Давайте вместе этому учиться! 7 страница

4 тип принятия решения:

1.Женщина на новость о беременности отреагировала негативно (мысли об аборте) Þ 2.окружающие высказывают разные точки зрения Þ 3.она поменяла отрицательное отношение (желание сделать аборт) на положительное, сохраняет беременность, рожает ребенка Þ 4. Сохранила положительное отношение к рождению ребенка – довольна решением о рождении ребенка.

Давайте вместе этому учиться! 7 страница - student2.ru ***Случай из практики. Елизавета, 36 лет. Есть дочь, в разводе, живут в съемном жилье, свое жилье не пригодно для жизни, располагается в доме под снос.

Елизавета забеременела от мужчины, с которым встречалась полгода. Он сказал, что у него уже есть сын, и больше детей ему не нужно. Предложил сделать аборт. Елизавета к новости о беременности тоже отнеслась отрицательно.

Елизавета пришла на прием к психологу с настроем сделать аборт: «сама не знаю, зачем я пришла, я все равно это сделаю. Рассказала о том, что всю жизнь у нее не складывались отношения с мужчинами, что она никому не верит. Что люди вообще не могут бескорыстно помогать, и что центр помогает только из-за выгоды, а на самом деле на детей нам плевать. Рассказала, что делала от мужа 4 аборта. Не хотела больше рожать. Рассказывала, что после абортов у нее теперь очень болезненные месячные и много гинекологических проблем. Беседа длилась 2 часа. Фактически это был монолог Елизаветы, психолог почти ничего не говорил. На прощание Елизавета сказала, что сделает аборт, но ей все равно было приятно с нами пообщаться.

Через три дня позвонила подруга Елизаветы и сказала, что та решила рожать, но стесняется сейчас прийти к нам за помощью, так как боится, что грубо разговаривала и обидела нас. Далее Елизавету уволили с работы. Были трудные поиски нового жилья, фиктивное трудоустройство для того, чтобы получить декретные выплаты. Ей и сейчас уже после рождения ребенка очень трудно, но она счастлива. Говорит, что с первым ребенком она не так ощущала материнство, еще молодая была и глупая. А теперь все иначе, чувства гораздо глубже и сильнее чувствуется ответственность. Ситуация выровнялась, трудности оказались разрешимыми.***

В подобных случаях крайне важно оказать реальную видимую помощь женщине, искренне участвуя в ее судьбе, иначе, сохранив ребенка, она впоследствии может разочароваться и пойти по пути деструктивных отношений с ребенком.

5 тип принятия решения:

1.Женщина на новость о беременности отреагировала положительно (желание родить) Þ 2.окружающие высказывают разные точки зрения Þ 3. она сохранила свое положительное отношение к беременности (желание родить ребенка) – сохраняет беременность, рожает ребенка Þ 4. Сохранила положительное отношение к рождению ребенка – довольна решением о рождении ребенка. В данном типе ситуаций мысли об аборте возникают в большинстве случаев из-за негативного давления окружения, в первую очередь членов семьи и отца ребенка.

Давайте вместе этому учиться! 7 страница - student2.ru ***Случай из практики. Галина, 32 года. В разводе. Есть две дочери. Развелась с мужем, потому что начал сильно пить. Затем Василий (муж) пришел, предлагал снова сойтись, сказал, что бросил пить, закодировался, работает. Уже через два месяца Галина забеременела. Беременность стала неожиданностью, так как пара предохранялась. Василий стал предлагать аборт, мотивируя это тем, что ему и этих двух детей содержать тяжело. А третьего ребенка им просто не потянуть. Они жили в однокомнатной квартире, условия очень стесненные.

Свекровь тоже выступила за аборт. Мать же Галины поддержала дочь в желании родить. Она сама сделала один аборт, о чем теперь очень жалела и не хотела, чтобы дочь совершила подобный шаг. Галина оказалась между двух огней, было очень страшно и трудно принять решение. Но Галина позже рассказывала, что, не смотря на страх, уже любила этого ребенка и понимала, что просто не хватит духа сделать аборт. Галина решила рожать. Муж стал устраивать ссоры, тогда женщина напомнила ему, что они уже в разводе, а он здесь не прописан и предложила ему снова уйти, что он и сделал. Галина получала помощь от матери и через центр для беременных в трудной жизненной ситуации.

