным небом.
Почему картина стала понятной в горах, а не раньше? Многое произошло за те 20 лет с того времени, когда я впервые увидел ее. Я интересовался астрономией, черными дырами, газовой туманностью, и необъятность вселенной меня впечатляла. Я занимался философией и много думал о человеческой природе и о нашем месте в космосе, почему мы здесь и как мала наша земля. Поэтому когда я смотрел на звезды, лежа в горах, я смотрел на них другими глазами и видел жизнь совершенно по-другому, чем это было в 10 лет. Фактически это были те же звезды, но ощущались они по-иному. Звезды, которые я видел в горах Колорадо, ощущались как звезды Ван Гога гораздо больше, чем звезды, которые я увидел, когда мне было 10. Это были огромные вращающиеся галактики, состоящие из миллионов звезд и планет и, возможно, кишащие жизнью, а не просто мелкие точки на небе.
Что есть человеческая реальность? Какое отражение неба является истинным: взгляд 10-летнего мальчика или вид «Звездной ночи»? Какова наша истинная природа, нас и наших клиентов — подчиняется ли она законам механики и детерминизма, с одной стороны, или законам свободы и ответственности, с другой? Когда я был маленьким, я мог сказать: «Звезды — это точки, люди — это люди. Что ты видишь, то и есть». Но став взрослее, думая, зная и чувствуя больше, я осознал: «Звезды — это вселенные, и люди еде ланы из того же материала. Ты видишь то, что твое понимание делает тебя способным видеть».
Человеческая природа не проста. Она существует на многих уровнях, которые постоянно изменяются, передвигаются и развиваются. Верхний уровень — уровень простой видимости — то, что мы видим, когда смотрим, то, что я видел, когда мне было 10. Нижний уровень — уровень глубокого смысла и понимания — то, что написал Ван Гог, то, что мы чувствуем в горах, то, что мы замечаем о своей собственной природе. Наш опыт проживания в мире создает этот уровень. Астроном видит спиральные галактики, квазары, пульсары, черные дыры и звездную механику. Астролог видит созвездия и космические детерминирующие силы, влияющие на человеческую природу. Капитан корабля видит меридианы долготы и широты. Священник видит всесотворяющую силу Бога, направляющую человечество. На нижнем уровне нельзя уже говорить, что мы видим то, что есть, — для нас существует лишь то, что мы видим.
Итак, какое небо реально и что является нашей истинной природой? ■
Все. Все зависит просто от того, как мы на это смотрим.
После многих лет консультирования моих приятелей — человеческих созданий я стараюсь не забывать, что человеческая природа многослойна, и я стремлюсь понять тот уровень, на котором находятся мои клиенты. Я знаю, что некоторые клиенты застряли на поверхности и, чтобы стать счастливее, им нужно опуститься глубже. Нет правильных или неправильных уровней, но есть более и менее полезный взгляд на мир. Когда я консультирую клиентов, которые видят только точки в ночном небе, я пытаюсь показать им скрытые за точками вращающиеся многоцветные галактики, танцующие в звездной ночи.
Комментарий
Читатель не обязан разделять философское обоснование автора, чтобы практиковать когнитивную терапию, представленную в этой книге. Когнитивно-реструктурирующая терапия — достаточно большое укрытие, чтобы вместить разнящиеся точки зрения.
Дополнительная литература
У читателя будут свои собственные излюбленные философские источники. Вот некоторые из моих: Bertrand Russell, A History of Western Philosophy (1945); The Basic Writing of Bertrand Russell (1961); John Stuart Mill, Philosophy of Scientific Method (1950); Quine and Ullian, The Web of Belief (1978); Gordon Ryle, The Concept of Mind (1949); Wilson, Language and the Pursuit of Truth (1967); Wilson, Thinking with Concepts.
БИБЛИОГРАФИЯ
Ackerman, R. (1965). Theories of knowledge: A critical introduction. New York: McGraw-Hill.
Adamson, В., & Gehlhaar, P. (1989). Cognitive structures in recovery from alcohol dependence: An examination of sex differences. Assisi, Italy: Eighth International Congress on Personal Construct Psychology.
Adler.A. (1964). The individual psychology of Alfred Adler: A systematic presentation in selections from his writings. New York: Harper & Row.
Alberti, R. (1987). The provisional edition of your perfect right: A manual for assertive trainers. San Luis Obispo, CA: Impact Publishing.
