Мнение некоммерческого фотографа

Наталья ЕЛИСЕЕВА

Можно ли зарабатывать портретной съемкой? Что понадобится в самом начале? Какой должна быть студия? Разные мнения о портретной фотографии тех, кто начинал совсем недавно, около трех лет назад. И советы людей с опытом побольше.

Мнение некоммерческого фотографа

У нас портретный бизнес еще не развит, на работы высокого качества спроса почти нет. Прожить исключительно на портретной съемке нельзя, людям не хватает и эстетического вкуса, и денег. Для большинства минимальная сумма в 50 долларов - это серьезные деньги, если они зарабатывают 300-400 - а ведь это наш средний класс! Вначале я пытался пойти по обычному пути: сделать портрет бесплатно, чтобы глядя на него ко мне шли посниматься знакомые. Человек показывал свою фотографию на работе, это вызывало интерес и мне начинали звонить. Но, узнав о цене отказывались, число желающих могло упасть до нуля. "За 50 долларов?! Да зачем нам такое нужно?" В принципе демпинговать я готов, главное чтобы сумма гонорара покрывала расходы. Но этому есть пределы.

Модельная съемка тоже не такая прибыльная, как многие думают: начинающих обязуют сниматься у агентских фотографов, это оговаривается в контракте. Понятно что при съемке в поточном режиме качество низкое, но условия таковы, что девушкам приходится делать портфолио именно так. И поэтому с ними тоже проблема. Иногда удается найти хорошую модель и поснимать ее бесплатно в расчете пополнить портфолио фотографа: тогда мы делаем 2-3 сюжета, но и модель позирует мне бесплатно, то есть мы находим в такой работе взаимный интерес.

Начинающим портретистам рекомендую пойти в театральные вузы на актерские факультеты, на отборы девушек в модельные агентства. Лично я этим не занимаюсь, поскольку снимаю тех, кто мне нравится, а не всех подряд. Бывает и иначе: мой знакомый за два года снял уже 400 актеров для агентств, но ему это перестало нравиться. О каком творчестве тут может идти речь? Мне важнее люди, которые любят сниматься, с ними всегда получаются хорошие портреты. Я не коммерческий фотограф, зарабатываю на жизнь совсем другим - а в свободное время снимаю тех, кто мне интересен.

В начале довольно трудно определять свои цены. Можно для сравнения полазить по сайтам, исследовать прайс-листы, но это не панацея. Ведь нужно учитывать свой минимум на жизнь, износ оборудования, расходные материалы, аренду. Надо все суммировать, понять, сколько тебе нужно заработать в месяц, потом посчитать цену за портрет и прикинуть, сколько человек в день надо будет снять. Если это реальные цифры, надо выходить и искать себе заказчиков.

Желание и талант еще не гарантируют успеха, не факт что ты сможешь зарабатывать своими портретами. Обычно спрос определяет предложение, но у фотографа должно быть иначе -предложение определяет спрос. Нужна новая идея и умение на этом организовать спрос: придумать нечто уникальное, что привлечет к тебе заказчиков. Чаще важнее качество работ, но серьезным корпоративным клиентам имя всегда нужно. В журнале, издательстве или крупной фирме надо рассказать о том, с какими известными людьми ты работал, в каких проектах участвовал - требуется определенная самореклама. Заказчик, понимающий эти "регалии", может заплатить не 50, а 250 долларов за портрет. Не все начинающие понимают, что профессионал обычно работает по заказу - нравится ему клиент или нет. И еще профессионализм - это стабильный по качеству уровень. Ровные 4+ балла должны быть всегда.

Без студии в портрете почти невозможно. Владимир Архипов тоже снимает в студии - не всегда условия на натуре позволяют делать то, что нужно. Для начала лучше не влезать в долги, а накопить, и потом уже пробовать свои силы. Минимальный набор - два источника света, фон и полупрофессиональная камера. Комната для съемки должна быть 40 кв.м. минимум, с нейтральными серыми стенами - тогда на лицах не будет посторонних оттенков. Камеру рекомендовал бы цифровую, это экономит массу времени и денег. И к тому же весь процесс находится под твоим контролем – сам снимаешь, сам обрабатываешь.

Мнение выпускницы "Академии фотографии"

Зарабатывать портретной съемкой можно - если относиться к делу серьезно. Большие накопления не нужны, начать можно, имея одну только камеру. Все решают желание и интерес. Лишь 2% из моей группы в академии могли позволить себе купить свет по окончании курса, но это не стало препятствием. Главное - экспериментировать, пробовать и достигать цели. Наш преподаватель, Вадим Михайлович Пискарев, говорил - "читайте Коэльо". Ставь цель, а всевышний поможет всегда. И это не громкие слова, это действительно так.