После рождения сына, она подала документы в городскую программу по улучшению жилищных условий, и вскоре пришел положительный ответ. Галина продала однокомнатную квартиру и, добавив деньги, выделенные бюджетом, купила малогабаритную трехкомнатную квартиру. Ситуация разрешилась удивительно хорошо. Галина счастлива, что сохранила ребенка и не поддалась на провокации.***

В подобных случаях крайне важно привлекать к консультированию социальное окружение беременной, о чем мы подробно поговорим в главах «отец ребенка», «семья беременной», «семья отца ребенка».

6 тип принятия решения:

1.Женщина на новость о беременности отреагировала положительно (желание родить) Þ 2.окружающие высказывают разные точки зрения Þ 3. она сохранила свое положительное отношение к беременности (желание родить ребенка) – сохраняет беременность, рожает ребенка Þ 4. Поменяла свое отношение к рождению ребенка на отрицательное – сожаление о рождении ребенка.

Давайте вместе этому учиться! 7 страница - student2.ru ***Случай из практики.Арина, 23 года. Отец пьет, родители постоянно ссорятся. Когда Арина забеременела – родители категорично настаивали на аборте. Арина училась в институте, параллельно работала. Отец ребенка после новости о беременности исчез, Арина пыталась ему дозвониться, но безрезультатно.

Во время беседы с психологом девушка постоянно плакала: «Я очень люблю этого ребенка и хочу родить. Когда мои подруги делали аборты, я думала про себя, что сама никогда не пойду на это. Я всегда осуждала аборты. Это ужасно – убить своего ребенка. Но я просто в безвыходной ситуации. Все родные отказали в помощи, я не могу находиться дома, они кричат и требуют аборта». Арина очень просила помочь, она говорила, что лучше покончит с собой, чем сделает аборт, но и родить – нет сил.

После бесед родители смягчились и разрешили ей родить, обещали помогать с внуком. Но когда малышу исполнилось 5 месяцев, отец Арины снова ушел в запой, он начал бить мать и ее. Мама озлобилась и стала выливать обиду на дочь, обвиняя ее в рождении ребенка и создании новых проблем. Оставаться там с ребенком для Арины стало опасно. Центр продолжал помогать, но Арина стала падать духом, очень болезненно реагировала на обвинения матери. В итоге мать настроила ее, что надо сдать ребенка временно в детский дом, что это единственная возможность закончить учебу и найти нормальную работу. Арина так и сделала. У нее стало зреть разочарование в том, что она сохранила беременность. То мужество и сила духа, которые были у нее в период беременности, стали покидать ее после рождения ребенка. Она сказала, что устала сопротивляться и чувствовать себя самой плохой в семье. Говорила, что просто обязана получить образование, чтобы потом обеспечить себе будущее. Она не могла однозначно сказать, что снова бы сохранила беременность. Она подписала окончательный отказ от ребенка.***

В подобных случаях, как и при 3 типе принятия решения, разочарование, как правило, наступает из-за отсутствия социальной поддержки и эмоциональной неспособностью женщины в одиночку справиться с навалившимися трудностями. В большинстве случаев изначально сохранение беременности происходило из деструктивных мотивов. В данных ситуациях важно на этапе разочарования оказать необходимую социальную и эмоциональную поддержку для профилактики нарушений в детско-родительских отношениях, отказа от ребенка и последующих абортов.

7 тип принятия решения:

1.Женщина на новость о беременности отреагировала положительно (желание родить) Þ 2.окружающие высказывают разные точки зрения Þ 3. она меняет свое отношение к беременности на отрицательное (желание сделать аборт), делает аборт Þ 4. спустя определенное время говорит, что довольна; оценивает свой поступок, как правильный.

