Потеря устной формы передачи опыта

Ещё не так давно, наличие представителей старшего поколения в доме или в одном и том же селении позволяло в устной форме передавать из поколения в поколение культурное наследие отдельной семьи. Пространственное разделение большой семьи нарушает существовавшую когда-то связь поколений на уровне передачи культурного наследия, теперь оно осуществляется посредством школы и средств массовой информации. При этом изменилась и роль книги. Телевидение сделало печатное слово менее привлекательным, требующим к тому же больших усилий. Остаётся надеяться на возрастающую роль в общении Интернета, который предполагает в качестве основы общения печатное слово.

Пример старшего поколения

Детям, как и прежде, необходим опыт старших поколений, опыт бабушек и дедушек. Они помогают внукам приобщиться к истории семьи, к семье как таковой, к её традициям, которые очень понадобятся им при достижении взрослого возраста. Дети с ними чувствуют себя не столь обязанными, не столь зависимыми, и это вызывает у них другую форму общения. То особое отношение, что связывает внуков и их дедушек и бабушек, способствует их большей открытости с ними. Большая открытость облегчает отношения без ущерба для любви к родителям.

Опыт дедушек и бабушек.

Опыт дедушек и бабушек позволяет им относиться ко всему более спокойно, и это помогает им устанавливать тёплые отношения с внуками. При этом у детей появляется возможность в случае размолвки с родителями или в тяжёлой ситуации прибегнуть к помощи всё же члена семьи.

Неродные родители

Всё чаще и чаще дети сталкиваются с необходимостью жить с родителями, которые не являются их родными. Как вести себя пришедшему в семью взрослому по отношению к большому ребёнку? Как сохранить своё место в жизни ребёнка родителю, которому позволено видеться с ним лишь по выходным, а то и только в отпуске, тогда как другой видится с ним ежедневно? Как разделить с вновь пришедшим одну и ту же роль по отношению к ребёнку? Родитель должен отделить чувство любви у ребёнка от того чувства, которое тот испытывает к разделившему их человеку. Известно, что это вызывает у неродного родителя чувство озлобленности. Для установления отношений с неродным ребёнком требуется время. Важно чтобы неродной родитель брал на себя воспитательные функции по отношению к ребёнку, не занимая при этом место его настоящего родителя. Подобные отношения, иногда очень тяжело устанавливаемые, могут стать источником духовного обогащения ребёнка. Он, тяжело переживающий развод родителей, может приобрести новых братьев или сестёр, а в лице новых взрослых другое душевное окружение. Роль нового супруга вносит тогда позитивный аспект, если к тому с его приходом уйдут в прошлое имевшие ранее место конфликты.

Семьи с одним родителем

Ребёнок развивается гармонично лишь в том случае, если у него есть возможность сравнивать себя с представителями обоих полов. Без отца или матери ребёнку очень тяжело, также как тяжело и родителю с ребёнком без второго родителя, а постоянные мысли о недостающем родителе противоположного пола взрослого аналогичны мыслям ребёнка. Ребёнок воспитанный одним родителем, растет с психическими отклонениями.

Глава 2

Малыш в возрасте до года

Грудничок до 6 месяцев

Научиться давать грудь и бутылочку, мыть его, соблюдать его режим, следить за его самочувствием и здоровьем, всё это относится к прямым родительским обязанностям первых нескольких месяцев. При этом малыш знакомится с окружающим его миром и привыкает к нему…

Малыш в 10 дней

Кормление

Врождённые рефлексы сосания и глотания позволяют новорожденному успешно питаться с самого рождения. Кормление приглушает у него чувство голода, обеспечивает его хорошее самочувствие. К 10 дням жизни младенец ест от пяти до восьми раз за сутки.

Движения

Во время сна новорожденный сгибает ручки и ножки, голову держит повёрнутой в сторону. Ладошки держит сжатыми, большой палец находится поверх остальных пальчиков. Усаженный, он не держит головку, но может её приподнимать, когда его поддерживают под мышки. Он крепко хватает палец взрослого, которым дотрагиваются до его ладошки (хватательный рефлекс). Поставленный на ножки, он делает несколько шажков, опираясь на подошвы ножек (самопроизвольное шагание). Если его опрокинуть назад, он раскидывает ручки и растопыривает пальчики (рефлекс Моро).