Alberti, R. (1990). A manual for assertiveness trainers: With 1995 supplement. San Luis Obispo, CA: Impact Publishing.
Alberti, R., & Emmons, M. (1995). Your perfect right: A guide to assertive living. San Luis Obispo, CA: Impact Books.
Alexander, P. (1988). The therapeutic implications of family cognitions and constructs. Journal of Cognitive Psychotherapy, 2, 219-236.
Alford, В., & Beck, A. (1997). The integrative power of cognitive therapy. New York: Guilford. Alford, В., Beck, A., Freeman, A., & Wright, F. (1990). Brief focused cognitive therapy of panic disorder. Psychotherapy, 27(2), 250-254.
Anderson, J. (1980). Cognitive psychology and its implications. San Francisco: Freeman.
Anderson, J. (1994). Eye illusions. New York: Modern Publishing. Arnold, M. (1960). Emotion and personality. (Vbk. 1-2). New York: Columbia University Press.
Aronson, E. (1980). The social animal. San Francisco: Freeman.
Ascher, L, & Cautela, J. (1972). Covert negative reinforcement: An experimental test. Journal of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry, 3, 1-5. Ascher, L., & Cautela, J. (1974). An experimental study of covert extinction. Journal of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry, 5, 255-258. Attneave, F. (1968). Triangles as ambiguous figures. The American Journal of Psychology, 81.
Aubut, L, & Ladouceur, R. (1978). Modification of self-esteem by covert
positive reinforcement. Psychological Reports, 42, 1505-1506. Avison, W., & Speechley, K. (1987). The discharged psychiatric patient:
A review of social, social-psychological, and psychiatric correlates of
outcome. American Journal of Psychiatry. 144 (1), 10-18. Ayer, A. (1952). Language, truth and logic. New York: Dover. Ayer, A. (1984). Philosophy in the twentieth century. New York: Vintage. Ayer, A. (1988). The problem acknowledge. New York: Penguin. Azrin, N.. Huchinson, R., & Hake, D. (1967). Attack, avoidance, and escape
reactions to aversive shock. Journal of the Experimental Analysis of
Behavior, 10, 151-148. Baer, J., Marlatt, G., & Me Mahon (Eds.) (1995). Addictive behaviors
across the life span. Newbury Park, CA: Sage. Bajtelsmit, J., & Gershman, L. (1976). Covert positive reinforcement:
Efficacy and conceptualization. Journal of Behavior Therapy and
Experimental Psychiatry, 7, 207-212. Baker, S., & Kirsch, I. (1991). Expectancy mediators of pain perception
and tolerance. Journal of Personality and Social Psychology, 61 (5),
504-510.
Bakker, T. (1982). Run to the roar. Harrison, AR: New Leaf Press. Banaji, M., & Prentice, D. (1994). The self in social contexts. Annual
Review of Psychology, 45, 297-552.
Bandler, R. (1992). Magic in action. Cupertino, CA: Meta Publications.
Bandler, R. (1996). Persuasion engineering. Cupertino, CA: Meta Publications. Bandler, R., & Grinder, J. (1979). Frogs into princes. Moab, UT: Real People
Press. Bandler, R., & Grinder, J. (1996). Patterns of the hypnotic techniques of
Milton H. Erickson, M. D. Cupertino, CA: Metamorphous Press. Bandura, A. (1977a). Social learning theory. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall. Bandura, A. (1977b). Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavior
change. Psychological Review, 84, 191-215. Bandura, A. (1978). Reflections on self efficacy. In S. Rachman (Ed.),
Advances in behaviour research and therapy (Vol. 1). Oxford: Pergamon
Press. Bandura, A. (1982). Self-efficacy mechanism in human agency. American
Psychologist, 37, 122-147. Bandura, A. (1984). Recycling misconceptions of perceived self-efficacy.
Cognitive Therapy and Research, 8, 231-255. Bandura, A. (Ed.) (1995). Self-efficacy in changing societies. New York:
Cambridge University Press. Bandura, A. (1996). Ontological and epistemological terrains revisited.
Journal of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry, 27 (4),
323-345. Bandura, A. (1997). Self-efficacy: The exercise of control. New York:
Freeman.