Давайте вместе этому учиться! 7 страница - student2.ru ***Случай из практики. Вероника. Отец ребенка сначала обрадовался, но через три недели внезапно заговорил об аборте, а затем исчез. О ребенке он сказал, что пусть она сама решает, оставить его или нет. Вероника рассказывала: «Я плакала целыми днями, у меня была настоящая истерика, меня просто трясло. Это не могло не сказаться на ребенке, я боялась за его здоровье. Я эмоционально совершенно была не готова сейчас стать матерью, в такой обстановке. Я решила, что лучше сделать аборт».

Мы говорили с Вероникой спустя полгода после аборта. После аборта отец ребенка вернулся, и она приняла его обратно, они стали жить вместе, а та прерванная беременность стала для них запретной темой, они никогда ее не обсуждали, словно ничего и не было. Она говорит, что не жалеет об аборте и что снова бы так поступила, что ребенка нужно рожать только тогда, когда оба родителя уверены, что он им нужен.***

Часто ощущение «удовлетворения» абортом показное, а действия и поступки женщины выдают яркий постабортный синдром (ПАС). Поэтому консультирование может строиться по принципам, описанным в главе «женщины со множественными абортами». Важно помочь женщине увидеть симптомы ПАС в своем поведении и отношении к семье и детям. Необходимо учитывать, что эти женщины находятся в группе риска по совершению множественных абортов.

8 тип принятия решения:

1.Женщина на новость о беременности отреагировала положительно (желание родить) Þ 2.окружающие высказывают разные точки зрения Þ 3. она меняет свое отношение к беременности на отрицательное (желание сделать аборт), делает аборт Þ 4. Поменяла свое отношение к рождению ребенка на положительное - сожаление об аборте (постабортный синдром).

Давайте вместе этому учиться! 7 страница - student2.ru ***Случай из интернета «Все легло на мои плечи….»:«Я очень люблю детей и всегда хотела ребенка... никогда не думала, что что-то может меня заставить пойти на аборт. Полгода назад я узнала, что беременна, когда увидела 2 полоски, сначала рыдала, потом радовалась... была не замужем, сложное финансовое положение, 4 года учебы... боялась реакции родителей, они очень строгие, всегда возлагали на меня большие надежды. Но все-таки решила оставить ребенка, несмотря ни на что... тем более есть любимый и любящий человек. Когда сказала ему, он был рад, когда узнали мои родители - была катастрофа: кричали, ругались, сказали делать аборт. Такой реакции я не ожидала, мой любимый всю ответственность переложил на мои плечи, его родители были, конечно, рады, но никакой инициативы и поддержки с их стороны не было.... все собралось в кучу, я запуталась. Неделю рыдала, все надеялась, что хоть кто-то поддержит, но все молчали... в один миг на меня что-то нахлынуло и я всем сказала что иду на аборт, никто не сказал ничего против, все молча согласились и наверное облегченно вздохнули.

На приеме у гинеколога я надеялась, что доктор начнет меня отговаривать, я цеплялась за любую поддержку, чтобы передумать... Но женщина-доктор осмотрела меня и отправила в операционную... уже сидя на кресле я хотела убежать, отказаться, не понимаю почему я этого не сделала!!!! сначала было очень тяжело, очень больно, я надеялась, что боль пройдет и я вернусь к нормальной жизни...не могла смотреть на детей, сразу начинала плакать...теперь раскаиваюсь и хочу малыша, каждый месяц жду что будет задержка, надеюсь увидеть долгожданные 2 полоски...вот сейчас задержка 2 дня и я надеюсь, что у меня внутри зарождается новая жизнь. Может кто-то меня осудит, ваше право. Но я пишу не для этого...если кто-то прочитал мою историю и думает делать аборт или нет, прошу: не делай этого, не губи эту маленькую жизнь, не слушай никого, слушай свое сердце, представь, что маленькие нежные ручки обнимают тебя, маленькие губки целуют и шепчут слово "МАМА"....» [67]***

Женщины, которые делают аборт под давлением социального окружения, сами при этом испытывая нежность и любовь к зачатому ребенку, однозначно впоследствии переживают ПАС. Поэтому на предабортном консультировании все женщины информируются о сути и возможных проявлениях постабортного синдрома. А в случае совершения аборта им рекомендована в последующем психологическая помощь по преодолению ПАС. Стратегии консультирования при давлении социального окружения мы разберем в главе «семья беременной», «семья отца ребенка», «близкое социальное окружение».