Если нет студии, вполне можно использовать дневной свет. Архипов вот снимает на пленэре - и получаются прекрасные работы. Главное - желание, цель, нужно искатьмоделей, не стесняться просить людей позировать тебе. Учиться чувствовать лицо незнакомого человека. Нужно создать всевозможные условия при съемке, чтобы модель чувствовала себя раскрепощенно - а ведь моделями бывают и дети, и девушки, и пожилые люди. Каждому подойдет что-то свое - игрушки, музыка, чашечка кофе или сигареты. Всегда нужно провести с человеком какое-то время, пообщаться, понаблюдать. Главное, чтобы на съемке люди были увлечены музыкой, действием, чтобы они были участниками процесса - это для них важнее всего. Фотограф должен быть психологом, и мягким. Человек с гонором и апломбом не сможет быть портретным фотографом, от него все будут убегать. Ведь мостик до другого человека должен перекидывать именно он. И всегда нужно знать цель - для чего портрет, для друзей или в интерьер. Это определяет дух того, что будет излучаться с фотографии - тепло, тоска, грусть, радость, нежность… И это очень индивидуально.

Начиная работу, важно выяснить свой уровень - а он познается в сравнении. По окончании курса фотошколы обычно выставляют работы выпускников, а потом надо участвовать в других мероприятиях или конкурсах. Очень полезно посещать фотосайты: таких ресурсов достаточно, и это реальный шанс для других узнать тебя, увидеть твой стиль, индивидуальность – если они есть. Со временем фотографа могут узнавать по манере съемки. У меня покупали работы через сайт - узнавали мой стиль даже по черно-белым пейзажам: "Это оригинально", "В них есть то, чего нет у других". Не надо подражать, нужно чувствовать, в чем твоя изюминка… У каждого она обязательно есть. Ведь даже если скопировать чей-то технический прием, это еще не значит, что у тебя получится то же самое.

Для начала не нужно дорогой техники. Хватает одного источника света, даже галогенового. Заказчиков сейчас больше, чем фотографов, поэтому рисковать стоит, хотя бы ради минимального набора долларов за 500. Окупить единственный источник света при желании не составит труда. Нужен зонт, отражатели, можно взять тюлевые занавески , чтобы рассеять свет. Свою мебель тоже можно обыгрывать, если задрапировать. Обычно метража комнаты не хватает для съемки в полный рост, тут уж приходится искать место в подходящем интерьере или снимать на пленэре. Мне вообще трудно было арендовать студию, поэтому использовала что есть - комнату в 22 кв. м. Этого конечно мало, минимум должно быть метров 50 - и от 3 метров потолки.

Мнение некоммерческого фотографа - student2.ru Тем не менее стоить помнить о прекрасных портретах, которые были сделаны в самых простых условиях, без профессионального света. Не важно, какой марки у тебя аппаратура - важно, какие модели и какие у них глаза. Если они «живые», портрет получится с первого раза! Бывает красивое тело, но во взгляде души нет, душа пустая. Поэтому пусть лучше модели будут "бедные, но интересные", это позволяет копать глубже. А богатые люди очень капризны, с ними работать тяжело. Они требовательны и выжимают фотографа "по максимуму". Если у клиента не очень хороший вкус, я могу мягко предложить свою версию портрета. Я никогда не настаиваю, но большинство людей и сами потом соглашаются - "зачем я спорил - вы фотограф, вы же чувствуете". Важно убедить человека, что фотограф главный, что он принимает решения.

Стоимость портрета бывает разной: не все могут позволить себе 200 долларов за сюжет. Заказчика часто можно сохранить за счет умышленного снижения планки. Моделей иногда выгодно снимать дешевле, потому что таким образом фотограф пополнит собственное портфолио. И вообще объявлять цены и не снижать их трудно. Я снижаю - и ничего страшного в этом нет. Зато клиенты у меня постоянные и приходят чаще. Хороших моделей для портрета я вообще часто встречаю на улице. Иногда они готовы платить, иногда позируют за свою фотографию. На обратной стороне визитки, которую я им даю, написано "Мне интересно ваше лицо. Жду ваших предложений". И люди звонят. Некоторые конечно стесняются, но тут многое зависит от того, как вы себя подаете. Я заметила, что если это парочка, надо всегда обращаться к молодому человеку - даже если меня интересует девушка, а не он сам. Лучшие лица я ищу на вернисажах и выставках, там они совсем другие - в глазах есть мысль… Фотограф должен чувствовать себя свободно - тема и повод к съемке могут быть везде, надо только ходить, смотреть и искать ее.

Чтобы учиться «видеть лицо», можно снимать банкеты, тусовки, спорт. Это и тренирует, и позволяет знакомиться с нужными людьми, и подрабатывать - там всегда бывают полезные случайности. Обязательно носите с собой хоть какой-то подбор фотографий: на съемке всегда можно найти потенциального клиента, имея портфолио.

А что касается денег… Рвачом быть не нужно, не стоит идти на заработки любой ценой - можно в такой коммерции потерять себя. Можно дойти до того, что перестанешь себя уважать, такое среди выпускников уже встречалось. Фотограф как творец - это все-таки первое, хотя и «ремесленное» четкое исполнение тоже важно. Воспитывайте свой художественный вкус - изучайте живопись и графику, ходите на вернисажи.

Наши рекомендации