Сон

Режим жизни новорожденного сводится к периодическим кормлениям и продолжительным фазам сна. Спит он много, в среднем шестнадцать часов в сутки, по 3–4 часа за раз. Разницы между дневным и ночным периодом не понимает. При пробуждении может проявлять беспокойство, слегка похныкать — значит ему что-то нужно (голоден, больно, мокро). В противном случае он спокоен, глазки живые и блестящие, очень внимателен.

Его чувства

Когда новорожденный бодрствует и спокоен, он смотрит. Его привлекают очертания лиц и их мимика. Он хорошо видит предметы на расстоянии 30 см от своих глаз. Хорошо слышит. У него развито обоняние и вкус. Он чувствителен к ласке. Узнаёт своих маму и папу по их запаху, голосу, ласкам.

Рост:

М — 50 см (47–54)

Д — 49,4 см (46–54)

Вес:

М — 3,4 кг (2,5–4,5)

Д — 3,3 кг (2,5–4,4)

Окружность головы 35 см (32–37)

Р.S. Приведённые цифры верны для 95 % всех новорожденных

Малыш в месячном возрасте

Кормление

Грудничок питается в среднем шесть раз в сутки, из них раз или два ночью. Часы кормления становятся почти постоянными, ночное сдвигается ближе к утру. Количество съеденного молока не постоянно, зависит от него самого.

Движения

Во сне его ручки и ножки всё ещё согнуты. Во сне, лёжа на животе, он может поворачивать голову из стороны в сторону. Им утерян рефлекс самопроизвольного шагания, но он продолжает сжимать пальцы кулачок при прикосновении к его ладошке. Ручки его раскроются лишь к двум месяцам.

Сон

Малыш начинает отличать день от ночи. Удлиняется его ночной сон. Днём становятся более продолжительными периоды спокойного бодрствования. Плачет он каждый день в одно и то же время. Эти его крики, приписываемые зачастую коликам, чаще всего вызваны временными расстройствами, связанными с упорядочением режима, нежели с голодом или настоящими болями в животе.

Его чувства

Младенец с интересом рассматривает лица и начинает следить глазами за движущимися предметами. Он пытается произносить какие-то звуки. Все его чувства обостряются и обогащаются новыми навыками. Визуальный контакт с родителями переходит в первые осознанные улыбки.

Рост:

М — 53,2 см (49–57)

Д — 52,4 см (48–57)

Вес:

М — 4,0 кг (3,0–5,0)

Д — 3,8 кг (2,9–4,9)

Окружность головы 37 см (34–39,5)

Малыш в 4 месяца

Кормление

Малыш есть четыре, иногда пять раз в день. Основным питание остаётся молоко. При отсутствии опасности аллергической реакции его можно начать приучать к кашкам. Вскоре можно понемногу начать давать фрукты и овощи, но не в сыром виде. Эти новые компоненты можно давать в строго определённом количестве с помощью маленькой ложечки.

Движения

Ребёнок хорошо держит головку, может повернуть её в любую сторону. Лежа на животе, он приподнимается на своих локотках. Во время сна ручки и ножки вытянуты. Если его попытаться поставить, он опирается на ножки. Начинает пользоваться руками с раскрытыми пальцами. Хватает предметы мизинцем и ладошкой. За исключением сосательного прочие первичные рефлексы (хватательный, самопроизвольного шагания и рефлекс Моро) новорожденного исчезают.

Сон

Малыш может спать на протяжении всей ночи, не просыпаясь. Меняется качество его сна, он легко переходит в состояние глубокого сна. Успокаивается, сося свой палец, и может в таком состоянии легко уснуть. Необъяснимые приступы плача становятся редкими.

Его чувства

Малыш осматривает окружающий его мир. Следит за предметами глазами, вверх и вниз, в ту и в другую сторону. Если слышит шум, поворачивает в сторону его источника голову и ищет его глазами. Начинает что-то лепетать и петь. Любит хлопать ладошкой по воде в ванночке. Схватив предмет, сначала рассматривает его, затем тащит в рот. Играет с собственными ручками.

Рост:

М — 62,5 см (57–68)

Д — 61,0 см (56–66)

Вес:

М — 6,5 кг (5,2–7,8)

Д — 6,0 кг (4,8–7,3)

Окружность головы 41 см (38–44)

Малыш в 6 месяцев

Кормление

Можно начинать дополнительное питание. Среди каждодневных 4–5 приёмов пищи около 500 мл молока, что-нибудь молочное обогащённое железом, кашка, полуденное пюре из овощей, можно с добавками мясного или рыбного продукта, при отсутствии риска яичный желток и фрукты.