2.5. Социально-психологическое сопровождение
кризисной беременности.

Ряд медико-психологических исследований показал, что вынашивание нежелательной для женщины беременности зачастую сопровождается рядом соматических симптомов, таких как токсикозы, склонность к выкидышам, различные осложнения течения беременности (проблемы с плацентой, кровообращением плода и др.), преждевременные, осложненные или очень болезненные роды. При этом психологи делают акцент на искажении восприятия беременности такими матерями: они склонны долго «не замечать» факт наступления беременности, игнорируют либо негативно относятся к шевелениям плода, негативно настроены на роды. После рождения ребенка у них чаще встречаются трудности в установлении контакта с ребенком, проблемы в кормлении грудью (отсутствие молока, отказ ребенка брать грудь и др.). Поэтому еще раз повторим задачи предабортного консультирования: 2 задача предабортного консультирования – выявить истинные мотивы прерывания и сохранения беременности. 3 задача – откорректировать деструктивные мотивы сохранения беременности.

Сохраняя изначально нежеланную беременность, женщина часто отталкивается как от конструктивных, так и от деструктивных мотивов. И мы с вами уже говорили о том, что после того, как женщина приняла решение сохранить беременность, с ней начинается второй этап психологической работы – «психологическое сопровождение беременности», цель которого как раз и заключается в предупреждении и своевременной коррекции всех выше перечисленных негативных последствий для матери и ребенка. Рекомендуемые формы социально-психологической работы с беременными, имеющими психологические сложности с адаптацией к беременности: индивидуальные психологические беседы, групповая форма работы с беременными, занятия по подготовке к родам, снабжение литературой, видеоматериалами, социально-психологический патронаж на дому или на социальной квартире после рождения ребенка.

Типы поведения женщины на предабортном консультировании:

1. Агрессивная закрытость: «Я все решила, не ваше дело». Дает односложные ответы. Воспринимает вопросы как копание в душе. Важно говорить мягким тоном. Больше сосредоточиться на информированном согласии об аборте. Задать ей вопросы о том, что она знает по внутриутробному развитию ребенка, по процедуре аборта. Использовать макеты внутриутробного развития, называть слова «ребенок», «мама», «радость» и т.д. Важно попытаться побудить женщину назвать какие-либо причины выбора, чтобы было о чем говорить.

Такая консультация редко длится более 15-20 минут, если не удается заинтересовать женщину обсуждением определенного момента. Очень важно дать ей информационные материалы. Часто они отказываются брать их с собой, говорят, что выкинут, что лучше отдайте их тем, кому надо. К слову, таких женщин все-таки в процентном отношении небольшое количество.

2. Молчаливое недоверие. Эти женщины тоже скрытны, как и первая группа, но в основе лежит страх и недоверие консультанту, психологам вообще. Часто это женщины конформные, недоверчивые к миру. С низким уровнем рефлексии, могут быть в зависимых отношениях с мужчиной или матерью.Они тоже могут давать односложные ответы, но более отзывчивы, чем представительницы первой группы. Готовы слушать, поэтому консультация может длиться и до 30 минут. Они, как правило, берут информационные материалы с собой, скорее всего, читают. Больше всего откликаются на реальное предложение помощи (вещи на ребенка, продукты, подарочные книги). Если же она из состоятельной семьи, то брать ничего не станет, но это может ее расположить к центру помощи. Здесь требуется опыт консультанта, чтобы понять по отрывистым репликам женщины, что ее волнует, что сказать, чтобы она откликнулась.

3. Частичная открытость. Это женщины, которые могут без большого желания, но все же говорить о мотивах прерывания беременности. Расскажут частично свою ситуацию. Но роль лидера в консультации принадлежит психологу. Если он не станет задавать подводящих вопросов, женщина откровенничать не будет. Если беременная почувствует расположение к психологу, то беседа может перейти на качественный уровень и продлится до часа, берут с собой информационные материалы. Такие женщины на повторную консультацию приходят редко. Они закрепощают себя, скрывают свои эмоции. Даже если разговор заходит о чем-то важном - сдерживают слезы, стесняются и не желают показывать свои эмоции чужому человеку (консультанту). Их важно поддержать в проявлении эмоций: «это нормально, не надо сдерживать свои чувства и страхи».