Bandura, A., Adams, N.. Hardy A., & Howells, G. (1980). Tests of the
generality of self-efficacy theory. Cognitive Therapy and Research, 4,
59-66. Bandura, A., & Barab, P. (1975). Process governing disinhibitory effects
through symbolic modeling. Journal of Abnormal Psychology, 82, 1—9. Bandura, A., Reese, L., & Adams, N. (1982). Microanalysis of actions and
fear arousal as a function of differential levels of perceived self-efficacy. Journal of Personality and Social Psychology, 43, 5-21. Bandura,A., & Schunk, D. H. (1981). Cultivating competence, self-efficacy,
and intrinsic interest through proximal self-motivation. Journal of
Personality and Social Psychology, 41, 586-598. Barlow, D., Agras, W., Leitenberg, H., Callahan, E., & Moore, R. (1972). The
contribution of therapeutic instructions to covert sensitization. Behavior
Research and Therapy, 10, 411-415. Barlow, D., Leitenberg, H., & Agras, W. (1969). Experimental control of
sexual deviation through manipulation of the noxious scene in covert
sensitization. Journal of Abnormal Psychology, 74, 596-601. Barlow, D., Reynolds, E., & Agras, W. (1975). Gender identity change in a
^transsexual. Archives of General Psychiatry, 28, 569-576. Barry, D. (1994). The world according to Dave Barry. New York: Random
House.
Barry, D. (1996). Dave Barry in cyberspace. New York: Crown Publishers. Barry, D. (1997). Dave Barry is from Mars and Venus. New York: Crown. Baumbacher, G. (1989). Signal anxiety and panic attacks. Psychotherapy,
26, 75-80. Beatty, J., & Legewie, H. (Eds.) (1977). Biofeedback and behavior. New
York: Plenum. Beck, A. (1967). Depression: Clinical, experimental, and theoretical aspects.
New York: Hoeber. Beck, A. (1975). Depression: Causes and treatment. Philadelphia, PA:
University of Pennsylvania. Beck, A. (1993). Cognitive therapy and the emotional disorders. New York:
American Library Trade.
Beck, A. (1996). Beyond belief: A theory of modes, personality, and psycho-pathology. In P. Salkovskis (Ed.), Frontiers of cognitive therapy
(pp. 1-25). New York: Guilford. Beck, A., Emery, G., & Greenberg, R. (1985). Anxiety disorders and phobias:
A cognitive perspective. New York: Basic Books. Beck, A., Freeman, A., & Associates (1990). Cognitive therapy of personality
disorders. New York: Guilford. Beck, A., Rush, A., Shaw, В., & Emery, G. (1979). Cognitive therapy of
depression. New York: Guilford. Beck, A., Wright, F., Newman, C, & Liese, B. (1995). Cognitive therapy of
substance abuse. New York: Guilford.
Beck, J. (1995). Cognitive therapy: Basics and beyond. New York: Guilford. Beck, J. (1996). Cognitive therapy of personality disorders. In P. Salkovskis
(Ed.), Frontiers of cognitive therapy (pp. 165-181). New York:
Guilford.
Beck, J. (1998). Changing core beliefs: Use of the core belief worksheet. In H. Rosenthal (Ed.), Favorite counseling and therapy techniques. Washington DC: Accelerated Development.
Beck, J. G., & Zebb, B. J. (1994). Behavioral assessment and treatment of panic disorder: Current status, future directions. Behavior Therapy, 25,581-611.
Bedrosian, R., & Bozicas, G. (1993). Treating family of origins problems: A cognitive approach. New York: Guilford.
Bellezza, E., Hoyt, S. (1992). The self-reference effect and mental cueing. Sociai Cognition, 10, 51-78. Benedict, R. (1989). The effectiveness of cognitive remediation strategies for victims of traumatic head-injury: A review of the literature. Clinical Psychology Review, 9, 605-626.
Berger, J. (1977). Ways of seeing. New York: Penguin.
Berne, E. (1961). Transactional analysis in psychotherapy: A systematic individual and social psychiatry. New York: Grove Press. Berne, E. (1964). Games people play; The psychology of human relationships. New York: Grove Press.
Bernstein, M., & Barker, W. (1989). The search for Bridey Murphy. New York:1 Doubleday. Beyerstein, B. (1985). The myth of alpha consciousness. The Skeptical Inquirer, 10, Fall.