Сон

Часы сна окончательно стабилизировались. Малыш спит десять — двенадцати часов ночью, два-три часа после обеда и иногда до часа после завтрака. Но всё зависит от ребёнка.

Движения

Во время отдыха руки и ноги вытянуты. Положенный на живот, он встаёт на четвереньки. Может самостоятельно перевернуться. Устойчиво сидит, положив руки перед собой. Схватывает предметы всей пятернёй. Он их берёт избирательно то одной, то второй рукой, может переложить предмет из руки в руку.

Чувства

Малыш получает много удовольствия от игры с предметами. Он к ним привыкает, начинает их узнавать. Продолжает исследовать собственное тело. Сидя, он стаскивает с себя обувь. Лежа, пытается ухватиться за ногу и подтянуть её ко рту. Выговаривает несколько слогов, не повторяя их.

Рост:

М — 66,5 см (61–72)

Д — 65,0 см (60–70)

Вес:

М — 7,6 кг (6–9,2)

Д — 7,1 кг (5,6–8,8)

Окружность головы 43 см (40–46)

Его развитие

Вот ваш ребёнок и дома. Может быть он безмятежно спит между кормлениями, а может не переставая кричит, не смотря на все ваши старания. Не поддавайтесь настроениям, не беспокойтесь напрасно.

Поведение новорожденного нелегко объяснить. Для кого-то эти несколько первых недель наедине с ребёнком вызывают массу эмоций. Усталость, тревога, неверие в собственные силы, в возможность вырастить его. Для других, наоборот, является полной неожиданностью то, как мало требует от них их дитя. У основной части родителей ситуация покоится где-то посередине между этими крайними по сути вариантами. И во всём этом нет ничего необычного.

С рождения до месяца.

У новорожденного розовая кожа, у одних светлее, у других темнее. Покрыта едва приметным пушком волос, у некоторых весьма густым. Ручки они держат прижатыми к груди, а ножки согнутыми в коленях и подтянутыми к животу.

С момента перерезания пуповины у младенца просыпается чувство голода и на него обрушивается поток новых ощущений. В родильном отделении он в состоянии ползти по животу матери, чтобы добраться до её груди. Потребность в пище способствует его «обучаемости». Регулярное кормление в спокойной обстановке способствует хорошему самочувствию младенца. Удовлетворяя его потребности, вы тем самым даёте ему понять гостеприимность мира, в который он пришёл. И эти первые уроки становятся его первыми шагами в жизнь.

Становление чувств.

Новорожденные спят много, но между ними встречаются «большие сони», спящие по 20 часов в сутки, и «сони так себе», эти спят в сутки лишь 14 часов. Беспокойным сном или парадоксальным, спят от 50 до 60 % всего времени сна. Такой сон способствует развитию восприятия и памяти.

Когда младенец бодрствует и спокоен, он показывает чудеса внимательности и желания общения, он готов ответить на ваши улыбки, слова, ласки и т. д. Слух, вкус и осязание, вот те чувства, что зародились в нём задолго до его появления на свет. После рождения он получает новые ощущения, видит лица, взгляды. Он открывает для себя удовольствие в возможности свободного движения, потягивания, жестикулирования, и даже ползания. Но при этом он также знакомиться с тяжестью собственного тела, пустотой и неуютностью.

Вас не должно беспокоить отсутствие в первые дни у младенца зрительной реакции. Ему ещё предстоит прийти в себя, некоторые из них утомлены после родов, у других опухшие веки. Кто-то из них более, кто-то менее восприимчив к голосам и ласкам.

От месяца до четырёх

По достижении месячного возраста новорожденный переходит в разряд грудничков и при этом с ним происходит серьёзное перевоплощение. Он становится другим и чисто физичесик, меняется цвет кожи, он становится бледнее, может покрыться прожилками и стать похожим на мрамор. Могут проступить возрастные прыщики. Волосы в местах, подверженных вытиранию, станут реже. Сам он кажется внешне более крепким, щёки и бёдра станут более полными.

Постепенно уменьшится количество кормлений. Исчезнут ночные кормления и у родителей наступят более спокойные ночи. Малыш всё ещё требует пятую бутылочку к концу вечера, но чаще сам переходит на 4–5 разовое питание.