4. Доверительная открытость. Женщины спокойно сами рассказывают свои трудности, сомнения, сами выдвигают аргументы и за аборт, и за рождение ребенка. Спрашивают совета, открыты к проявлению эмоций – могут плакать, грустить, смеяться в зависимости от того, о чем рассказывают. Они возьмут информационные материалы с собой. С этой группой складываются самые эффективные и глубокие консультации. Эти женщины соглашаются приходить на повторные консультации, могут привести подругу, отца ребенка или мать. Но все же чаще приходят одни, пытаясь разобраться с собственными ощущениями и переживаниями. Для них переживание кризисной беременности действительно становится способом выйти на новый уровень личностного развития.

5. Активный поиск (требование помощи). Такие женщины сами могут найти консультанта через интернет, врача или знакомых. Чаще всего это те, кто сами хотят сохранить ребенка, но обстоятельства и окружение выступают против, оказывая на них определенное давление. Они открыты, настойчивы. Чаще всего при получении помощи и просто моральной поддержки сохраняют беременность. Но минусом является то, что некоторые из них часто не готовы к рефлексии, самоанализу, а сосредотачиваются на решении сиюминутных проблем: вещи на ребенка, чтобы кто-то поговорил с мамой или сестрой и т.д. При этом они всячески уходят от психологической работы над собой, своими установками и мотивами. Поэтому с такими женщинами важно обозначать: «давай четко разграничим два направления нашего взаимодействия: есть получение помощи (вещи, продукты, консультации юриста, помощь в уходе за ребенком, а есть психологическая работа (индивидуальная, групповая)». Чаще всего эти женщины отказываются от психологической поддержки и сопровождения, а довольны просто получением реальной помощи. Минусом такой позиции является то, что ряд из них через несколько лет опять оказывается в подобной ситуации беременности перед выбором аборта, другая часть приписывается социальными службами к разряду «иждивенцев и требователей».

***

Тип принятия решения об исходе беременности, ведущие мотивы аборта и рождения ребенка зависят от индивидуальных психологических особенностей женщины, от характеристик семейной системы, от возраста, социального статуса беременной и от ряда других составляющих. При этом можно выделить группы беременных, схожих между собой по определенным показателям, которые важно знать и учитывать при построении психологической консультации. Итак, пришло время сформулировать 5 задачу консультирования беременной в трудной жизненной ситуации.

5 задача предабортного консультирования:

Необходимо строить консультацию с учетом возрастных, социальных, национальных и других отличительных характеристик беременной женщины. Важно учитывать особенности социальной ситуации женщины и ее предшествующий репродуктивный опыт.

Для реализации этой задачи нам важно понять, на какие группы делятся все случаи беременности, и каковы особенности работы с каждой конкретной группой. Этому будет посвящена вся следующая глава.

Глава 3.
Типы ситуаций беременности.

Существуют разные классификации групп беременных.

1. По возрасту – основные подходы: несовершеннолетние беременные (до 18 лет), студенчество (18-23), средний возраст (25-35), зрелый возраст (36-45). В каждом конкретном исследовании варьируются возрастные границы групп +/- несколько лет.

2. Есть различение женщин со множественными абортами (2 и более) и женщин, сделавших только один аборт.

3. Светлана Черняева [167] предложила классификацию ситуаций по типу кризисности беременности: а) беременность в результате изнасилования, б) беременность малолетней, в) беременность тяжелобольной, г) беременность ВИЧ-инфицированной, д) беременность одинокой матери, е) беременность заключенной, ж) беременность женщины, страдающей алкогольной или наркотической зависимостью, з) серьезные материальные трудности матери, например, отсутствие жилья и работы, и) социальная нежелательность ребенка и сильное социальное давление на мать.