Binder, J., & Smokier, I. (1980). Early memories: A technical aid to focusing in time-limited dynamic psychotherapy. Psychotherapy: Theory, Research and Practice, 17, 52-62.
Birchwood, M., & Tarrier, N. (1994). The psychological management of schizophrenia. Chichester: Wiley.
Bistline, J., Jaremko, M., & Sobleman, S. (1980). The relative contributions of covert reinforcement and cognitive restructuring to test anxiety reduction. Journal of Clinical Psychology, 36, 725-728. Block, J., & Yuker, H. (1989). Can you believe your eyes? New York: Gardner Press.
Blum, K. (1990). The "alcoholic" gene: DNA research may prove major breakthrough in search for genetic link (pamphlet). Houston, Texas: Neuro Genesis. Also published in Professional Counselor, Sept. — Oct., 1990.
Blum, K., & Trachtenberg, M. (1988). Alcoholism: Scientific basis of a neuropsychogenetic disease. International Journal of the Addictions, 23(8), 781-796. Bobbitt, Linda. (1989). A test of attributional equivalence classes. Dissertation, University of Kansas.
Bohman, M., Sigvardsson, S., & Cloninger, R. (1981). Maternal inheritance of alcohol abuse: Cross-fostering analysis of adopted women. Archives of General Psychiatry, 38, 965-969.
Botwinick, J. (1961). Husband and father-in-law: A reversible figure. American Journal of Psychology, 74, 512-515. Boudewyns, P., & Shipley, R. (1985). Flooding and implosive therapy. Direct therapeutic exposure in clinical practice. New York: Plenum. Bowler, P. (1986). The true believers. North Ryde, Australia: Methuen Australia Pty.
Bradley, D., & Petry, H. (1977). Organizational determinants of subjective contour. American Journal of Psychology, 90, 253-262.
Brehm, J. (1966). A theory of psychological reactance. New York: Academic
Press. Brehm, J., Snres, L., Sensenig, J., & Shaban, J. (1966). The attractiveness
of an eliminated choice alternative. Journal of Experimental Social
Psychology, 2, 501-515. Brenner, H. (1989). The treatment of basic psychological dysfunctions from
a systemic point of view. British Journal of Psychiatry, 155 (Suppl. 5),
74-85. Breuer, J., & Freud, S. (translated by A. Brill). (1957). Studies in hysteria:
Miss Katharina. New York: Nervous & Mental Disease Publishing
Company. Bricker, D., Young, J., & Flanagan, С (1995). Schema-focused cognitive
therapy: A comprehensive framework for characterological problems.
In K. Kuehlwein & H. Rosen (Eds.), Cognitive therapies in action
(pp. 88-125). San Francisco: Jossey-Bass. Bromley, D. (1977). Natural language and the development of the self.
In H. Howe, Jr. (Ed.) Nebraska Symposium on Motivation, 25, Lincoln,
NB: University of Nebraska Press.
Brown, B. (1974). New mind, new body. New York: Harper & Row. Brown, C. W., & Ghiselli, E. (1955). Scientific method in psychology. New
York: McGraw-Hill. Brownell, K., Hayes, S., & Barlow, D. (1977). Patterns of appropriate and
deviant sexual arousal: The behavioral treatment of multiple sexual
deviation. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 45, 1144-
1155. Bruhn, A. (1990a). Cognitive-perceptual theory and the projective use
of autobiographical memory. Journal of Personality Assessment, 55,
95-114. Bruhn, A. (1990b). Earliest childhood memories: Theory and application to
clinical practice. (Vol. 1). New York: Praeger. Bruner, J., Goodnow, J., & Austin, G. (1956). A study of thinking. New
York: Wiley Brunn, A., & Hedberg, A. (1974). Covert positive reinforcement as a
treatment procedure for obesity. Journal of Community Psychology,
2, 117-119. Buchanan, G., & Seligman, M. (1995). Explanatory style. Hillsdale, NJ:
Erlbaum. Bugelski, B. (1970). Words and things and images. American Psychologist,
25,1002-1012. Buglione, S., DeVito.A., & Mulloy, J. (1990). Traditional group therapy and
computer-administered treatment for test anxiety. Anxiety Research,
3,55-59. Bulfinch, T. Bulfinch's mythology: The age of fable; the age of chivalry;
legends of Charlemagne. New York: Thomas Y. Crowell. Burns, D. (1980). Feeling good: The new mood therapy. New York: Morrow. Burns, D. (1989). The feeling good handbook. New York: Penguin. Butler, P. (1992). Self-assertion for women. Revised edition. San Francisco:
Harper.
