Решения по отбору персонала, принятые разными менеджерами
№ | Студент | Отобраны | |||
бухгалтер | начальник | дизайнер | секретарь | ||
Алла | Боря | Зина | Женя | Дима | |
Боря | Егор | Гена | Зина | Дима | |
Валя | Дима | Боря | Гена | Зина | |
Гена | Зина | Алла | Дима | Валя | |
Дима | Женя | Гена | Алла | Зина | |
Егор | Боря | Алла | Дима | Женя | |
7 | Женя | Зина | Гена | Дима | Валя |
Зина | Боря | Валя | Егор | Женя |
В результате тестирования получены следующие данные:
* Квадрат — Боря;
* Треугольники — Алла, Гена, Зина;
* Прямоугольник — Егор;
* Круги — Валя, Женя;
* Зигзаг —Дима.
Возьмем для примера табл. 10.4, заполненную Аллой при отборе претендентов и преподавателем при выставлении баллов. Есть совпадение по первым двум должностям, поэтому Алла получает 2 балла.
Таблица 10.4
Пример выбора претендентов
Должность | Тип должности | Претендент | Тип претендента |
Бухгалтер | KB | Боря | KB |
Начальник отдела | ТР | Зина | ТР |
Дизайнер | ЗГ | Женя | КР |
Пресс-секр. | КР | Дима | ЗГ |
3. Возьмем для примера табл. 10.5, заполненную Аллой в тетради в ходе тестирования:
Таблица 10.5
Пример результатов самотестирования
А | Б | В | Г | д | |
Итого: |
Поскольку максимальная сумма получена в столбце «В», то доминирующий тип Аллы — треугольник.
4. Таблица на доске содержит результаты отбора претендентов и итоги тестирования (см. табл. 10.6).
5. Итоги игры:
* Победил в игре Егор. Результативность проведенного им отбора равна 100%, поскольку тип каждого претендента совпал с типом соответствующей должности. Егор мало востребован на рынке труда — у него всего два предложения. Возможно, это связано с его «прямоугольным», переходным психологическим типом. Егор получил 4 балла.
Таблица 10.6
Студент как менеджер и как претендент
№ | Студент | Типа | Баллы | Предложения |
Алла | ТР | Начальник, начальник, дизайнер | ||
Боря | KB | Бухгалтер, бухгалтер, бухгалтер, начальник | ||
Валя | КР | Начальник, секретарь, секретарь, секретарь | ||
Гена | ТР | Начальник, начальник, начальник, дизайнер | ||
Дима | зг | Бухгалтер, дизайнер, дизайнер, дизайнер, секретарь, секретарь | ||
Егор | ПР | Бухгалтер, дизайнер | ||
Женя | КР | Бухгалтер, дизайнер, секретарь, секретарь | ||
Зина | ТР | Бухгалтер, бухгалтер, начальник, дизайнер, секретарь |
* Менее успешным был отбор претендентов у Гены и Жени — 3 совпадения из четырех, или 75%. Каждый из них умеренно востребован на рынке труда — у них по 4 предложения. Работодатели признают в Гене руководителя: 3 из 4 предложений — на руководящую работу. Что касается Жени, то лишь 50% работодателей предлагают ему работу, соответствующую его психологическому типу, выявленному в результате тестирования (Круг). Гена и Женя получили по 3 балла.
* Средний результат у Аллы и Зины (2 совпадения из 4, или 50%). Алла мало востребована на рынке труда (3 предложения), но при этом студенты признают в ней лидера: 2 предлог жения из 3 — на руководящую работу (что соответствует ее типу). В то же время студенты не признают Зину лидером, хотя тест определил ее как Треугольник (лишь одно предложение из 5 — на руководящую работу, или 20%). Алла и Зина получили по 2 балла.
* Слабый результат у Бори и Димы (1 совпадение из 4). Студенты группы подтвердили психологический тип Бори (Квадрат): 3 из 4 предложений — на работу бухгалтера. Дима больше востребован на рынке труда (6 предложений), однако он в меньшей мере подтвердил свои творческие способности (Зигзаг), выявленные в результате теста (50%). Боря и Дима получили по одному баллу.
* Чрезвычайно низкий результат у Вали: ни одного совпадения. Она востребована на рынке труда, но работодатели, тем не менее, видят в ней Круг, т. е. подтверждают результаты теста: 3 предложения из 4 — на работу пресс-секретарем. Валя получила 0 баллов.
11. Деловая игра «Рынок труда»
Цели игры
1. Усвоить понятия «ставка заработной платы», «трудовой доход», «равновесие работника», «предельный продукт труда», «равновесный объем труда», «спрос на труд», «предложение труда».
2. Научиться определять функцию индивидуального предложения труда работника на основе его функции полезности, заданной в табличной ферме на множестве альтернатив «досуг — доход».
3. Научиться определять функцию спроса на труд предприятия на основе его производственной функции, представленной в табличной форме.
4. Приобрести элементарные навыки определения оптимальной численности работников предприятия и набора персонала.
5. Приобрести элементарные навыки поиска наилучшего места работы и определения оптимальной продолжительности рабочего дня.
Понятия
Ставка заработной платы — цена одного часа труда.
Трудовой доход — дневная заработная плата, равна ставке заработной платы, умноженной на продолжительность трудового дня работника.
Равновесие работника — ситуация, когда при заданной ставке заработной платы достигается максимальная полезность набора «досуг — доход».
Производственная функция — зависимость дневной выручки предприятия от объема используемого за день труда.
Предельный продукт труда — прирост дневной выручки предприятия, полученный в результате увеличения объема используемого за день труда на один час.
Равновесный объем труда — объем используемого за день труда, который при заданной ставке заработной платы обеспечивает предприятию максимальную ежедневную прибыль.
Спрос на труд — количество часов труда, которое предприятие приобретет в день при заданной ставке заработной платы; равен равновесному объему труда.
Предложение труда — количество часов труда, которое работник желает продать в течение дня при заданной ставке заработной платы.
Теория
1. Функция предложения труда работника строится исходя из предположения, что он может количественно оценить полезность любого набора «досуг — доход». Полезность измеряется в гипотетических (несуществующих, условных) единицах. Под досугом понимается время, свободное от наемного труда. Величина досуга (как и трудового дня) может меняться от 0 до 24 часов. Доход есть дневная заработная плата работника.
В табл. 11.1 представлены три значения досуга, два значения дохода и шесть значений индивидуальной полезности, отвечающих соответствующим наборам «досуг — доход».
В табл. 11.2 представлены значения продолжительности трудового дня, дохода и ставки заработной платы, отвечающие соответствующим наборам «досуг— доход». Так набору (18; 72) отвечает продолжительность трудового дня 6 часов (24 - 18) и ставка заработной платы 12 руб./ч (72:6).
Таблица 11.1
Досуг, доход и полезность
Доход | Полезность | |
85 86 88 80 83 84 | ||
16 18 20 | Досуг |
Определим функцию предложения труда работника, используя табл. 11.1 и 11.2. Для этого ставки зарплаты, находящиеся в пределах 0-4, 5-9, 10-14 и 15-19, будем считать равными внутри каждого промежутка и округлять до среднего значения. Так, все ставки от 0 до 4 будем считать равными 2,5 руб./ч.
Таблица 11.2