Он открывает для себя свои же руки.

Понемногу малыш научится держать голову, приподнимать её с постели и переворачиваться. Руки его освобождаются и раскрываются, они соприкасаются с какими-то предметами и в случае заинтересованности хватают их. Начиная с третьего месяца малыш начинает разглядывать свои руки и играть с ними — они встречаются с оградой кроватки, он берёт в рот пососать свой палец. В начале предметы берутся наугад, неосознанно, но с пятого месяца он их уже выбирает умышленно.

Параллельно продолжается его интеллектуальное развитие. Малыш начинает интересоваться окружающим его миром. При этом ему сложно сохранить внутренне равновесие с самим собой. Это возраст пресловутых «вечерних слёз», которые порой трудно объяснимы, и их непросто переносить. Наберитесь терпения, эти крики прекратятся к концу 4 месяца. В этом возрасте ребёнку требуется стабильный режим, поэтому по мере возможности избегайте неуместных и необдуманных поступков со своей стороны.

Общение.

Оставшись в одиночестве в своей кроватке, малыш прислушивается к звукам, отыскивает глазами предметы, провожая взглядом движущиеся невдалеке от него. Когда вы показываете ему свой интерес к его успехам, радуетесь этому вместе с ним, то способствуете его эмоциональному развитию. Ваше общение с ним день ото дня становится богаче и насыщеннее. Контакты становятся более частыми, это и взгляды, и улыбки. Вы разговариваете с ним, общаетесь посредством мимики, и он отвечает вам тем же образом. Его лицо озаряет подчас но-настоящему радостная улыбка. Мало помалу ваши «беседы» становятся всё более продолжительными и разнообразными. Становится возможным вызывать их или прерывать. Подобное общение наполняет его уверенностью и пониманием окружающего мира, помогают адаптироваться с жизнью.

От 4 до 6 месяцев

В четыре месяца вы имеете перед собой пухленького, крепкого и жизнеспособного младенца, ничем не напоминающего хрупкое создание месячного возраста. К этому времени вы достаточно познакомились друг с другом. После пяти месяцев жизни успехи в физическом и интеллектуальном развитии позволяют малышу разнообразить способы и круг общения, узнавая не только родителей, но и ближайшее окружение.

Период спокойствия.

В шесть месяцев малыш без труда переворачивается. Остерегайтесь оставлять его одного без присмотра, например, на столике для пеленания. Он овладевает и начинает пользоваться своим телом. В общем, он находится в согласии с собой, спит, ест, играет, улыбается, лепечет. Очень мало плачет без видимой причины.

Когда вы с ним играете, малыш может уже проявлять инициативу. Чтобы помочь ему стать самостоятельной личностью, позвольте ему самому всё пробовать и самовыражаться. Ваш малыш постоянно нуждается в вашем одобрении. Ваши с ним отношения меняются, но не настолько, чтобы они теряли интенсивность.

Первые разлуки.

На этом этапе малыш осознаёт, что он является самостоятельной личностью, отличной от матери. К одиночеству он чувствителен с первого дня после рождения, но к 6 месяцам жизни он начинает явно демонстрировать смятение при её исчезновении и радость при её появлении. Ставши более независимым, он тем не менее продолжает остро нуждаться в её поддержке.

Зачастую именно в период между 4 и 6 месяцами жизни малыша начинают доверять кому-то другому, поскольку это связано с возобновлением матерью её профессиональной занятости. Всякая разлука должна быть хорошо подготовлена и объяснена ребёнку, который остро всё ощущает. Перед тем как оставить малыша на попечении кого-то, вы должны с ним посетить будущую няню или ясли.

Питание

Вам предстоит сделать выбор, будете ли вы его кормить грудью или из бутылочки, ведь питание играет главную роль в его развитии. Процесс питания для него ещё и получение удовольствия, в котором принимаете участие и вы.

Правильное кормление ребёнка является для родителей важнейшей заботой. Оно связано со многими проблемами первых месяцев его жизни. Ребёнок растёт невероятно быстро, но функционирование его пищеварительного тракта не позволяет ему есть, что попало. А поскольку он лишён резервов, питание должно обеспечивать потребность его развивающегося организма во всех необходимых ему элементах роста. Состав материнского молока таков, что идеальным образом удовлетворяет все его потребности и превосходит по своим качествам молоко искусственное. В молоке содержатся протеины, жиры, сахара, вода, железо, кальций, магний, натрий, витамины. В дополнение к нему в случае необходимости могут быть рекомендованы витамин D, железо и фтор.