Cameron, N. (1965). Personality development and psychopathology:
A dynamic approach. Boston: Houghton Mifflin. Cannon, W. (1998). Hypnotically enhanced interactive cognitive rehearsal.
In H. Rosenthal (Ed.), Favorite counseling and therapy techniques.
Washington, DC: Accelerated Development. Carlson, J., & Seifert, R. (1994). Clinical applied psychophysiology. New
York: Plenum. Carson, R., & Sanislow III, С (1995). The Schizophrenias. In P. Sutker &
H. Adams, Comprehensive handbook of psychopathology. New York:
Plenum. Casey, В., & Me Mullin, R. (1976). Cognitive restructuring therapy package.
Lake-wood, Colorado: Counseling Research Institute. Casey, В., & Me Mullin, R. (1985). Cognitive restructuring therapy package.
2nd Ed. Lakewood, Colorado: Counseling Research Institute. Cassidy, J., Easton, M., Capelli, C, Singer, A., & Bilodeau, A. (1996).
Cognitive remediation of persons with severe and persistent mental
illness. Psychiatric Quarterly. 67, 4, 513-521. Cautela, J. (1966). Treatment of compulsive behavior by covert sensitiza-
tion. Psychological Record., 16, 35-41.
Cautela, J. (1967). Covert sensitization. Psychological Record, 20, 459-468. Cautela, J. (1970). Covert reinforcement. Behavior Therapy, 1, 55-50. Cautela, J. (1971 a). Covert extinction. Behavior Therapy, 2, 192-200. Cautela, J. (1971b). Covert conditioning. In A. Jacobs, & L. Sachs (Eds.).
The psychology of private events: Perspectives on covert response
systems. New York: Academic Press. Chadwick, P., Birchwood, M., & Trower, P. (1996). Cognitive therapy for
delusions, voices and paranoia. Chichester: Wiley. Chandler, G., Burck, H., Sampson, J., & Wray, R. (1988). The effectiveness
of a generic computer program for systematic desensitization. Computers
in Human Behavior, 4, 559-546.
Chemtob, C, Hamada, R., Novaco, R., & Gross, D. (1997). Cognitive-behavioral treatment for severe anger in post traumatic stress disorder,
Journal of Counseling and Clinical Psychology, 65 (1), 184-189. Cheng, P., Novick, L. (1990). A probabilistic contrast model of causal
induction. Journal of Personality and Social Psychology, 58, 545-567. Cipher, D., & Fernandez, E. (1997). Expectancy variables predicting tolerance
and avoidance of pain in chronic pain patients. Behaviour Research
and Therapy, 35 (5), 437-444. Clark, J., & Jackson, J. (1983). Hypnosis and behavior therapy. New York:
Springe. Clarke, J., & Saunders, J. (1988). Alcoholism and problem drinking: Theories
and treatment. Sydney, Australia: Pergamon. Cloitre, M., Shear, K., Cancienne, J., & Zeitlin, S. (1994). Implicit and
explicit memory for catastrophic associations to bodily sensation words
in panic disorder. Cognitive Therapy and Research, 18, 225-240. Cloninger, R., Bohman, M., & Sigvardsson, S. (1981). Inheritance of alcohol
abuse: Cross-fostering analysis of adopted men. Archives of General
Psychiatry, 38, 861-868.
Coleman, V. (1998). Lifeline. In H. Rosenthal (Ed.), Favorite counseling
and therapy techniques. Washington, DC: Accelerated Development. Corrigan, R. (1992). The relationship between causal attributions and judgments of the typicality of events described by sentences. British Journal of Social Psychology, 31, 551-568.
Corsini, R. (1957). Methods of group psychotherapy. New York: McGraw-Hill. Corsini, R. (Ed.) (1981). Handbook of innovative psychotherapies. New
York: Wiley. Corsini, R. (1994). Current psychotherapies. (5th edition). Itaska, IL:
F. E. Peacock Publishing.
Corsini, R. (1998). Turning the tables on the client: Making the client the counselor. In H. Rosenthal (Ed.), Favorite counseling and therapy techniques. Washington, DC: Accelerated Development. Corsini, R, & Ozaki, B. (Eds.) (1984). Encyclopedia of psychology (Vol. 1-4).
