Отношения консультант — клиент

Качеству отношений консультант — клиент в экзистенциальном консультирова­нии уделяется большое внимание. Отношения консультант — клиент не рассматрива­ются с точки зрения трансфера, и на выяснение прошлого клиентов тратится немного времени. Поскольку для экзистенциальных консультантов важна выраженность конф­ронтации клиентов с предельными беспокойствами в данный момент, они стараются объяснять ситуации, сложившиеся у клиентов к настоящему времени, и опасения, мучающие клиентов сейчас.

Присутствие, аутентичность и преданность — это слова, которые экзистенциаль­ные консультанты используют для описания своих отношений с клиентами и предлагают использовать клиентам. Экзистенциальное консультирование, проводимое на ин­дивидуальной основе, имеет место между двумя реальными людьми. Экзистенциаль­ный консультант — не призрачный «отражатель», а живой человек, который стремит­ся понять и ощутить бытие клиента. Мэй полагает, что экзистенциален любой кон­сультант, который, несмотря на имеющиеся у него технические знания, может отно­ситься к клиенту так же, «как "одно существование относится к другому", используя фразу Бинсвангера» (May et al., 1958, p. 81).

Консультанты не навязывают клиентам собственные мысли и чувства. И при этом они не переносят на клиентов мысли и чувства, источником которых являются имев­шие место ранее отношения (такой перенос иногда называется контрпереносом). Ялом (Yalom, 1989) вспоминает, что у него всегда вызывали неприязнь толстые жен­щины, и он должен был преодолеть это негативное чувство, чтобы быть в состоянии эффективно помочь клиентке с чрезвычайно избыточным весом, которая как-то при­шла в его офис. Кроме того, экзистенциальные консультанты сознают, что клиенты могут прибегать к различным способам провоцирующего подключения консультантов, которое позволяет им не обращаться к собственным проблемам.

Ялом (Yalom, 1980) говорит о неявных «вливаниях», характерных для консультиро­вания. Он описывает множество возникших во время консультирования критических инцидентов, в которых консультанты продемонстрировали свою преданность клиен­там и проявили искреннее участие, превратив тем самым стандартную рабочую встречу в дружескую. Ялом рассказывает об одном консультанте, который встречается с тяжело больным клиентом по субботам в полдень и подолгу занимается с ним. В своем исследо­вании конкретных случаев «Каждый день немного сближает» (Every Day Gets a Little Closer) Ялом (Yalom, Elkins, 1974) рассматривает ситуации как с позиции консультанта, так и с позиции клиента. Так, он был поражен, узнав, какое большое значение одна его клиентка придавала таким мелким личным деталям, как теплые взгляды и комплименты по поводу того, как она выглядит. Для установления и поддержания хороших отношений с клиентом консультант должен быть не только способным к «полному присутствию в ситуации», но и неравнодушным, мудрым, а также способным выкладываться до конца и влиять на психику клиентов на глубоком уровне (Yalom, 1980). Консультант помогает клиенту «будучи заслуживающим доверия и заинтересованным; ласково присутствуя рядом с этим человеком; веря, что их совместные усилия приведут в конечном счете к исправлению и исцелению» (Yalom, 1989, р. 227).

Самораскрытие

Самораскрытие консультанта — вопрос, имеющий большое значение в экзистенциаль­ном консультировании. Главной целью консультанта является установление аутентич­ных отношений в интересах клиента. Экзистенциальные консультанты могут раскры­вать себя двумя способами. Во-первых, они могут рассказывать своим клиентам о соб­ственных попытках примирения с предельными экзистенциальными беспокойствами и сохранения лучших человеческих качеств. Ялом (Yalom, 1989) считает, что он совер­шал ошибку, слишком редко прибегая к самораскрытию. Он пишет: «Всякий раз, когда я делился значительной долей собственного "Я" с пациентами, они неизменно извле­кали из этого пользу для себя...» (р. 164). Во-вторых, экзистенциальные консультанты могут использовать сам процесс консультирования, а не фокусировать внимание на содержании занятия. Они могут использовать мысли и чувства, касающиеся того что происходит «здесь-и-теперь», с целью улучшения отношений консультант — клиент. Например, Ялому (Yalom, 1989) надоела одна его чрезмерно полная клиентка, Бетти. Сначала он попробовал разобраться, какую долю его скуки можно отнести на счет кон­трпереноса. Затем он точно определил две причины своей скуки: Бетти всегда сообща­ла о событиях, произошедших где-то в другом месте, и скрывалась за маской ложной веселости. Ялом тактично возразил Бетти, сказав, что, по его мнению, она маскирует свою боль весельем. Он попросил у клиентки разрешения прерывать ее рассказ и ука­зывать на эту маскировку в тот же момент, когда он ее обнаружит. Это самораскрытие Ялома сыграло роль трамплина и способствовало углублению их отношений.

Наши рекомендации