Становление социальной психологии

3.1. Особенности развития социальной психологии в России (см. 4).

3.2. Идея «соборности», трактовка понятия «ницшеанствующей толпы», вопрос о влиянии новых идей на массы в психологических воззрениях Н.А. Бердяева (см. 1.)

3.3. Общая характеристика социально-психологических концепций В.М. Бехтерева (см. 2. С.3-18)

3.4. Понятия взаимовнушения, коллективных рефлексов и коллективных движений в социально-психологическом учении В.М. Бехтерева (см. 2. С. 105-118; 126-142).

3.5. Энергетическая концепция социально-психологических явлений (на примере нескольких выделенных энергетических закономерностей) (см. 2. С. 191-280).

3.6. Социально-психологические идеи в творчестве Н.К. Михайловского (см. 10. С. 6- 92; № 15. С.141-157).

Рекомендуемая литература

1. Бердяев Н.А. Бунт и покорность в психологии масс // Интеллигенция. Власть. Народ. – М., 1993.

2. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. – М., 1994.

3. Бине А. Измерение умственных способностей. – М., 1949.

4. Будилова К.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. – М., 1983.

5. Валлон А. От действия к мысли. – М, 1956.

6. Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург, 1995

7. Леви-Брюль Л. Сверхестественное в первобытном мышлении. – М, 1994.

8. Леви-Строс К. Первобытное мышление. – М., 1994.

9. Мид М. Культура и мир детства. – М., 1988.

10. Михайловский Н.К. Герой и толпа. В 2 т. Т.1. – СПб., 1998.

11. Монтескье Ш. О духе законов // Избранные произведения. – М., 1955. С.410-416, 424-432.

12. Московиси С. Век толп. – М., 1996.

13. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. – М., 1999.

14. Тернер Дж. Структура социологической теории. – М.. 1985.

15. Чикин Б.Н. Из истории социальной психологии в России XIX в. – М., 1978.

16. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию // Психология социального бытия. – М., 1996.

Раздел 3: «Становление и развитие бихевиоризма»

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Сравнительный анализ подхода к научению в теориях Уотсона и Толмена.

2. Возникновение и развитие необихевиоризма (исследования Хантера, Лешли, Толмена, Халла, Вольпе, Айзенка)

Особенности формирования поведения в стимульном и оперантном подходе.

4. Оперантный бихевиоризм Скиннера.

5. Возможности и границы управления поведением в бихевиоризме.

6. Теория социального научения А. Бандуры (см. № 3, 8).

Рекомендуемая литература

1. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. – М., 1999.

2. История зарубежной психологии: Тексты. – М., 1986.

3. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Питер, 2001. – 464с.

4. Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии. – М., 1929.

5. Торндайк Э. Процесс учения у человека. – М., 1935.

6. Уотсон Д. Психология как наука о поведении. – Одесса, 1925.

7. Хрестоматия по истории психологии. – М., 1980. (или: История психологии. XX век. – М., 2002).

8. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд. – СПб., 2006.

9. Шульц Д., Шульц С.Э. История современной психологии. – СПб, 1998.

10. Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1996.

Контрольные вопросы

1. Какие направления исследования существуют в школе бихевиоризма?

2. Почему бихевиористы считали нужным исключить сознание из предмета психологии?

3. В чем суть понятия научения?

4. Какой метод исследования был разработан Торндайком?

5. Какие эксперименты по изучению эмоций проводились Уотсоном?

6. Каковы причины модификации классического бихевиоризма?

7. Какова роль когнитивных карт в развитии поведения?

8. В чем разница между первичным и вторичным подкреплением, по мнению Хала?

9. В чем различия между стимульным и оперантным бихевиоризмом?

10. Почему оперантное поведение не распадается при отсутствии подкрепления?

11. Что такое косвенное подкрепление?

12. В чем значение самоэффективности, по мнению Бандуры?

Раздел 4: «Гештальтпсихология»

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Сравнительный анализ подхода к проблеме мышления в бихевиоризме и гештальтпсихологии.

2. Проблема инсайта и подход к его изучению в гештальтпсихологии.

3. Роль социальной ситуации в развитии гештальтпсихологии.

4. Значение теории «психологического поля» Левина для современной психологии личности.

Рекомендуемая литература

1. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. – М., 1987.

2. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. – М., 1999.

3. История зарубежной психологии: Тексты. – М., 1986.

4. Келлер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. – М., 1930.

5. Коффка К. Основы психического развития. – М., Л., 1934.

6. Левин К. Теория поля в социальных науках. – СПб, 2000.

7. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Питер, 2001. – 464с.

8. Хрестоматия по истории психологии. – М., 1980. (или: История психологии. XX век. – М., 2002).

9. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд. – СПб., 2006.

10. Шульц Д., Шульц С.Э. История современной психологии. – СПб, 1998.

Наши рекомендации