New York: Wiley Corsini, R., & Wedding, D. (1987). Encyclopedia of psychology. Canada:
John Wiley and Sons.
Coursey, R. (1989). Psychotherapy with persons suffering from schizophrenia: The need for a new agenda. Schizophrenia Bulletin, 15 (3), 349-353. Cox, R. (Ed.) (1973). Religious systems and psychotherapy. Springfield,
IL: Charles Thomas.
Cox, R. (1998). The use of symbols and rituals in psychotherapy. In H. Rosenthal (Ed.), Favorite counseling and therapy techniques. Washington, DC: Accelerated Development. Crooke, W. (1926). Religion and folklore of Northern India. Oxford: Oxford
University.
Csikszentmihalyi, M., & Beattie, O. (1979). Life themes: A theoretical and empirical exploration of their origins and effects. Journal of Humanistic Psychology, 19, 45-65. Dallenbach, K. (1951). A puzzle-picture with a new principle of concealment.
American Journal of Psychology, 64, 451-455. Dalyell, J. (1835). The darker superstitions of Scotland. Glasgow. Damasio, A. (1994). Descartes' error: Emotion, reason, and the human
brain. New York: G. P. Putnam's Sons.
Dattilio, F. (1998). The SAEB system (symptoms, automatic thoughts,
emotions, and behavior) in the treatment and conceptualization of
panic attacks. In H. Rosenthal (Ed.), Favorite counseling and therapy
techniques. Washington DC: Accelerated Development.
Dattilio, F. & Freeman, A. (1994). Cognitive-behavioral strategies in crisis
intervention. New York: Guilford. David, A. (1990). Insight and psychosis. British Journal of Psychiatry,
156, 798-808. Davidson, P. (1997). Adagio: Music for relaxation. New York: Healing Arts
Video.
Davis, K., & Moore, W. (1945). Some principles of stratification. American Sociological, 10, 242-249.
Deitrich, R. (1988). Genetics of alcoholism: An overview. Australia Drug
and Alcohol Review, 7, 5-7. De Quieroz, E. (1995). Dedalus book of Portuguese fantasy. New York:
Hippocrene Books. de Villiers, P. (1974). The law of effect and avoidance: A quantitative
relation between response rate and shock frequency reduction. Journal
of the Experimental Analysis of Behavior, 21, 225-235. Dewey, J. (1886). Psychology. New York: Harper.
Dewey, J. (1920). Reconstruction in philosophy. New York: Henry Holt. Dilts, R., Grinder, J., Bandler, R, DeLozier, J., & Cameron-Bandler, L.
(1979). Neuro-linguistic programming 1. Cupertino, CA: Metal. DiMattia, D., & Lega, L. (1990). Will the real Albert Ellis please stand up?
New York: Institute for Rational-Emotive Therapy. Dobson, K. (1989). A meta-analysis of the efficacy of cognitive therapy for
depression. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 57, 414-
419. Dobson, K., & Kendall, P. (Eds.) (1995). Psychopathology and cognition.
San Diego: Academic Press. Donnelly, C, & Dumas, J. (1997). Use of analogies in therapeutic situations:
An analog study. Psychotherapy, 34(2), Summer, 124-152. Drury, V., Birchwood, M., Cochrane, R., & Macmillan, F. (1996). Cognitive
therapy and recovery from acute psychosis: A controlled trial. British
Journal of Psychiatry, 169, 595-601. Duhl, B. (1985). From the inside out and other metaphors. New York: Brun-
ner/Mazel. Dunlap, K. (1952). Habits: Their making and unmaking. New York:
Liveright. Dyer, W. (1995). Your erroneous zones. Reprint edition. New York: Harper
Mass Market Paperbacks. Edwards, D. (1990). Cognitive therapy and the restructuring of early
memories through guided imagery. Journal of Cognitive Psychotherapy, 4,55-50. Elkin, I., Shea, T, Watkins, J., Imber, S., Sotsky, S., Collins, J., Glass, D.,
Pilkonis, P., Leber, W., Docherty, J., Fiester, S., & Parloff, M. (1989).