4. В ряде исследований за основу берут юридическую классификацию разрешений на аборт. В России одно из самых либеральных законодательств об аборте. Статья 36 "Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан" разрешает

а) "аборт по просьбе" до 12 недель беременности,

б) по социальным показаниям - до 22 недель: 1) сожительство с родственниками (инцест), 2) беременность в результате изнасилования.

в) по медицинским показаниям - независимо от срока беременности. Разрешение на аборт по решению врачебной комиссии: (положение подзаконного акта Минздрава РФ (1994 Г.)): «если беременная женщина не относится ни к одной из этих девяти социальных групп, разрешение на производство позднего аборта ей может быть выдано врачебной комиссией "в индивидуальном порядке"».

5. В определенных исследованиях женщины, идущие на аборт классифицируются по типу выбираемого аборт: а) выбирают хирургический аборт, б) выбирают медикаментозный аборт.

6. И последний тип классификации - по степени легальности совершаемого аборта: а) аборт, совершенный в рамках исполнения законодательства, б) криминальный (незаконный) аборт. (С точки зрения современного российского законодательства криминальным (незаконным) считается искусственное прерывание беременности, произведенное лицом, не имеющим медицинского сертификата по специальности "врач акушер-гинеколог").

Другие классификации, создаваемые, исходя из целей исследования.

Разные исследования освещают разные фрагменты этих классификаций и позволяют создать в совокупности целостный образ ситуаций принятия решения в ситуациях незапланированной беременности. Женщины в каждой выделенной группе имеют свои особенности, объединяющие их. Важно знать и понимать эти особенности для организации эффективной психологической помощи.

3.1. Различия в женщинах разных возрастных групп.

Как показывают исследования, проведенные А.Н. Юсуповой, В.Ю. Альбицким и другими основную группу женщин, прерывающих беременность искусственным абортом, составляют лица в возрасте 20-29 лет и 30-39 лет (38,2% и 31,3% соответственно).[176] Доля женщин 18 лет составляет 14,6%, 17 лет и моложе - 11,8%, 40 лет и старше - 4,2%.

Так, например, в 2008 году согласно официальной статистике было сделано 1385600 абортов, из них 9000 абортов пришлось на девочек до 15 лет, 124600 абортов – девушки до 19 лет, 999900 абортов – женщины в возрасте от 20 до 34 лет, 260300 – 35 лет и старше, из них 136800 женщин прервали первую беременность.[51]

3.1.1. Беременность несовершеннолетней.

Статистика. По оценке министра здравоохранения и социального развития РФ Михаила Зурабова в России ежегодно делается 1,6 - 1,7 миллионов абортов.[134]Россия на первом месте в мире по числу абортов: здесь, даже по официальной статистике, абортом заканчиваются 57% всех беременностей,при этомкаждый пятый аборт делается подростками до 18 лет. Одновременно важно отметить, что часть этих девушек к 18летию успевают сделать несколько абортов. Например, Галин А.П. [46] приводит такие цифры: в его исследовании различных аспектов абортов у юных женщин, первобеременные девушки составили 68,7% выборки, а повторнобеременные, имевшие в анамнезе аборт - 25%.

Давайте вместе этому учиться! 7 страница - student2.ru ***Случай из практики. Арина, 16 лет. Беременность обнаружила мама, когда спросила дочь, почему не убывают прокладки, а Арина ответила, что у нее уже давно нет месячных. Арина имела два половых акта со своим другом. На момент установления факта беременности они уже расстались. Мать повела Арину на аборт, но выяснилось, что срок уже 5 месяцев, аборт делать поздно. Им предложили вызвать искусственные роды, но врач объяснил опасность такой процедуры для здоровья и жизни девушки. Мама отказалась от этого и решила сохранять беременность.Арина полностью шла за мнением и словами матери. Девушка выглядела потерянной, пребывала в шоковом состоянии, большую часть времени молчала. Отец ребенка и его родители отказались от участия в судьбе ребенка.