Питание является не только средством жизнеобеспечения, но и источником удовольствия, предоставляя возможность окунуться в мир, где царствуют движения, запахи, вкус, новые впечатления.

Кормление грудью

Небольшое количество жёлтоватой жидкости, густой и приторно сладкой, которое достаётся ребёнку от матери сразу же после его рождения, ещё до появления настоящего молока, это сильно обогащённый иммуноглобулином колострум. Молоко у матери появляется после родов в независимости от того, кормит она им ребёнка или нет. Секреция молочных желёз нарастает к третьему дню после родов и тогда состав молока меняется до нормы, оно приобретает более светлый цвет и обогащается лактозой и жирами.

При этом, кормление грудью способствует процессу нормализации объёма матки, поскольку между маткой и молочными железами существует тесная связь. Ваша грудь от кормления не страдает, но лучше носить при этом качественные бюстгальтеры и не пренебрегать рекомендуемыми для восстановления упражнениями.

Материнское молоко.

Материнское молоко подходит ребёнку идеально, и он его хорошо переваривает. Организм младенца легко усваивает содержащееся в нём железо. Оно поступает при постоянной температуре и в готовом виде. Обладая антисептическими свойствами, оно доставляет в организм малыша антитела против многочисленных болезней и в значительной степени снижает риск возникновения диареи, отитов, ринитов, фарингитов и т. д. Уменьшается при этом аллергия и неприятие.

Материнское молоко адаптировано к каждому кормлению на протяжении всего периода кормления. Светлое, богатое водой и лактозой в начале кормления оно постепенно густеет, обогащается жирами, содержание которых к концу кормления увеличивается в четыре раза. Поэтому рекомендуется кормить ребёнка сначала из одной груди, затем из второй, особенно в случае недостаточного количества молока.

Материнское молоко меняет свой состав не только в зависимости от женщины, но и в течение дня, и при переходе от одного дня к другому. Так жирность молока нарастает между 6 и 10 часами утра, днём оно более насыщенное нежели ночью.

Кормление.

Перед кормлением минут за пятнадцать следует слегка отдохнуть. Устройтесь поудобнее в укромном уголке, где и вам и ребёнку будет спокойно и уютно. Можете пристроиться на своей кровати, но так, чтобы спина ваша была прямой. Рука, поддерживающая ребёнка, должна покоиться на подушках. Можно устроиться в невысоком стуле, подставив под ноги маленькую табуретку, положив малыша на колени, при необходимости подложив подушечку.

Чтобы удалить грудь изо рта малыша, приоткройте ему рот, слегка надавливая на подбородок или просунув свой палец в уголок его губ. Вы не должны мучаться во время кормления, поэтому, если что, дайте другую грудь. После кормления подержите малыша прямо, чтобы он сделал отрыжку, и не беспокойтесь, если при этом отрыгнёт немного молока. Поменять его можно и попозже, не сильно при этом ворочая его.

Сколько раз кормить? Как долго? В котором часу?

В родильном доме в первый день вы кормили ребёнка по пять минут каждой грудью, затем на второй день по десять минут. В начале частота кормления определяется самим малышом и грудь вы ему даёте по первому его требованию.

Давайте обе груди поочерёдно, поскольку молочные железы ещё не разработаны, для их стабильной работы потребуется около двух недель. Старайтесь, чтобы малыш опорожнил полностью первую грудь, только после этого давайте вторую. Если ему достаточно одной груди, в следующее кормление дайте ему другую, нетронутую грудь. Ребёнок насытился, если благостно уснул. Ваша грудь облегчена, она останется пустой в течение десяти или двадцати минут.

Вскоре часы кормления упорядочатся. Установите промежуток между ними в два или три часа. Частота кормлений зависит от конкретного ребёнка и, как правило, бывает от четырёх до восьми кормлений в день. Аппетит вашего малыша может меняться как от кормления к кормлению, так и ото дня на день. Будьте уверены, съедает он столько, сколько ему нужно, и вы не можете вмешаться в его «рацион». Нет никакого смысла взвешивать его до и после кормления, достаточно это делать раз в неделю и при одних и тех же условиях, чтобы контролировать процесс его роста.

Наши рекомендации