NIMH Treatment of Depression Collaborative Research Program,
Archives of General Psychiatry, 46, 971-982. Ellis, A. (1962). Reason and emotion in psychotherapy. New York: Lyle
Stuart. Ellis, A. (1971). Growth through reason: Verbatim cases in rational-emotive
therapy. Hollywood, CA: Wilshire Books. Ellis, A. (1975). Humanistic psychotherapy: The rational-emotive approach.
New York: Julian Press. Ellis, A. (1974) Techniques for disputing irrational beliefs (DIB'S). New
York: Institute for Rational Living, Inc. Ellis, A. (1975). The rational-emotive approach to sex therapy. Counseling
Psychologist, 5, 14-22. Ellis, A. (1985). Overcoming resistance: Rational-emotive therapy with
difficult clients. New York: Springer.
Ellis, A. (1988a). How to stubbornly refuse to make yourself miserable
about anything — yes, anything! Melbourne, Australia: The Macmillan
Company of Australia. Ellis, A. (1988b). Are there "rationalist" and "constructivist" camps of
the cognitive therapies? A response to Michael Mahoney. Cognitive
Behaviorist, 10(2), 13-17. Ellis, A. (1991). Rational-emotive family therapy. In A. Home & M. Ohisen
Eds.), Family counseling and therapy (pp. 302-328). Itasca, IL:
Peacock. Ellis, A. (1995). Better, deeper, and more enduring brief therapy : The
rational emotive behavior therapy approach. New York: Brunner/
Mazel.
Ellis, A. (1996). Reason and emotion in psychotherapy: A comprehensive
method of treating human disturbance. (Revised). New York: Citadel.
Ellis, A. (1998). Vigorous disputing of irrational beliefs in rational-emotive
behavior therapy (REBT). In H. Rosenthal (Ed.), Favorite counseling
and therapy techniques. Washington, DC: Accelerated Development.
Ellis, A., & Abrahms, E. (1978). Brief psychotherapy in medical and health
practice. New York: Springer. Ellis, A., & Dryden, W. (1996). The practice of rational emotive behavior
therapy. New York: Springer. Ellis, A., Gordon, J., Neenan, M., & Palmer, S. (1996). Stress counseling:
A rational emotive behavioral approach. New York: Cassell. Ellis, A., & Grieger, R. (Eds.) (1977). Handbook of rational-emotive therapy.
New York: Springer. Ellis, A., & Harper, R. (1961). A guide to rational living. Hollywood, CA:
Wilshire Books. Ellis, A., & Harper, R. (1971). A guide to successful marriage. Hollywood,
CA: Wilshire Books. Ellis, A., & Harper, R. (1975). A new guide to rational living (2nd ed.).
Hollywood, CA: Wilshire Books. Ellis, A., & Harper, R. (1998). A guide to rational living. (3rd ed.). Hollywood,
CA: Wilshire Books. Ellis, A., & Lange,A. (1995). How to keep people from pushing your buttons.
New York: Birch Lane.
Ellis, A., Mclnerney, J., DiGiuseppe, R., & Yeager, R. (1988). Rational-emotive therapy with alcoholics and substance abusers. New York:
Pergamon. Ellis, A., Sichel, J., Yeager, R., DiMattia, D., & DiGiuseppe, R. (1989).
Rational-emotive couples therapy. Boston: Allyn & Bacon. Ellis, A., & Tafrate, R. (1997). How to control your anger before it controls
you. New York: Birch Lane Press. Ellis, A., & Velten, E. (1992). Rational steps to quitting alcohol. Fort Lee,
NJ: Barricade Books. Ellis, A., & Whiteley, J. (Eds.) (1979). Theoretical
and empirical foundations of rational-emotive therapy. Monterey, CA:
Brooks/Cole. Ellis, A., Wolfe, J., & Moseley, S. (1966) How to raise an emotionally
healthy, happy child. Hollywood, CA: Wilshire Books.
Ellis, A., & Yeager, R. (1989). Why some therapies don't work: The dangers of transpersonal psychology. New York: Prometheus. Ellis, W. (1959). A source book of gestalt psychology. New York: Harcourt, Brace and Co. Engum, E., Miller, E, & Meredith, R. (1980). An analysis of three parameters of covert positive reinforcement. Journal of Clinical Psychology, 36,301-309. Erickson, M. (1982). My voice will go with you: The teaching tales of Milton
H. Erickson M. D. (S. Rosen, ed.). New York: Norton. Erickson, M., & Rossi, E. (1981). Experiencing hypnosis: Therapeutic
approaches to altered states. New York: Irvington.