Первой проблемной зоной, которая вскоре проявилась, оказалось нарушение контакта Арины со сверстницами. Подруги ходили на дискотеки, беседовали о мальчиках, занимались нарядами, и девушке с ними было уже не интересно. Арина пыталась читать о беременности, родах, детях, но обсудить это ни с кем кроме мамы у нее не было возможности. К родам девушка уже практически не общалась с подругами, больше была одна, говорила, что вместе стало совсем не интересно.

Второй проблемной зоной стало ее отношение к родам. Девушка очень их боялась, но в тоже время отказалась ходить на курсы подготовки к родам при женской консультации. Вероятно, это было вызвано общим сопротивлением материнству. После рождения ребенка это выразилось в быстром исчезновении молока и переводе дочки на искусственное питание.

Третьей проблемной зоной стали трудности, связанные с непониманием нужд ребенка. Арина первое время достаточно отстраненно вела себя с ребенком, чувствовалось ее напряжение, когда она брала дочку на руки. Девушка мало с ней говорила, стеснялась делать это при посторонних. Ей трудно было понять, как можно общаться с ребенком, который еще не разговаривает. Основную функцию по взаимодействию с ребенком взяла на себя мать Арины, а девушка старалась повторять то, что делает мама.***

Давайте вместе этому учиться! 7 страница - student2.ru ***Случай из практики. Анастасия, 16 лет. Девушка забеременела, когда отдыхала в детском лагере. Родители пребывали в шоке, дома разразился настоящий скандал, у отца произошел сердечный приступ. Но Настя однозначно заявила, что будет рожать. На стороне девушки оказалась ее старшая девятнадцатилетняя сестра Марина. Девушки вдвоем успокаивали родителей, убедили их, что нужно родить ребенка. Настя пребывала в эйфоричном, восторженном состоянии. Ходила на курсы подготовки к родам при женской консультации, в интернете на разных форумах общалась с другими беременными и молодыми мамами, перевелась в школе на домашнее обучение, стала готовить вещи для новорожденного, выбирать имя. Роды прошли легко. Девушка кормила грудью, постоянно говорила и играла с ребенком. Легко и радостно взаимодействовала с дочкой. Контакты с подругами девушка сохранила, многие из них приходили посидеть с малышкой, приносили подарки. У Насти после рождения ребенка появилось много новых подруг – молодых мам. Девушка строит планы получения образования. Решила стать парикмахером, уже подрабатывает, делая простые стрижки и прически на дому. Девушка не считает, что ребенок может быть препятствием для личной жизни. Когда дочке было полгода, стала встречаться с молодым человеком, отношения длятся уже 8 месяцев.***

Обобщение: Как видно из этих двух случаев, очень многое зависит от личностной зрелости девушки, ее психологических особенностей и осознания материнства. Арина была тихой, замкнутой, малоконтактной девушкой, для которой адаптация к материнству оказалась сложным и длительным процессом. Настя же, напротив, с радостью приняла роль матери, как новый и красочный этап своей жизни, сильно и уверенно отстаивала свое решение родить ребенка, активно строит и реализует планы на будущее. Тем не менее, можно выделить определенные особенности, характерные именно для этой возрастной группы беременных.

Проблемные зоны данной возрастной группы:

1.Определенная физиологическая и психологическая неготовность к рождению и воспитанию ребенка. Данные психологических исследований свидетельствуют об искаженном формировании материнской сферы, несформированной мотивации материнства и инфантильном отношении к беременности у девушек-подростков, ожидающих ребенка. Они больше подвержены давлению в принимаемом решении со стороны семейного, социального окружения. Например, Галин А.П. [46] обследовал 80 несовершеннолетних девушек, прервавших беременность. В процессе анонимного анкетирования девушки в качестве причины аборта чаще всего называли: отрицательное отношение к беременности близких, стремление не обременять свою личную жизнь, отсутствие условий для воспитания ребенка, желание продолжить учебу, работу. На вопрос о том, как поступила бы девушка, если бы эти препятствия были устранены, 60% ответили, что сохранили бы беременность, а 40%, что все равно бы сделали аборт. Можно предполагать, что эти 40% и относятся к группе психологически неготовых к материнству, а остальные 60% оказались под влиянием социального окружения.

Наши рекомендации