Escher, M. (1971). The graphic work of M.C. Escher. New York: Ballantine. Fagan, M., & Shepherd, I. (1970). Gestalt therapy now. Palo Alto, CA:
Science & Behavior Books.
Farber, I. (1963). The things people say to themselves. American Psychologist, 18,187-197. Fearnside, W., & Holther, W. (1959). Fallacy: The counterfeit of argument.
Engle-wood Cliffs, NJ: Prentice-Hall. Feder, В., & Ronall, R. (Eds.) (1980). Beyond the hot seat: Gestalt approaches
to group. New York: Brunner/Mazel. Fernberger, S. (1950). An early example of a "hidden-figure" picture.
American Journal Psychology, 63, 448-449. Festinger, L. (1957). A theory of cognitive dissonance. Stanford, CA:
Stanford University Press. Festinger, L. (1964). Conflict, decision, and dissonance. Stanford, CA:
Stanford University Press. Fishbein, M., & Ajzen, I. (1975). Belief, attitude, intention, and behavior.
Reading, MA: Addison-Wesley. Fisher, G. (1967). Measuring ambiguity. American Journal of Psychology,
80,541-557.
Fisher, G. (1968). Ambiguity of form: Old and new. Perception and Psycho-physics, 3,189. Flannery, R. (1972). A laboratory analogue of two covert reinforcement
procedures. Journal of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry,
3,171-177. Flemming, D. (1967). Attitude: The history of a concept. Perspectives in
American History, 1, 287-365. Foree, D., & Lo Lordo, V. (1975), Stimulus-reinforcer interactions in the
pigeon: The role of electric shock and the avoidance contingency.
Journal of Experimental Psychology: Animal Behavior Processes, 104,
39-46. Fornander, A. (1996). Ancient history of the Hawaiian people. Honolulu,
HI: Mutual Publishing. Fowles, D. (1995). Biological variables in psychopathology: A psychobio-
logical perspective. In P. Sutker & H. Adams, Comprehensive handbook
of psychopathology. New York: Plenum Press. Foy, D. (Ed.) (1992). Treating PTSD: Cognitive-behavioral strategies. New
York: Guilford. Franki, V. (1959). From deathcamp to existentialism. Boston: Beacon Press.
Frankl, V. (1972). The feeling of meaninglessness: A challenge to psychotherapy. American Journal of Psychoana lysis, 32, 85-89. Frankl, V. (1977). The doctor and the soul: From psychotherapy to logothe-
rapy. New York: Knopf. Frankl, V. (1978). Psychotherapy and existentialism. New York: Simon &
Schuster. Frankl, V. (1980). Man's search for meaning: An introduction to logothe-
rapy. New York: Simon & Schuster. Franklin, R. (1994). Overcoming the myth of self-worth: Reason and fallacy
in what you say to yourself. Appleton, WI: R. L. Franklin. Free, M. (1999). Cognitive therapy in groups: Guidelines & resources for
practice. Brisbane, Australia: John Wiley & Sons.
Freeman, A. (1995). A psychosocial approach for conceptualizing schematic
development for cognitive therapy. In K. Kuhlwein & H. Rosen (Eds.),
Cognitive therapies in action: Evolving innovative practice. San
Francisco: Jossey-Bass.
Freeman, A. (1994). Depression: A cognitive therapy approach — a viewer's
manual. (Video). New York: New Bridge Communications. Freeman, A., & Dattilio, F. (Eds.) (1992) Comprehensive casebook of
cognitive therapy. New York: Plenum Press.
Freeman, A., & Dewolf, R. (1993). The 10 dumbest mistakes smart people make and how to avoid them: Simple and sure techniques for gaining greater control of your life. New York: Harper Perennial. Freeman, A., Dewolf, R., & Beck, A. (1992). Woulda, coulda, shoulda: Overcoming regrets, mistakes, and missed opportunities. New York: Harper Perennial Library. Freeman, A., & Eimer, B. (1998). Pain management psychotherapy:
A practical guide. New York: John Wiley & Sons. Freeman, A., Pretzer, J., Fleming, В., & Simon, K. (1990). Clinical application
of cognitive therapy. New York: Plenum Press. Freeman, A., & Reinecke, M. (1995). Cognitive therapy of suicidal behavior.
New York: Springer.
Freeman, A., S